Прокурорский надзор в местах лишения свободы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 09:56, курсовая работа

Краткое описание

Надзор за исполнением законов в местах отбывания лишения свободы это объемный и сложный участок в деятельности прокуроров. Перед выездом для проведения проверки прокурору нужно определить конкретные цели проверки, длительность проверки, участников, привлекаемых для проведения проверки, изучить необходимую информацию (документы по предыдущим проверкам и принятые меры по выявленным нарушениям законности, результаты ведомственных проверок и т.п.) для лучшей ориентации в обстановке и более эффективного проведения проверки.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Предмет прокурорского надзора в местах лишения свободы……………….4
2. Поднадзорные прокурорам органы и учреждения…………………………...4
3. Значение прокурорского надзора за исполнением законов администрациями…………………………………………………………………5
4. Полномочия, позволяющие прокурорам выявлять нарушения законов и их причины……………………………………………………………………………6
5. Полномочия прокурора по устранению выявленных нарушений…………..7
6. Проверка исполнения законов в местах лишения свободы…………………8
7. Постановления………………………………………………………………...12
8. Протест………………………………………………………………………...13
9.Представление…………………………………………………………………13
10.Предотвращения или пресечения общественно-опасных действий со стороны лиц, лишенных свободы………………………………………………13
Заключение………………………………………………………………………15
Список литературы………………………………………………………………16

Вложенные файлы: 1 файл

Поркурор надзор.doc

— 86.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  РФ

Пензенский  Государственный Университет

 Кафедра  правовых дисциплин

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине

«Прокурорский надзор»

На  тему: «Прокурорский надзор в местах лишения свободы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Выполнил: студент ДВО-43

                       Рыбакова К.Ю.

                                                                                           Проверил: Костяев В.Ф.

 

 

 

 

 

Пенза, 2013

Содержание

 

 Введение…………………………………………………………………………...3

1. Предмет прокурорского надзора в местах лишения свободы……………….4

2. Поднадзорные прокурорам органы и учреждения…………………………...4

3. Значение прокурорского надзора за исполнением законов администрациями…………………………………………………………………5

4. Полномочия, позволяющие прокурорам выявлять нарушения законов и их причины……………………………………………………………………………6

5. Полномочия прокурора по устранению выявленных нарушений…………..7

6. Проверка исполнения законов в местах лишения свободы…………………8

7. Постановления………………………………………………………………...12

8. Протест………………………………………………………………………...13

9.Представление…………………………………………………………………13

10.Предотвращения или пресечения общественно-опасных действий со стороны лиц, лишенных свободы………………………………………………13

Заключение………………………………………………………………………15

Список литературы………………………………………………………………16

 

 

Введение

 

Надзор за исполнением законов в местах отбывания лишения свободы это объемный и сложный участок в деятельности прокуроров. Перед выездом для проведения проверки прокурору нужно определить конкретные цели проверки, длительность проверки, участников, привлекаемых для проведения проверки, изучить необходимую информацию (документы по предыдущим проверкам и принятые меры по выявленным нарушениям законности, результаты ведомственных проверок и т.п.) для лучшей ориентации в обстановке и более эффективного проведения проверки.

 

 

1. Предмет прокурорского надзора в местах лишения свободы

 

Предметом надзора ст. 32 Закона «О прокуратуре РФ» являются:

1.Законность нахождения задержанных лиц в местах содержания, предварительного заключения, исправительно-трудовых и других органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначенные судом;

2.соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей заключенных под стражу, задержанных, осужденных лиц подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания,

3. законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

Прокурор, прежде всего, должен проверять законность пребывания граждан в местах содержания под стражей и других учреждениях, в которых они находятся вопреки своей воли, в принудительном порядке.

 

2. Поднадзорные прокурорам органы и учреждения

 

1) исправительные  учреждения уголовно-исполнительной  системы Министерства юстиции  РФ (исправительные и воспитательные  колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения, исправительные центры и арестные дома);

2) уголовно-исполнительные инспекции ОВД;

3) дисциплинарные  воинские части и гауптвахты  воинских гарнизонов.

Законность  нахождения лиц в учреждениях  и органах предполагает также, что  сроки задержания, действия меры пресечения, заключения под стражу, наказания в виде лишения, ограничения свободы, ареста — не истекли. Истечение срока установленного законом или приговором суда означает, что содержание лица в учреждении или органе, является противоправным. Наряду с законностью водворения и содержания лиц в учреждениях и органах надзор охватывает и законность освобождения из них.

 

3. Значение прокурорского надзора за исполнением законов администрациями вышеназванных органов и учреждений

 

Значение прокурорского надзора за исполнением законов администрациями выше указанных органов и учреждений определяется тем, что в них находятся граждане, изолированные от общества, их личная неприкосновенность и другие права подвергнуты ограничениям. Возможности граждан находящихся в местах лишения свободы в отстаивании своих прав и законных интересов намного меньше по сравнению с возможностями находящихся на свободе, а возможности нарушений прав этих граждан со стороны администрации органов и учреждений, напротив, намного больше, чем лиц, находящихся на свободе.

Задачи, которые нужно решать при осуществлении надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, наделила прокуроров обширными полномочиями, носящими властно-распорядительный характер. Их перечень содержится в ст. 33 Закона о прокуратуре РФ.

 

 

 

 

 

 

4. Полномочия позволяющие прокурорам выявлять нарушения законов и их причины

 

К таким полномочиям  относятся:

  • посещать в любое время органы и учреждения, указанные в статье 32 настоящего Федерального закона;
  • опрашивать задержанных, осужденных, и лиц заключенных под стражу, подвергнутых мерам принудительного характера;
  • знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены, либо подвергнуты мерам, принудительного характера, с оперативными материалами;
  • требовать от администрации создания условий, которые обеспечивают права задержанных, заключенных, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству РФ приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, указанных в ст. 32 настоящего Федерального закона, требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать уголовные дела или производства об административных правонарушениях. До рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрацией учреждения приостанавливается;
  • отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.

Прокурор или  его заместитель имеет право  и обязан немедленно освободить своим  постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера, или в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение.

 

5. Полномочия прокурора по устранению выявленных нарушений

 

К полномочиям  прокурора по устранению выявленных нарушений законов и предупреждению возможности их совершения в дальнейшей деятельности администрации поднадзорных органов и учреждений относятся  следующие:

1.требование  от администрации создания условий, обеспечивающих соблюдение прав задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;

2.внесение протестов  и представлений;

3.отмена дисциплинарных  взысканий, наложенных в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных; немедленное освобождение их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора;

4. возбуждение  уголовного дела или производства об административном правонарушении.

В целях выявления  фактов необоснованных арестов и  осуждения граждан, нарушений порядка, условий и установленных законом  сроков из содержания под стражей, Генеральный прокурор РФ приказом № 67 от 15 декабря 1994 г. обязал прокуроров всех уровней обеспечить не реже одного раза в месяц проверки следственных изоляторов и принимать безотлагательные меры, к восстановлению нарушенных прав граждан, немедленному освобождению незаконно содержащихся под стражей и наказанию лиц, виновных в нарушении закона.

Прокурорами по надзору за соблюдением законов  в исправительных учреждениях являются руководители соответствующих прокуратур, в юрисдикцию которых входит осуществление  надзора за исполнением законов  администрациями исправительных и воспитательных колоний, тюрем, лечебных исправительных учреждений.

В прокуратурах субъектов Российской Федерации  имеются отделы либо группы прокуроров, возглавляемые старшими помощниками  прокуроров республик, краев, областей, по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний. Основными их функциями являются осуществление надзора за исполнением законов в деятельности органов управления уголовно-исполнительной системой на уровне субъектов Федерации, администраций следственных изоляторов и контроль за работой прокуратур по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях.

Следует сказать, что несмотря на включение в содержание рассматриваемого направления прокурорской деятельности надзора за законностью нахождения лиц в местах содержания задержанных и соблюдение прав и обязанностей задержанных, в организационном отношении этот вид надзора по-прежнему (во всяком случае, на уровне нормативных актов Генеральной прокуратуры РФ) отнесен к надзору за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия.

 

6. Проверка исполнения законов в местах лишения свободы

 

Проверка исполнения законов – одно из основных средств прокурорского надзора, применяемых в целях выявления правонарушений в местах содержания под стражей. Она включает посещение прокурором жилых и коммунальных объектов названных мест, ознакомление с документами, на основании которых лица подвергнуты задержанию и заключению под стражу, проверку соблюдения режима, порядка и условий их содержания, законности приказов, распоряжений и постановлений администрации, прием и проверку жалоб и заявлений. Знакомясь с документами, на основании которых лица содержатся под стражей, прокурор выясняет, в точном ли соответствии с законом они составлены, оформлены ли надлежащим образом, не истекли ли сроки содержания лиц под стражей. При этом прокурор не ограничивается лишь установлением наличия судебного решения или постановления о заключении под стражу того или иного лица; в его обязанность входит также проверить, насколько законно и обоснованно само лишение свободы.

Прокурор определяет:

  • имелись ли основания для привлечения данного лица к уголовной ответственности;
  • была ли необходимость в избрании именно этой, а не другой меры пресечения (статьи 89, 91, 96 УПК).

Особое внимание обращается на законность ареста и целесообразность дальнейшего содержания под стражей несовершеннолетних, престарелых, беременных женщин, малолетних детей, а также лиц, привлеченных к уголовной ответственности за менее тяжкие и средней тяжести преступления. прокурорский надзор лишение свобода

При обнаружении фактов, дающих основание сомневаться в  обоснованности избрания меры пресечения в виде ареста, прокурор сообщает об этом соответствующему прокурору на предмет отмены или изменения  данной меры.

Однако своей  властью прокурор, осуществляющий надзор за местами содержания подозреваемых и обвиняемых, вправе и обязан немедленно освободить лицо из-под стражи в том случае, когда факт нарушения законности не вызывает сомнений. Руководствуясь статьей 11 УПК, такое решение прокурор принимает в отношении любого лица, если установлено, что оно содержится под стражей в отсутствии предусмотренных законом процессуальных документов, каковыми являются судебное решение, постановление следователя или лица, производящего дознание, санкционированное прокурором, или постановление прокурора, либо содержится под стражей свыше срока, предусмотренного законом.

Генеральный прокурор РФ потребовал от подчиненных прокуроров при проверках обращать особое внимание на факты унижения человеческого достоинства, жестокого обращения по отношению к осужденным со стороны работников этих учреждений, необоснованного водворения в штрафные изоляторы, обеспечения гуманных условий содержания, соответствующих минимальным стандартным правилам обращения с заключенными.

В приказе Генерального прокурора РФ № 8 от 26 февраля 1997 г. «О совершенствовании прокурорского  надзора за соблюдением законов  при исполнении уголовных наказаний и в следственных изоляторах» отмечены наиболее существенные нарушения закона, допускаемые работниками исправительных учреждений, на выявление и устранение которых должны быть направлены первоочередные усилия прокуроров при осуществлении ими надзора. Однако круг вопросов, служащих предметом проверок, значительно шире. Проверки могут быть плановыми, носящими комплексный характер, при которых охватываются все стороны деятельности исправительного учреждения по исполнению наказания в виде лишения свободы, и целевыми, т.е. включающими только отдельные вопросы.

Информация о работе Прокурорский надзор в местах лишения свободы