Система наказаний в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 18:15, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время право как регулятор общественных отношений играет все большую и большую роль, особенно после отказа от нигилистических воззрений в этой области и начала построения правового государства. Уголовное законодательство – это цепной пес современного общества, который охраняет, защищает, обеспечивает реализацию правовых отношений. Оно способствует тому, чтобы общественные регуляторы работали нормально, были наполнены реальным содержанием и справедливо карает каждого правонарушителя, принуждая его к соблюдению установленных общеобязательных правил поведения.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая право.docx

— 59.41 Кб (Скачать файл)

В тексте ч. 1 ст. 46 УК РФ содержится прямое ограничение размеров штрафа в зависимости от степени тяжести  совершенного преступления. Штраф в  размере от пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы  или иного дохода осужденного  за период свыше трех лет может  назначаться только за тяжкие и особо  тяжкие преступления в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ.

В нормах Особенной части  УК РФ не только определены конкретные преступления, за совершение которых  может быть назначен штраф, но и указаны  пределы данного наказания. Например, за неосторожное повреждение или  уничтожение чужого имущества без  отягчающих обстоятельств санкция  ч. 1 ст. 168 УК РФ предусматривает штраф (альтернативно с другими наказаниями) в размере до ста двадцати тысяч  рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного  за период до одного года.

Согласно ч. 4 ст. 46 УК РФ штраф  в качестве дополнительного вида наказания может назначаться  только в случаях, предусмотренных  соответствующими статьями Особенной  части УК РФ. Например, за разбой, совершенный  при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 162 УК РФ), предусмотрено наказание  в виде лишения свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом  в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы  или иного дохода осужденного  за период до пяти лет.6

Следует также учитывать, что замена штрафа другими видами уголовного наказания предусмотрена  законом не при всяком, а лишь при злостном уклонении осужденного  от уплаты штрафа. Понятие злостного  уклонения от данного наказания  содержится в уголовно-исполнительном законодательстве. В соответствии со ст. 32 УИК РФ, злостно уклоняющимся от уплаты штрафа считается осужденный, не выплативший штраф, назначенный в качестве основного вида наказания, в установленный законом срок. В случаях когда штраф назначен в качестве дополнительного вида наказания, уклонение от уплаты штрафа влечет его принудительное взыскание в порядке, предусмотренном гражданским законодательством РФ.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

Данное наказание, как  указано в ст. 47 УК РФ, состоит  в запрещении занимать должности  на государственной службе, в органах  местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или  иной деятельностью. Оно может назначаться  на срок от одного года до пяти лет в  качестве основного и на срок от шести месяцев до трех лет в  качестве дополнительного вида наказания  в тех случаях, когда суд с  учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного признает невозможным  сохранение за ним права занимать какую-либо должность либо работать в какой-либо сфере деятельности.

На практике это наказание  назначается главным образом  лицам, преступления которых были связаны  с должностным положением или  профессиональной деятельностью (например, работникам торговли, осуждаемым за корыстные  преступления, водителям - за автотранспортные преступления, государственным служащим - за злоупотребления своим положением и т.п.).7

При осуждении к лишению  права занимать определенные должности  или заниматься определенной деятельностью  соответствующие должности либо вид деятельности в приговоре  суда должны быть обозначены конкретно. Поэтому, например, противоречит закону запрещение работать в торговле или заниматься предпринимательством, так как эти сферы включают неопределенно широкий круг профессий или видов деятельности (грузчика, кассира, бухгалтера, продавца, снабженца, директора и т.д.).

В отличие от штрафа лишение  права занимать определенные должности  или заниматься определенной деятельностью  согласно ч. 3 ст. 47 УК РФ может назначаться  в качестве дополнительного наказания  и в тех случаях, когда оно  не предусмотрено санкцией статьи Особенной  части УК РФ в качестве наказания  за данное преступление. В качестве основного этот вид наказания  может быть назначен лишь в случаях, указанных в законе.

В соответствии с ч. 4 ст. 47 УК РФ в случае назначения лишения  права занимать определенные должности  или заниматься определенной деятельностью  в качестве дополнительного наказания  к обязательным работам, исправительным работам, а также при условном осуждении его срок исчисляется  с момента вступления приговора  в законную силу. При соединении этого наказания с другими  основными срочными видами наказания  оно распространяется на все время  их отбывания, но при этом его срок начинает исчисляться с момента  их отбытия.

Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных  наград

Сфера применения данного  наказания ограничена вследствие того, что оно: а) применяется только в  качестве дополнительного; б) только при  осуждении за совершение тяжкого  или особо тяжкого преступления; в) с учетом личности осужденного, т.е. в случаях, когда совершенное  преступление и другие обстоятельства, ее характеризующие, по мнению суда, обусловливают  невозможность сохранения у лица имеющегося специального, воинского  или почетного звания, классного  чина и государственных наград.

Воинские  звания - это звания, принятые в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках (например, пограничных), органах внешней разведки, федеральных органах службы безопасности, установленные Законом Российской Федерации от 11 февраля 1993 г. "О воинских обязанностях и военной службе" (рядовой, матрос, сержант, лейтенант, майор и т.д.).

Специальными являются звания, присваиваемые работникам органов  внутренних дел, дипломатической, таможенной, налоговой службы и т.д. Например, перечень и порядок присвоения специальных  званий начальствующего состава  органов внутренних дел регламентирован  Положением о службе в органах  внутренних дел Российской Федерации  от 23 декабря 1992 г. К почетным званиям относятся: заслуженный или народный артист, народный учитель, заслуженный деятель науки Российской Федерации и другие, предусмотренные Положением о почетных званиях, утвержденным Указом Президента РФ от 30 декабря 1995 г.

Согласно Положению о  федеральной государственной службе, утвержденному Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г., государственным служащим, занимающим государственные должности, присваиваются классные чины - действительный государственный советник Российской Федерации, государственный советник 1-го, 2-го и 3-го класса, советник государственной службы 1-го, 2-го и 3-го класса и т.д. В соответствии с Федеральным законом от 25 ноября 1995 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации" "О прокуратуре Российской Федерации" прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам научных и образовательных учреждений системы прокуратуры РФ присваиваются классные чины прокурорских работников, например: старший советник юстиции, советник юстиции и т.д.

Государственными наградами  Российской Федерации являются: звание Героя Российской Федерации, ордена, медали, почетные звания, предусмотренные  Положением о государственных наградах Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ N 442 от 2 марта 1994 г. "О государственных наградах Российской Федерации".

Перечень вышеуказанных  государственных званий, чинов и  наград является исчерпывающим и  не подлежит расширительному толкованию. Поэтому, например, нельзя лишить осужденного  в порядке ст. 48 УК РФ почетных званий, присвоенных международными организациями, иностранных орденов и медалей, профессиональных квалификационных разрядов, ученых степеней и званий и т.п.

Обязательные  работы

Обязательные работы являются новым видом наказания для  российского уголовного права. Его  включение в систему наказаний  осуществлено с учетом рекомендаций международного сообщества, а также  практического опыта ряда зарубежных государств.

Содержание рассматриваемого наказания, как указано в ч. 1 ст. 49 УК РФ, состоит в выполнении осужденным в свободное от работы время или  во время, свободное от учебы, бесплатных общественно полезных работ, вид  которых определяется органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными  инспекциями.8 Характер такого рода работ действующим законодательством пока не определен. В зарубежных странах осужденные к подобным наказаниям чаще всего привлекаются к работам, не требующим высокой квалификации, низкооплачиваемым и непрестижным у населения, например очистке улиц, площадей, скверов и других объектов.

Обязательные работы относятся  к числу срочных видов наказания. Однако в отличие от других срочных  наказаний его продолжительность  исчисляется не днями, месяцами и  годами, а в часах. На основании  ч. 2 ст. 49 УК РФ обязательные работы устанавливаются  на срок от шестидесяти до двухсот  сорока часов и отбываются не свыше  четырех часов в день. Указание на дневную продолжительность работ  косвенно определяет их временные рамки. Например, если исходить из предположения  о продолжительности работ по четыре часа в день, то срок обязательных работ в пределах, обозначенных названной правовой нормой, может составлять от пятнадцати до шестидесяти дней.

В случае злостного уклонения  осужденного от обязательных работ  ч. 3 ст. 49 УК РФ позволяет заменять их ограничением свободы, арестом или  лишением свободы. При этом время, в  течение которого осужденный работал, учитывается при определении  срока ограничения свободы, ареста или лишения свободы из расчета  один день ограничения свободы или  ареста за восемь часов обязательных работ. Согласно ст. 30 УИК РФ, злостно  уклоняющимся от отбывания данного  наказания считается осужденный: а) более двух раз в течение  месяца не вышедший на обязательные работы без уважительных причин; б) более  двух раз в течение месяца нарушивший трудовую дисциплину; в) скрывшийся с  целью уклонения от отбывания  наказания.

В части 4 ст. 49 УК РФ определен  круг лиц, которым обязательные работы не могут быть назначены. Это инвалиды первой группы, беременные женщины  и женщины, имеющие детей в  возрасте до трех лет, военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, а также военнослужащие, проходящие военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения  судом приговора не отслужили  установленного законом срока службы по призыву.9

Исправительные  работы

Исправительные работы (ст. 50 УК РФ) состоят в принудительном привлечении осужденного к труду  на срок, определенный приговором суда, с удержанием определенной части  его заработка в доход государства.

Данный вид наказания  в течение длительного времени  является основной альтернативой наказанию  в виде лишения свободы на определенный срок.

Согласно ч. 2 ст. 50 УК РФ из заработка осужденного к исправительным работам производятся удержания  в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от пяти до двадцати процентов. Порядок осуществления таких удержаний подробно регламентирован нормами уголовно-исполнительного права. Удержания производятся из заработной платы по основному месту работы осужденного за каждый отработанный месяц при выплате заработной платы независимо от наличия к нему претензий по исполнительным документам. При этом учитывается как денежная, так и натуральная часть заработной платы осужденного. Сам осужденный или администрация организации, в которой он работает, вправе обращаться в суд с ходатайством о снижении размера удержаний в случае ухудшения его материального положения. Решение о снижении размера удержаний выносится с учетом всех доходов осужденного.

В случае злостного уклонения  от отбывания исправительных работ, как указано в ч. 3 ст. 50 УК РФ, суд  может заменить неотбытое наказание  ограничением свободы, арестом или  лишением свободы. В соответствии с  ч. 3 ст. 46 УИК РФ злостно уклоняющимся от отбывания исправительных работ  считается осужденный, допустивший  повторное нарушение порядка  и условий отбывания наказания, а также скрывшийся с места  жительства осужденный, местонахождение  которого не известно.

При замене исправительных работ другим наказанием и определении  срока последнего один день исправительных работ приравнивается к одному дню  ограничения свободы, два дня  исправительных работ - к одному дню  ареста, три дня исправительных работ - к одному дню лишения свободы.

Ограничение по военной  службе

Ограничение по военной службе является наказанием, ранее неизвестным уголовному законодательству России, впервые предусмотренным УК РФ 1996 г. По своему содержанию оно отчасти напоминает наказание в виде исправительных работ, например, тем, что осужденный продолжает социально-полезную деятельность без разрыва с ближайшим окружением, хотя и на принудительной основе, с удержанием в доход государства определенной части его денежного содержания. Анализ текста закона позволяет предположить, что ограничение по военной службе призвано заменить собой исправительные работы применительно к военнослужащим с учетом невозможности применения к последним исправительных работ. Так, согласно ст. 51 УК РФ ограничение по службе назначается только тем военнослужащим, которые проходят военную службу по контракту, т.е. избрали ее своей профессией. В законе прямо указано, что данное наказание применяется вместо исправительных работ в случаях осуждения военнослужащего за преступление, не относящееся к числу преступлений против военной службы, когда санкция соответствующей статьи допускает возможность осуждения к исправительным работам. Кроме того, оно применяется при осуждении за воинские преступления в предусмотренных законом случаях.

Ограничение по военной службе назначается на срок от трех месяцев  до двух лет, что почти совпадает  со сроками исправительных работ. Минимальный  размер удержаний из денежного содержания военнослужащего законом не определен, однако максимальный не может составлять свыше двадцати процентов, как и  при исправительных работах. Наконец, при увольнении осужденного с  военной службы до истечения сроков назначенного наказания суд может  заменить неотбытую часть ограничения  по военной службе более мягким видом  наказания в порядке ст. 148 УИК  РФ. Из числа таких наказаний ближайшим  применительно к ограничению  по военной службе в перечне, предусмотренном  ст. 44 УК РФ, являются исправительные работы.

Информация о работе Система наказаний в РФ