Система наказаний в отношении несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2015 в 16:45, контрольная работа

Краткое описание

Из 13 видов наказаний, предусмотренных в ст. 44 УК РФ, к несовершеннолетним правонарушителям могут применяться только следующие шесть:
• штраф;
• лишение права заниматься определенной деятельностью;
• обязательные работы;
• исправительные работы;
• ограничение свободы;
• лишение свободы на определенный срок.

Содержание

Система и виды наказаний несовершеннолетних ( в сравнении со ст. 44 УК РФ).
2. Особенности назначения наказания несовершеннолетним.
3. Принудительные меры воспитательного воздействия.
4. Задачи
5. Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

kontr._sistema_nakaz (1).docx

— 81.91 Кб (Скачать файл)

Практика применение наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних существенно изменилась. Она стала более либеральной, поскольку данные лица отличаются особой социально-психологической характеристикой, требующей гибкого подхода при определении им меры уголовно-правового воздействия.

В качестве обобщающего вывода хотелось бы отметить важнейшие признаки лишения свободы несовершеннолетних. Основным признаком лишения свободы, безусловно, является изоляция осужденного от общества путем помещения его в закрытое учреждение, обеспечения охраны и осуществления за ним постоянного надзора. Конечно, степень изоляции может быть различной в зависимости от того, как она будет организована с учетом особенностей личности осужденных, тяжести совершенных ими преступлений и других обстоятельств. Эта специфика организации лишения свободы особенно проявляется в отношении несовершеннолетних. В современной литературе о лишении свободы несовершеннолетних эта сторона вопроса почти не находит своего освещения.

Другим признаком лишения свободы является совместное, коллективное содержание осужденных в местах лишения свободы. Сосредоточение правонарушителей в одном учреждении само по себе, конечно, является отрицательным фактором. В этом таится одна из возможностей отрицательного влияния лишения свободы. Но в противоположность возможности отрицательного влияния сосредоточение правонарушителей в одном учреждении имеет и другую, положительную возможность - перевоспитание осужденных.

К сожалению, в настоящее время не существует идеального наказания, которое при минимальных усилиях со стороны государства и общества с одной стороны, и минимальных ограничениях прав несовершеннолетнего с другой стороны, давало бы абсолютный результат - окончательное и полное исправление осужденного. У каждой меры наказания свои недостатки и свои достоинства, и важно при вынесении приговора определить нужную, точно соответствующую не только степени тяжести содеянного, но и личности виновного меру и степень государственного принуждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   3.Принудительные меры воспитательного воздействия.

От уголовной ответственности и наказания несовершеннолетний может быть освобожден как по общим основаниям, так и по специальным, имеющим отношение только к данной категории лиц. Все специальные виды освобождения лиц, не достигших 18 лет, от уголовной ответственности или наказания связаны с применением принудительных мер воспитательного воздействия. Под ними следует понимать установленные законом меры государственного принуждения к подросткам, совершившим преступления небольшой или средней тяжести (в предусмотренных законом случаях - и за тяжкое преступление), с целью исправить их педагогическими средствами без привлечения к уголовной ответственности или без применения уголовного наказания.

Возможность применения к несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия закреплена в ст. 90 УК РФ. В соответствии с частью 1 указанной статьи, несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия. Согласно части 2 ст. 90 УК РФ принудительными мерами воспитательного воздействия являются: а) предупреждение; б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа; в) возложение обязанности загладить причиненный вред; г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

С принятием УК РФ 1996 г. назначение принудительных мер воспитательного воздействия отнесено к исключительной компетенции суда, поэтому на этом фоне декларативными выглядят рекомендации Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 октября 2009 г. № 20 «О некоторых вопросах судебной практики назначения и исполнения уголовного наказания» о расширении использования принудительных мер воспитательного воздействия судами Постановление Пленума Верховного суда РФ от 29 октября 2009 г. № 20.

Ни в ранее действовавшем, ни в ныне действующем уголовном законодательстве не дается определения целей и понятия принудительных мер воспитательного воздействия. Ранее в литературе давалось следующее определение: «Принудительные меры воспитательного характера - это предусмотренные уголовным законодательством, а также Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних меры воздействия, применяемые по постановлению суда (или по решению комиссии по делам несовершеннолетних) вместо уголовного наказания к несовершеннолетним, виновным в преступлениях, не представляющих большой общественной опасности, в целях их исправления и перевоспитания» Курс уголовного права. Т. 3. М., 2005. С. 324.. Другие авторы полагали, что принудительные меры воспитательного характера - это меры государственного принуждения, применяемые к несовершеннолетним, совершившим преступление, не представляющим большой общественной опасности, в тех случаях, когда их исправление и перевоспитание возможны без применения уголовного наказания, а также к несовершеннолетним, совершившим иные общественно опасные действия или антиобщественные поступки.Так, высказывается мнение, что принудительные меры воспитательного воздействия - это не являющиеся уголовным наказанием меры государственного принуждения, применяемые к несовершеннолетним, совершившим преступления небольшой или средней тяжести, с целью их исправления .

Даются определения более упрощенного варианта: принудительные меры воспитательного воздействия - это не являющиеся уголовным наказанием особые меры государственного принуждения Уголовное право.

Спорным остается вопрос о том, входят ли эти меры в содержание уголовной ответственности. Представляется, что они не входят в содержание уголовной ответственности, когда применяются в связи с освобождением от уголовной ответственности, и входят - когда применяются в связи с освобождением от наказания. Причем в последнем случае в силу ст. 86 УК РФ несовершеннолетний одновременно освобождается и от судимости. Поэтому в содержание уголовной ответственности входит лишь акт применения их судом, но не их исполнение.

Несмотря на некоторое сходство с мерами уголовного наказания, принудительные меры воспитательного воздействия в силу ст. 90 УК РФ таковыми не являются и в отличие от них: во-первых, не влекут за собой судимости; во-вторых, назначаются не по приговору суда, а по постановлению судьи, и, в-третьих, меры воспитательного воздействия не являются карой, т.е. не носят возмездного характера, так как освобождение от ответственности и есть освобождение от кары.

Уголовный закон точно определяет возраст лица, с которого наступает уголовная ответственность. Так, согласно ч. 1 ст. 20 УК РФ уголовной ответственности подлежат лица, достигшие ко времени совершения преступления 16-летнего возраста, а в перечне деяний, носящем исчерпывающий характер, указанном в ч. 2 ст. 20 УК РФ, ответственность наступает с четырнадцатилетнего возраста. Если несовершеннолетний хотя и достиг возраста, предусмотренного частями первой или второй ст. 20 УК РФ, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности. Установление возраста уголовной ответственности определяется с учетом наличия у несовершеннолетнего способности осознавать характер своих поступков, когда уровень развития его умственных способностей достигает соответствующего уровня, когда он приобретает некоторые знания, навыки, а также определенный опыт. При этом способность осознавать и оценивать общественную опасность своих действий или бездействий формируется под непосредственным воздействием социальных условий и воспитания. Уяснение психолого-возрастных и социальных особенностей несовершеннолетнего возраста базируется на достижениях психологической науки и позволяет вскрыть истинные механизмы поведения человека в этом возрасте. Именно в возрасте от 14 до 18 лет наблюдается переход от детства к взрослости, физическое и нравственное созревание, приобретение определенной системы знаний и навыков, подготовка к включению в полном объеме в жизнедеятельность общества, к выполнению в нем взрослых функций .Вместе с тем указанный период приходится на различные этапы формирования несовершеннолетнего. Применительно к несовершеннолетним 14 - 18 лет в литературе, как правило, выделяются два этапа: старший подростковый возраст - 13 - 15 лет и младший юношеский возраст, начинающийся с 16 лет и заканчивающийся к 18 годам

Наиболее общими характеристиками несовершеннолетнего возраста, на которые указывается в литературе, являются: легкая возбудимость и излишняя раздражительность, легкая внушаемость и подверженность чужим влияниям, эффективность и неадекватность реакции на жизненные ситуации, упрямство, стремление к самостоятельности и повышенная потребность в общении, конфликтность Сперанский К. К.

Перечисленные выше психолого-возрастные особенности присущи всем несовершеннолетним, независимо от того, совершили они преступление или нет. Следовательно, именно криминологические основания применения норм должны быть конкретизированы в каждом отдельном случае освобождения несовершеннолетнего от уголовной ответственности или наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия. При этом законодатель, в свою очередь, должен очертить их минимальные границы, т.е. указать на обстоятельства, относящиеся, например, к совершенному деянию, относящиеся к характеристике личности виновного, к условиям и образу жизни подростка и т.п. Вопрос о восприимчивости подростка к воспитательным мерам для решения вопроса о возможности замены уголовной ответственности принудительной мерой воспитательного воздействия также будет иметь важное значение. Цель исправления несовершеннолетнего должна достигаться методами, учитывающими особенности его возраста и психики, то есть при учете незаконченности формирования личности у данной категории цель исправления достигается «путем привития ему социально-полезных качеств, путем подготовки и ре-включению его в естественный, позитивный процесс социализации».

Принудительные меры воспитательного воздействия могут применяться по общему правилу к лицам, не достигшим совершеннолетия ко времени их применения. Совершеннолетие является важным фактом в жизни лица. Достигшее совершеннолетия лицо приобретает в полном объеме гражданскую, семейную и трудовую правоспособность и дееспособность, приобретает избирательные права и несет обязанность военной службы. В соответствии со ст. 60 Конституции РФ Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ). Новосибирск, 2009. С. 48. гражданин России может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Поэтому совершеннолетие препятствует применению принудительных мер воспитательного воздействия.

В исключительных случаях эти меры могут применяться к психически и социально незрелым лицам в возрасте от 18 до 20 лет в соответствии со ст. 96 УК РФ. Причем к указанной категории лиц из всего спектра принудительных мер могут применяться разве что предупреждение и возложение обязанности загладить причиненный вред, так как другие меры связаны с ограничением прав лица и требуют осуществления контроля за их исполнением со стороны специализированного государственного органа. В соответствии же со ст. 7 Федерального закона от 24.06.1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» Федеральный закон от 24.06.1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 23.07.2008 № 160-ФЗ) индивидуальная профилактическая работа в отношении несовершеннолетнего прекращается по достижении им возраста 18 лет.

По делам о преступлениях несовершеннолетних особое значение придается воспитательному, а не карательному воздействию правосудия, в связи с чем представляется перспективным в развитии законодательства о преступлениях несовершеннолетних расширение не уголовных мер воздействия, на что ориентируют нормы международного права. Так, ст. 18 Пекинских правил предусматривает, что в целях обеспечения большей гибкости и во избежание по возможности заключения в исправительные учреждения компетентный орган власти должен располагать при разрешении дела широким комплексом мер воздействия. Такими мерами, которые могут осуществляться в сочетании друг с другом, являются: а) постановление об опеке, руководстве и надзоре; б) апробация; в) постановление о работе на благо общины; г) финансовые наказания, компенсация и реституция; д) постановление о принятии промежуточных и других мер; е) постановление об участии в групповой психотерапии и других подобных мероприятиях; ж) постановления, касающиеся передачи на воспитание, места проживания или других воспитательных мер; з) другие соответствующие постановления .

УК РФ (ч. 2 ст. 90 и ст. 92) содержит достаточно обширный перечень мер принудительного воспитательного воздействия, которые могут быть применены к несовершеннолетнему при освобождении его от уголовной ответственности либо от наказания, это:

1) предупреждение; 2) передача  под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного  государственного органа; 3) возложение  обязанности загладить причиненный  вред; 4) ограничение досуга и установление  особых требований к поведению  несовершеннолетнего;

5) помещение в специальное  учебно-воспитательное учреждение  закрытого типа органа управления  образованием (ст.92 УК РФ).

Общим основанием для применения любой принудительной меры воспитательного воздействия является признание того, что исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия. При этом, по-видимому, предполагается, что суд в данном случае должен руководствоваться ст. 60 и ст. 89 УК РФ, т.е. учитывать характер и степень общественной опасности преступления и личность виновного, условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности и т.д. Такие же критерии установлены уголовным законом и при определении несовершеннолетнему меры наказания. Следовательно, решение о применении принудительных мер воспитательного воздействия будет приниматься также и с учетом внутреннего убеждения правоприменителя, в частности суда. При решении данного вопроса судом должно учитываться, что применение указанных мер по своей правовой природе не может преследовать всех целей наказания и уголовной ответственности. Важнейшей целью применения принудительных мер воспитательного воздействия является исправление несовершеннолетнего, поскольку именно с этой целью, с возможностью ее достижения без назначения наказания, закон связывает возможность освобождения несовершеннолетнего от уголовной ответственности . Также в ст. 90 УК РФ указано, что такие меры применяются только к несовершеннолетним, совершившим преступления небольшой и средней тяжести.

Информация о работе Система наказаний в отношении несовершеннолетних