Прокурор в уголовном судопроизводстве: процессуальное положение в стадиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 15:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ и характеристика полномочий прокурора в уголовном судопроизводстве в ходе осуществления уголовного преследования и надзора за исполнением законов в различных стадиях уголовного процесса.
В данной работе поставлены следующие задачи:
- раскрыть содержание принципов организации и деятельности прокуратуры, обозначенные законом о прокуратуре;
- раскрыть содержание, сущность понятия - «уголовное преследование», отсутствовавшего в УПК РСФСФ, отметить его цели и формы;
- показать роль, функции, полномочия прокурора в различных стадиях;
- показать значение и задачи прокурорского надзора за процессуальной деятельностью в уголовном процессе.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..
3
1.Деятельность прокуратуры

1.1.Цели и задачи прокурорской деятельности………………………….......
5
1.2.Принципы организации работы прокуратуры…………………………...
7
2.Участие прокурора в основных стадиях уголовного процесса

2.1.Досудебная стадия уголовного процесса………………………………...
13
2.2.Суды первой инстанции………………………………………………..
22
2.3.Кассационные и апелляционные инстанции………………………….
41
2.4.Прокурорский надзор в обеспечении законности исполнения приговора ……………………………………………………………………...

45
Заключение……………………………………………………………………..
49
Библиографический список…………………

Вложенные файлы: 1 файл

КРточно.docx

— 95.68 Кб (Скачать файл)

 

Негосударственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Челябинский институт экономики  и права им. М.В. Ладошина»

 

Факультет Предпринимательства  и права

Направление 030900 Юриспруденция

 

Курсовая работа по предмету

Уголовно-процессуальное право

ПРОКУРОР В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ: ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В СТАДИЯХ

 

 

Выполнил студент гр. Ю-321

А. Р. Бартош

Научный руководитель:

С.Л. Микрюкова

Дата защиты «__» _____ 20__г.

Оценка____________________

___________________________

         (подпись руководителя)

 

 

 

 

 

 

Челябинск

 

2013

Оглавление 

Введение………………………………………………………………………..

3

1.Деятельность прокуратуры

 

1.1.Цели и задачи прокурорской деятельности………………………….......

5

1.2.Принципы организации работы прокуратуры…………………………...

7

2.Участие прокурора в основных стадиях уголовного процесса

 

2.1.Досудебная стадия уголовного процесса………………………………...

13

2.2.Суды первой инстанции………………………………………………..

22

2.3.Кассационные и апелляционные инстанции………………………….

41

2.4.Прокурорский надзор в обеспечении законности исполнения приговора ……………………………………………………………………...

 

45

Заключение……………………………………………………………………..

49

Библиографический список…………………………………………………...

53


 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

Введение

 

Прокуратура РФ играет важную роль в охране и защите прав и  свобод граждан, интересов общества и государства, укреплении законности и правопорядка, способствуя становлению  и развитию демократического правового  государства.

Осуществляя государственный  надзор за исполнением законов на всей территории РФ, органы прокуратуры  в Центре и на местах принимают  меры, направленные на обеспечение  единства законности и незыблемости правопорядка, устранение нарушений  законности и привлечение виновных к ответственности, восстановление нарушенных прав граждан, предприятий, учреждений, организаций.

Полномочия, организация  и порядок деятельности прокуратуры  определяются Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации". В Законе нашли отражение и развитие конституционные положения о прокуратуре, установленные ст. 129 Конституции. По существу, это новый закон о прокуратуре, в нем определены все стороны организации и деятельности прокуратуры.

Целью работы является анализ и характеристика полномочий прокурора  в уголовном судопроизводстве в  ходе осуществления уголовного преследования  и надзора за исполнением законов в различных стадиях уголовного процесса.

В данной работе поставлены следующие задачи:

- раскрыть содержание принципов организации и деятельности прокуратуры, обозначенные законом о прокуратуре;

- раскрыть содержание, сущность понятия - «уголовное преследование», отсутствовавшего в УПК РСФСФ, отметить его цели и формы;

- показать роль, функции, полномочия прокурора в различных стадиях;

- показать значение и задачи прокурорского надзора за процессуальной деятельностью в уголовном процессе.

Объектом исследования данной работы являются нормы федерального закона о прокуратуре и уголовно-процессуального  законодательства РФ, регламентирующие деятельность прокурора по обеспечению  законности и защиты интересов общества в уголовном судопроизводстве.

Предметом исследования в данной курсовой работе являются полномочия прокурора в уголовном судопроизводстве; понятие, сущность, значение уголовного преследования и прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

 

 

 

  1. Деятельность прокуратуры
    1. Цели и задачи прокурорской деятельности

 

По своему назначению, принципам  организации и деятельности, формам и методам работы прокуратура  РФ занимает в системе государственной  власти Российской Федерации самостоятельное  место. Это специфический орган  государственной власти, что позволяет  ей успешно осуществлять возложенные  на нее Конституцией РФ и Законом  о прокуратуре, задачи и функции  по обеспечению законности и правопорядка в государстве.

Прокуратура осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на территории РФ законов. Работу по надзору, т.е. по выявлению и устранению нарушений закона, восстановлению нарушенных прав, прокуратура выполняет в целях обеспечения верховенства закона, единства, соблюдения и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.[1] Как видно, приоритетным направлением деятельности прокуратуры является защита прав и свобод человека и гражданина, что предопределено положениями ст. 2 Конституции о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью: признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.[2] В этой правозащитной деятельности состоит принципиально новое назначение прокуратуры. В ранее действовавших законах о прокуратуре на первое место ставились охрана и защита интересов государства.

В указанных выше целях  прокуратура РФ осуществляет:

- надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

- надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; [8, с. 382]

- надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

- надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

- уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно - процессуальным законодательством Российской Федерации;

- координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

В более сжатом виде, целями прокурорской деятельности, в том  числе и в уголовном судопроизводстве, являются: 1) обеспечение верховенства закона; 2) обеспечение единства и  укрепления законности; 3) защита прав и свобод человека и гражданина; 4) защита охраняемых законом интересов  общества и государства.[4, С. 2216]

Исходя из общих целей  прокурорской деятельности и с учетом специфики уголовного судопроизводства, перед прокурором поставлены следующие  задачи: на него как на должностное  лицо в пределах его компетенции, установленной уголовно-процессуальным законодательством, возлагается осуществление  от имени государства уголовного преследования и надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.[3]

Осуществляя уголовное преследование  от имени государства, прокурор тем  самым является его полномочным  представителем в области уголовного судопроизводства.

При этом прокурор, исполняя возложенные на него Законом полномочия, обязан не только защищать интересы общества и государства, но и обеспечивать законность в деятельности других должностных  лиц, также наделенных полномочиями на уголовное преследование. А это  связано не столько с необходимостью вести уголовное преследование, сколько с потребностью исключить  при этом нарушения права и  свобод человека и гражданина, вовлеченного в сферу уголовного судопроизводства.

Правовое государство  должно обеспечивать такой порядок  регламентации складывающихся процессуальных отношений, который бы обеспечивал  защиту человека, общества, государства  от преступлений и устанавливал гарантии от ошибок, злоупотреблений, некомпетентности со стороны органов следствия  и дознания, и в то же время, гарантировал неотвратимость справедливой уголовной  ответственности виновному за совершенное  преступление.[15, С. 25]

Достижение этих целей  возможно путем обеспечения верховенства закона и расширения, процессуальных прав, полномочий прокурора в уголовном  преследовании и при осуществлении  надзора за исполнением законов  органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

 

 

 

 

 

    1. Принципы организации работы прокуратуры

 

В соответствии со ст. 4 Закона о прокуратуре принципами организации  и деятельности органов прокуратуры  являются централизация, независимость, законность, гласность.

В соответствии с конституционным  положением о том, что прокуратура  РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих  прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору России в разделе II Закона определены система и организация  прокуратуры РФ.[5, С. 2291] Установлены принципы, нормы, гарантирующие органам прокуратуры активно, беспрепятственно и независимо от других органов осуществлять свою деятельность по надзору за исполнением законов, укреплению законности и правопорядка.

Принцип централизации органов  прокуратуры означает, что эти  органы составляют единую централизованную систему, возглавляемую Генеральным  прокурором РФ.[11]

Систему прокуратуры России составляют Генеральная прокуратура  Российской Федерации, прокуратуры  субъектов Федерации и приравненные к ним прокуратуры, прокуратуры  городов и районов, другие территориальные, а также военные и иные специализированные прокуратуры. Создание и деятельность органов прокуратуры, не входящих в  единую систему прокуратуры России, не допускается.

Единство системы органов  прокуратуры находит свое выражение  в том, что все прокуроры наделены одинаковыми по характеру полномочиями, за исключением отдельных случаев, определенных законом. Каждый прокурор действует от имени всей системы  прокурорских органов, имеет право  и обязан принять предусмотренные  законом меры для выявления и  устранения любого нарушения закона. Едины также формы, методы и акты прокурорского реагирования на нарушения  закона (проверки, протесты, представления, постановления). Решения прокурора, принятые в соответствии с законом и в пределах своей компетенции, имеют одинаковую юридическую силу и обязательны к исполнению надлежащими органами и должностными лицами. В пределах своей компетенции прокуроры вправе приносить протесты на судебные решения и приговоры. Вышестоящий прокурор может поручить нижестоящему прокурору выполнение отдельных своих обязанностей (кроме специально оговоренных в законе) и вместе с тем вправе взять на себя осуществление обязанностей нижестоящего прокурора.

Централизация системы органов  прокуратуры выражается, прежде всего, в том, что все нижестоящие  прокуроры подчиняются вышестоящему и Генеральному прокурору РФ.[6, С. 2077] Генеральный прокурор руководит всей системой органов прокуратуры, в пределах своей компетенции назначает и освобождает от должности прокуроров, следователей и других работников прокуратуры, издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения и инструкции. Прокуроры субъектов Федерации руководят деятельностью нижестоящих прокуратур, издают приказы, указания, распоряжения, обязательные для исполнения всеми подчиненными работниками. Прокуроры субъектов Федерации подчинены и подотчетны Генеральному прокурору, а нижестоящие прокуроры подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору. Правом руководства подчиненными работниками наделены и нижестоящие прокуроры. Перед прокурорами, назначаемыми в соответствии с Конституцией РФ, стоят общие, единые для всей прокурорской системы задачи.[16, С. 33]

Назначение Генерального прокурора РФ на должность и освобождение его от должности Советом Федерации  Федерального Собрания по представлению  Президента РФ указывают на особую государственную значимость должности  Генерального прокурора и возглавляемой им системы органов прокуратуры, призванных осуществлять надзор за исполнением законов на всей территории РФ.

Назначение прокуроров субъектов  РФ Генеральным прокурором по согласованию с этими субъектами, согласно ст. 129 Конституции, а именно с органами государственной власти субъектов Федерации, с одной стороны, подтверждает уже изложенное конституционное положение о единстве и централизации системы прокуратуры России, а с другой - отражает специфику России как федеративного государства, определенную Конституцией известную самостоятельность субъектов Федерации, указывает на необходимость учета их интересов в данном вопросе.[7] В ст. 11 Конституции установлено, что государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Сложилась разнообразная система органов государственной власти в субъектах Федерации. Вопрос о том, с каким из этих органов должно согласовываться назначение прокуроров субъектов Федерации, подлежит разрешению в практической деятельности Генерального прокурора.[24, С. 18]

Принцип независимости в  организации и деятельности прокуратуры  состоит в том, что ее органы осуществляют свои полномочия независимо от федеральных  органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и в  строгом соответствии с действующими на территории РФ законами, действуют  гласно, информируют органы государственной  власти Федерации и субъектов  Федерации, органы местного самоуправления, а также население о состоянии  законности.[14, С. 32]

Информация о работе Прокурор в уголовном судопроизводстве: процессуальное положение в стадиях