Терроризм в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 12:55, дипломная работа

Краткое описание

Современный терроризм характеризуется резко возросшей технической оснащенностью, высоким уровнем организации, наличием значительных финансовых средств. Его главная отличительная черта – это размывание границ между международным и внутренним терроризмом. Расширяются связи террористических организаций с наркобизнесом и незаконной торговлей оружием. Заметна динамика роста террористических групп в современном мире. Необходимость повышения эффективности мер борьбы с терроризмом, как внутригосударственным, так и международным, делает актуальной тему настоящей квалификационной работы, так как она посвящена проблемам исследования понятия и сущности, видов и форм терроризма, ответственности за терроризм, мерах по его предупреждению.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ПРИЧИНЫ ТЕРРОРИЗМА 6
1.1. Понятие и сущность терроризма 6
1.2. Сущность терроризма 8
1.2. Виды терроризма 13
1.3. Формы проявления терроризма 20
1.4. Причины терроризма 26
ГЛАВА II. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ТЕРРОРИЗМ ПО УГОЛОВНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 31
2.1. Юридический анализ состава терроризма по УК России 31
2.2. Квалификация терроризма по УК России и отграничение его от смежных составов 42
2.3. Наказание за терроризм по УК России 56
ГЛАВА III. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ТЕРРОРИЗМА 59
3.1. Проблемы предупреждения терроризма 59
3.2. Меры предупреждения терроризма 62
3.3. Международное сотрудничество государств в борьбе с терроризмом 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 74

Вложенные файлы: 1 файл

ТЕРРОРИЗМ.doc

— 380.50 Кб (Скачать файл)

Несмотря на то, что  сообщение об акте терроризма ложное и за ним не стоит реальная опасность  наступления ущерба общественной безопасности, характерная для истинного терроризма, тем не менее, такому объекту как общественная безопасность причиняется ущерб: возникновение паники, страха, дезорганизации в работе транспорта, учреждений – все это создает тот же психологический дискомфорт, ощущение незащищенности, которые являются составными общественной безопасности при самом терроризме. Кроме того, причиняется и материальный ущерб в связи с необходимостью проверки факта опасности (проверка заминированности объекта, эвакуация людей и прочее).

Г.В. Овчинникова называет еще один признак преступления заведомо ложного сообщения, связывающий его с терроризмом: активные действия по доведению до государственных, общественных органов или граждан сведений о готовящемся или совершенном (якобы) акте терроризма. Способы и формы сообщения могут быть различными: письменно, устно (чаще всего по телефону)53.

Необходимый признак, характеризующий  объективную сторону преступления – ложность сообщения. Этот признак является объективно-субъективным, поскольку, во-первых, сообщение не соответствует действительности, во-вторых, информатор заведомо знает об этом (как правило, эта информация плод его вымысла). Ложное сообщение об акте терроризма – это умышленное преступление, мотивы которого могут быть не только террористической направленности, но и иные (хулиганские, месть, даже корысть). Таким образом, необходимо проводить разграничение преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 205 УК РФ и ст. 207 УК РФ.

Г.В. Овчинникова предлагает проводить разграничение по трем признакам:

1. Угрозу совершить  террористические действия высказывают  сами террористы. Заведомо ложное сообщение об угрозе взрыва, поджога и т.д. исходит от других лиц, информирующих о якобы подготавливаемых кем-то террористических действиях.

2. Мотивы и цели  действий, предусмотренных ст. 205 УК  РФ, - ущерб общественной безопасности, запугивание населения и др. Преступление, предусмотренное ст. 207 УК РФ, возможно (чаще всего!) и из хулиганских побуждений, и как легкомысленное проявление подросткового озорства (телефонные звонки о заминировании школ, вузов) и т.д.

3. Терроризм является  преступлением, в котором последствие включено в элементы объективной стороны его состава: в виде “опасности”, в виде ее реального воплощения и различных последствий; состав преступления заведомо ложного сообщения – чисто формальный, ответственность наступает независимо ни от факта наступления последствий, ни от их характера54.

Санкции за ложное сообщение  об акте терроризма свидетельствуют, о  сравнительно невысокой степени  его общественной опасности, однако широкое распространение в последние  годы этих действий вызывает известную тревогу правоохранительных органов. Представляется необходимым законодателю ужесточить наказание за это преступление, а также вести более действенно через средства массовой информации профилактическую работу в этом направлении.

Необходимо отметить, что Федеральным законом Российской Федерации от 24.07.2002 г. № 103-ФЗ Уголовный кодекс России дополнен статьей 2051 “Вовлечение в совершение преступлений террористического характера или иное содействие их совершению”, которая устанавливает уголовную ответственность за:

1) вовлечение лица  в совершение: терроризма; захвата  заложника; организации незаконного  вооруженного формирования и  участия в нем; угона судна  воздушного или водного транспорта  либо железнодорожного подвижного  состава; посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля; нападения на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой;

2) склонение лица к  участию в деятельности террористической  организации; 

3) вооружение либо  обучение лица в целях совершения указанных преступлений; 4) а равно финансирование акта терроризма либо террористической организации.

Квалифицирующими признаками в ч. 2 ст. 2051 УК РФ названы неоднократность и использование своего служебного положения.

Преступление, предусмотренное  ч. 1 ст. 2051 Уголовного кодекса России относится, в соответствии с ч. 4 ст. 15 УК РФ к категории тяжких преступлений. Санкция за это преступление предусматривает лишение свободы на срок от четырех до восьми лет. Квалифицированный состав преступления, предусмотренный ч. 2 ст. 2051 УК РФ относится к категории особо тяжких преступлений. Санкция за это преступление представляет собой лишение свободы на срок от семи до пятнадцати лет с конфискацией имущества или без таковой.

В примечании к ст. 2051 УК РФ указано, что лицо, совершившее преступление, предусмотренное данной статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным способом способствовало предотвращению осуществления акта терроризма либо пресечению указанного в настоящей статье преступления террористического характера и если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления.

Основной смысл примечания заключен в предоставлении возможности  “оступившимся” лицам избежать уголовной ответственности за вовлечение (склонение) лица к совершению деяний, предусмотренных ч. 1 ст. 2051 УК РФ.

Примечательно, что в  отличие от ст. 205 УК РФ, субъектом  преступления предусмотренного ст. 2051 УК РФ является физическое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, то есть субъект указанного преступления общий55.

Необходимо также обратить внимание на использование в содержании ч. 1 ст. 2051 УК РФ слова “склонение”, что говорит о расширительном понятии фразы “вовлечение в совершение преступлений террористического характера”. Это означает, что ответственность по ст. 2051 УК наступает не только за вовлечение (как указано в наименовании статьи), но и за склонение лица к участию в деятельности террористической организации.  

 

 

2.3. Наказание за терроризм по УК России

 

Наказание за терроризм, предусмотренное санкцией ст. 205 УК РФ представляет собой лишение свободы: по ч. 1 – на срок от пяти до десяти лет; по ч. 2 – на срок от восьми до пятнадцати; по ч. 3 – на срок от десяти до двадцати лет.

Законодательством предусматривается  система мер по предотвращению терроризма. В их числе имеются и непосредственно  уголовно-правовые меры. В соответствии со ст. 31 УК РФ лицо освобождается от уголовной ответственности при добровольном отказе от совершения любого преступления, в том числе и терроризма.

Добровольный  отказ от преступления – это прекращение приготовления к нему или прекращение самих неоконченных преступных действий, если лицо осознало возможность доведения преступления до конца.

Условиями освобождения от ответственности при добровольном отказе являются:

- добровольность и  окончательность отказа от совершения  преступления;

- совершение лишь таких  действий, которые не образуют  состава другого преступления;

- осознание лицом объективной  возможности довести преступление до конца.

Добровольный отказ  от совершения преступления в соучастии  имеет свои особенности, поскольку  преступный результат является последствием совокупных действий даже тех лиц, которые  “внесли” в преступный результат  лишь интеллектуальный вклад56.

Законодатель выделяет подстрекателей преступления, предъявляя им более значительные по объему требования, в случае их добровольного отказа. Так, в силу ч. 4 ст. 31 УК РФ они освобождаются лишь при условии, если своевременным сообщением органам власти или иным способом сумели предотвратить доведение преступления до конца его исполнителем.

Пособник также должен предпринять все зависящие от него меры, чтобы предотвратить преступление, совершению которого он способствовал.

Условия освобождения, в соответствии со ст. 31 УК РФ, полностью распространяются и на терроризм.

Если терроризм носит  индивидуальный характер, то применяются  ч.ч. 1-3 ст. 31 УК РФ; если терроризм групповой (по предварительному сговору или  организованной группой) – ч.ч. 4,5 ст. 31 УК РФ.

Вводя в примечание к  ст. 205 УК РФ особые основания освобождения от наказания, законодатель стремится  использовать дополнительные меры предотвращения террористических актов. Применение этого  положения закона возможно при наличии  трех условий:

1) лицо участвовало лишь в подготовке акта терроризма;

2) лицо своевременным  предупреждением органов власти  или иным способом способствовало  предотвращению терроризма (не обязательно  предотвратило его);

3) если в действиях  такого лица не содержится  признаков иного преступления.

Самое значительное отличие добровольного отказа от особых оснований освобождения от ответственности заключается в том, что освобождение лица, участвующего в подготовке терракта, согласно примечанию к ст. 205 УК РФ, возможно как при добровольном, так и вынужденном “сотрудничестве” террориста с органами власти или в выполнении других, предупреждающих терракт действий57.

Спорным в юридической  литературе остается вопрос о том, возможно ли освобождение от ответственности, если террористом уже совершено другое преступление.

В Комментарии к ст. 205 УК РФ под редакцией Н.Ф. Кузнецовой говорится о том, что допустимо  освобождение от ответственности за терроризм, а виновный отвечает лишь за второе преступление58.

Другие авторы, напротив, считают, что если террорист совершил второе преступление, то освобождение от ответственности за терроризм в соответствии с примечанием к ст. 205 УК РФ вообще невозможно59.

Представляется, что вопрос следует решать дифференцировано: если лицо добровольно отказалось от акта терроризма и способствовало его предотвращению, но совершило другое преступление, то оно отвечает лишь за это второе преступление. Если лицо вынужденно способствовало предотвращению терроризма (например, будучи задержанным), совершив до того другое преступление, то оно не может быть освобождено от ответственности ни за терроризм, ни за другое преступление.  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

ГЛАВА III. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ТЕРРОРИЗМА

3.1. Проблемы предупреждения терроризма

Термин “предупреждение” означает – отвратить что-либо заранее  принятыми мерами; опередить, сделать  что-либо ранее, чем что-нибудь произошло.

На наш взгляд, предупреждение терроризма можно рассматривать как минимум в двух аспектах. Во-первых, предупреждение терроризма и повышение эффективности борьбы с ним – одна из первостепенных задач любого современного государства. Во-вторых, предупреждение терроризма - есть комплексная система мер социально-экономического, политического и юридического характера, направленная на предотвращение: возникновения террористических организаций (группировок), совершения террористических актов, последствий терроризма; целью которой, является обеспечение общественной безопасности населения, защита политических, экономических и международных интересов государства.

Вместе с тем, прежде чем вести речь о мерах предупреждения терроризму, необходимо обратить внимание на факторы, создающие трудности в применении этих мер, и с учетом этих факторов в дальнейшем совершенствовать их.

Как справедливо считает  В.Н. Антонов “в современных условиях терроризм трансформировался в  весьма масштабное и сложное социально-политическое явление, осуществляемое на систематической основе и обусловленное самыми различными противоречиями, существующими в обществе и относящимися к основным сферам жизни”60.

Х. Алиев, заместитель  прокурора Республики Дагестан, отметил  ряд особенностей, влияющих на предупреждение и борьбу с терроризмом61.

К ним, в настоящее  время, относятся следующие:

1) борьба с преступностью  террористической направленности  ведется в основном в ходе  реагирования на уже совершенные  преступления;

2) отсутствие совместной  работы по предупреждению преступных  посягательств, разрушению международных и межрегиональных связей преступных группировок, и как следствие, ликвидации террористических организаций;

3) в настоящее время  еще не создан совместный и  полноценный информационный банк  данных обо всех ранее совершенных террористическими группами преступлениях и участниках этих групп;

4) негативно сказывается  ведомственная разобщенность в  вопросах учета, регистрации преступлений, связанных с терроризмом. В  результате искажается достоверность  статистической информации, нарушается порядковая регистрация уголовных дел, что приводит к дублированию следственных и оперативных мероприятий, лишает возможности оперативного обмена информацией;

5) вне поля зрения  остаются многие ранее отбывшие  наказание за совершение преступлений террористического характера. Ряд этих граждан продолжают заниматься антиобщественной деятельностью, хранят огнестрельное оружие, укрывают лиц, находящихся в розыске;

Информация о работе Терроризм в Российской Федерации