Совершенствование предписаний об ответственности за превышение должностных полномочий, закрепленных в Уголовном кодексе РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 10:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является уголовно-правовая характеристика превышения должностных полномочий.
В соответствии с данной целью были поставлены и решены следующие задачи исследования:
- ознакомиться с развитие российского уголовного законодательства об ответственности за превышение должностных полномочий;
- изучить понятие и объективные признаки превышения должностных полномочий;
- ознакомиться с уголовной ответственностью за деяния, явно выходящие за пределы полномочий должностного лица и касающиеся лица, занимающего государственную должность;
- рассмотреть пути совершенствования предписаний об ответственности за превышение должностных полномочий, закрепленных в Уголовном кодексе РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРЕВЫШЕНИЕ ДОЛЖНОСТНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ ПРЕВЫШЕНИЕ ДОЛЖНОСТЫХ ПОЛНОМОЧИЙ.
1.1.Развитие российского уголовного законодательства об ответственности за превышение должностных полномочий 6
1.2.Понятие и объективные признаки превышения должностных полномочий 8
ГЛАВА II. УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСВЕННОСТЬ ЗА ПРЕВЫШЕНИЯ ДОЛЖНОСТЫХ ПОЛНОМОЧИЙ И ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ ВИДЫ НАКАЗАНИЙ.
2.1. Уголовная ответственность за деяния, явно выходящие за пределы полномочий должностного лица 14
2.2.Уголовная ответственность за деяния, касающиеся лица, занимающего государственную должность 16
ГЛАВА III. ОСНОВНЫЕ ПУТИ СОВЕРШЕНСВОВАНИЯ ПРЕДПИСАНИЙ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРЕВЫШЕНИЕ ДОЛЖНОСТЫХ ПОЛНОМОЧИЙ, ЗАКРЕПЛЕННЫХ В УК РФ
3.1.Совершенствование предписаний об ответственности за превышение должностных полномочий, закрепленных в Уголовном кодексе РФ 21
3.2. Разграничение должностного злоупотребления и превышения должностных полномочий 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 35

Вложенные файлы: 1 файл

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСВЕННОСТЬ ЗА ПРЕВЫШЕНИЯ ДОЛЖНОСТЫХ ПОЛНОМОЧИЙ курсовая.docx

— 67.19 Кб (Скачать файл)

Поскольку превышение должностным лицом своих полномочий возможно только в форме действия, то совершение им деяния в форме бездействия по службе, если оно входило в его полномочия и реализация соответствующего права на бездействие была возможна только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте, а такие обстоятельства отсутствовали, должно при наличии всех иных оснований (наступления общественно опасных последствий, наличия мотива в виде корыстной или иной личной заинтересованности) квалифицироваться по ст. 285 УК.

Дополнительно обосновывая высказанные соображения с позиций теории, нужно иметь в виду, что проблема определения соотношения составов должностного злоупотребления и превышения должностных полномочий как конкурирующих либо, напротив, смежных связана с тем, что по объективной стороне первый состав шире (поскольку злоупотребить можно и полномочиями по бездействию, тогда как в объективную сторону превышения полномочий входит только действие), а по субъективной - уже (так как превысить полномочия можно по любым мотивам, если формой превышения не является совершение действий, входящих в полномочия должностного лица).

Состав должностного злоупотребления нужно рассматривать как состав с альтернативными признаками объективной стороны: ответственность наступает как за действия, так и за бездействие, если они являются частью полномочий должностного лица. Также и состав превышения полномочий является, исходя из позиции высшего судебного органа и теории уголовного права, составом с альтернативными признаками объективной стороны. И если применительно к иным случаям (использования полномочий по бездействию, совершения действий, относящихся к полномочиям другого должностного лица, либо действий, которые никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершить) составы преступлений, предусмотренных ст. ст. 285 и 286 УК, правильно определять как смежные (хотя они и содержат некоторые общие признаки, но не конкурирующие), то при использовании должностным лицом полномочий в отсутствие предусмотренных нормативными актами условий их реализации вопрос о квалификации содеянного нужно решать по правилам конкуренции общей и специальной нормы.

Исходя из изложенного, всякое злоупотребление должностными полномочиями в форме действия следует рассматривать в качестве специального случая превышения должностных полномочий, поскольку одна из форм превышения (совершение действий, которые могли быть совершены самим должностным лицом только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте) специализирована путем выделения такого признака субъективной стороны преступления, как мотив в виде корыстной или иной личной заинтересованности.21

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

1. В действующем уголовном законе превышение должностных полномочий определено, как совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

2. Общественная опасность превышения должностных полномочий состоит в том, что в результате его совершения нарушается нормальная, регламентированная законом деятельность аппарата законодательной, исполнительной и судебной власти, а также органов местного самоуправления.

3. Судебная практика и наука выделяют четыре основные формы превышения должностных полномочий:

1) совершение действий, не входящих в компетенцию  должностного лица, представителя  власти (инспектор налоговой службы  действует за своего начальника, постовой полицейский вмешивается  в функции инспектора дорожно-патрульной  службы и т.п.);

2) совершение действий, которые могут быть по закону  совершены только коллегиально (например, принятие решения судьей единолично  вместо вынесения судебного вердикта  с участием присяжных заседателей);

3) совершение действий, хотя и разрешенных законом, но  при определенных обстоятельствах (например, применение оружия работником  полиции там, где отсутствовали  правовые основания для этого);

4) совершение действий, которые должностное лицо не  вправе совершать ни при каких  обстоятельствах (например, нанесение  физических побоев подозреваемому)

4. Ответственность за превышение должностных полномочий наступает лишь в том случае, когда должностное лицо обладало какими-либо полномочиями по отношению к потерпевшему физическому лицу или к организации, права и интересы которых существенно нарушены действиями данного должностного лица.

   5. Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

6. Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

7. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены:

а) с применением насилия или с угрозой его применения;

б) с применением оружия или специальных средств;

в) с причинением тяжких последствий, -

наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

8. Пути совершенствования положений Обшей части УК РФ, влияющих на эффективность мер уголовной ответственности за превышение должностных полномочий:

- законодательное закрепление единого для УК РФ определения понятия должностного лица;

- законодательное закрепление единых определений понятий отдельных оценочных признаков, используемых в том числе в описании состава превышения должностных полномочий;

- усовершенствование законодательного определения понятия наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

- усовершенствование законодательного определения понятия наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

9. Пути совершенствования предписаний, закрепленных Особенной части УК РФ, в части, относящейся к ответственности за превышение должностных полномочий:

- развернутое описание в статье 286 УК РФ понятия «превышение должностных полномочий»;

- дополнение статьи 286 УК РФ примечанием, регламентирующим частные правила квалификации превышения должностных полномочий по совокупности с другими преступлениями;

- усовершенствование системы наказаний, установленных за превышение должностных полномочий;

- установление обособленной ответственности за пытки, совершаемые с использованием служебного положения, как одну из наиболее опасных форм служебных преступлений;

- устранение коллизии норм, закрепленных в ст. 286 УК РФ и 288 УК РФ, обусловленной недооценкой общественной опасности превышения служебных полномочий, служащими, не являющимися должностными лицами;

- устранение пробела, связанного с отсутствием повышенной ответственности за превышение должностных полномочий для главы представительного органа местного самоуправления;

10. Всякое злоупотребление должностными полномочиями в форме действия следует рассматривать в качестве специального случая превышения должностных полномочий, поскольку одна из форм превышения (совершение действий, которые могли быть совершены самим должностным лицом только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте) специализирована путем выделения такого признака субъективной стороны преступления, как мотив в виде корыстной или иной личной заинтересованности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

I. НОРМАТИВНО -ПРАВОВЫЕ АКТЫ:

1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)

 (принята всенародным голосованием);

2. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 02.11.2013);

3. "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 02.11.2013);

4. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 23.07.2013);

6. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 02.11.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу с 15.11.2013);

7. "Уголовный кодекс РСФСР" (утв. ВС РСФСР 27.10.1960) (ред. от 30.07.1996);

8. Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О системе государственной службы Российской Федерации";

9. Федерального закона  от 06.02.1997 N 27-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О внутренних  войсках Министерства внутренних  дел Российской Федерации".

II.НАУЧНАЯ И УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Аксюк В.А. Проблемные вопросы квалификации преступлений, направленных на превышение и злоупотребление военнослужащими должностных полномочий // Право и образование. - 2010. - №3. - С. 142.
  2. Аснис А.Я. Уголовная ответственность за служебные преступления в России. Проблемы законодательного закрепления и правоприменения. М., ЮрИнфорР-Пресс, 2005. 326 с.
  3. Беляев А. Превышение должностных полномочий и злоупотребление ими. Разъяснения Пленума Верховного Суда РФ // Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности. - 2009. - №12. - С. 32..
  4. Борзенков Г.И., Комиссаров В.С. Курс уголовного права. Особенная часть. Учебник для вузов. М., Зеркало. 2002. 156 с.
  5. Греков К.А. Соотношение категорий "злоупотребление должностными полномочиями" и "превышение должностных полномочий" в уголовном праве России // Юристъ - Правоведъ. - 2007. - №2. - С. 115.
  6. Егорова Н.А. Постановление Пленума Верховного Суда РФ о злоупотреблении должностными полномочиями и превышении должностных полномочий // Уголовное право. - 2010. - №2. - С. 30.
  7. Здравомыслов Б.В. Уголовное право (Общая и Особенная части). М., Юристъ. 2007. 356 с.
  8. Курбанова П.М. Правоприменительные аспекты превышения должностных полномочий // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - №85. - С. 340.
  9. Прудников В.В. Расследование злоупотребления должностными полномочиями и превышения должностных полномочий. Краснодар, 2000. 328 с.
  10. Смелова С. Превышение должностных полномочий. Некоторые вопросы применения нормы, предусмотренной ст. 286 УК РФ, на практике // Закон и право. - 2008. - №2. - С. 97-98.
  11. Смелова С.В. Уголовная ответственность за превышение должностных полномочий в российском законодательстве: исторический аспект // Юридические науки. - 2007. - №2. - С. 37.
  12. Юридическая энциклопедия / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М., 2001. С. 654.
  13. Яковлев A.M. Уголовное право России (Особенная часть). Учебник М., Юристь, 2005. 178 с.
  14. Яни П. Разграничение должностного злоупотребления и превышения должностных полномочий ("Законность", 2007, N 12)// СПС Консультант плюс.
  15. Определение Верховного Суда РФ от 19 июля 1999 г. по делу О. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2000. N8.
  16. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 №6 (ред. от 23.12.2010) "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2000. - №4; 2011. - №2, п. 9.
  17. Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 16 января 1986 г. №4 "О квалификации преступлений по службе, совершенных контролерами исправительно-трудовых учреждений и следственных изоляторов" // Информационно-справочная система "ГАРАНТ" (по состоянию на 24.05.2012).

 

 

1 http://krotov.info/acts/15/2/pskov_cud_r.htm

2Смелова С.В. Уголовная ответственность за превышение должностных полномочий в российском законодательстве: исторический аспект // Юридические науки. - 2007. - №2. - С. 37..

3 Курбанова П.М. Правоприменительные аспекты превышения должностных полномочий // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - №85. - С. 340.

 

4 Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О системе государственной службы Российской Федерации".

5 Аксюк В.А. Проблемные вопросы квалификации преступлений, направленных на превышение и злоупотребление военнослужащими должностных полномочий // Право и образование. - 2010. - №3. - С. 142.

6 Греков К.А. Соотношение категорий "злоупотребление должностными полномочиями" и "превышение должностных полномочий" в уголовном праве России // Юристъ - Правоведъ. - 2007. - №2. - С. 115.

7 Беляев А. Превышение должностных полномочий и злоупотребление ими. Разъяснения Пленума Верховного Суда РФ // Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности. - 2009. - №12. - С. 32..

 

8Егорова Н.А. Постановление Пленума Верховного Суда РФ о злоупотреблении должностными полномочиями и превышении должностных полномочий // Уголовное право. - 2010. - №2. - С. 30.

9Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 №6 (ред. от 23.12.2010) "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2000. - №4; 2011. - №2, п. 9..

10 Смелова С. Превышение должностных полномочий. Некоторые вопросы применения нормы, предусмотренной ст. 286 УК РФ, на практике // Закон и право. - 2008. - №2. - С. 97.

11 Борзенков Г.И., Комиссаров В.С. Курс уголовного права. Особенная часть. Учебник для вузов. М., Зеркало. 2002. 156 с.

12 Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 02.11.2013)

 

13 Смелова С. Превышение должностных полномочий. Некоторые вопросы применения нормы, предусмотренной ст. 286 УК РФ, на практике // Закон и право. - 2008. - №2. - С. 97-98.

 

14 Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 02.11.2013)

15 ст. 27 Федерального закона  от 06.02.1997 N 27-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации"

16 п. "а" ч. 3 ст. 286 Уголовного кодекса РФ от 13.06.1996 №63-ФЗ (ред. от 28.07.2012)

17 . Курбанова П.М. Правоприменительные аспекты превышения должностных полномочий // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - №85. - С. 340-344.

 

18 Аснис А.Я. Уголовная ответственность за служебные преступления в России. Проблемы законодательного закрепления и правоприменения. М., ЮрИнфорР-Пресс, 2005. 326 с.

Информация о работе Совершенствование предписаний об ответственности за превышение должностных полномочий, закрепленных в Уголовном кодексе РФ