Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 18:08, реферат

Краткое описание

Защита прав и свобод человека и гражданина средствами прокурорского надзора пронизывает всю многогранную деятельность прокурора. Какие бы действия ни совершал прокурор, реализуя предоставленные ему полномочия, в какой бы отрасли он ни осуществлял надзор — его в первую очередь интересует вопрос, соблюдаются ли права и свободы человека и гражданина. И если они не соблюдаются, прокурор принимает предусмотренные законом меры к восстановлению нарушенных прав и свобод граждан. В связи с этим прокурорский надзор выступает одной из гарантий реального соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Он является основным, важнейшим направлением прокурорской деятельности на современном этапе.

Вложенные файлы: 1 файл

сем.docx

— 17.01 Кб (Скачать файл)

Сущность, предмет и задачи прокурорского  надзора за соблюдением прав и  свобод человека и гражданина

Российская  прокуратура традиционно стояла на страже прав и свобод человека и  гражданина, и прокуроры всегда делали упор на осуществление надзора за исполнением законов, закрепляющих правовой статус личности, способствуя  тем самым реальному обеспечению  предоставленных гражданам Конституцией РФ прав и свобод (гл. 2, разд. I). Речь идет о защите политических, трудовых, жилищных, экономических, экологических  и иных прав и свобод человека и  гражданина.

Защита прав и свобод человека и гражданина средствами прокурорского надзора пронизывает  всю многогранную деятельность прокурора. Какие бы действия ни совершал прокурор, реализуя предоставленные ему полномочия, в какой бы отрасли он ни осуществлял  надзор — его в первую очередь  интересует вопрос, соблюдаются ли права и свободы человека и  гражданина. И если они не соблюдаются, прокурор принимает предусмотренные  законом меры к восстановлению нарушенных прав и свобод граждан. В связи  с этим прокурорский надзор выступает  одной из гарантий реального соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Он является основным, важнейшим направлением прокурорской деятельности на современном  этапе.

Включение в  разд. III Закона о прокуратуре специальной  главы «Надзор за соблюдением  прав и свобод человека и гражданина», с одной стороны, говорит об особой актуальности для России соблюдения прав и свобод граждан и, с другой — о повышении роли прокуратуры  как органа надзора в обеспечении  этих прав и свобод в переходный для государства период. В правовом государстве, которое у нас создается, приоритетным является соблюдение прав и свобод личности. Будучи принятой в Европейский Союз, Российская Федерация взяла на себя обязательство по неукоснительному соблюдению прав и свобод человека и гражданина, по созданию необходимых условий для реализации гражданами предоставленных им прав и свобод. Многочисленные нарушения прав и свобод человека и гражданина, допускаемые в последнее время, недостатки в работе судов (волокита) вследствие возросшего количества рассматриваемых дел, недоступность для многих граждан услуг адвокатов ввиду отсутствия средств и, следовательно, ослабление правовой защищенности граждан подчеркивают необходимость совершенствования и активизации прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Предмет прокурорского  надзора за соблюдением прав и  свобод человека и гражданина определен  в ст. 26 Закона о прокуратуре. Он включает в себя соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными  органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и  руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Полномочия прокурора по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина распространяются на все органы и всех должностных лиц, независимо от их подчиненности (подведомственности) и формы собственности, начиная с федеральных министерств и ведомств, и закон в этом отношении не содержит каких-либо ограничений. Иными словами, при поступлении сведений о нарушении прав и свобод человека и гражданина прокурор вправе провести проверку или совершить иные, надзорные действия в любом органе, на любом предприятии, в учреждении и организации, а также в общественной организации или объединении. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина возложено Конституцией на все без исключения органы. Из этого видно, какое значение законодатель придает соблюдению прав и свобод человека и гражданина.

Основная  цель прокурорского надзора за соблюдением  прав и свобод человека и гражданина — это достижение такого положения, когда эти права и свободы  реально соблюдаются всеми органами, должностными и иными лицами, когда  граждане уверены, что их права и  интересы надежно защищены и что  они в случае нарушения этих прав и свобод могут рассчитывать на помощь соответствующих государственных  органов, в том числе и органов прокуратуры.

Задачи прокурорского  надзора за соблюдением прав и  свобод человека и гражданина определяются в приказах и указаниях Генерального прокурора РФ, его заместителей и  прокуроров субъектов федерации.

Генеральный прокурор требует от всех прокуроров, чтобы надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина находился  в центре их постоянного внимания и чтобы прокуроры остро реагировали  на факты ущемления прав и свобод личности. При этом предметом особой заботы прокуроров должно быть соблюдение прав и свобод слабозащищенных категорий  населения (инвалидов, престарелых, детей, потерявших родителей и некоторых  других).

Прокурорам  особенно внимательно следует относиться к жалобам и заявлениям граждан  об ущемлении их прав и свобод, своевременно рассматривать и разрешать подведомственные прокуратуре обращения граждан, принимая меры к восстановлению нарушенных прав и свобод.

Надзорные мероприятия  в первую очередь должны проводиться  в тех государственных органах, на которые возложено осуществление  контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, так как  от того, как применяют эти органы и их должностные лица предоставленные им полномочия и исполняют возложенные на них обязанности, во многом зависит состояние обеспечения этих прав и свобод. Однако, осуществляя надзор за исполнением законов этими органами, прокурор должен действовать строго в рамках предоставленной ему компетенции, не допуская вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность названных органов и не подменяя их.

Если установлен судебный порядок рассмотрения споров, связанных с нарушением прав и  свобод человека и гражданина, прокурор, не подменяя суд, может воспользоваться  правом обращения с исками в суды в защиту интересов граждан.

Прокурор  должен быть особенно нетерпим к фактам проявления незаинтересованности к гражданам со стороны соответствующих органов и должностных лиц, к которым обратились граждане с просьбой о защите своих прав и свобод, непринятия ими мер по восстановлению нарушенных прав и свобод граждан.

Следует подчеркнуть, что одна из главнейших задач прокуратуры  как федерального правозащитного органа — это защита общественных и личных интересов. В связи с этим прокуроры  обязаны в первую очередь предпринимать  такие действия и меры, которые  способствуют защите прав и свобод всех или многих граждан, проживающих  в стране или регионах. Речь должна идти о действиях, предупреждающих принятие или издание правовых актов представительными и исполнительными органами, которыми могут быть нарушены права и свободы всех или многих граждан, о принятии мер к отмене подобных актов, о предъявлении исков (заявлений) в суды в защиту интересов всех или многих граждан, проживающих в регионе и т.д.


Информация о работе Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина