Уголовно-правовая характеристика посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК РФ)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 08:58, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность работы обусловлена не только социально-правовыми изменениями, влияющими на механизм действия ст. ст. 317, 318 УК РФ, но, и необходимостью уточнения юридической природы деятельности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, особенностью причинения вреда охраняемым законом отношениям. Объектом являются общественные отношения, складывающиеся в сфере уголовно - правовой борьбы с посягательствами на жизнь сотрудников правоохранительных органов, а равно их близких, в целях воспрепятствования законной деятельности указанных лиц по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности либо из мести за такую деятельность.

Содержание

Введение 3
Глава I. Уголовно-правовая характеристика посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК РФ). 5
1.1. Объективные признаки состава преступления, предусмотренного ст. 317 УК РФ. 5
1.2. Субъективные признаки состава преступления, предусмотренного ст. 317 УК РФ. 12
Глава II. Уголовно-правовая характеристика применения насилия в отношении представителя власти (ст. 318 УК РФ). 17
2.1. Объективные признаки состава преступления, предусмотренного ст. 318 УК РФ. 17
2.2. Субъективные признаки состава преступления, предусмотренного ст. 318 УК РФ. 21
Глава III. Отграничение составов преступлений, предусмотренных ст. 317 и ст. 318 УК РФ от смежных составов преступлений. 22
3.1. Отграничение посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа от смежных составов преступлений. 22
3.2. Отграничение состава преступления уголовная ответственность за которое наступает по ст. 318 УК РФ от угрозы или насильственных действий в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования 32
3.3. Отграничение состава преступления уголовная ответственность за которое наступает по ст. 318 УК РФ от террористического акта 33
Заключение 35
Список использованной литературы 37

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа.docx

— 66.13 Кб (Скачать файл)

Совершая посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа или его близкого, виновный осуществляет это потому, что сотрудник правомерно исполнял возложенные на него обязанности. Если полагать, что причиной здесь являются исключительно обязанности в их абстракции, а вовсе не деятельность сотрудника, тогда убийство сотрудника правоохранительного органа только по той причине, что он относится к органам правопорядка, во всех случаях следует квалифицировать по ст. 317 УК РФ. Однако это не так. Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа или его близкого самым тесным образом, неразрывно связано с их деятельностью. Чтобы опровергнуть предложенную посылку, необходимо тогда опровергнуть тезис: посягательство совершено на жизнь сотрудника правоохранительного органа, который ровным счётом ничего не делал по охране общественного порядка или обеспечению общественной безопасности, а занимался, например, лишь паспортной работой, являясь между тем сотрудником правоохранительного органа (работа в милиции). В такой ситуации деяние следует рассматривать как простое убийство и действия виновного квалифицировать по ст. 105 УК РФ.

Норма ст. 317 УК РФ является специальной по отношению к убийству (п. «б» ч.2 ст. 105 УК РФ). Данная норма создана с одной исключительной целью - по возможности воспрепятствовать нарушению правомерной деятельности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Сама по себе деятельность по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности и является необходимой причиной совершения преступления, генетически порождающей действие преступника. «Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего и их близких, совершенное при выполнении ими иных обязанностей (например, при конвоировании осужденного), квалифицируется по п. «б» ч.2 ст. 105 УК РФ (либо по ч.З ст.30 и п. «б» ч.2 ст. 105 УК РФ)».

Специфика преступления, ответственность за которое предусмотрена в статье 317 УК РФ, заключается в том, что при его совершении лицо стремится не просто любыми средствами противодействовать законной деятельности правоохранителей, но выбирает для достижения своих целей крайнее средство - лишение жизни. Весь настрой виновного, его доминирующие побуждения, основанные на мотиве, свидетельствует о единственном и наиболее для него значимом побуждении - лишения жизни лица, вызывающего у виновного защитные чувства или чувства неприязни.

Таким образом, в целях разграничения посягательств на жизнь сотрудника правоохранительного органа от других смежных составов и иных насильственных преступлений, необходимо установить целенаправленность действий виновного и фактический итог его поведения, который, по отношению к целенаправленности, несомненно вторичен, но наличие которого позволяет квалифицировать деяние по фактически содеянному.

 

 

 

3.2. Отграничение состава преступления уголовная ответственность за которое наступает по ст. 318 УК РФ от угрозы или насильственных действий в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования

Применение насилия в отношении представителя власти следует также отличать от угрозы или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования.

Данные составы необходимо различать по субъектному составу потерпевших. Так, при угрозе или насильственных действий в связи с осуществлением правосудия потерпевшими являются судьи, присяжные заседатели или иные лица, участвующего в отправлении правосудия, прокурор, следователь, лица, производящие дознание, защитник, эксперт, специалист, судебный пристав, судебный исполнитель, а равно их близкие.

А в ст. 318 УК РФ речь идет о представителе власти, которым признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

В отличие от преступления, уголовная ответственность за которое предусмотрена ст. 318 УК РФ при совершении преступления предусмотренного ст. 296 УК РФ речь идет не только о угрозе убийством (психическое насилие), но и о причинении вреда здоровью или уничтожения имущества названных лиц. Во-вторых, цель угрозы связана с угрозой рассмотрения дел (материалов) в суде, с производством предварительного расследования или с исполнением судебного акта (решения, приговора). Следовательно, угрожающий стремится либо оказать то или иное влияние на ход законной деятельности (ускорить, затормозить ее, принять выгодное ему решение и т.п.), либо отомстить потерпевшему за ранее совершенные им служебные действия. 
3.3. Отграничение состава преступления уголовная ответственность за которое наступает по ст. 318 УК РФ от террористического акта

Ст. 205 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за террористический акт, т.е. совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.

Цель преступных деяний как по ст. 205 УК РФ, так и по ст. 318 УК РФ - повлиять на решения принимаемые органами государственной власти, так и их должностными лицами.

Между тем, террористический акт необходимо отграничивать от применения насилия в отношении представителя власти, во-первых по объекту уголовно-правовой охраны.

Так, родовым объектом уголовно-правовой охраны состава преступления предусмотренного ст. 205 УК являются общественные отношения направленные на охрану от преступных посягательств направленных против  общественной безопасности и общественного порядка.

Видовым объектом являются общественные отношения, направленные на охрану общественной безопасности, а непосредственным объектом являются общественные отношения, направленные на охрану от действий, устрашающих население в целях воздействия на принятие решения органами власти.

В то время, как родовым объектом уголовно-правовой охраны являются общественные отношения направленные на охрану от общественно-опасных посягательств против государственной власти.

Видовой объект - общественные отношения направленные на охрану установленного порядка управления.

Непосредственный объект: Итак, как было отмечено выше, преступление посягает на две группы общественных отношений: в качестве основного непосредственного объекта выступают отношения в сфере нормальной (правомерной) государственно-управленческой деятельности органов власти; в качестве дополнительного непосредственного объекта - а) общественные отношения, обеспечивающие здоровье, физическую неприкосновенность или психическую неприкосновенность (в случае применения насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо применения насилия, опасного для здоровья); б) общественные отношения, обеспечивающие безопасность жизни (в случае применения насилия, опасного для жизни).

Преступление, уголовная ответственность за которое предусмотрена ст. 205 УК РФ необходимо также отграничивать и по объективной стороне. Так, объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 205 УК РФ состоит: а) в действиях, конкретизированных в диспозиции (взрывы, поджоги или иные действия) и создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба или иных общественно опасных последствий, и б) в угрозе совершения указанных действий.

Иные (кроме взрыва и поджогов) действия могут состоять в устройстве аварий, катастроф и крушений на транспорте, разрушении зданий, культурных или религиозных сооружений, в радиоактивном, химическом, бактериологическом или ином заражении местности и т. д.

В то время как преступление, уголовная ответственность за которое предусмотрена ст. 318 УК РФ состоит в совершении физического либо психического насилия в отношении представителей власти и их близких.

 

 

 

 

 

Заключение

Насильственные преступления в отношении представителей власти, выполняющих управленческие функции, - это умышленные, общественно опасные, противоправные деяния, посягающие на нормальную деятельность государственных органов управления и сопряженные с применением физического или психического насилия, влекущего лишение жизни потерпевшего или его близких, либо причинение вреда здоровью или создающего угрозу причинения такого вреда, либо смерти потерпевшего, совершаемые в целях воспрепятствования законной деятельности указанных лиц или из мести за такую деятельность.

Государственная управленческая деятельность представителей власти считается законной, если она: 1) не выходит за пределы предоставленных им полномочий; 2) осуществляется с соблюдением установленного законом порядка.

Насильственные преступления в отношении представителей государственной власти в связи с исполнением ими должностных обязанностей двухобъектны. Это обусловлено существованием сложных многоуровневых общественных отношений, охраняемых государством. В качестве первого объекта выступает законная деятельность представителя власти; второго - жизнь, здоровье либо физическая или психическая неприкосновенность потерпевшего.

Представителем власти является должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

Он характеризуется следующими признаками: 1) нахождение на государственной должности в органах государственной власти; 2) осуществление функций представляемого им государственного органа власти в пределах возложенной законом компетенции; 3) наделение властными полномочиями в отношении лиц (юридических и физических), не находящихся от него в служебной зависимости; 4) предусмотренная законодательством ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение функциональных должностных и служебных обязанностей.

К сотрудникам правоохранительных органов, выполняющих государственно-управленческие функции в области охраны общественного порядка и в области обеспечения общественной безопасности, следует относить сотрудников органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов, органов федеральной государственной охраны, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

На мой взгляд до настоящего времени комплексному изучению проблем уголовно-правовой оценки насилия в отношении представителей власти в связи с исполнением ими должностных обязанностей в различных областях государственно-управленческой деятельности, не уделяется должного внимания. Многие вопросы квалификации насильственных посягательств на указанных лиц остаются дискуссионными, судебно-следственная практика нуждается в научных рекомендациях по уголовно-правовой оценке насилия, а законодательство - в дальнейшем совершенствовании, в согласовании с административным, таможенным, налоговым, уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным законодательством. 
Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (в ред. от 30.12.2008) // Рос. Газ. № 7. – 2009. 21 января.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 25.11.2013) // Рос. газ. № 113. – 1996. 18 июня.
  3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 18 декабря 2001 №174-ФЗ (ред. от 25.11.2013) // Рос. Газ. № 249. – 2001. 22 декабря.

Учебная литература

  1. Кадников Н.Г. Квалификация преступлений и вопросы судебной толкования. М., 2011. 304 с.
  2. Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть: Учебник / Под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай, А.И. Рарога, А.И. Чучаева, 2-е издание, исправленное и дополненное. М.:КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2009. - 912 с.
  3. Уголовное право. Практический курс: Учебное пособие / Под общей редакцией доктора юридических наук, профессора А.Г. Сапрунова. М., Норма, 2009. -789 с.
  4. Чапурко Т.М. Энциклопедия уголовного права. Т. 11. Уголовная ответственность несовершеннолетних. СПб.: Изд. проф. Малинина. 2008. -435 с.
  5. Таможник Е.П. Преступления против законной деятельности представителей власти. Уголовно-правовые и криминологические аспекты: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Тамбов, 2006 г. - 22 с.

Периодические издания

  1. Бобраков И.А. Уголовная ответственность за посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование // Российский следователь. 2006. № 3. - С. 17-25.
  2. Лупов Д.В., Титушкина Е.Ю. Уголовно-правовая охрана жизни и здоровья лиц, выполняющих общественные обязанности в сфере охраны общественного порядка // Российский следователь. 2009. № 15. -С.27-33.
  3. Полухин В.В. Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа. М., 2002 г.Пономарев А.Ю. Проблемы осуществления охранно-сыскными структурами правоохранительной деятельности // Административное право и процесс. 2008. № 5. - С.10-18.
  4. Рудый Н.К. Развитие уголовно-правовых норм об ответственности за посягательства на служебную деятельность и личность представителей власти в России в XX в. // История государства и права. 2008. № 19. - С.25-30.
  5. Рудый Н.К. Совершенствование уголовно-правовых норм об ответственности за преступления, посягающие на служебную деятельность, жизнь, здоровье, честь, достоинство представителей власти, и оптимизация практики их применения //Юридический мир. 2008. № 10. - С.11-17.
  6. Таможник Е.Л. Объект посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа // Юридический мир. 2010. № 2. - С.31-38.
  7. Шапиев Э.А. Факторы, влияющие на совершение посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов // Российский следователь. 2007. № 15. - С. 42-48.

Информация о работе Уголовно-правовая характеристика посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК РФ)