Уголовное наказание за экологические преступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 18:18, курсовая работа

Краткое описание

Охрана окружающей природной среды - одна из наиболее актуальных
проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление
антропогенного давления на природную среду неизбежно приводят к обострению
экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется
природная среда, утрачивается естественная связь между человеком и
природой, теряются эстетические ценности, ухудшается физическое и
нравственное здоровье людей, обостряется экономическая и политическая
борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство.
Что касается Российской Федерации, то она относится к странам мира с
наихудшей экологической ситуацией.

Содержание

Введение…………..………………………………………………………………3
1. Понятие и принципы уголовной ответственности за экологические
преступления……………………………………………………………………..4
2. Характеристика преступлений против окружающей среды……………..10
3. Уголовное наказание за экологические преступления…………………...15
Заключение……..…………………………………………………………….....18
Список литературы………...………….…………

Вложенные файлы: 1 файл

уг отв.docx

— 50.55 Кб (Скачать файл)

экологическое  значение  лишь  тогда,   когда   в   результате   совершаемых

противоправных действий нарушаются правила природопользования и  причиняется

вред окружающей среде.

      Некоторые  составы, не являясь по  своей  природе  экологическими,  при

определенных обстоятельствах также могут быть использованы  в  целях  охраны

окружающей среды. К дополнительным следует отнести ряд  преступлений  против

государственной власти, интересов государственной службы и службы в  органах

местного   самоуправления:   злоупотребление    должностными    полномочиями

(ст.285);  превышение  должностных  полномочий  (ст.286);  служебный  подлог

(ст.292); халатность (ст.293). Предусмотренные  этими  статьями  преступления

могут  применяться  напрямую  к  тем  должностным  лицам,   которые   своими

действиями  или  бездействием  способствовали  причинению  вреда  окружающей

среде.

      При  рассмотрении  уголовных  дел,  возникших  в  связи  с  нарушением

экологического  законодательства,   следует   иметь   в   виду   руководящие

разъяснения, сформулированные в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ  «О

практике  применения   судами   законодательства   об   ответственности   за

экологические правонарушения».[13]  В  частности,  необходимо  отграничивать

экологические   преступления   от   экологических   проступков.   В   случае

возникновения трудностей  в  разграничении  уголовно  наказуемых  деяний  от

административных проступков особое внимание следует уделять  выяснению  всех

обстоятельств,   характеризующих   состав   экологического   правонарушения,

последствий   противоправного   деяния,   размера   нанесенного   вреда    и

причиненного ущерба (п.13).

      Преступления, предусмотренные ст.256  (незаконная  добыча  животных  и

растений),  ст.258  (незаконная  охота),  считаются  оконченными  с  момента

начала добычи, выслеживания, преследования, ловли независимо от  того,  были

ли фактически добыты водные животные и  растения,  рыба  или  иные  животные

Преступления, связанные с причинением крупного ущерба,  образуют  оконченный

состав лишь при наличии реального ущерба (п.17 Постановления).

 

      Следует   отметить,   что   «в   Уголовном   кодексе   расширяются   и

дифференцируются    параметры    уголовно-правовой    ответственности     за

экологические преступления, в том числе преступления, связанные  с  опасными

для общества и окружающей среды вредными воздействиями на различные  объекты

экологической системы – землю,  атмосферу,  воды,  животный  и  растительный

мир, безопасность человека. Предусматривается (что  очень  важно)  уголовно-

правовая ответственность за нарушение правил экологической безопасности  при

проектировании, размещении, строительстве и вводе в  эксплуатацию  объектов,

отрицательно   влияющих   на   окружающую   природную    среду;    уголовная

ответственность должностных лиц за  преднамеренное  сокрытие  или  искажение

экологической  информации.  Закрепление  в  уголовной  законе  положения  об

обязанности  должностных   лиц   соответствующих   государственных   органов

своевременно обеспечивать  граждан  необходимой  экологической  информацией,

особенно в сфере безопасности  человека,  является  исключительно  важным  с

точки  зрения  предотвращения  вредных  для  граждан  последствий,  а  также

расширения возможности предъявлять к государственным  органам  требования  о

возмещении причиненного гражданам вреда экологическими преступлениями».[14]

 

 

            3. Уголовное наказание за экологические  преступления

 

      Уголовным  кодексом РФ предусматриваются  за  совершение  экологических

преступлений (как в главе  «Экологические  преступления»,  так  и  в  других

главах)  различные  виды  наказаний:   от   штрафа   до   лишения   свободы.

Ответственность за  экологические  преступления  разнообразна  и  использует

почти всю палитру возможных видов уголовного наказания.

       За  совершение  экологических  преступлений  УК  РФ   предусматривает

следующие виды наказаний:

-  штраф,   то   есть   «денежное   взыскание,   назначаемое   в   пределах,

предусмотренных УК РФ, в размере, соответствующем  определенному  количеству

минимальных   размеров   оплаты   труда,   установленных   законодательством

Российской  Федерации  на  момент  назначения  наказания,  либо  в   размере

заработной платы или иного дохода осужденного за  определенный  период».[15]

Наказание  в  виде  штрафа  предусмотрено   почти   за   все   экологические

преступления. Его размер зависит  от  характера  совершенного  преступления.

Минимальный  размер  штрафа  –  200  минимальных  размеров   оплаты   труда,

максимальный – до 700 минимальных размеров оплаты труда.

- лишение права занимать  определенные должности или заниматься  определенной

деятельностью. «Данный вид  наказания  используется  в  виде  основного  или

дополнительного в тех  случаях,  когда  совершение  преступления  связано  с

должностным положением  осужденного  либо  характером  его  профессиональной

деятельности».[16] Такое наказание  предусмотрено  за  многие  экологические

преступления. Иногда установлен и срок действия данного наказания.

-  обязательные  работы,  которые  заключаются  в  выполнении  осужденным  в

свободное  от  основной  работы  или  учебы  время  бесплатных   общественно

полезных работ, вид которых определяется органами  местного  самоуправления.

Они устанавливаются на срок от 60 до 240 часов и  отбываются  не  свыше  4-х

часов в день. Данный вид наказания установлен, в  частности,  за  незаконную

порубку деревьев и кустарников.

- исправительные работы. Отбываются по месту работы  осужденного,  при  этом

из его заработка производятся  удержания  в  доход  государства  в  размере,

установленном приговором суда, в пределах  от  5  до  20%.  Такое  наказание

установлено,  к  примеру,  за  нарушение  ветеринарных  правил   и   правил,

установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (до 1 года);  за

загрязнение атмосферы (до 2 лет); за порчу земли (до 2  лет);  за  нарушение

режима особо охраняемых природных территорий  и  природных  объектов  (до  2

лет).

- ограничение свободы. Оно  заключается в содержании осужденного,  достигшего

к  моменту  вынесения  судом  приговора  восемнадцатилетнего   возраста,   в

специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления  за

ним надзора. Такое наказание  предусмотрено  за  порчу  земли  (до  3  лет);

уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных  в  Красную

книгу Российской Федерации (до 3 лет).

-  арест.  Он  заключается  в  содержании  осужденного  в  условиях  строгой

изоляции от общества. Предусматривается за загрязнение вод (до  3  месяцев);

за загрязнение морской воды (до 4 месяцев).

-   лишение   свободы   на   определенный   срок.   Данный   вид   наказания

предусматривается за многие преступления, в том числе  за  нарушение  правил

охраны окружающей среды при производстве работ  (до  5  лет);  за  нарушение

правил обращения экологически опасных веществ и отходов (от 3 до 8 лет);  за

нарушение правил  безопасности  при  обращении  с  микробиологическими  либо

другими  биологическими  агентами  или  токсинами  (от  2  до  5  лет);   за

загрязнение вод (до 5 лет); за загрязнение атмосферы (до 3  лет);  за  порчу

земли (до 3 лет); за уничтожение критических местообитаний  для  организмов,

занесенных в Красную книгу Российской Федерации (до 3 лет);  за  уничтожение

или   повреждение   лесов   (до   8   лет).   Наиболее   строгая   уголовная

ответственность  предусмотрена  за  экоцид,  то  есть  массовое  уничтожение

растительного и животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов,  а

также   совершение    иных   действий,   способных   вызвать   экологическую

катастрофу. Данное преступление наказывается лишением свободы на срок от  12

до 20 лет.

       Применение  уголовной  наказания  характеризуется  особыми  уголовно-

процессуальными процедурами - дознание, предварительное следствие,  судебное

разбирательство  уголовного  дела.  Субъектами   уголовного   наказания   за

экологические преступления могут быть только физические лица, достигшие  16-

летнего возраста.

       «Уголовное  наказание  применяется   только   судом   за   совершение

преступления и объявляется в тех случаях, когда другие,  более  мягкие  меры

наказания представляются недостаточными, нерезультативными, а исправление  и

перевоспитание нарушителей  природоохранного  законодательства  предполагает

применение более строгих уголовных санкций».[17]

       «Уголовный  кодекс   РФ   значительно   усилил   ответственность   за

преступления против окружающей среды: норм о ней  стало  почти  в  три  раза

больше, увеличилась и максимальная планка наказаний, что свидетельствует  об

изменении взглядов на степень общественной опасности  вторжения  человека  в

окружающую среду, о критической  оценке  современного  состояния  окружающей

среды, когда необходима реализация всего комплекса мер, направленных  на  ее

спасение, иначе может оказаться поздно».[18]

 

 

                                                      Заключение.

 

          В заключении хотел бы отметить, что не смотря на ранее  сказанное,

обращают на себя  внимание  незначительные  цифры  привлечения  к  уголовной

ответственности.   Причина   этого   кроется   не   только   в   недостатках

правоохранительных органов, но и гораздо глубже.

       По  мнению  большинства  криминологов,   декриминализация   некоторых

экологических преступлений может способствовать усилению борьбы с ними,  так

как создает условия для  быстрой  и  неотвратимой  ответственности  за  них.

Исправительно-трудовая практика свидетельствует, что  ужесточение  наказания

само по себе, не поддержанное комплексом социальных мер, отнюдь  не  снижает

преступности. Более того, необоснованное усиление  наказаний,  равно  как  и

неоправданное их смягчение, может снизить их эффективность.

      «Экологические  проблемы,  тесно  связанные  с  экономическими,  трудно

решить с помощью лишь уголовной  репрессии:  вековой  опыт  показывает,  что

ключ  к  их  решению  лежит  в  плоскости  концептуального,   политического,

воспитательного,  нравственного  характера,  а  уже  потом  -  юридического,

уголовного.  Установление  в  законе  и  применение  на  практике  уголовной

ответственности способствует их предупреждению,  когда  иные,  более  мягкие

меры воздействия оказываются недостаточными, нерезультативными».[19]

 

 

 

                               Список использованной литературы:

 

   1. Уголовный кодекс  Российской Федерации.

   2. Боголюбов С.А. Экологическое  право. Учебник. – М.: НОРМА, 2000.

   3. Веденин Н.Н. Экологическое право: Учебник. – М.: Право и закон, 2000.

   4. Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник.  –

Информация о работе Уголовное наказание за экологические преступления