Сущность, задачи, предмет прокурорского надзора за исполнением законов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 00:59, контрольная работа

Краткое описание

Закон о прокуратуре предусмотрел, что прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, является одним из основных направлений деятельности прокуратуры.

Содержание

1. Сущность, задачи, предмет прокурорского надзора за исполнением
законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
2. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов в ОРД.
3. Особенности прокурорского надзора за исполнением законов в ОРД.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа по прокурорскому надзору.docx

— 37.81 Кб (Скачать файл)

 Вариант № 4.

  1. Сущность, задачи, предмет прокурорского надзора за исполнением 
    законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
  2. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов в ОРД.
  3. Особенности прокурорского надзора за исполнением законов в ОРД.

1. Сущность, задачи, предмет прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

 

Закон о прокуратуре  предусмотрел, что прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную  деятельность, является одним из основных направлений деятельности прокуратуры. Выделение надзора за исполнением  законов указанными органами в одно из основных направлений по реализации правозащитной функции прокуратуры, обусловлено прежде всего тем, что эти органы осуществляют борьбу с преступностью. При проведении оперативно-розыскных мероприятий, затрагиваются, а иногда существенно ограничиваются права и законные интересы граждан, гарантированные Конституцией РФ и другими законами – на тайну переписки, телефонных переговоров, на свободу передвижения и другие. Ограничение прав и свобод допускается только по основаниям и с соблюдением процедур, предусмотренных Конституцией РФ, имеющей прямое действие, уголовно-процессуальным законодательством, Федеральным законом от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (в ред. от 10.07.2012) «Об оперативно-розыскной деятельности» и др.

Осуществляя правозащитную функцию, прокурор обязан принять меры к обеспечению того, чтобы ни одно преступление не осталось нераскрытым и ни одно виновное лицо не избежало установленной законом  ответственности. Этим обеспечивается неотвратимость наказания за совершенное  преступление. Прокурор обязан следить  за тем, чтобы нормы закона, регулирующие оперативно-розыскную деятельность, никем не нарушались, а при обнаружении  нарушений – немедленно принимать  меры к их устранению, восстановлению нарушенных прав и свобод гражданина, предупреждению нарушений законов. Борьба с преступлениями будет эффективной  лишь при обеспечении быстрого и  полного их раскрытия и недопущения  нарушений прав и свобод граждан, привлечения к ответственности  невиновных.

Эти задачи прокурорского надзора в сфере  оперативно-розыскной деятельности, тесно связаны с его предметом.

Предмет надзора на этом направлении деятельности – в соответствии со ст. 29 «Закона о прокуратуре» соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

При осуществлении  надзора прокуроры должны обращать внимание на соблюдение гарантированных  Конституцией и другими законами прав и свобод граждан, а также  на соблюдение обстоятельств, предусматривающих исключительные случаи, оговоренные в этих законах, основания и процедуры ограничения прав и свобод гражданина и человека. Так, ст. 23 Конституции, провозглашая права каждого на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, предусматривает ограничение этого права только на основании судебного решения.

Ст. 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» предусматривает возможность такого ограничения при проведении оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения и при наличии информации:

1. О признаках подготавливаемого,  совершаемого или совершенного  противоправного деяния, по которому  производство предварительного  следствия обязательно.

2. О лицах, подготавливающих, совершающих  или совершивших противоправное  деяние, по которому производство  предварительного следствия обязательно.

3. О событиях или действиях  (бездействии), создающих угрозу  государственной, военной, экономической  или экологической безопасности  Российской Федерации.

В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого и особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих  угрозу государственной, военной, экономической  или экологической безопасности РФ, процедура ограничения прав и  интересов несколько отлична, но опять-таки строго регламентирована этой же нормой Закона.

При проведении проверок прокурорам необходимо обращать внимание и на защиту прав и законных интересов потерпевших от преступлений, а также прав и интересов иных законопослушных граждан, принимать  все необходимые меры к восстановлению нарушенных прав, к возмещению материального  и морального ущерба.

Значительный  объем в работе прокурора по надзору  за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную  деятельность, занимает проверка установленного порядка выполнения оперативно-розыскных  мероприятий.

К порядку осуществления оперативно-розыскной деятельности, исходя из предписаний Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» относится:

– наличие предусмотренных законом оснований проведения оперативно-розыскных мероприятий;

– соответствие оперативно-розыскных мероприятий целям и задачам оперативно-розыскной деятельности;

–  наличие полномочий у лиц, осуществляющих оперативно-розыскные мероприятия;

–   соблюдение условий проведения оперативно-розыскных мероприятий;

–   обязательное документирование оперативно-розыскной деятельности;

–    объективность и полнота проводимых проверок;

– своевременное и полное представление органам расследования оперативно-розыскных данных, материалов по результатам применения специальных технических средств для подготовки и осуществления следственных действий;

– условия привлечения граждан к подготовке или проведению оперативно-розыскных мероприятий на конфиденциальной основе.

 

Одним из основных вопросов, подлежащих выяснению прокурором, является наличие оснований проведения оперативно-розыскных мероприятий.

К основаниям проведения оперативно-розыскных мероприятий Закон относит:

1. Наличие  возбужденного уголовного дела.

2.Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения:

1) о признаках  подготавливаемого, совершаемого  или совершенного противоправного  деяния, а также о лицах, его  подготавливающих, совершающих или  совершивших, если нет достаточных  данных для решения вопроса  о возбуждении уголовного Дела;

2) события  или действия, создающие угрозу  государственной, военной, экономической  или экологической безопасности  РФ;

3) лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

4) лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.

3. Поручения  следователя, органа дознания, указания  прокурора или определения суда  по уголовным делам, находящимся  в их производстве.

4. Запросы  других органов, осуществляющих  оперативно-розыскную деятельность.

5. Постановление  о применении мер безопасности  в отношении защищаемых лиц,  осуществляемых уполномоченными  на то государственными органами  в порядке, предусмотренном законодательством  РФ.

6. Запросы  международных правоохранительных  организаций и правоохранительных  органов иностранных государств в соответствии с международными договорами РФ.

При проверке законности конкретных оперативно-розыскных  мероприятий прокурор обращает также  внимание на соблюдение установленного порядка их проведения (например, имеется  ли судебное решение на проведение оперативно-розыскного мероприятия, ограничивающего  конституционное право гражданина).

При оценке законности проведенных оперативно-розыскных  мероприятий прокурор учитывает  не только положения, имеющиеся в  законе, но и в ведомственных нормативных  актах, принятых в развитие закона.

Данные о  лицах, внедренных в организованные преступные группы, и о штатных  негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную  деятельность, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам  на конфиденциальной основе, представляются прокурору только с письменного  согласия указанных лиц, за исключением  случаев, требующих их привлечения  к уголовной ответственности.

Ответственный участок деятельности прокурора  – надзор за законностью решений, принимаемых органами, осуществляющими  оперативно-розыскную деятельность.

 В предмет прокурорского надзора входит законность следующих решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность:

1. О заведении,  приостановлении и прекращении  дел оперативного учета.

2. О проведении  и прекращении конкретных оперативно-розыскных мероприятий.

3. О представлении  результатов оперативно-розыскных  мероприятий органу дознания, следователю  или в суд.

4. О рассекречивании сведений об использованных или используемых при проведении оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о нештатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий.

5. Об уничтожении  материалов, отражающих результаты  оперативно-розыскных мероприятий,  проведенных на основании судебного  решения.

В предмет  прокурорского надзора не входит решение судьи об удовлетворении ходатайства органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, об обследовании жилища, о прослушивании телефонных переговоров, о снятии информации с технических каналов связи, о контроле почтово-телеграфной корреспонденции.

2. Полномочия  прокурора по надзору за исполнением  законов органами, осуществляющими  оперативно-розыскную деятельность.

 

Для осуществления  надзора за исполнением законов  в сфере оперативно-розыскной  деятельности прокурор наделяется соответствующими полномочиями. Прокурор осуществляет свою деятельность строго в рамках этих полномочий. На практике деятельность прокурора должна осуществляться в определенных формах. В формах надзора реализуются те права, которыми прокурор наделен по закону. Правовая норма, определяющая полномочия прокурора, предоставляет ему право на совершение определенных действий.

Под формами  надзора понимается целенаправленная деятельность прокурора по предупреждению, выявлению и устранению нарушений  закона при осуществлении оперативно-розыскной  деятельности путем предоставленных  ему для этого полномочий.

Полномочия  прокурора по надзору за исполнением  законов органами, осуществляющими  оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством РФ и другими  федеральными законами (ст. 30 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

При осуществлении надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, прокурор не вправе участвовать в проведении оперативно-розыскных мероприятий, а тем более лично проводить -какие-то из этих мероприятий. В то же время относительно процессуальной сферы прокурор наделен правом участвовать в производстве дознания и предварительного следствия, а в необходимых случаях лично проводить отдельные следственные действия или расследование в полном объеме по любому делу.

     При осуществлении надзора в сфере оперативно-розыскной деятельности прокурор может использовать не только полномочия, определенные в ст. 21 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (ред. От 10.07.2012) «Об оперативно-розыскной деятельности», но и полномочия, предусмотренные Законом о прокуратуре и другими законами, исходя из специфики этой деятельности. В приказе Генерального прокурора РФ от 15 февраля 2011 г. N 33 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности» (в ред. Приказа Генпрокуратуры России от 05.09.2012 N 310) отмечено, что уполномоченный прокурор на осуществление надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, вправе:

  • знакомиться с подлинными оперативно-служебными документами, включающими дела оперативного учета, материалы проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также иные оперативно-служебные документы, необходимые для осуществления надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»;
  • требовать письменные объяснения от должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность и допустивших при этом нарушения закона;
  • давать письменные указания об осуществлении тех или иных оперативно-розыскных мероприятий либо требовать их прекращения;
  • опротестовывать незаконные и необоснованные постановления руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в том числе и о передаче результатов оперативно-розыскной деятельности следователю (органу дознания, в суд);
  • отменять незаконные и необоснованные постановления следователя (органа дознания) о возбуждении уголовного дела, вынесенные в порядке реализации результатов оперативно-розыскной деятельности;
  • опротестовывать противоречащие закону ведомственные правовые акты руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
  • вносить представления об устранении нарушений закона, допущенных должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
  • требовать от руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, отстранения подчиненных им ' оперативных работников от дальнейшего ведения оперативных проверок в случае нарушения ими закона;
  • при обнаружении признаков преступления проводить проверку в соответствии с требованиями УПК РФ;
  • направлять в суд жалобы, проверка которых относится к исключительной компетенции судей.

Информация о работе Сущность, задачи, предмет прокурорского надзора за исполнением законов