Социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 23:24, курсовая работа

Краткое описание

В подростковом и юношеском периодах десоциализация проявляется преимущественно на личностном уровне и выражается в социально-психологической деформации личности с формированием антиобщественных ценностных установок. Таким образом, у части несовершеннолетних (от 40 до 55%) переход от стадии делинквентности к устойчивому криминальному поведению сопровождается аккумуляцией негативных, десоциализирующих влияний и закреплением антиобщественных ценностных ориентаций; у другой части несовершеннолетних асоциальное поведение обусловлено не дефектами правосознания, а нарушениями психического развития и отклонениями в эмоционально-волевой, интеллектуальной сферах с чертами задержанного психического дизонтогенеза, личностной незрелости, «детской» мотивации проступков.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМИ
1.1 Характеристика несовершеннолетних правонарушителей в системе социальной работы
1.2 Проблемы детской преступности в РФ
1.3 Нормативно – правовые документы социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями
СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМИ
2.1 Основные направления социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями
2.2 Профилактика несовершеннолетних правонарушителей в системе социальной работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 180.14 Кб (Скачать файл)

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМИ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМИ

1.1 Характеристика несовершеннолетних правонарушителей в системе социальной работы

1.2 Проблемы детской преступности в РФ

1.3 Нормативно – правовые документы социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями

  1. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМИ

2.1 Основные направления социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями

2.2 Профилактика несовершеннолетних правонарушителей в системе социальной работы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.1Социальная характеристика

несовершеннолетних  правонарушителей. 

 

Социальная психиатрия детского возраста характеризуется, как известно, рядом специфических особенностей:

(1) за точку отсчета  она берет ребенка в контексте  социальной ситуации развития, т.е.  такой системы социальных отношений,  в которой ребенок находится  с рождения до достижения зрелости, и которая меняется как в  ответ на стечение обстоятельств,  так и по мере взросления;

(2) она использует многоосевой  подход, оперируя как клиническими, так и социальными факторами,  подразумевая, что здоровье ребенка  определяется совокупностью этих  факторов;

(3) она уделяет особое  внимание личностному развитию  ребенка (Вострокнутов Н. В.  с соавт., 2004) [16].

К ключевым понятиям социальной психиатрии детского возраста относятся «социализация» или усвоение ребенком правил, ролей, норм поведения, которые позволяют ему становиться членом общества, занимать в нем свое место, и «социальная ситуация развития» («отношение ребенка к среде и среды к ребенку дается через переживание и деятельность самого ребенка; силы среды приобретают направляющее значение благодаря переживаниям ребенка» (Выготский Л. С., 1930) [17]. Следовательно, совокупность социальных факторов (семейных, школьных, микроокружения, общественных в целом) оказывает существенное (возможно – определяющее) влияние на развитие и психическое состояние ребенка, его социальную активность. Можно с уверенностью говорить, что социальные факторы определяют и характер социальной активности – ее положительную или отрицательную направленность. В зависимости от диспозиции этих факторов лечебное, коррекционное и педагогическое реабилитационное воздействие приобретает различное значение и играет разные роли: от ведущей до факультативных (Ремшмидт Х., 2001) [70].

К факторам риска нарушений  социализации ребенка относятся: алкоголизм, асоциальная личностная деформация и криминальность родных; психопатические  черты у родителей в виде психической  ригидности с повышенной аффективной  возбудимостью, а также их незрелость и изолированность, неустойчивая самооценка, снижение толерантности к стрессам и личностные проблемы: потребность  родителей установить жесткий контроль над ребенком; амбивалентные отношения; одиночество и плохое здоровье матери. Эмоциональное отвержение ребенка  и плохое обращение более вероятны, когда существует совпадающее влияние  деструктивных факторов: психологические (психопатологические) особенности  родителей (опекунов), конфликтные внутрисемейные отношения, негативное влияние других членов семьи и асоциального окружения, безразличное отношение общества к  фактам плохого обращения с ребенком (Вострокнутов Н. В. с соавт., 2002) [15].

В подростковом и юношеском  периодах десоциализация проявляется  преимущественно на личностном уровне и выражается в социально-психологической  деформации личности с формированием  антиобщественных ценностных установок. Таким образом, у части несовершеннолетних (от 40 до 55%) переход от стадии делинквентности  к устойчивому криминальному  поведению сопровождается аккумуляцией негативных, десоциализирующих влияний  и закреплением антиобщественных ценностных ориентаций; у другой части несовершеннолетних асоциальное поведение обусловлено  не дефектами правосознания, а нарушениями  психического развития и отклонениями в эмоционально-волевой, интеллектуальной сферах с чертами задержанного психического дизонтогенеза, личностной незрелости, «детской» мотивации проступков.

Таким образом, у безнадзорных детей, так называемых «детей улицы», у детей, лишенных родительского  попечения, и детей, которые росли  в условиях плохого обращения, полиморфизм  отклонений возрастного развития и  психических расстройств определяется сочетанным взаимодействием дизонтогенетического, психогенного депривационного и  личностного факторов. Депривационный личностный симптомокомплекс не является аналогией «психопатоподобных»  нарушений с радикалами аффективно-волевых  аномальных личностных свойств. Он имеет свою специфику и включает базисные нарушения «Я-концепции» и социальных взаимодействий. Для него характерен преимущественно пассивно-зависимый тип приспособления в микросоциальной среде; ограниченность и бедность эмоционального сопереживания и эмпатии; низкий уровень побуждений и самосознания; выраженные расхождения между реальным и идеальным «Я»; низкий уровень самоконтроля и рентная ориентация на социальную поддержку. Это определяет особенности средовой психической дезадапации детей с депривационными расстройствами (Лангмейер Й., Матейчек З., 1984) [47].

Согласно статистическим данным число семей с хроническими конфликтными отношениями, а также  дезорганизованных, асоциальных семей  составляет большую социальную группу и она является областью повышенного  риска насилия по отношению к  детям, эмоционального отвержения детей, не обеспечения их условиями для  реализации жизненно необходимых потребностей, включая потребности в защите и уходе. Эти семьи являются и  областью повышенного риска формирования у детей безнадзорности, делинквентного и криминального поведения. Поэтому  необходимым аспектом социально-психиатрического исследования является изучение влияния  нарушений адаптации в условиях семьи и школы на социальные отношения  и формирование антисоциального  поведения несовершеннолетних.

Для реализации такого подхода  адекватным следует считать использование  понятия о «группах риска». Это  дети, у которых нарушения социализации связаны с негативным влиянием семьи, условий обучения, микросоциального окружения. Воздействие указанных  факторов сопровождается у детей  в этих группах отклонениями личностного  развития, нарушениями социального  функционирования, поведенческими и  психическими расстройствами (Тростанецкая Г. Н., 1994, Девятова О. Е., 2004) [28]. Этот подход соответствует современной тенденции мультифакторной оценки состояния несовершеннолетних (многоосевая оценка ВОЗ). Социальная значимость проблемы определяет необходимость разработки критериев для выделения групп «риска», что особенно важно в тех случаях, когда психическая и средовая дезадаптация протекают с криминальной активностью и сопутствующей психической патологией.

К детям социального риска  дезадаптации следует относить следующие  группы: дети, лишенные родительского  попечения (сироты); дети с криминальной активностью, не достигшие возраста уголовной ответственности (14 лет); дети и подростки, находящиеся в  связи с антисоциальным поведением в специальных воспитательных и  исправительных учреждениях (специальные  школы, ПТУ, воспитательные колонии).

Эти группы детей «социального риска» существенно различаются  характером десоциализации. В каждой из групп детей прямые и косвенные  десоциализирующие воздействия  могут быть связаны с семейной депривацией, острым или хроническим  психосоциальным дистрессом, асоциальным  влиянием неформальных подростковых групп.

Социально-психиатрические  исследования показывают, что нарушения  социализации у детей групп «риска»  сопровождаются нервно-психическими расстройствами широкого спектра: задержка эмоционального и личностного развития с симптомами регресса; аффективные, психосоматические  нарушения и психогенные личностные реакции; стойкие аномально-личностные развития и состояния. Отдельные варианты нарушений, реализующиеся через асоциальную личностную деформацию, имеют ведущее значение в делинквентности и криминальной активности; другие типы расстройств выступают как фактор «патологической почвы».

Следовательно, разработка проблем оказания социально-психиатрической  помощи несовершеннолетним с нарушениями  развития и поведения является социально  значимой в связи с широкой  распространенностью явлений семейной, школьной и социальной дезадаптации в детско-подростковой среде, а также  тяжестью ее последствий в виде безнадзорности и повышенной криминальной активности детей и подростков.

До настоящего времени  отсутствует системная, комплексная  оценка психических расстройств  и расстройств поведения у  ребенка с безнадзорностью и  противоправным поведением.

Это обусловлено особенностями  возрастного психического развития детей и подростков из групп «социального риска», которые характеризуется:

(1) незрелостью и мозаичностью  личностных свойств;

(2) трудностью выделения  ведущих факторов риска, определяющих  психические отклонения;

(3) характером сопутствующих,  чаще всего рудиментарных психических  расстройств;

(4) значительным влиянием  нарушений социализации и отклонений  возрастного психического развития  на формирование безнадзорности  и повышенной криминальной активности  несовершеннолетних.

До настоящего времени  не проводился сравнительный анализ по отдельным социальным группам  детей с общими сходными признаками нарушений ранней социализации - социальное сиротство, хроническая психогенная  ситуация с семейной жестокостью, стойкая  внутрисемейная конфликтность. Недостаточно исследованы те формы десоциализации, которые протекают на докриминальном уровне, но определяют выраженную психическую  дезадаптацию, как это наблюдается  при безнадзорности и беспризорности.

Анализу проблем профилактики и реабилитации несовершеннолетних с психическими расстройствами и  асоциальным поведением должна предшествовать оценка этапов возрастного психического развития с учетом ведущих факторов социализации, а также обоснование  социально-психологических и медицинских  критериев выделения из общей  детско-подростковой популяции детей  групп социального риска развития психических расстройств, сопровождающихся криминальной активностью, тем более  что статистический и криминологический  анализ преступности за 2000-2003 гг., проведенный  в МВД РФ, убедительно продемонстрировал, что в то время, как общие показатели преступности в России имеют устойчивую тенденцию к снижению, преступность несовершеннолетних растет в среднем  на 15% ежегодно. Сегодня каждое десятое  преступление в России совершается  несовершеннолетними либо с участием несовершеннолетних (Долгова А. И., 2003) [44].

Психическое состояние детей, оставшихся без родительского попечения (безнадзорные, беспризорные, социальные сироты) и выявляемые у них психогенные и депривационные нарушения во многом определяются характером предшествующей социализации.

Особенности семейных отношений  характеризуются следующими признаками:

(1) неполная семья, наличие  мачехи или отчима;

(2) частые физические наказания;

(3) противоречивая направленность  воспитательных мер: со стороны  отца,  отчима - физические наказания, со стороны матери - гиперопека с потаканием или оправданием поведения.

Антиобщественное поведение  формируется рано, как правило, в  младшем школьном возрасте. Более  чем в половине случаев стойкие  асоциальные нарушения поведения  сформировались и закрепились в  возрасте от 7 до 12 лет (см. главу 3). Явлениям безнадзорности предшествовало самовольное  оставление школы, частые уходы из дома, случаи ранней и систематической  алкоголизации.

Проблемы этой группы социально  дезадаптированных  детей  до настоящего  времени усугубляется последствиями реализации Закона «Об образовании» (1992), а именно,  необоснованным переводом «трудных детей» на индивидуальные программы обучения; отсутствием системы мер по содействию регулярному посещению школы и сокращению числа  покинувших ее детей. В целом количество подростков, прекративших обучение в школе и не начавших работать выросло за последние годы по Российской  Федерации  до 40%.

У детей со стойкой школьной неуспешностью доминируют следующие  мотивы оставления школы: 

(1) 45%  детей  покинули школу из-за конфликтов с учителями;

(2) 24% - в связи с отставанием  в учебе;

(3) 38% считали себя «выгнанными», исключались из школы (по их  мнению) необъективно.

В этой группе детей и  подростков наблюдаются следующие  варианты отклоняющегося (девиантного) поведения:

(1) самовольное и систематическое  уклонение от учебы – у 70-80%;

(2) уходы из дома и  бродяжничество – у половины  подростков;

(3) аутоагрессивное поведение  – у 10%.

Для оценки медицинских профилактических мер при характеристике  психического  состояния детей и подростков с безнадзорностью необходимо пользоваться критериям групп психического здоровья (Вострокнутов Н. В. с соавт., 2002) [12].

Первая группа психического здоровья (частота встречаемости  до   9,0 - 10,0 %).  В этой группе детей и подростков не определяется признаков психических отклонений; в прошлом не устанавливается воздействие каких-либо патологических факторов с документально подтвержденными психическими расстройствами. Безнадзорность и отклоняющееся (девиантное) поведение связано с конфликтными семейными ситуациями, школьной дезадаптацией, ситуативными социально-средовыми обстоятельствами. Признаки устойчивой социально-психологической деформации личности отсутствуют.

Информация о работе Социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями