Смертная казнь с середины 1950-х гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 20:43, контрольная работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в исследовании смертной казни в советском законодательстве в период с 1917 г. И до принятия конституции РФ 1993 г. с уголовно-правовой точки зрения.


Задачи данного реферата:
- изучения истории развития законодательства о наказаниях в виде смертной казни в России;,
-изучить особенности применения смертной казни в первые годы Советского государства, по законодательству РСФСР 1917-1993гг.

Содержание

Введение 3

Глава I. Порядок применения смертной казни в первые годы Советской власти

1.1. Смертная казнь 1917 – 1922 гг. 4

1.2. Смертная казнь в Советском Союзе с 1922 до начала Великой
Отечественной войны. 7

1.3. Смертная казнь во время Отечественной войны и в послевоенные годы. 12

Глава 2. Смертная казнь с середины 1950-х гг.

2.1. Смертная казнь в 1950-1980-хх 13

2.2. Смертная казнь до принятия Конституции России 1993 г. 17


Список использованных источников и литературы 19

Вложенные файлы: 1 файл

история.docx

— 74.72 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Содержание

 

Введение          3

 

Глава I.  Порядок применения смертной казни в первые годы Советской власти 

 

1.1. Смертная казнь 1917 – 1922 гг.      4

 

1.2. Смертная казнь в Советском Союзе с  1922 до начала Великой

 Отечественной войны.                 7 

 

1.3. Смертная казнь во время Отечественной войны и в послевоенные годы.                    12

 

Глава 2. Смертная казнь с середины 1950-х гг.      

 

2.1. Смертная казнь в 1950-1980-хх              13

 

2.2. Смертная казнь  до принятия Конституции России 1993 г.         17

 

 

Список использованных источников и литературы             19

 

 

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Преступность как социальное явление на рубеже второго тысячелетия имеет устойчивую тенденцию к росту, о чем свидетельствует большое количество совершаемых преступлений против личности за последние годы.

Проблема преступности как отрицательного социального фактора в настоящее время приобрела глобальный характер. Не случайно ухудшение криминальной ситуации в Российской Федерации непосредственно связано с ростом преступности в других странах СНГ и дальнего зарубежья. Также едва ли не основным фактором, определяющим характер криминальной ситуации в стране, является организованная преступность, бандитизм и терроризм.

Вопросами зарождения и становления смертной казни, а также ее развития как вида уголовного наказания во все времена занималось большое число как ученых, так и выдающихся политических деятелей. Неоднократно исследовался и анализировался исторический аспект этого вида наказания. Однако это не снижает научной и практической значимости проблемы, а напротив, резко актуализирует ее Данной проблемой занимались выдающиеся криминалисты дореволюционной России, такие как И.Г. Айвазов, С.В. Барышев, С.И. Викторский, М.Н. Гернет, С.Е. Десницкий, Н.П. Загоскин и другие.

 В начале XX века, на  заре буржуазно-демократических  реформ, происходивших в России, известные правоведы Н.С. Таганцев  и М.Н. Гернет, характеризуя смертную казнь как позорящее общество наказание, ставили вопрос о ее отмене. Однако подавляющее большинство российских и зарубежных ученых выступали за сохранение смертной казни и даже за расширение сферы ее применения.

В послереволюционный период в научных трудах ученых проблема смертной казни не подвергалась глубокой разработке. Уголовно-правовая мысль следовала в русле официального ее решения, то есть декларативного порицания и фактической поддержки широкого применения. Так, на протяжении семидесяти лет в период существования советского государства, тема смертной казни была закрыта для широкого научного обсуждения и объективной нравственной и социально-правовой оценки. В конце восьмидесятых годов двадцатого столетия был снят "железный занавес" с исследуемой темы Ряд современных ученых посвятили свои работы исследованию проблемы смертной казни в рамках теории права и государства, социологии, уголовного права, уголовно-исполнительного права и криминологии. Это такие ученые, как С.Ф. Милюков, Г.М. Миньковский, А.С. Михлин, А.В. Наумов, Р.В. Нигматуллин, А.В. Орлов, В.Н Петрашев, Э.Ф. Побегайло, А.И. Papor, B.A. Рогов, В.И. Селиверстов, Н.А. Стручков, З.М. Черниловский, Д.А. Шестаков, О.Ф. Шишов и другие. Однако большинство из вышеуказанных авторов исследовали проблему смертной казни на основе УК РСФСР (1960 г.) На сегодняшний день ряд юристов занимается данной проблемой, появляется немало публикаций в средствах массовой информации.

 

Цель исследования заключается в исследовании смертной казни в советском законодательстве в период с 1917 г. И до принятия конституции РФ 1993 г. с уголовно-правовой точки зрения.

 

 

 Задачи данного реферата:

- изучения истории развития  законодательства о наказаниях  в виде смертной казни в России;,

-изучить особенности применения смертной казни в первые годы Советского государства, по законодательству РСФСР 1917-1993гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I.  Порядок применения смертной казни в первые годы Советской власти 

1.1. Смертная казнь  1917 – 1922 гг. 

 

Во время Октябрьской революции (1917-1919 гг.) основными источниками уголовного права являлись обращения к населению правительства, постановления съезда Советов, декреты, наказы местных Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, инструкции Наркомата юстиции , а также судебная практика. В первую очередь правовыми актами регламентировалась ответственность за наиболее тяжкие и распространенные преступления - спекуляцию, взяточничество, контрреволюционные преступления. В декретах о суде и революционных трибуналах также определялись наказания за целый ряд преступлений. Однако находилось место и для норм Общей части уголовного законодательства. Например, нормы о соучастии, покушении на преступление содержались в декретах 1918 г. о взяточничестве, о спекуляции, о набатном звоне.1

Самым главным в декретах Советской власти являлось то, что смертная казнь была отменена. Первый же уголовно-правовой акт, содержащийся в Декрете о земле, принятый II Всероссийским съездом Советов 26 октября 1917 г., раскрывал социальное понятие преступления: "Какая бы то ни было порча конфискованного имущества, принадлежащего отныне всему народу, объявляется тяжким преступлением, караемым революционным судом". Была осуществлена и первая классификация преступлений на две категории: контрреволюционные, особо тяжкие и все иные. За первую группу преступлений устанавливалась санкция не ниже соответствующего срока лишения свободы, за вторую - до определенного срока.

Учитывая бедственное социальное и экономическое положение детей и подростков в стране, наличие двухмиллионной армии беспризорных, советское уголовное право установило гуманный возраст начала уголовной ответственности - с 17 лет. Декрет СНК от 14 января 1918 г. "О комиссиях для несовершеннолетних" упразднил суды и тюрьму для малолетних и несовершеннолетних преступников.2 Дела о преступлениях несовершеннолетних до 17 лет рассматривали комиссии для несовершеннолетних.

В течение нескольких месяцев после революции Декретами о суде N 1 от 24 ноября 1917 г. и N 2 от 7 марта 1918 г. разрешалось применение судами дореволюционного уголовного законодательства, если оно не отменялось революцией и не противоречило революционной совести. Фактически же местные народные суды дореволюционное законодательство, как правило, не применяли. Чаще на него ссылались вышестоящие окружные суды, где работали профессиональные юристы. Народные суды резко отрицательно относились к чуждому им царскому законодательству и постановлениям Временного правительства. Еще до Октябрьской социалистической революции в Кронштадте, в Выборгском районе Петрограда и других местах народ бойкотировал старый суд и создавал новые революционные суды. Глава Временного правительства А.Ф. Керенский вынужден был санкционировать эти суды. Рядом с судьей дела слушали два заседателя - рабочий и солдат.

Декрет о суде N 3 от 3 ноября 1918 г. уже не содержал положения об использовании законов свергнутых правительств. Советское уголовное законодательство исторически складывалось путем слома царского дореволюционного буржуазно-помещичьего законодательства и создания новой системы права. Царское законодательство нельзя было использовать и по юридико-техническим основаниям: оно представляло собой настоящие "уголовно-правовые джунгли". Очевидно, что такого рода законодательство невозможно было механически инкорпорировать в советское уголовное законодательство. Поэтому проект Уложения о наказаниях 1918 г., составленный тогдашним наркомом и механически воспроизводивший в сокращенном виде Уголовное уложение 1903 г. (сохранено 380 статей) с добавлением некоторых декретов Советской власти, был отвергнуто. 19 декабря 1917 г. инструкцией Наркомата юстиции, обобщившего первый месячный опыт судебной практики, судам был предложен циркуляр "О революционном трибунале, его составе, делах, подлежащих его ведению, налагаемых им наказаниях и о порядке ведения его заседаний". В нем рекомендовалось восемь видов наказаний за тяжкие преступления, дела о которых были подсудны трибуналам: денежный штраф; лишение свободы; удаление из столицы, из отдельных местностей, из пределов Российской республики; объявление общественного порицания; объявление врагом народа; лишение всех или некоторых политических прав; секвестр или конфискация имущества; присуждение к обязательным общественным работам.

Смертная казнь в первой нормативно представленной системе наказаний советского уголовного законодательства отсутствовала, и не случайно. В числе декретов II Всероссийского съезда Советов 26 октября 1917 г. был принят Декрет "Об отмене смертной казни". Так, Советская власть сразу сформулировала свое принципиальное отношение к этой мере наказания. До февраля 1918 г. расстрелы в Советском государстве по суду не производились. Смертная казнь была восстановлена в связи с чрезвычайным положением, ставившим под угрозу существование советского строя, постановлением Совнаркома от 23 февраля 1918 г. "Социалистическое Отечество в опасности". В 1920 г. смертная казнь снова отменяется и позже в связи с теми же крайними обстоятельствами вооруженного вторжения и угрозы полного свержения Советской власти восстанавливается.

Следует отметить гуманизм уголовной политики в первые годы после революции, переходящий часто в необоснованный либерализм. Так, за первое полугодие существования ВЧК она расстреляла за контрреволюционные преступления лишь 222 человека. Во второй половине 1918 г. количество расстрелянных за контрреволюционную деятельность составило всего 2% от общего числа осужденных за контрреволюционные преступления.3

Народные суды г. Москвы за вторую половину 1918 г. приговорили к безусловному лишению свободы 21,5%, к штрафу - 56,9% осужденных. За кражу каждый второй был осужден к условной мере наказания. СНК Петроградской коммуны в 1918 г. объявил амнистию в честь 1 мая, согласно которой освобождались от наказания «все лица, осужденные за политические преступления».4

После принятия 5 сентября 1918 г. постановления СНК о красном терроре число расстрелянных (их число публиковалось в официальных изданиях) не превысило 600 человек.5

В разгар гражданской войны собирается Чрезвычайный VI Всероссийский съезд Советов и выносит 8 ноября 1918 г. постановление "О точном соблюдении законов". В нем говорилось: "Призвать всех граждан республики, все органы и всех должностных лиц Советской власти к строжайшему соблюдению законов РСФСР". Отступление от законов допускалось только при экстремальных условиях гражданской войны и борьбы с контрреволюцией. В каждом таком случае требовалось точно определить условия, которые вызывали отступление от закона, о чем должно подаваться заявление в соответствующий Совет рабочих и крестьянских депутатов. Этим же постановлением вменялось в обязанность всем должностным лицам и учреждениям составлять протокол на жалобу любого гражданина о неправомерных действиях этих лиц или органов. Копия протокола выдавалась жалующемуся гражданину, а подлинник немедленно направлялся вышестоящему учреждению. За неосновательный отказ в составлении протокола виновные привлекались к судебной ответственности.

Это краткое, состоящее из пяти статей постановление представляет большую историко-правовую ценность. Оно не только призывало к точному соблюдению законов, но и обстоятельно регламентировало механизм обеспечения его исполнения. Норма о судебной защите права граждан жаловаться на неправомерные действия должностных лиц, органов власти и управления родилась, как видно, уже в 1918 г. К сожалению, потребовались десятилетия для ее возрождения в 1989 г. в виде постановления Верховного Совета СССР "О порядке обжалования в суд неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан".

Важным событием явилось принятие в марте 1919 г. Программы РКП(б), а в декабре 1919 г. - Руководящих начал по уголовному праву РСФСР. Уголовная политика в программе определялась как коренное изменение наказания: широкое применение условного осуждения, введение такой меры наказания, как общественное порицание, замена лишения свободы обязательным трудом с сохранением свободы (исправительно-трудовые работы), замена тюрем воспитательными учреждениями и введение товарищеских судов. Руководящие начала по уголовному праву РСФСР, изданные Наркоматом юстиции , имели нормативную силу как своего рода прототип Общей части будущего УК РСФСР. Они состояли из восьми разделов и преамбулы. I раздел - об уголовном праве и его задачах; II - о правосудии, III - о преступлении и наказании; IV - о стадиях осуществления преступления; V - о соучастии; VI - виды наказания; VII - об условном осуждении; VIII - о пространстве действия уголовного права.

Руководящие начала строились по итогам обобщения двухлетней практики нормотворчества по уголовному праву. С 26 октября 1917 г. до 1 июня 1922 г. было принято более 400 уголовно-правовых норм6. Задачи уголовного права определялись как охрана государства рабочих, крестьян, солдат7. Давалось социальное (материальное) понятие преступления, которое сочеталось с юридическим признаком. Пункт 5 гласил: "Преступление есть нарушение порядка общественных отношений, охраняемого уголовным законом", пункт 6 развивал дефиницию преступления: "Преступление как действие или бездействие, опасное для данной системы общественных отношений, вызывает необходимость борьбы государства с совершившими такие действия или допустившими такое бездействие лицами (преступниками)"8.

В Разделе "О соучастии" обращает на себя внимание регламентация форм соучастия: групповое совершение преступления, с одной стороны, пособничество и подстрекательство - с другой. В п. 21 сказано: "За деяния, совершенные сообща группой лиц (шайкой, бандой, толпой), наказываются как исполнители, так и подстрекатели и пособники". Эти формы группового совершения преступления из Общей части оказались в последующих УК перенесенными в Особенную часть в виде признаков составов конкретных преступлений, утратив тем самым свойства института соучастия. Пробел заполнило лишь законодательство 1993 года.

Правительство  предлагали судам развернутую систему наказаний. Не все виды таковых по существу являлись уголовными по карательному содержанию. Но разнообразие, позволяющее тщательно индивидуализировать ответственность, было налицо. За преступления суды могли вынести: а) внушение; б) выражение общественного порицания; в) принуждение к действию, не представляющему физического лишения (например, пройти известный курс обучения); г) объявление под бойкотом; д) исключение из объединения на время или навсегда; е) восстановление, а при невозможности его возмещение причиненного ущерба; ж) отрешение от должности; з) воспрещение занимать ту или иную должность или исполнять ту или иную работу; и) конфискация всего или части имущества; к) лишение политических прав; л) объявление врагом революции или народа; м) принудительные работы без помещения в места лишения свободы; н) лишение свободы на короткий срок или на неопределенный срок до наступления известного события; о) объявление вне закона; п) расстрел. Всего пятнадцать видов наказания. Конечно, пять из них не носили уголовно-правового характера (например, внушение, порицание, бойкот). Неопределенный срок лишения свободы до какого-либо события (в приговорах отдельных судов лицо лишалось свободы "до победы мировой революции") также неудачен. Но сама идея многообразия видов наказания правильно отражала принцип индивидуализации ответственности. Думается, что чрезмерно репрессивной такую систему наказаний считать невозможно.

Информация о работе Смертная казнь с середины 1950-х гг