Уголовное право и уголовный процесс по Законам Хаммурапи и законам Ману

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 21:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является общая характеристика законов Хаммурапи и Ману, сфер регулирования общественных отношений.
Для достижения поставленной цели при написании работы ставились следующие промежуточные задачи:
1.Дать общую характеристику законника Хаммурапи и законов Ману;
2.Дать характеристику нормам Законника Хаммурапи и законов Ману регулирующих обязательственные отношения и отношения собственности;

Содержание

Введение 3
1. Общая характеристика законов Хаммурапи и законов Ману 4-9
2. Собственность и обязательственные отношения по законам Хаммурапи и законам Ману 10-15
3. Брачно-семейное право по Законам Хаммурапи и законам Ману 16-21
4. Уголовное право и уголовный процесс по Законам Хаммурапи и законам Ману 22-31
Заключение 32-33
Список использованной литературы 34

Вложенные файлы: 1 файл

План.docx

— 53.51 Кб (Скачать файл)

«Закон охранял собственника от недобросовестного приобретателя. Иски по сделкам с недвижимой собственностью и рассмотрений в суде, кроме свидетельских  показаний должны были обеспечиваться письменными документами, что было на руку состоятельным гражданам. Знатоки  права благотворительность не занимались. Бесплатно юридических консультаций клиентам не давали.

По закону Хаммурапи крестянин-общиник был вправе свободно распоряжаться своей недвижимостью, продавать, закладывать, менять, сдавать в аренду, передавать по наследству (ст.39-47, 71). Для распоряжения недвижимостью не требовалось согласия со стороны общины, се эти правомочия утрачивались, если он выходил их общины. Жена беглеца из общины могла отказаться от него (ст136). Такая санкция грозила тем, кто не выполнял свои обязанности, как землепользователя, т.е. не участвовал в трудовых повинностях, особенно при строительстве и ремонте оригационных сооружений.

Царские земли имели свой статус. Из них давались участки воинам, чиновникам за службу. Существовали храмовые земли. Собственность охранялась не только исками, но и уголовными санкциями. Законник Хаммурапи особенно карал  тех, кто покушался на собственность  дворца, храма. Виновный подлежал смерти вместе с укрывателем (ст.6). Такое  же наказание грозило тем, кто  скроет в своем доме чужого раба. (ст.16). Кража животных, принадлежащих  дворцу и храму карались штрафом  в 30-кратном размере. Если виноватый  не мог уплатить такой огромный штраф, его казнили (ст.8).

Заслуживает внимание положения, по которому даже царь и его чиновники не могли  вмешиваться в земельные отношения  общины, распоряжаться ее недвижимым имуществом. В Законах Хаммурапи  нет статей, уполномочивающие царских  чиновников давать указания, когда  и что сеять, когда убирать  урожай, сколько держать скота, чем  его кормить, по какой сбывать  продукцию сельского хозяйства.

Большое внимание уделялось договорной фиксации различных сделок. Наиболее важные из них запечатывались в двойной  конверт из глины в нескольких копиях и обжигались для надежной сохранности. Договором оформлялся брак. Договор был необходим для  фиксации займа, аренды, найма».

Работа по найму практиковалась очень широко, и свободные люди участвовали в этом наряду с рабами. Нанимали, как правило, на короткий срок - на время посевых работ или жатвы. Оплата в основном была поденной, но в таком размере, чтобы наемный работник был в состоянии прокормить свою семью в течение всего периода работы по найму.

Особое регулирование получила работа профессионалов (людей высокой  квалификации) - врачей, строителей, корабельщиков. Услуги были дифференцированы в оплате в зависимости от категории потребителей услуг, например, хирург получал разную в кратном отношении плату  за операцию для авилума, для мушкенума и раба.

Договоры поручения (что-либо вывезти  и продать) оформлялись письменно. Нарушение этого влекло ответственность  для обоих сторон.

Древняя Индия знает четыре вида собственности: царскую, священную (жертвенные дары, земля, рабы), общины (гоны) и частную.

В состав собственности входили  скот, зерно, инвентарь, рабы, земля. Что  касается последнего, то земельный  фонд страны составляли земли царские, общинные, частных лиц. Не следует  рассматривать царя как собственника всей земли в государстве. Царь получал  налоги с землевладельцев не как  собственник земли, а как суверен, защищающий население страны. В законах  Ману говорится, что если царь взимает  налоги, не охраняя подданных, то он немедленно идет в ад; такой царь называется «крадущим шестую часть  урожая».

Существовало семь законных способов приобретения имущества (X. 115): приобретение лица в рабство, наследование, получение  в качестве дара или в виде находки, покупка, завладение, ростовщичество, исполнение работы, получение приношений (только для жрецов-брахманов).

Древней Индии был известен и  такой способ приобретения права  собственности, как давность владения (10 лет). При этом подчеркивалось, что  только при законном подтверждении  человек из владельца превращался  в собственника. Приобретать вещь можно было только у собственника. Запрещалось доказывать право собственности  ссылкой на добросовестное владение.

После смерти отца и матери братья собирались и делили между собой  в равных долях отцовское имущество, на которое они не имели права  при жизни родителей.

Имущество, приобретенное ученым трудом или в виде дара от друга, а также  свадебный подарок считались  неделимыми.

К числу законных способов пропитания и существования были отнесены следующие: ученый труд, механические ремесла, работа за плату, служба, скотоводство, торговля, сельское хозяйство, довольство малым, милостыня, получение процентов  на деньги.

За незаконное присвоение чужой  собственности (чужого участка земли) накладывался большой штраф, а присвоившего чужую землю объявляли вором.

Вмешиваться в дела собственника запрещалось. В законах Ману говорится, что  если несобственник поля засевает чужое поле своими семенами, он не имеет права получать урожай. Лишь сам собственник земли решал вопрос о своей земле, которую он мог продать, подарить, заложить, сдать в аренду. Законы Ману охраняют и движимое имущество. Наиболее значительным из него были рабы, скот, инвентарь.

Обязательственные отношения получили в законах Ману довольно тщательную разработку. В основном в законах  говорится об обязательствах из договоров.

«Наиболее подробно описывается один из древнейших договоров - договор займа. Закон твердо устанавливает нерушимость  и преемственность долговых обязательств. Если должник не мог уплатить долг в срок, он должен был его отработать. При этом кредитор, принадлежавший к низшей касте, не мог заставить  отрабатывать долг должника, принадлежащего к высшей касте. Лицо более высокого происхождения, чем кредитор, отдавало долг постепенно. Допускалось получение  долга с помощью силы, хитрости, принуждения. После уплаты долга  с процентами должник становился свободным. В случае смерти должника долг мог перейти на сына и других родственников умершего.

В Древней Индии широко применялся труд свободных наемных работников (кармакаров), поэтому законы Ману уделяют значительное внимание этому виду договора. По своей варновой принадлежности наемные работники в основном относились к шудрам. Условия заключения договора зависели от работодателей. Неисполнение договора влекло штраф, и жалованье виновному не выплачивалось. Если же невыполнение работы было вызвано болезнью и, выздоровев, нанявшийся исполнял работу, он мог получить жалованье даже спустя долгое время».

В Древней Индии также был  известен и договор аренды земли.

В законах Ману упоминается также  договор купли-продажи. Договор считался действительным, если совершался в  присутствии свидетелей, а в качестве продавца выступал собственник вещи. Закон устанавливал определенные требования к предмету договора и запрещал продавать  товар плохого качества, недостаточного по весу. В течение не более чем 10 дней после совершения купли-продажи  сделку можно было расторгнуть без  каких-либо уважительных причин. Особенность  этого договора для Индии заключалась  в том, что здесь существовало ограничение торговлей людьми и  торговля рассматривалась как занятие, недостойное высших каст.

Упоминается в законах Ману договор  дарения.

Устанавливая положения, регулирующие отдельные виды договоров, законы сформулировали и некоторые общие для всех правила. Так, договор являлся недействительным, если был заключен пьяным, безумным, ребенком, старым рабом, неуполномоченным. Недействительными являлись сделки, совершенная с обманом, с принуждением, а также соглашение, заключенное  в нарушение дхармы, принятой в  деловых отношениях. Устанавливалось  также, что сделка расторгается таким  же образом, как и заключалась.

Законам Ману известны были и обязательства  из причинения вреда. В качестве основания  для возникновения такого обязательства  указывались порча имущества (потрава  посевов скотом на огороженном участке, потеря пастухом животного), вред, причиненный  движением повозки по городу. При  этом виновный должен был возместить причиненный ущерб и уплатить штраф царю.

3.Брачно-семейное право  по Законнику Хаммурапи и законам                              Ману

Брак считался разновидностью договора. Обычно он заключался между родителями жениха и невесты, согласие последних  не требовалось. Действовало правило: нет договора - нет брака и семьи. «Если человек взял жену и не заключил с ней письменного договора, то эта женщина не жена» (ст. 128).

Допускался брак свободного с рабыней  и свободной женщины с рабом, если последний служил во дворце или  был в услужении у мушкенума. Дети от таких браков считались свободными (ст. 175, 176). В случае смерти их отца половина наследства принадлежала хозяину раба. Будущий зять платил выкупную плату, обменивался с тестем подарками. Дочери полагалось приданое. Закон уже отказывался от прежнего брака как вида сделки купли-продажи.

Приданое и подарки давали будущей  жене некоторые гарантии ее материального  обеспечения на случай смерти мужа или развода (кроме случаев, когда  она обвинялась в разгульном образе жизни или предосудительном поведении).

Муж мог, если того пожелал, выделить жене часть наследства наравне с  долей своих сыновей. Если же дети притесняли свою мать, выгоняли ее из дома, то она могла, взяв приданое, уйти от них, но теряла свою долю наследства. Взяв приданое, эта женщина могла выйти  замуж за человека, «который ей по сердцу» (ст. 172). Она имела право покинуть мужа, получить развод и вернуться  к отцу, если ее муж «гулял, очень  унижал, а она блюла себя и греха  не совершала, или же она люто возненавидела  своего мужа, сказав ему: «Не трогай меня. Не прикасайся ко мне» (ст. 142). Во втором случае дело о разводе надлежало рассматривать в том квартале, где женщина проживает.

Закон предусматривал некоторые гарантии женщине с детьми, если ее оставил  сожитель. Муж-авилум, покидая ее, должен был выделить на воспитание детей половину своего имущества. Если дети достигали совершеннолетия, их мать могла получить свою долю наследства, равную части любого сына-наследника (ст. 137). Она могла выйти замуж за человека, «который ей понравился». В данном случае усматривается один из первых и древнейших видов алиментных обязательств.

Жена могла уйти к другому, если ее муж попал в плен и не оставил  ей средств к существованию (ст. 134). Но если он возвращался из плена, то жена обязана была вернуться к  нему, а дети «должны идти за своими отцами». Если муж-авилум бросил семью и убежал из своего селения, а потом вернулся, то его жена не обязана была возвращаться к нему. Авилум мог оставить жену, если она была бездетной и не могла рожать. В этом случае ей возвращались выкуп и приданое или мина серебра (ст. 138-139). Мушкенум при таком разводе платил полмины. По тем временам сумма весьма значительная. При бездетной жене муж мог привести в дом наложницу, но он не вправе взять наложницу, если его жена привела ему рабыню, родившую детей.

Закон детально определяет положение  супругов, их права на наследство и  т. д. Муж-авилум мог отдать свою жену в долговую кабалу, если в брачном контракте она в письменной форме не оградила себя от такой напасти (ст. 151). В случае тяжкой болезни супруги муж мог взять вторую жену. Муж мог выгнать жену, если она разоряла семью, была мотовкой, унижала достоинство супруга. Приданое ей не возвращалось (ст. 141). Если такую жену не прогоняли, она становилась рабыней, а муж мог жениться на другой (ст. 141). Следовательно, развод для мужчины был возможен в любое время. Вместе с тем закон говорит о некоторой правоспособности замужней женщины.

Жена авилума имела право распоряжаться своим приданым, заниматься ремеслом, торговлей, ростовщичеством, имела довольно широкую гражданскую дееспособность. Закон в какой-то мере охранял ее честь и достоинство. Если авилум без оснований обвинил чужую жену в безнравственном поведении, оклеветал ее и «простер палец», то его надлежало повергнуть перед судьями и обрить ему виски (ст. 127). Изнасилование чужой жены или девушки, проживающей в доме отца, каралось смертной казнью (ст. 130).

Если муж обвинял свою жену в  прелюбодеянии, но сам факт не был  доказан, жена, дав клятву своей непорочности, могла покинуть его и вернуться  в дом отца (ст. 131). В качестве другой, весьма суровой альтернативы доказательства своей невиновности жена могла подвергнуть  себя водной ордалии. Утонувшая считалась  виновной.

За безнравственное поведение  жену следовало утопить, бросить  в реку, если она, не дождавшись своего мужа из плена, не хранила своего достояния  и «вошла в дом другого» (ст. 133) или «была схвачена, лежащей с  другим мужчиной» (ст. 129). Жену за убийство мужа сажали на кол (ст. 153). Ее могли  приговорить к смертной казни, если она при наличии детей от первого  брака без разрешения суда вышла  замуж вторично.

Законник Хаммурапи предусматривал большую власть отца семейства над  детьми. Он мог продать своих детей  в рабство, в долговую кабалу, отдать дочь в храм в качестве жрицы любви, где она становилась проституткой, торговала своим телом, а деньги отдавала храму, что считалось богоугодным  занятием. Если сын ударил своего отца, ему отрубали пальцы (ст. 195). Если приемный сын отрекался от своих родителей, которые его вскормили и воспитали, ему отрезали язык. Отец мог лишить сына наследства, предварительно получив санкцию суда.

Законы Индии содержали подробные  предписания, нормы о семье и  браке.

«Семья находилась под властью  ее главы. Законы Ману упоминают сыновей, купленных (IX. 160, 174) и подаренных (IX. 141, 150, 168). Старший сын имел преимущественные права на наследство: «Отцовское имущество  полностью наследует старший  брат, остальным следует жить при  нем, как при отце» (IX. 104, 105).

Информация о работе Уголовное право и уголовный процесс по Законам Хаммурапи и законам Ману