Уголовно-правового регулирования преступности в местах лишения свободы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 20:43, дипломная работа

Краткое описание

Лишение свободы, как и любое другое наказание, предусмотренное Уголовным кодексом Российской Федерации, применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений (часть 2 статьи 43 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Исправление осужденного соответствует цели специального предупреждения преступлений. Она достигается, когда осужденный не совершает новых преступлений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………
1.Криминологическая характеристика преступности, в местах лишения свободы………………………………………………………………..
1.1. Анализ преступлений, совершивших в местах лишения свободы….
1.2.Причины и условия совершения преступлений в местах лишения свободы………………………………………………………………………….
2. Совершенствование борьбы с преступниками в местах лишения свободы………………………………………………………………………….
2.1. Актуальные проблемы борьбы с преступностью в местах лишения свободы………………………………………………………………
2.2.Специальные меры предупреждения преступности в местах лишения свободы………………………………………………………………………….
2.3 Характеристика личности преступника, совершающего преступления в местах лишения свободы……………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

1диплом мой %%%.docx

— 144.64 Кб (Скачать файл)

Жертвы гомосексуального насилия достаточно часто предпринимают попытки противостоять создавшейся ситуации, повысить свой социальный статус, отомстить обидчикам, что приводит к совершению преступлений (убийства, побеги и т.п.). По данным отечественных исследователей, в 30% случаев умышленным убийствам и тяжким телесным повреждениям, совершенным осужденными в местах лишения свободы, предшествовало противоправное, конфликтное, крайне агрессивное поведение самого потерпевшего, разновидностью которого являлась реальная угроза сексуального насилия.

Практически идентичная система существует в женских пенитенциарных учреждениях (крайне агрессивные, мужеподобные лесбиянки носят мужские имена-клички и сожительствуют с несколькими женщинами). По мнению О.В. Старкова, значительная часть женской преступности связана с преступлениями на гомосексуальной почве.

Обостряется проблема обеспеченности осужденных работой. Кроме того, труд осужденных не имеет никаких элементов добровольности. У осужденного нет прав на выбор вида труда, а отказ от труда расценивается как дисциплинарный проступок. Отношение же к труду является обязательным для решения вопроса об условно-досрочном освобождении. В построенной таким образом системе отбывания лишения свободы отсутствие работы усугубляет ее порочность, выступая в качестве криминогенного фактора. Значительное число осужденных не заняты трудом, многие используются на низкоквалифицированных и малооплачиваемых работах. Вследствие несоответствия темпов роста заработной платы осужденных их расходам, сокращения помощи родственников существенно обострилась проблема обеспечения их питанием и другими товарами первой необходимости.

Таким образом, если в совокупности оценивать условия жизни в местах лишения свободы, в том числе бытовые, то следует прийти к выводу, что эти условия сами по себе становятся причиной высокой эмоциональной, межличностной напряженности, тревожности, раздражительности. Эти индивидуально-психологические и социально-психологические явления и процессы в свою очередь порождают насилие, в том числе и как способ защиты. Иными словами, материальные факторы жизни осужденных создают их особую психологическую предрасположенность к насилию и поиску запрещенных законом путей улучшения своего положения, например, при помощи дачи взяток.

Насилие заложено в самой сути мест лишения свободы. Во-первых, потому, что в небольшой коллектив на ограниченном физическом пространстве попадают самые худшие в нравственном плане однополые существа. Это преступники, собранные вместе для проживания и работы в наихудших условиях, т.е. это люди, в жизни которых преступление не предположение, не возможность, а уже свершившийся факт, способ, с помощью которого они уже решали свои жизненные проблемы, и многие делали это неоднократно. По мере ограничения сферы общения осужденных, углубления противоречий между формальной и неформальной нормативно-ценностной системами конфликты становятся острее.

Увеличивается их латентный период и реже восстанавливаются позитивные отношения между участниками конфликта. В таких условиях затрудняется контроль за протеканием конфликтов. Если в воспитательных колониях и колониях общего вида режима при помощи администрации разрешается каждая вторая конфликтная ситуация, то в учреждениях строго вида режима эта доля падает до 20-25%. Кстати, многие осужденные считают, что порядка было бы больше, если бы начальник отряда был бы более независим и от руководства колонии, и от коллектива осужденных.

В местах лишения свободы имеет место взаимное криминальное "заражение" осужденных, их самоорганизация, характеризующаяся на навязывании обычаев, традиций и иерархии, бытующей в преступной среде. Преобладающее число преступлений, совершаемых осужденными, является проявлением неформальных санкций за нарушение тюремных законов (73%). Чаще всего (47%) эти санкции применяются к осужденным, сотрудничающим с администрацией мест лишения свободы, 12 % преступлений представляют собой расправу с теми, кто нарушает запрет на общение с осужденными из числа "отверженных". Около 18 % преступлений совершается на почве "выколачивания" долгов.

Среди причин преступного насилия в местах лишения свободы особое место занимают те, которые связаны с недостатками и упущениями в деятельности администрации. Указанные недостатки имеют не только прямое криминогенное значение, но и существенно затрудняют процесс исправления осужденных.

В целом указанные недостатки можно сгруппировать следующим образом:

1. применение представителями  администрации насилия к осужденным (от словесных оскорблений до  рукоприкладства), что может вызвать  ответную агрессию в отношении  не только должностных лиц, но  и других преступников;

2. попытка добиться некоего  подобия дисциплины путем подстрекательства  к физическим расправам одних  осужденных (как правило, неформальных  лидеров и их окружения) над непокорными; такое иногда бывает в колониях для несовершеннолетних;

3. несправедливое разрешение  возникающих в среде преступников  конфликтов, причем наиболее опасные  и аморальные случаи, когда предпочтение  отдается явно более сильному  или заведомо неправому, например "вору в законе" или другому  подобному лидеру;

4. нежелание администрации  вообще вмешиваться в конфликты  между преступниками;

5. неумение, а иногда нежелание  администрации защитить обижаемого, отвергаемого, что, помимо всего  прочего, создает общую атмосферу "беспредела" и уверенность лишенных свободы в том, что они полностью во власти произвола;

6. сокрытие фактов насильственных  преступлений от учета, нежелание  реагировать на них, что формируют  цепную реакцию агрессии и  жестокости;

7. непонимание, что в современных  условиях унижение личного достоинства, в какой бы форме оно не  проявлялось и от кого бы не исходило, воспринимается крайне болезненно. Столь же остра реакция осужденных на помехи в получении материальных благ, в первую очередь продуктов питания, а также препятствия в общении с родственниками и близкими, другими лишенными свободы, в проведении досуга и т.д.;

8. неудовлетворительная  организация охраны и надзора  за осужденными, слабый контроль, в том числе оперативный, за  их поведением.

Администрация, безусловно, должна быть высшим авторитетом для осужденных, ни в коем случае не уступая здесь позициям "ворам в законе" и другим лидерам преступного мира. В этой связи необходимо подчеркнуть, что представители администрации в глазах осужденных должны быть носителями идеи справедливости, т.е. каждый из них должен быть уверен, что именно у администрации и ни у кого другого он найдет справедливое решение своей проблемы. Справедливость - одна из самых высоких ценностей среди людей, лишенных свободы, во имя ее обеспечения совершаются многие насильственные акты.

Криминогенное значение могут иметь недостатки и упущения в воспитательной деятельности мест лишения свободы. Их можно сгруппировать следующим образом:

1. Отсутствие дифференцированного  воспитательного воздействия на  осужденных. Сейчас еще плохо  выявляют субъективные причины, которые привели данного человека  к совершению преступления и  которые могут вновь породить  преступное поведение. Воспитательное  воздействие на взяточника, например, сейчас практически такое же, как на осужденного за убийство.

2. Сотрудники исправительных  учреждений недостаточно владеют  приемами и навыками педагогического  воздействия на осужденных, не  умеют профессионально использовать  данные о психологии личности  конкретного лица (если такие  данные имеются) в своей воспитательной  работе.

3. В пенитенциарных учреждениях  отмечается низкий уровень общеобразовательного  обучения осужденных, которое, как  известно, обладает немалым воспитательным  потенциалом. По исследованиям, проведенным  Уфимским юридическим институтом  МВД России, 35,9 % осужденных считают учебу для себя важной, причем, предпочтение отдается профессиональному (11,2%) и заочному обучению (16,9%) .

2.Совершенствование  борьбы с преступниками в местах  лишения свободы

Теперь понятно, почему значительная часть осужденных отличается повышенной тревожностью, переживает страх, постоянное беспокойство, ожидание угрозы со стороны окружающего мира, который часто бывает к ним жесток и так унижает их.

Не следует думать, что администрация безразлична к актам насилия, допускаемым в среде осужденных. К большинству лиц, которые допускали насильственные действия, применялись, по имеющимся выборочным данным, предупреждение или выговор (60%) либо они помещались в штрафной изолятор (ШИЗО), дисциплинарный изолятор (ДИЗО) и помещение камерного типа (ПКТ) - 66%. Намного реже применялись такие взыскания, как внеочередное дежурство (33%), лишение права посещения кино, концерта и т. д. (19%), отмена улучшенных условий содержания (6%). Однако применение в основном суровых санкций в большинстве случаев не приводило к желаемым результатам: 56% отнеслись безразлично к наказанию, 14% бравировали им как неким высоким знаком отличия, но, правда, столько же раскаивались и испытывали чувство вины. Однако основная часть была безразлична к взысканию или даже гордилась им. Отсюда и последующее поведение: 67% наказанных вновь совершили насильственные действия и вновь были подвергнуты санкциям.

Наблюдение за отдельными лицами, которые вечно находятся в оппозиции к режиму содержания в колонии, показывает, что многим из них их образ жизни нравится и, более того, они вовсе не хотели бы с ним расставаться. Здесь у них полное сходство с политическими крикунами-фанатиками, для которых тоже не важен конечный результат, о котором, кстати, они могут иметь самое смутное представление или вообще не задумываться о нем. Для тюремных бунтарей главное - высказаться, точнее выкричаться, показать себя, обратить на себя внимание. Нет сомнений, что те и другие по большей части истероидные, демонстративные личности. Подконвойным оппозиционерам это не только дарует ореол мученика за справедливость, но и предоставляет возможность все время эмоционально разряжаться, никак не сдерживая свои желания и инстинкты. Подобная раскованность характерна для первобытной среды, в которой каждый мог делать то, что хотел, не будучи связан нравственными путами. Поэтому такое поведение нельзя назвать цивилизованным, но в условиях лишения свободы оно находит одобрение у очень многих преступников.

Можно посмотреть на проблему тюремного насилия с иных позиций и поставить вопрос в несколько парадоксальном, на первый взгляд даже нелепом, ракурсе: является ли насильственное поведение в местах лишения свободы необходимым и целесообразным? Мы склонны на этот вопрос дать противоречивый ответ. С одной стороны, необходимо отметить, что в местах лишения свободы люди хотя и с помощью насилия пытаются компенсировать все то, что они потеряли в связи со взятием под стражу. Как бы сам осужденный не был согласен с тем, что за его поступок обязательно должна наступать уголовная кара, его живая природа тем не менее неизбежно будет требовать выхода за рамки неволи и обретения того, что лежит за ними, хотя бы психологически. С другой стороны, само насилие вызывает осуждение.

Не следует думать, что насильственные действия в местах лишения свободы всегда представляют собой протест. В огромном числе случаев подобные действия являются привычным грубым способом разрешения данной жизненной ситуации, когда субъект вовсе не желает задумываться над тем, что можно прибегнуть к другим, неагрессивным формам поведения. Но особенностью насилия в исправительных учреждениях является то, что даже если оно в сущности носит характер протеста, обычно направлено на другого осужденного. Иными словами, если один преступник отбирает что-то (не обязательно материальные ценности) у другого преступника, тем самым он пытается компенсировать нечто, что у него отнято неволей. Лишенные свободы в отличие от администрации несравненно хуже защищены, поэтому объектом нападения других преступников они становятся намного чаще.

 

Межведомственная комиссия Совета безопасности Российской Федерации по борьбе с преступностью и коррупцией - образована Указом Президента Российской Федерации от 8 октября 1992 г. № 1189 “О мерах по защите прав граждан, охране правопорядка и усилению борьбы с преступностью”; является основным рабочим органом Совета безопасности Российской Федерации по реализации возложенных на нее задач в сфере обеспечения защиты личности, общества и государства от преступных посягательств; обеспечивает деятельность Совета безопасности Российской Федерации по разработке федеральных программ и иных решений, направленных на предупреждение и пресечение противоправной деятельности в обществе и структурах власти, по координации деятельности и взаимодействию министерств и ведомств, органов исполнительной власти Российской Федерации, принимающих участие в правоохранительной деятельности и защите экономических интересов Российской Федерации.

Меры предупреждения преступности - широкий комплекс взаимосвязанных мер, средств, направленных на выявление и устранение причин преступлений и условий, способствующих их совершению.

Меры профилактического воздействия - правовое воспитание и обучение населения, профилактические беседы, официальное предостережение, профилактический учет, профилактическая помощь, профилактическая паспортизация предприятий, учреждений и организаций, криминологическая экспертиза, профилактическое предписание.

Модель информационная - организованная по определенному принципу совокупность информации об объекте, наглядное упрощение исследуемого явления.

Мотив преступления - побуждения (состояния) индивида, вызывающие его определенную активность, направляющие и стимулирующие противоправное действие (бездействие). В роли мотивов могут выступать потребности и интересы, влечения и эмоции, установки и идеалы.

Информация о работе Уголовно-правового регулирования преступности в местах лишения свободы