Уголовно-правовая характеристика преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 10:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучение общей и уголовно-правовой характеристики изнасилования и насильственных действий сексуального характера. Поставленная цель определяет задачи исследования:
1. Раскрыть понятие и виды изнасилования и насильственных действий сексуального характера;
2.Рассмотреть состояние, структуру, динамику развития преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности, сопряженных с насилием или угрозой его применения (ст.131, ст. 132 УК РФ);
3.Дать уголовно-правовую характеристику преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности;

Содержание

Глава 1. Общая характеристика преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности
1.1 Понятие и виды преступлений половой неприкосновенности и половой свободы личности
1.2 Состояние, структура, динамика развития преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности
1.3 Криминологическая характеристика личности преступника, совершающего половые преступления и причины преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности

Глава 2. Уголовно-правовая характеристика преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности
2.1Квалификация изнасилования и насильственных действий сексуального характера
2.2 Квалификация незаконного полового сношения и иных действий сексуального характера с несовершеннолетними
2.3 Квалификация понуждения к действиям сексуального характера и развратных действий
2.4Проблемные вопросы разграничения изнасилования и насильственных действий сексуального характера от смежных составов при квалификации преступлений

Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 276.50 Кб (Скачать файл)

     По  мнению сотрудников правоохранительных органов, наличие в семье ранее  судимых родственников и близких, отмечается криминогенной неблагополучностью, создает благоприятную обстановку для формирования личности преступника и совершения преступления.

     Обращает  на себя внимание наличие специального рецидива среди лиц, совершивших  указанные преступления. Это говорит о том, что психические особенности человека имеют определенное значение как фактор, предрасполагающий в какой-то мере к повторному совершению этих преступлений. Вместе с тем, сравнительно незначительный специальный рецидив по этим делам позволяет сделать заключение, что это обстоятельство не может рассмотрено как основная причина совершения данных преступлений.

     Так, значительная часть лиц совершили  преступления в течение непродолжительного периода после освобождения из мест лишения свободы:

     а) в период до одного года совершило  преступления 15%;

     б) от одного года до трех лет – 37%;

     в) от трех лет и больше – 48%8.

     Это говорит о необходимости самостоятельного детального изучения в рамках отдельного исследования вопроса об улучшении  работы по исправлению в местах лишения свободы, осужденных за совершение рассматриваемых преступлений, и эффективности применяемых к ним мер воздействия.

     Очевидно, что лица, ранее судимые, в большинстве  своем являются носителями отрицательных  взглядов, интересов и потребностей, вредных привычек и наклонностей. В связи, с чем в их семьях наиболее распространено:

     а) пренебрежительное отношение к  воспитанию детей (15%);

     б) к труду и другим гражданским  обязанностям (25%);

     в) пьянство и драки (43%);

     г) совершение правонарушений и преступлений (17%) и др. антиобщественные факторы9.

     Особое  внимание по степени криминологического неблагополучия на себя обращают маргинальные с алкогольной, наркотической, сексуальной  и иной деморализацией, правонарушительные, преступные и психически отягощенные семьи. Уже десятилетие назад они составляли шестую часть всех семей, и к настоящему времени этот показатель имеет тенденцию к росту. На этом фоне большинство преступлений совершаются в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического) – 58% (для оценки см. приложение 1).

     В процессе социализации существенную роль играет характер внутрисемейных взаимоотношений. Так, на формировании личности сказывается  развод родителей (фактический или  юридический), отрицательно влияющий в  первую очередь на нравственное воспитание детей, поскольку психологически травмирует их, ведет к длящемуся снижению эффекта традиционных форм социального контроля в семье. Как свидетельствуют специальные исследования, дети из распавшихся семей легче попадают под дурное влияние, у них наблюдается искаженное представление о сексуальных ролях. Разводы ежегодно затрагивают в Российской Федерации около полутора млн. несовершеннолетних

     Особая  роль в формировании подрастающего  поколения принадлежит переживающей большие преобразования системе воспитания и образования, где ведущее место занимает школа. Именно она призвана во взаимодействии с другими институтами социального воспитания обеспечить общественно-необходимый уровень общеобразовательной подготовки, мировоззрения, нравственности, культуры.

     Школа в определенном смысле – своеобразный слепок общества10. Поэтому она, как и общество в целом, продолжает пребывать в состоянии кризиса.

     Большим пробелом в работе школы является отсутствие должного полового просвещения  и воспитания, необходимость которого для подрастающего поколения теперь повсеместно признана. В последние годы вопросы полового воспитания молодежи стали предметом широкого обсуждения в печати. Однако следует признать, что половое воспитание как таковое у нас в стране фактически еще отсутствует. Профессор В.Н. Колбановский, пишущий о половом воспитании, вынужден признать, что "педагогическая и медицинская науки не располагают достаточным научным материалом, который позволил бы выработать обоснованные научные рекомендации11. А Г. Сегал отмечает: "Проблема полового воспитания, без сомнения, является одной из жгучих проблем нашей общественности. Между тем, в этой области до сих пор не выработано ничего определенного"12. Профессор Ю.М. Антонян отмечает, что подобное воспитание сейчас крайне актуально13.

     Таким образом, наиболее криминально активными  при совершении рассматриваемых  преступлений являются лица в возрасте до восемнадцати лет, не исповедующие нравственных ценностей, с отставанием  от соответствующих показателей образовательного уровня населения страны и низкой степенью культуры, злоупотребляющие спиртными напитками и наркотическими средствами, а также ведущие антиобщественный образ жизни.

     Например, половые сношения или действия сексуального характера с лицами, не достигшими четырнадцатилетнего возраста, совершает в основном молодежь. Преступное поведение во многом определяется взглядом на противоположный пол, главным образом, как на объект полового удовлетворения, стремлением во что бы то ни стало испытать сексуальное наслаждение, неумением и нежеланием управлять своими потребностями, наконец, низким уровнем их моральных воззрений. Следовательно, задача гармоничного и всестороннего развития личности предполагает воспитание этой личности и в половом отношении. Необходимость полового воспитания диктуется и объективными особенностями развития человеческого организма: признаки полового созревания у подростка наступают на несколько лет раньше, чем он достигает физической и духовной зрелости.

     По  утверждению психологов, период полового созревания характеризуется появлением новых, неизвестных ему раннее половых ощущений и переживаний, которые могут на какое-то время доминировать в его психике над другими интересами14. Предоставленные в этом переходном возрасте сами себе, подростки пытаются самостоятельно найти выход своим влечениям, что нередко выражается в раннем вступлении в половую жизнь или различных сексуальных девиациях. Все это чревато половой распущенностью, постоянной жаждой новых наслаждений, половыми преступлениями. Несовершеннолетние часто знакомятся с тайной интимных отношений с помощью асоциализированных сверстников или взрослых лиц, прямо заинтересованных во вступлении в половую связь с ними. В некоторых случаях подростки, стараясь подражать своим "воспитателям", становятся несдержанными в личной половой жизни, что иногда приводит к совершению в отношении них рассматриваемых преступлений.

     Проведенные исследования показали, что о сущности половой близости между мужчиной и женщиной в возрасте до 10 лет  узнало 5,6%, от 10 до 12 лет – 5,9%, от 12 до 14 лет – 12,1%, от 14 до 16 лет – 32,3%, от 16 до 18 лет – 26,5%, после 18 лет – 15,0%. 58,3% молодых людей и девушек получили сведения о половой жизни у подруг и друзей; 18,5% – от посторонних; были очевидцами полового акта между мужчиной и женщиной 6,8%. Как мы видим, многие из несовершеннолетних об интимных взаимоотношениях полов узнали в довольно раннем возрасте. Лишь 2% об этом стало известно от родителей15. Видно, что большинство родителей уклоняется от тактичного разъяснения детям существа интимной близости между полами, рассчитывая на то, что они со временем сами все узнают. Предупреждение и своевременное пресечение половых преступлений во многом зависит от умения родителей и педагогов устанавливать душевные и доверительные отношения с детьми, от уровня и содержания полового воспитания, осуществляемого в семье и школе. Поэтому необходимо развитие у несовершеннолетних таких качеств, как честность и откровенность, создание в семье атмосферы дружелюбия и доверия, при котором они могли бы открыто говорить родителям о домогательствах со стороны взрослых.

     "Наша  цель должна состоять в том,  чтобы дети своевременно получили  от своих родителей необходимые  им знания, так как они имеют  право на правдивую информацию  по всем важнейшим вопросам жизни. Если это достигнуто, т.е., если уже нет неясных вопросов, то сексуальное просвещение будет излишним", – пишет Р. Нойберт16.

     А Г. Сегал отмечает: "Проблема полового воспитания, без сомнения, является одной из жгучих проблем нашей  общественности. Между тем, в этой области до сих пор не выработано ничего определенного"17.

     Правильное  поло-ролевое воспитание должно быть направлено на ознакомление несовершеннолетних с половыми различиями, а не асексуальность (одергивание, запугивание и наказание при первых же намеках на сексуальные проявления). Как правило, в дошкольных учреждениях коллективные игры (в космонавтов, машинистов, строителей и т. д.) проводятся без учета их пола. В школах иногда предпочитают фемининное поведение у мальчиков и маскулинное – у девочек. Маскулинное поведение у мальчиков подавляют, а компенсаторное гипермаскулинное поведение служит основанием для отнесения подростка в разряд трудновоспитуемых18. Необходимо также привитие несовершеннолетним навыков общения со сверстниками в том числе и гетеросексуального. Очень важно исключить их доступ к порнографическим изданиям.

     Формирование  личности определяется социально-психологическим  термином "социализация". Социализация (лат. – общественное) является процессом  усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества, происходящим в процессе взаимодействия систем социальной среды и личности. В процессе социализации человек приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе, овладевает социальной деятельностью, социальным общением и познанием, происходит социальное становление индивида19.

     Средства  массовой коммуникации (кино-, видео-, теле-, радио-) являются не последними по важности информативного воздействия институтом социализации. СМИ формирует слушателя, зрителя, способствуя созданию у них определенных представлений о нравственности и морали. Естественно, следствием этого являются изменения в восприятии жизни, ее перспектив, формирующихся не только на нормах, ценностях, характерных для непосредственного окружения, но и на образцах, ставших доступными из различных средств коммуникаций. При этом обращает на себя внимание возросшее влияние на несовершеннолетних информации, поступающей из-за рубежа и пропагандирующей раскрепощенность половых отношений и свободу секса. Ее воздействие на сознание несовершеннолетних может быть непредсказуемым, так как они не могут адекватно оценить полученную информацию, выступающей для них в роли фиксатора определенного стереотипа сексуального поведения. Пресса не раз сообщала о фактах, когда даже просмотр фильмов, относимых к разряду эротических, а не порнографических, побуждал несовершеннолетних к промискуитету.

     Вечером идет основная масса фильмов, поэтому сцены эротики встраиваются в будущие сновидения вместе с определенными поведенческими моделями. На показ эротики телеканалы выделяют в основном дневное время – 43,4% сцен, а половые акты демонстрируются чаще всего ночью – 75% сцен19. По мнению 33% сотрудников правоохранительных органов, широкий показ секса влияет на совершение сексуальных преступлений, а по мнению 11%, он сильно влияет на их совершение20.

     Ряд авторов, занимаясь вопросами изучения личности преступника, говоря о необходимости  кооперирования общественных наук, психологии и биологии, справедливо заявляют, что это будет способствовать возможности раскрытия с достаточной полнотой внутреннего механизма, регулирующего поведение человека21. Мнение же о недопустимости "любого привнесения биологического элемента в цепь причин преступности…", очевидно, основано на стремлении избежать всего, что могло бы быть истолковано как объяснение преступности биологическими или психофизическими врожденными и неизменными свойствами индивида.

     Однако  непримиримая борьба с существом различных биопсихологических теорий совершенно не исключает, а, наоборот, предполагает необходимость учета действительной роли и значения психического в поведении человека22. Следует еще раз подчеркнуть, что основа основ в подходе к оценке антиобщественного проявления личности лежит в признании положения о примате общественной среды во взаимодействии различных обстоятельств, влияющих на формирование сознания и образа поведения человека. Социальная среда – главный, первенствующий фактор, но не единственный.

     "Все  в психологии формирующейся личности  так или иначе обусловлено  внешне, но ничто в ее развитии  не выводимо непосредственно  из внешних воздействий. Внутренние  условия, формируясь под воздействием  внешних, не являются, однако, их  непосредственной механической проекцией. Внутренние условия, складываясь и изменяясь в процессе развития, сами обусловливают тот специфический круг внешних воздействий, которым данное явление может подвергнуться"23.

     Одним из условий, влияющих на формирование сознания и образа поведения личности в половой сфере, является ее "половая конституция", которая "слагается из наследственных факторов в виде врожденной повышенной возбудимости, высокой реактивности и толерантности или, наоборот, пониженной возбудимости, легкой ранимости и преждевременной изнашиваемости, безусловно, рефлекторных половых центров"24.

     В первом случае сильная "половая конституция" заставляет человека постоянно испытывать чувство половой неудовлетворенности, ведет к необходимости частых половых контактов, а при определенных, неблагоприятных для такой личности обстоятельствах, может реализоваться в совершении полового преступления.

     Современные достижения медицины свидетельствуют  об определенной зависимости физического  облика человека и его полового поведения от характера протекания некоторых физиологических процессов в его организме. Было установлено, что источником половых гормонов являются не только половые железы, но и кора надпочечников. Женские и мужские половые гормоны вырабатываются и у мужчин, и у женщин. Когда нарушается нормальная деятельность коры надпочечников, женские или мужские половые гормоны начинают выделяться в чрезмерных количествах. При избытке женских половых гормонов в организме у мужчин развиваются женские половые признаки, а при избытке мужских половых гормонов у женщин возникают мужские половые признаки. Благодаря этим физиологическим особенностям человеческого организма, при соответствующем воздействии внешней среды, не исключено развитие гомосексуальных наклонностей25.

Информация о работе Уголовно-правовая характеристика преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности