Смертная казнь в России: история и современность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 16:49, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы заключается в том, что вопрос о применении смертной казни в России как высшей меры наказания до сих пор окончательно не решен и является дискуссионным. С одной стороны, ч. 2 ст. 20 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину право на жизнь, но вместе с тем провозглашает, что “смертная казнь впредь до её отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни”, что и закрепил УКРФ 1996 г. в отношении умышленного убийства человека и некоторых других особо тяжких посягательств на жизнь человека.

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 86.35 Кб (Скачать файл)

Если же анализировать исследования по практике применения наказания в виде смертной казни, то мы придем к твердому убеждению, что точных данных об этом наказании установить невозможно, так как уголовная статистика прошлых лет была засекречена. К тому же смертную казнь нередко применяли не только судебные, но и внесудебные органы, которые входили в различные государственные структуры, а поэтому их отчетность в единый статистический документ не объединялась, подвергалась корректировке и уничтожалась. Об этом говорят данные различных авторов.

Так, мы подошли к данному вопросу в современный период, в эпоху новой России с новой экономикой, жизненным укладом, политической ситуацией и, соответственно, с новым законодательством и судебной практикой.    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. ПРАВОВЫЕ И МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ СМЕТРНОЙ КАЗНИ

 

2.1 Уголовная  политика в сфере применения  смертной казни

 

В средствах массовой информации и в юридической литературе нередко делаются заявления о том, что наказание, даже самое жестокое, не влияет на преступность. Так, например, С. Вицин пишет: "Проблема смертной казни должна обсуждаться и решаться на основе всестороннего анализа и взвешенных оценок, свободных от устоявшихся мифов и иллюзий. Прежде всего, нужно развенчать распространенное заблуждение о том, что смертная казнь может сдерживать преступность. Наука и трезвые исторические оценки свидетельствуют о другом.

Ни одно серьезное криминологическое исследование не подтверждает, что смертная казнь (или введение более строгих наказаний) приводит к снижению преступности, и, естественно, не может подтвердить то, чего нет. Усиление карательных мер и рост преступности обычно идут параллельно. Известно, что в странах, где существуют строгие наказания, высок уровень преступности, и, напротив, нередко там, где повышается уровень преступности, появляются более жестокие наказания, расширяются масштабы их применения". С таким мнением согласиться нельзя. Далее С. Вицин пишет: "Необходимо указать, что отмечавшийся в послевоенные годы рост преступности ни в коей мере не был поколеблен ни отменой, ни введением смертной казни вновь, в том числе за многие виды преступлений, вплоть до имущественных".12

4 июня 1947 г. было принято два  Указа Президиума Верховного  Совета СССР "Об уголовной ответственности  за хищение государственного  и общественного имущества" и "Об усилении охраны личной  собственности граждан". Максимальное наказание по первому Указу было установлено в 25 лет, а по второму – 20 лет лишения свободы. И уже на второй год после принятия этих указов число покушавшихся на чужое имущество сократилось на одну треть, еще через год - наполовину. В то же время после проведения амнистии 27 марта 1953 г. число преступлений стало вновь резко возрастать, значительно увеличилось число преступников-рецидивистов. 26 мая 1947 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ "Об отмене смертной казни". Но уже через два года был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР "О применении смертной казни к изменникам Родины, шпионам, подрывникам-диверсантам". Отсутствие наказания в виде смертной казни отрицательно сказалось на состоянии преступности, резко возросли случаи умышленных убийств, а в местах лишения свободы их число возросло в десятки раз.50

До 1954 г. в лагерях свирепствовал бандитизм, убийства были обычным явлением. Лица, осужденные на максимальный срок лишения свободы в 25 лет, открыто по своей личной прихоти или по заданию "воров в законе" лишали жизни других осужденных. При этом свое преступление они не скрывали, а даже афишировали. Таким поведением эти убийцы наводили страх на других: пользовались их услугами, забирали посылки или передачи, заставляя выполнять вместо себя работу и т.д. К тому же на период следствия они на законных основаниях переходили на положение подследственных и, как они заявляли, уходили в двух-трех месячный "отпуск" (освобождались от работы, получали нормальное питание, спали без нормы и т.д.)51

30 апреля 1954 г. был принят новый  Указ Президиума Верховного Совета  СССР "Об усилении уголовной  ответственности за умышленное  убийство". Результаты этого Указа  не замедлили сказаться, число  умышленных убийств, особенно в исправительно-трудовых лагерях резко сократилось. Об этом же говорит и такой факт. До 1962 г. в местах лишения свободы особо опасные рецидивисты, а также лица, осужденные за тяжкие преступления, терроризировали заключенных, вставших на путь исправления, или совершали нападения на администрацию, а также организовывали в этих целях преступные группировки. В этой связи был принят Закон об уголовной ответственности за указанные выше действия, который предусматривал возможность применения смертной казни. В результате действия, дезорганизующие работу исправительно-трудовых учреждений, резко пошли на убыль.

Исследуя законодательство и судебную практику о наказании за умышленное убийство, совершенное при отягчающих обстоятельствах, мы можем заключить, что оно не оставалось одинаковым. Наказание зависело от политических, экономических, культурных и других условий в государстве в тот или иной период исторического развития.

Если по УК РСФСР 1922 г. умышленное убийство, совершенное при отягчающих обстоятельствах, наказывалось лишением свободы не ниже восьми лет, по УК РСФСР 1926 г. - до десяти лет, по УК РСФСР 1960 года - от восьми до пятнадцати лет либо смертной казнью, то по УК РФ 1996 года - на срок от восьми до двадцати лет либо смертной казнью или пожизненным лишением свободы.

Смертная казнь представляет собой исключительную меру уголовного наказания (ст. 59 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Смертная казнь по Уголовному кодексу Российской Федерации предусмотрена по пяти составам преступлений: умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 105); посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277); посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст. 295); посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317) и геноцид (ст. 357).

Смертная казнь не назначается женщинам, а также лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора 65-летнего возраста.

Смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок 25 лет.

Судебная практика прошлых лет показывает, что за покушение на умышленное убийство применялись не только максимальные сроки лишения свободы, но и исключительная мера наказания - смертная казнь. Таким образом, можно констатировать, что наказание за убийство по новому УК РФ 1996 года значительно снизилось.1352

Общеизвестно, что суровость наказания зависит не только от размера (вида) наказания, но и от условий его отбывания, поэтому сделать окончательный вывод о том, что увеличилась или смягчилась строгость наказания можно только после сравнения режима отбывания лишения свободы в исправительных учреждениях.

Если провести сравнение по нормам ИТК РСФСР, действовавшим до девяностых годов, и нормами УИК РФ 1996 г., то снижение карательного содержания отбывания лишения свободы будет значительным.53

Несмотря на увеличение количества убийств, мера наказания к преступникам, совершающим такие преступления, остается низкой. Так, за убийство, совершенное при отягчающих обстоятельствах, средний срок лишения свободы в судебной практике не превышает одиннадцати лет, а за убийство без отягчающих обстоятельств - всего 6,5 года.54

Изучение показало, что судебная практика в России идет по пути смягчения наказания за преступления, в том числе и за убийство

Такая судебная практика противоречит ст. 2 Конституции Российской Федерации, в которой записано: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства".

3 апреля 1997 г. 53 сессия Экономического и Социального Совета ООН приняла Резолюцию 1997/12, которая впервые призвала все государства, не отменившие смертную казнь, значительно ограничить количество преступлений, за которые может быть вынесено данное наказание, и отложить исполнение смертной  казни. В 1998 г. на 54 сессии  этого Совета Резолюция 1998/8 вообще призвала установить мораторий на исполнение смертной казни, имея в виду полное ее неисполнение.

30 марта 1998 г. Президент РФ подписал  Федеральный закон № 54-ФЗ "О ратификации Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней" (№ 1, № 4, № 7, № 9, № 11). Россия де-юре присоединилась к одному из важнейших документов в рамках Совета Европы, стала полноправным членом данной организации.

В Законе о ратификации Конвенции от 20 февраля 1998 г. изложены оговорки России. РФ не ратифицировала Протокол № 6 от 22 ноября 1984 г., где установлено: "Смертная казнь отменяется. Никто не может быть приговорен к смертной казни или казнен" (однако государство может предусмотреть в своем законодательстве смертную казнь за действия, совершенные во время войны или неизбежной угрозы войны).63

Отступления от положений настоящего Протокола не допускаются. Однако в оговорках не указаны сроки их исполнения. Совет Европы принял Российскую Федерацию в члены этой организации авансом, досрочно. Из официальных присоединяющееся к Протоколу, берет на себя обязательство исключить смертную казнь из национального законодательства.

Российская Федерация, при вступлении в Совет Европы, взяла на себя обязательство подписать в течение одного и ратифицировать не позднее чем через три года с момента вступления Протокол N 6 к Конвенции, касающийся отмены смертной казни в мирное время, и установить со дня вступления мораторий на исполнение смертных приговоров (заключение от 25 января 1996 г. N 193 Парламентской Ассамблеи Совета Европы по заявке России на вступление в Совет Европы).

Протокол N 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод Российской Федерацией был подписан 16 апреля 1997 года.

Согласно Протоколу N 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод смертная казнь отменяется; никто не может быть приговорен к смертной казни или казнен (статья 1); государство может предусмотреть в своем законодательстве смертную казнь за действия, совершенные во время войны или при неизбежной угрозе войны; подобное наказание применяется только в установленных законом случаях и в соответствии с его положениями; государство сообщает Генеральному секретарю Совета Европы соответствующие положения этого законодательства (статья 2); при этом не допускаются отступления от положений Протокола и оговорки на основании статей 15 и 57 Конвенции (статьи 3 и 4); Протокол подлежит ратификации, принятию или одобрению; ратификационные грамоты или документы о принятии или одобрении сдаются на хранение Генеральному секретарю Совета Европы (статья 7).

В соответствии со статьей 18 Венской Конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 года, участником которой Российская Федерация является, государство, подписавшее международный договор под условием его ратификации, обязано воздерживаться от действий, которые лишили бы договор его объекта и цели, до тех пор, пока не выразит своего намерения не стать участником этого договора.

Ратифицировав Протокол № 6, Россия обязана будет внести соответствующие изменения в УК РФ, исключив смертную казнь из системы наказаний. Поэтому Президент так настаивал на ратификации Протокола № 6, хотя можно было просто отменить смертную казнь. Но существование международных обязательств делает невозможным в дальнейшем применение смертной казни. В апреле 1998 г. на рассмотрение Государственной Думы был внесен новый проект Федерального Закона "О моратории на исполнение наказания в виде смертной казни". В отличие от первого законопроекта речь шла о моратории на исполнение смертной казни в течение трех лет. Но Государственная Дума отклонила данный законопроект.

29 июня 1998 г. Совет Европейского  Союза принимает Декларацию "Основные  направления политики Европейского  Союза в отношении третьих стран по вопросу смертной казни", имеющие своей целью всеобщую отмену смертной казни среди членов этого Союза. С 17 июля 1998 г. статут Международного уголовного суда исключил смертную казнь из числа наказаний, предусмотренных этим судом.

В январе 1999 г. Министерство юстиции разработало проект Федерального Закона "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ в связи с ратификацией Протокола № 6 относительно отмены смертной казни к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод". Эти изменения и дополнения, вносимые в Уголовный кодекс, Уголовно-исполнительный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, состояли в исключении наказания в виде смертной казни из этих кодексов. Самым строгим наказанием становилось бы пожизненное лишение свободы.

До 2 февраля 1999 г. мораторий на исполнение смертной казни фактически существовал. С августа 1996 г. в России не был казнен ни один человек. Однако суды продолжали выносить смертные приговоры. Например, 10 июля 1998 г. Краснодарский краевой суд вынес смертный приговор Хачатурянцу Р.П., виновному в совершении убийств 7 человек. Суд присяжных единогласно признал Хачатурянца виновным. 19 ноября 1998 г. Верховный Суд Российской Федерации оставил данный приговор без изменений.

2 февраля 1999 г. Конституционный Суд  Российской Федерации своим постановлением № 3 по сути объявил мораторий на исполнение смертной казни: смертные приговоры не должны выноситься до тех пор, пока не будет обеспечена реализация конституционного права обвиняемого в преступлении, за совершение которого возможно назначение смертной казни, на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

До последнего времени суды этого типа отсутствовали только в Чечне. Но и здесь выборы муниципальных органов власти 11 октября 2009 г. устранили последнее препятствие на пути их создания. В связи с этим в ноябре 2009 г. Верховный суд РФ обратился с запросом в конституционную инстанцию. В запросе Пленум Верховного Суда РФ просил Конституционный Суд РФ "разъяснить пункт 5 резолютивной части Постановления Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1999 г. N 3-П в части возможности назначения наказания в виде смертной казни после введения судов с участием присяжных заседателей на всей территории Российской Федерации"64.

В обществе вопрос вызвал бурю эмоций. Как сообщил представитель президента РФ в Конституционном суде М. Кротов, "позиция главы государства о поэтапной отмене смертной казни в России остается неизменной. Решение будет приниматься в закрытом заседании".65

Информация о работе Смертная казнь в России: история и современность