Система органов прокуратуры РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 16:26, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение системы прокуратуры и ее организацию.
В соответствии с поставленной целью задачами работы будут являться рассмотрение следующих вопросов:
- изучить исторический очерк организации и развития прокуратуры в России;
- рассмотреть систему органов прокуратуры РФ и организационные основы их построения;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Исторический очерк организации и развития прокуратуры в России……………………………………………………………………………...4
Глава 2. Система органов прокуратуры РФ. Структура Генеральной прокуратуры РФ, прокуратуры субъекта РФ, прокуратуры района (города)…………………………………………………………………………….6
2.2. Принципы организации и деятельности прокуратуры РФ……………….22
2.3. Функции органов прокуратуры…………………………………………….23
Заключение……………………………………………………………………….26
Список использованной литературы…………………………………………...27

Вложенные файлы: 1 файл

пркурорский надзор.docx

— 54.08 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Исторический очерк  организации и развития прокуратуры  в России……………………………………………………………………………...4

Глава 2. Система органов прокуратуры РФ. Структура Генеральной прокуратуры РФ, прокуратуры субъекта РФ, прокуратуры района (города)…………………………………………………………………………….6

2.2. Принципы организации  и деятельности прокуратуры РФ……………….22

2.3. Функции органов прокуратуры…………………………………………….23

Заключение……………………………………………………………………….26

Список использованной литературы…………………………………………...27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В связи с этим значительно  возрастает роль прокуратуры которая, призвана осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением  действующих на территории Российской Федерации законов органами местного самоуправления, министерствами, ведомствами  и иными органами государственного и хозяйственного управления и контроля, предприятиями, учреждениями, организациями  и объединениями вне зависимости  от их подчиненности, общественными  организациями и движениями, должностными лицами и гражданами.

Деятельность прокуратуры  регулируется Конституцией и Законом  «О прокуратуре Российской Федерации», принятым 17 января 1992 г.

Систему прокуратуры Российской Федерации составляют Генеральная  прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные  и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры  городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Целью данной работы является рассмотрение системы прокуратуры  и ее организацию.

В соответствии с поставленной целью задачами работы будут являться рассмотрение следующих вопросов:

- изучить исторический  очерк организации и развития  прокуратуры в России;

- рассмотреть систему  органов прокуратуры РФ и организационные  основы их построения;

Глава 1. Исторический очерк  организации и развития прокуратуры  в России

 

Прокуратура, созданная в  России Петром 1, в течение первых почтя полутора веков своей истории (до судебных реформ 60-х годов XIX в.) была преимущественно органом надзора  за администрацией на местах, а "собственно судебная обвинительная или исковая  деятельность составляла лишь одно из частных дополнений к функции  надзора, едва намеченное в законе, слабое и незначительное на практике".

После революции составители  первого советского ГПК основывались на известном высказывании В. И. Ленина о необходимости «продвинуться  дальше в усилении вмешательства государства в «частноправовые отношения», в гражданские дела, что применительно к процессу означало, что государство должно иметь максимум возможностей для вмешательства в гражданско-правовой спор. Под воздействием этих идей и сформировалась концепция участия прокуратуры в гражданском процессе. В соответствии со ст. 2 ГПК 1923 г. «прокурор вправе как начать дело, так и вступить в дело в любой стадии процесса, если, по его мнению, этого требует охрана интересов государства или трудящихся масс». Через десять лет, чтобы обеспечить более четкое проведение судами «классовой линии» при рассмотрении дел, как уголовных, так и гражданских, суд был поставлен под надзор прокуратуры.

Таким образом, начиная с  тридцатых годов, участие прокуратуры  в гражданском процессе стало  осуществляться во исполнение задачи по надзору за законностью рассмотрения гражданских дел в судах.

В конце 80-х -начале 90-х годов  концепция прокурорского надзора  стала подвергаться пересмотру. Руководящие судебные работники стали выступать против надзора прокуратуры за законностью рассмотрения дел судами. Указывалось, что первым шагом к построению демократического правового государства должно стать проведение концепции разделения властей, создание независимой судебной власти. Однако суд не может стать независимым, если он будет поднадзорен полуадминистративному органу, каковым является прокуратура. Сходные аргументы высказывались еще сто лет назад: «Долго под влиянием французских институтов функцией прокуратуры признавался надзор за соблюдением законности, преимущественно, впрочем, в судебном ведомстве, над которым прокуратура и ставилась в качестве блюстителя законности. Новейшая наука решительно отвергает это положение. Суд сам призван охранять закон, и надзор за ним возможен лишь в иерархическом порядке судебных же инстанций». К сказанному трудно добавить что-либо в обоснование ненужности и вредности надзора прокуратуры за судом, который был введен в советское время, с тем чтобы усилить зависимость судей и суда от политической конъюнктуры, подчинить суд исполнительной власти.

Принятый в 1992 г. российский Закон о Прокуратуре отказался  от ложной концепции надзора прокуратуры  за законностью рассмотрения дел  в судах. Участие в судопроизводстве рассматривается как одна из форм осуществления прокуратурой своих  задач по надзору за верховенством  закона, единством и укреплением законности. В редакции Федерального закона о Прокуратуре Российской Федерации от 17 ноября 1995 г. указывается лишь, что «прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов».

В соответствии со ст. 35 Закона о Прокуратуре «прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов общества и государства. Полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством Российской Федерации».

 

 

Глава 2. Система органов  прокуратуры РФ. Структура Генеральной  прокуратуры РФ, прокуратуры субъекта РФ, прокуратуры района (города).

 

В соответствии со ст. 129 Конституции РФ и ст. 1 Закона о прокуратуре прокуратура РФ представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ и осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на ее территории законов. Прокуратура РФ выполняет и иные функции, возложенные на нее федеральными законами. 
Система организации органов прокуратуры построена на принципах централизации, единства прокурорского надзора, единоначалия руководства, общих принципах взаимосвязи и взаимодействия элементов структуры. 
В систему прокуратуры РФ входят: Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры. Создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры, не допускается.

Система территориальных  органов прокуратуры состоит  из трех звеньев (уровней).

Руководящим верхним звеном является Генеральная прокуратура РФ во главе с Генеральным прокурором РФ, который имеет первого заместителя и заместителей. В Генеральной прокуратуре РФ образуется коллегия в составе Генерального прокурора РФ, его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников. Структуру Генеральной прокуратуры РФ составляют главные управления, управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений). Начальники главных управлений и отделов (на правах управлений) по функциональным полномочиям одновременно являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов (в составе управлений) – помощники Генерального прокурора РФ. Кроме того, в структуре этого звена у Генерального прокурора РФ имеются советники, старшие помощники и старшие помощники по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений. Первый заместитель и заместители Генерального прокурора РФ имеют помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управления. 
В главных управлениях, управлениях и отделах устанавливаются должности старших прокуроров и прокуроров, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов, а также старших следователей по особо важным делам и следователей по особо важным делам и их помощников. 
В Генеральной прокуратуре РФ образована также на правах структурного подразделения Главная военная прокуратура, возглавляемая заместителем Генерального прокурора РФ – Главным военным прокурором. 
Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» обусловил создание в рамках Генеральной прокуратуры РФ управлений, возглавляемых заместителями Генерального прокурора РФ и координирующих деятельность органов прокуратуры на территориях, входящих в состав каждого федерального округа.

Второе звено образуют прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним прокуратуры. К их числу относятся прокуратуры республик в составе Российской Федерации, прокуратуры краев, областей, округов, а также специализированные прокуратуры: транспортные, природоохранные, военных округов, флотов, ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы РФ, московская городская военная прокуратура.

В указанных прокуратурах, кроме прокуратур войсковых частей, образуются коллегии, управления и  отделы (на правах управления, в составе  управлений). Начальники управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений – помощниками прокуроров субъектов Федерации или приравненных к ним прокуроров.

В этих прокуратурах устанавливаются  должности старших помощников и  помощников прокурора, старших прокуроров-криминалистов  и прокуроров-криминалистов, а также  следователей по особо важным делам  и старших следователей и их помощников. Прокуроры субъектов Федерации  и приравненные к ним прокуроры  могут иметь помощников по особым поручениям, статус которых соответствует  статусу заместителей начальников  управлений.

Низовое звено органов прокуратуры составляет прокуратуры городов и районов, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры, возглавляемые соответствующими прокурорами. В них устанавливаются должности первого заместителя, заместителей, прокуроров, начальников отделов, старших помощников и помощников прокуроров, старших прокуроров-криминалистов, прокуроров-криминалистов, а также старших следователей и следователей (в прокуратурах городов – следователей по особо важным делам) и их помощников. По решению Генерального прокурора РФ в указанных прокуратурах могут быть образованы отделы.

В некоторых городах –  столицах республик, краевых и областных  центрах – образованы прокуратуры  городов с подчинением им районных прокуратур.

В городах, где отсутствует  районное деление, действуют прокуратуры  административных округов с приданием  им статуса прокуратур районов в  городах.

На территориях ряда субъектов  Федерации функционируют межрайонные  прокуратуры, которые осуществляют надзор на территории нескольких районов.

Исходя из особого положения Москвы, в столице образованы межрайонные прокуратуры и прокуратуры административных   округов, имеющие статус прокуратур городов с районным делением. 
Прокуратура как федеральный государственный орган осуществляет ряд функций (надзор, уголовное преследование, участие в рассмотрении дел судами, в правотворческой деятельности и другие), важнейшей из которых является надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов. 
Подразделения и лица, занимающих должности и осуществляющих функцию надзора, принято объединять в систему органов прокурорского надзора. Соответственно система этих органов является неотъемлемой частью системы органов прокуратуры.

Как и любая система  органов, система органов прокуратуры  представляет собой совокупность взаимосвязанных  между собой органов и составляющих целостное единство. При этом для  системы прокуратуры характерны связи между элементами структуры  как по вертикали, для внутреннего  управления системой по подчиненности, так и по горизонтали, для взаимодействия равнозначных органов и подразделений  внутри системы и с другими  органами и системами. Вертикальный и горизонтальный тип взаимосвязей определяет линейную и функциональную структуру построения органов прокуратуры  РФ.

Сущность линейной структуры заключается в построении аппарата управления, состоящего из взаимоподчиненных органов и подразделений. При этой структуре каждый прокурорский работник непосредственно (линейно) подчинен только одному руководителю и с вышестоящими органами и руководителями связан только через него. В свою очередь такой линейный руководитель (прокурор) несет полную ответственность за деятельность всех подчиненных ему органов и подразделений. 
Исходя из принципа централизации прокурорского надзора, то есть подчиненности нижестоящих прокуроров вышестоящим, а всех прокуроров – Генеральному прокурору РФ, структура управления органов прокуратуры (состоящая из прокуратуры городов и районов, прокуратуре субъектов РФ и Генеральной прокуратуры РФ) является в основном трехзвенная. В некоторых специализированных прокуратурах (на правах областных) природоохранных, войсковых частей организационная структура, как правило, двухзвенная.

Функциональная организационная  структура в отличие от линейной состоит из органов и подразделений, которые специализируются на определенных видах деятельности, выполняют обособленные функции. К числу таких структур относятся природоохранные и другие прокуратуры, деятельность которых ограничивается специальными объектами или отдельными отраслями прокурорского надзора. 
Одним основным видом деятельности объединены и входят в функциональную структуру управления помощники и старшие помощники прокуроров городов и районов, прокуроры и старшие прокуроры отделов и управлений (главных управлений) прокуратуре субъектов РФ, а также Генерального прокурора РФ.

Прокуроры городов, районов, прокуроры субъектов РФ, прокуроры  специализированных прокуратур, Генеральный  прокурор РФ и их заместители являются линейными руководителями. К функциональным руководителям относятся помощники  и старшие помощники прокуроров субъектов РФ, помощники и старшие  помощники Генерального прокурора  РФ.

Кроме названных руководителей, функции по организации руководства  нижестоящих прокуратуре и контроля по конкретной отрасли прокурорского  надзора выполняют прокуроры  и старшие прокуроры отделов  и управлений (главных управлений) прокуратура субъектов РФ и Генеральной  прокуратуры РФ. Фактически они также  относятся к функциональным руководителям. Деятельность этих должностных лиц  строится на основе предметно-зонального принципа организации работы. За прокурорами  и старшими прокурорами отделов  и управлений закрепляется отрасль  законодательства (отрасль прокурорского надзора) или круг наиболее актуальных вопросов правоприменительной деятельности), по которому они изучают прокурорско-следственную практику, законодательство, участвуют в подготовке плановых заданий, проверке и реализации их итогов и взаимодействуют с прокурорами других структурных подразделений, за которыми закреплены те же вопросы. Кроме того, на каждого такого прокурора возлагаются обязанности по контролю за выполнение определенной группой (зоной) нижестоящих прокуратуре по вопросам компетенции управления или отдела ведомственных приказов, анализ и обобщение оперативных и статистических данных, характеризующих работу этих прокуратур, отслеживание состояния их работы, выезды на места для оказания практической помощи и иные обязанности. 
Этот принцип организации работы наряду с принципами координации, паритетности, компетенции обеспечивает необходимое взаимодействие всех элементов системы органов прокуратуры по выполнению задач прокурорского надзора.

Информация о работе Система органов прокуратуры РФ