Профессиограмма юридического спациалиста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 18:31, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы заключается в определении структуры юридической профессиограммы, представляющей собой комплексное отражение основных сторон этой деятельности, а также качеств, которые в ней реализуются.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
1. Произвести психологический анализ общей структуры юридической деятельности.
2. Описать практическую реализацию структурных элементов профессиограммы юриста на примере профессиограммы судьи.

Содержание

Введение 3
1. Общая характеристика профессиограмм юридической деятельности 4
2. Практическая реализация структурных элементов профессиограммы юриста на примере профессиограммы судьи 6
Заключение 9
Список использованной литературы 11

Вложенные файлы: 1 файл

Юридическая психология.doc

— 71.00 Кб (Скачать файл)


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО  ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ – ФИЛИАЛ РАНХиГС

ЦЕНТР ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

 

Кафедра:  Психологии

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Юридическая психология»

Тема: Профессиограмма юридического спациалиста

 

 

 

 

Выполнила  Шнейдер Наталья Сергеевна_

(Ф.и.о. студента)

__Юриспруденция_______

(специальность)

                                                                    ____10315______________

(№ группы)

                                          Проверил     Доцент кафедры, к.ист.н., доцент

                       (звание, должность преподавателя)

                                                             Терехов Анатолий Васильевич____

 

 

 

 

Новосибирск 2013

Содержание

 

 

 

 

 

 

Введение

Деятельность юриста относится  к интеллектуальным видам труда, поскольку в ее психологической структуре доминирует когнитивный компонент, то есть основные профессиональные функции юриста требуют высокой активности мышления, речи в ее монологической и диалогической формах, долговременной и оперативной памяти, устойчивости внимания, воображения. При этом данная деятельность как сложная система включает в себя и другие психические функции, во взаимодействии с которыми она обусловливает способность юриста к эффективному решению профессиональных задач.

Значимость и престижность юридического труда всегда была достаточно высокой, но особо популярной эта профессия становится в настоящее время, когда в обществе происходят кардинальные перемены в социально-экономической структуре государства и связанные с ними существенные изменения в жизни людей; когда обостряются как позитивные, так и негативные проявления в их личных и коллективных взаимодействиях.

Таким образом, объектом работы выступает деятельность юриста как сложная функциональная система.

Предмет работы – психологический анализ юридической деятельности и раскрытие ее профессиональной структуры.

Цель работы заключается в определении структуры юридической профессиограммы, представляющей собой комплексное отражение основных сторон этой деятельности, а также качеств, которые в ней реализуются.

Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:

1. Произвести психологический анализ общей структуры юридической деятельности.

2. Описать практическую реализацию структурных элементов профессиограммы юриста на примере профессиограммы судьи.

1. Общая характеристика профессиограмм юридической деятельности

Психологическое изучение профессий  является необходимым условием научной организации труда. Юридическая психология, изучая закономерности психической деятельности в следственной, судебной и иной юридической деятельности, призвана раскрыть психологическое своеобразие этой деятельности, охарактеризовать психологическую сторону профессиональных качеств, необходимых для следователя, судьи, оперативного работника и других работников юридического труда, указать пути их приобретения и совершенствования.

Повышение качества труда юриста невозможно без учета индивидуальных особенностей его личности и соответствия личностных качеств объективным требованиям данной профессии.

Одним из главных результатов психологического анализа юридической деятельности должно явиться создание юридической профессиограммы.

Разработка профессиограмм (от «профессиография» - описание профессии) представляет проведение подробного описания наиболее распространенных и ведущих юридических профессий с указанием их характерных функций. Цель разработки профессиограмм - ориентация на изучение относительно устойчивых, стабильных свойств, характеризующих юриста-специалиста в его практической деятельности [5, с. 3 – 6].

Деятельность каждой юридической специальности в той или иной мере включает в себя следующие стороны: социальную, поисковую, реконструктивную, коммуникативную, организационную и удостоверительную.

Социальная деятельность охватывает политический аспект в деятельности следователя, прокурора, адвоката, оперативного работника как организаторов борьбы с преступностью на Порученном им участке. Деятельность эта включает профилактические мероприятия, правовую пропаганду, участие в перевоспитании преступника для возвращения его к социальной норме поведения.

Поисковая деятельность заключается в собирании исходной информации, необходимой для решения профессиональных задач. Удельный вес этой деятельности наиболее высок в профессиограммах следователя, оперативного работника, судьи.

Реконструктивная деятельность – это текущий и завершающий анализ всей собранной информации по делу и выдвижение на базе ее синтеза, анализа и специальных знаний рабочих версий (гипотез). Планирование работы есть также результат реконструктивной деятельности.

Коммуникативная деятельность заключается в получении необходимой информации в процессе общения. Особенно большой удельный вес эта деятельность имеет при допросах, а также в деятельности адвокатов, оперативных работников.

Организационная деятельность заключается в волевых действиях по реализации и проверке рабочих версий и планов. Она подразделяется на два аспекта: самоорганизованность и организация людей в коллективном решении профессиональной задачи.

Удостоверительная деятельность – приведение всей полученной информации по делу в специальную, законом предусмотренную форму (постановление, протокол, приговор и т. д.).

В различных юридических профессиях с разной интенсивностью проявляются те или иные стороны деятельности. У каждой конкретной личности, занятой юридическим трудом, та или иная сторона может доминировать на базе развития личностных качеств [3, с. 137 – 139].

 

 

 

 

2. Практическая реализация структурных элементов профессиограммы юриста на примере профессиограммы судьи

Профессиональная деятельность судьи детально и четко регламентирована законом. Судья наделен властными полномочиями, применяет власть от имени государства, а это развивает профессиональное чувство повышенной ответственности за последствия своих действий.

В своей  деятельности судья обязан руководствоваться наряду с Конституцией и другими законодательными актами, действующими на территории Российской Федерации, общепринятыми нормами нравственности и правилами поведения, способствовать утверждению в обществе уверенности в справедливости, беспристрастности и независимости суда.

Деятельность  судьи сложна, ответственна и многогранна  в связи с разнообразием выполняемых им функций и решением комплекса правоприменительных задач [4, с. 25 – 30]:

1. Познавательные процессы судьи  (память, мышление, воображение) должны быть направлены на выделение из множества документов основной юридически значимой информации. В ходе такого исследования у судьи формируется собственная концептуальная (мысленная) модель изучаемого явления: понимание позиций конфликтующих сторон в гражданском процессе; сущность криминогенной ситуации в уголовном процессе.

2. На основании изучения и  оценки результатов предварительного  следствия судья выносит решение  либо о возврате дела на доследование, либо о предании подозреваемого суду. Судья проводит распорядительное заседание, где единолично или вместе с судебными заседателями и с участием прокурора рассматриваются основания для предания обвиняемого суду, после чего дело поступает на подготовку к рассмотрению в судебном заседании.

3. В процессе рассмотрения материалов  предварительного следствия и анализа оснований для предания обвиняемого суду, у судьи формируется первоначальная, вероятностная модель изучаемого события, включающая гипотезу о степени виновности подозреваемого лица и проект будущего приговора. Однако такая модель лишь исходный стимул для организации судебного разбирательства, в ходе которого должна быть сформирована достоверная модель на основе тщательной проверки всех аспектов вероятностной модели.

4. В процессе судебного разбирательства  судья тщательно анализирует всю доказательственную информацию, поступающую в форме показаний от обвиняемого, потерпевшего, свидетелей, экспертов. При этом судья должен в многообразии противоречивых показаний выделять и оценивать главное – суть событий, отделять факты от эмоциональных реакций, от социального камуфляжа, разных форм конформизма, самооценки и личностных притязаний участников судебного процесса.

5. Судья должен осуществлять дисциплинарно-регулирующую функцию в управлении процессом судебного следствия: сдерживать эмоции и конфликтные, агрессивные проявления сторон. Судья не должен допускать резких, грубых и оскорбительных реплик сторон в адрес друг друга, отклонений от рассмотрения существа дела и строго вести судебное заседание в направлении поиска истины.

Профессиограмму деятельности судьи можно представить следующим образом.

В мотивационной сфере деятельности судьи следует выделить такие качества, как уважение к закону, стремление служить правосудию и в соответствии с законом решать гражданские и уголовные дела, использовать результаты судебных процессов для воспитания правосознания граждан и профилактики преступности.

Реконструктивная сторона  деятельности судьи – это текущий и завершающий анализ всей собранной по делу информации, окончательной целью которого является вынесение справедливого в соответствии с действующим законодательством приговора или решения. В реконструктивной деятельности реализуются общий и специальный интеллект, память, воображение, мышление, интуиция судьи.

В коммуникативной сфере деятельности судьи, посредством которой он реализует социально-психологические аспекты своей деятельности, можно выделить информационный аспект, в котором особенно важны такие свойства, как способность к высказыванию, передаче и приему вербальной информации, вербальная эрудиция, умение вести диалог и монолог; а также интерактивный аспект, посредством которого судья организует взаимодействие с другими участниками судебного процесса – с коллегами и участвующими лицами.

Необходимость осуществления функций организации судебного процесса, деятельности многих участников процесса требует развития у судьи определенных качеств организатора: дисциплинированности, собранности, целеустремленности, настойчивости, организации всех своих поступков, всей своей деятельности. Многообразные функции судьи могут быть выполнены только в том случае, если он воспитал в себе аккуратность в выполнении каждого отдельного действия, каждого элемента общей структуры судебной деятельности.

Удостоверительная деятельность завершает профессиограмму судьи и представляет собой приведение всей добытой в ходе процесса информации в специальные, предусмотренные законом формы: приговор, протокол, определение, решение и др. В этой деятельности реализуется общая и специальная культура письменной речи судьи, его профессиональные навыки в составлении письменных документов.

Наличие психологических знаний дает возможность судье правильно  определять отношение к источнику  сообщаемых сведений, выяснить возможные причины искажения из имевших место в действительности фактов, все психические особенности данной личности, понять мотивы его деятельности как в исследуемом событии, так и в настоящее время, воздействовать на личность.

Заключение

Чтобы глубже понять сущность юридической  профессии, необходимо произвести психологический анализ ее общей структуры, то есть построить профессиограмму (модель) данного вида деятельности.

Характерной особенностью юридического труда является то, что данная деятельность представляет собой сложную социальную открытую систему, поскольку она включена в более широкий контекст правовой системы общества и решает поставленные государством задачи правосудия, личной и общественной безопасности, борьбы с преступностью.

Профессионально важные качества следователей, судей, прокуроров обусловлены прежде всего их взглядами, направленностью  и последовательностью мировоззрения, которое способствует выработке каждой личностью глубокого понимания социальной значимости своей профессии, идейной убежденности, воспитывает чувство долга, справедливости, обьективности, честности, как комплекс профессиональных функций, а также предопределяет активность личности, как стремление принимать деятельное участие в жизни общества, проявляя при этом социально важную инициативу.

Сложность и ответственность деятельности по осуществлению правосудия требуют мобилизации всех способностей личности, поскольку последние прямо зависят от ее психологической структуры и избранной профессии. Профессиональные функции формируют психические качества личности, подчиняя их требованиям, предъявляемым той или иной сфере человеческой деятельности. Поэтому каждый субъект, выполняющий правоохранительную работу, должен сознательно совершенствовать свои психические качества, анализировать их состояние применительно к избранной им профессии.

На примере профессиограммы  судьи нами была описана практическая реализация структурных элементов профессиограммы юриста. Выявлено, что судье принадлежит лидирующая роль, так как он несет основную ответственность за подготовку, организацию, ведение судебного разбирательства как по уголовным, так и по гражданским делам, а также за справедливость и законность выносимого судом решения. Особенность деятельности судьи заключается в том, что он не может и не должен навязывать свое мнение ни другим судьям, ни иным участникам процесса. Это чувство вырабатывается на основании глубокого убеждения судьи в том, что только свободно выраженное мнение каждого участника процесса даст возможность в конечном итоге правильно познать истину, принять правильное решение.

Информация о работе Профессиограмма юридического спациалиста