Уголовная ответственность за бандитизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 15:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - дать характеристику бандитизму. Задачи курсовой работы:
- рассмотреть объект и объективную сторону бандитизма;
- раскрыть субъект и субъективная сторона бандитизма;
- дать понятие квалифицированному виду бандитизма;
- рассмотреть сходства и отличия бандитизма от других преступлений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………2
1. История развития уголовного законодательства о бандитизме………………4
2. Причины современного бандитизма…………………………………………...13
3. Понятие бандитизма…………………………………………………………….19
3.1. Основной объект и объективная сторона бандитизма…………………19
3.2. Субъект и субъективная сторона преступления……………………….24
4. Квалифицированный вид бандитизма………………………………………….26
5. Бандитизм и смежные составы преступлений………………………………..28
Заключение……………………………………………………………………………..32
Список литературы…………………………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

курсовУголов1.doc

— 160.00 Кб (Скачать файл)

Нельзя не отметить тот  факт, что в УК АзССР 1927 года статья о бандитизме помещена не в главу «Преступления против порядка управления», а в главу «Особо для Союза ССР опасные преступления против порядка управления». В связи с этим можно говорить о том, что государство признавало бандитизм одним из наиболее опасных преступлений.

Необходимо также упомянуть  о том, что в ст.79 УК АзССР 1927 года уже не было второй части как ранее, которая предусматривала ответственность  за пособничество бандитам и укрывательство банд и отдельных их участников. Теперь пособники и укрыватели отвечали как соучастники на общих основаниях, через соответствующую статью общей части Уголовного кодекса.

Уголовный кодекс 1960 года предусмотрел ответственность за бандитизм  в ст.70. В этой норме бандитизм  определялся как «организация банд с целью нападения на какое-либо предприятие, учреждение, организацию либо на отдельных лиц, а равно участие в таких бандах или в совершаемых ими нападениях».

Как и в ранее действовавших  кодексах, в Уголовном кодексе 1960 года остались три способа совершения данного преступления, а именно это – организация вооруженных банд с целью нападения на государственные и общественные учреждения или предприятия либо на отдельных граждан, участие в банде, участие в совершаемых бандой нападениях.

Новая конструкция ст.70 УК стала более четкой в плане ограничения данного вида преступной деятельности от иных организованных форм. В ней четко оговаривалась цель, с которой создаётся вооруженная банда для совершения нападений, а не хулиганства или кражи.

В 1994 году в УК 1960 г были внесены изменения, которые затронули и статью 70. В результате изменений из диспозиции данной статьи было исключено слово «вооруженных».

17 июня 1960 года было  принято постановление Пленума  Верховного Суда СССР, в котором  указывалось, что «банда представляет собой устойчивую вооруженную группу из двух и более лиц, предварительно сорганизовавшихся для нападений на государственные и общественные учреждения или предприятия либо на отдельных лиц».

Субъектом бандитизма могло  быть лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста.

Из статьи о бандитизме в УК 1960 г. исчезли такие способы  совершения данного преступления как  «остановки поездов и разрушения железнодорожных путей и иных средств сообщения».

Закон того времени не дифференцировал ответственность членов банды в зависимости от их роли в совершенном преступлении. Все члены банды должны были отвечать за всю совокупность преступлений, совершенных бандой, осуществление которых входило в преступный план банды.

С течением времени по разному решался вопрос о соотношении бандитизма с другими общественно-опасными деяниями, например, убийством или хищениями.

Так, в постановлении  Пленума Верховного Суда СССР от 25 октября 1959 года «О судебной практике по делам  о бандитизме» было специально отмечено, что в случае совершения во время бандитского нападения убийства или грабежа, содеянное должно квалифицироваться только как бандитизм, без ссылки на соответствующие статьи, предусматривающие ответственность за преступления против личности и собственности, поскольку объективная сторона бандитизма охватывает, в частности, и совершение подобных преступлений.

История развития уголовного законодательства о бандитизме продолжилась в нынешнем УК АР 1999 года. Если в предыдущих трех кодексах бандитизм был предусмотрен в главе государственных преступлений, то в УК 1999 г. ответственность за бандитизм предусмотрена в разделе преступлений против общественной безопасности и общественного порядка, в главе преступлений против общественной безопасности. Это объясняется тем, что бандитизм претерпел значительную эволюцию в своем развитии, постепенно переродившись из контрреволюционного преступления, посягающего на основы государственного устройства в тяжкое, корыстно-насильственное преступление.

Сегодня бандитизм не посягает на основы государственного и общественного устройства, его устои, поэтому его нельзя назвать государственным преступлением.

Законодатель определил  бандитизм в ст.217 УК 1999 г следующим  образом:

217.1. Создание устойчивой  вооруженной группы (банды) в целях  нападения на организации или граждан, а равно руководство такой группой (бандой).

217.2. Участие в устойчивой  вооруженной группе (банде) в совершаемых  ею нападениях.

Из диспозиции статьи видно, что по УК 1999 г. ответственность  за бандитизм составляют 4 действия:

1) создание банды; 2) руководство  бандой; 3) участие в банде; 4) участие  в совершаемых бандой нападениях.

Необходимо отметить такое новшество этой статьи как  руководство бандой, которое представляет собой управление бандой и было введено  только в УК АР 1999 г.

Другим новшеством ответственности  за бандитизм в УК 1999 г. является то, что законодатель предусмотрел дифференцированную уголовную ответственность  в зависимости от характера и  степени участия каждого конкретного  субъекта в преступной деятельности банды. Если ст.70 УК 1960 г. устанавливала равную ответственность, как организаторов, так и других участников банды, то в УК 1999 г. ответственность этих лиц строго разграничена и предусмотрена в разных частях ст.217.

Ст.217.1 устанавливает  ответственность организаторов банды и ее руководителей. Наказание за эти действия – от 10 до 15 лет с конфискацией имущества или без таковой.

Рядовые члены банды, принимающие в ней участие  или в совершаемых ею нападениях несут ответственность по ст.217.2. Наказание в отношении этих лиц несколько мягче – от 7 до 12 лет лишения свободы.

В результате исследования исторических корней законодательства о бандитизме стоит отметить основные выводы:

1) Существует необходимость  продолжения формирования в стране  надежной системы противодействия распространению преступности.

2) Как видно из характеристики  исторического развития бандитизма, криминализация составляющих его  деяний с самого начала образования  советского государства и до  наших дней объяснялось той  высокой степенью общественной опасности, которая в нем заключалась. С затуханием классовой борьбы эти качества данного преступления вышли на первый план, однако, по традиции бандитизм оставался в главе о государственных преступлениях.

3) Глубокое изучение  проблем организованности бандитизма позволили выявить и закрепить в науке уголовного права такие существенные признаки бандитизма как устойчивость, законспирированный характер этого вида деятельности, вовлечение в нее значительного числа лиц, в том числе использующих свое служебное положение, облегчающее совершение преступлений, тщательное планирование, наличие круга лиц, укрывающих банду и похищенное.

4) Бандитизм как общественно  опасное деяние с начала ХХ  века эволюционировал, в связи  с чем изменялась и развивалась  уголовно-правовая норма ответственности за бандитизм.

5) В историческом развитии  бандитизма следует выделить  три периода.

Первый период (20-50-е  годы) – политический бандитизм. Для  него характерна политическая направленность преступных действий бандитских групп. Политический бандитизм как криминологический феномен стал порождением враждебной по отношению к советской власти идеологии, что обусловило его масштабную криминальную активность.

Второй период (60-80-е  годы) – традиционный уголовный  бандитизм. Его насильственные действия по своему характеру выражались не в оппозиционности к советскому строю, а в лично-корыстных общеуголовных мотивах.

Третий период (с начала 90-х годов по настоящее время) – современный бандитизм, представляющий собой качественно новый уровень  деятельности вооруженных организованных преступных групп.

 

 

2. ПРИЧИНЫ СОВРЕМЕННОГО БАНДИТИЗМА

 

 

Современный бандитизм  является разновидностью организованной преступности, поэтому причины его  возникновения и существования  находятся в той же сфере процессов  и явлений, которые обусловливают организованную преступность в целом. Ее причины в современной России отечественные криминологи связывают с кризисным состоянием политики, экономики, социальной и духовной сфер общества3.

С.М. Иншаков отмечает, что организованная преступность продуцируется через социальное неравенство, несправедливость общественного устройства, бедность, безработицу, нищету4. По мнению А.И. Гурова, процесс появления и развития организованной преступности связан с негативными социально-экономическими условиями5. В.С. Разинкин среди причин называет неблагоприятные социально-экономические тенденции, формирование рыночных отношений, отсутствие надлежащей правовой базы6.

Приведенные точки зрения показывают, что социальный подход является ведущим и главным, поскольку он связывает природу и причины организованной преступности с жизнедеятельностью всего общества, его политическим, экономическим и иным состоянием.

К числу общих причин современного бандитизма можно отнести  следующие:

1. Экономический кризис. Интенсивное развитие современной российской организованной преступности объективно следует связать с экономическим кризисом в стране. «Во время экономических кризисов наступает политическая нестабильность, государство теряет некоторые из важнейших механизмов контроля и управления обществом, нарушение законов становится для части граждан необходимым условиемвыживания, в результате наступает анемия и общий упадок нравов, легко коррумпируется чиновничий аппарат, включая право охранительные органы. Все это благоприятная почва для расцвета организованной преступности»7

Ослабление государственных  институтов и укрепление криминальных структур привели к резкому росту  авторитета физической силы, подкрепленной  силой оружия. Банки, коммерческие организации, предприятия торговли обзаводятся частной охраной и службами безопасности, которые зачастую выходят за пределы полномочий, предоставленных законом и по существу превращаются в бандформирования. Структуры организованной преступности в своей повседневной деятельности опираются на «боевые бригады», которые являются нечем иным, как бандами. Таким образом, происходит эскалация современного бандитизма.

2. Криминализация экономики. Непродуманная приватизация государственной собственности, отсутствие действенного контроля за Финансово-экономическими процессами в стране, «непрозрачность» денежных и товарно-сырьевых потоков привели к криминализации экономики8.

В условиях жесткой конкуренции  между ОПГ возрастает значение входящих в их структуру боевых подразделений  – банд, которые находят применение при: захвате новых территорий и объектов; защите теневого бизнеса; оказании давления на конкурентов и несговорчивых клиентов, разрешение финансовых споров; обеспечении авторитета ОПГ в криминальном мире.

3. Передел собственности и сфер влияния. Массовая приватизация государственного и муниципального имущества, которая осуществлялась при серьезном нарушении интересов общества и граждан, и последовавший за ней передел собственности и сфер влияния определили эскалацию криминальных отношений в стране. На переднем плане в этих вопросах оказалось вооруженное насилие. Организованные преступные группировки и сообщества для борьбы со своими конкурентами стали широко использовать банды, группы, делясь с ними капиталом собственных, либо контролируемых предпринимательских и банковских структур. Банды современного типа активно используются как средство разрешения различного рода конфликтов, осуществления насильственных акций для достижения целей преступных организаций9.

4. Слабость государства и утрата государственного контроля над организованной преступностью. Прежде всего, эта детерминанта определяется распадом действовавшей на территории бывшего Союза ССР единой системы правоохранительного контроля при сохранении возможностей перемещения людей и грузов на этой территории, что предоставило организованным преступным группам широкие возможности для своей деятельности10. Появление в стране новой cтpyктypы отношений к собственности вызвало рассогласование всех ветвей власти. В результате постоянно ослабевают рычаги государственного управления, повсеместно падает исполнительская дисциплина, растет коррупция, не осуществляется строгий контроль за принятыми решениями. Действующий в доперестроечной России всеобщий государственный контроль сменяется тотальной социально опасной бесконтрольностью11. Престиж государства, его институтов находится на весьма низком уровне, подтверждением чему являются данные неоднократно проводимых социологических исследований12.

Такое состояние государства определило вакуум легитимной власти, который объективно заполняется властью криминальной и полукриминальной13. Организованная преступность немедленно использует государственную анархию управления и контроля. В этих условиях вооруженные организованные преступные группы выполняют функции органов власти, управления, правосудия14.

Ослабление функций государственной  власти в борьбе с организованной преступностью в значительной мере определило разгул бандитизма и его  качественные изменения, которые происходили  на фоне неадекватных действий государства.

Информация о работе Уголовная ответственность за бандитизм