Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 12:41, реферат
Поэтому государство создает специальные органы, чьей основной целью является защита права от нарушений, выявление, пресечение и предупреждение правонарушений, применение к правонарушителям мер принуждения.
Деятельность прокуратуры заключается в обеспечении верховенства закона, единства и укрепления законности, защите прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Целью данной контрольной работы является рассмотрение основных направлений деятельности прокуратуры, изучение системы органов прокуратуры Российской Федерации, раскрытие понятия прокурорского надзора и изучение основных его направлений.
Введение
1. Основные задачи и направления деятельности прокуратуры Российской Федерации.
2. Прокурорский надзор. Основные направления прокурорского надзора.
2.1. Общий надзор (надзор за исполнением законов и законностью правовых актов).
2.2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
3. Иные направления деятельности прокуратуры.
Заключение
Список литературы.
В случае, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.
В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде общей юрисдикции иск в интересах пострадавших.
Прокурор или его заместитель вправе принести протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обратиться в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ.
Представление
прокурора об устранении нарушений
прав и свобод человека и гражданина
вносится прокурором или его заместителем
в орган или должностному лицу,
которые уполномочены устранять
допущенное нарушение.
2.3. Другие виды надзора.
Предметом надзора
за исполнением законов органами,
осуществляющими оперативно-
Полномочия
прокурора по надзору за исполнением законов
органами, осуществляющими оперативно-розыскную
деятельность, дознание и предварительное
следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным
законодательством РФ и другими федеральными
законами.
Указанное
направление прокурорского надзора охватывает
две сферы деятельности: уголовно-процессуальную
и оперативно-розыскную.
Уголовно-процессуальная
деятельность осуществляется органами
дознания и следователями органов внутренних
дел, прокуратуры, Федеральной службы
безопасности, Федеральной службы налоговой
полиции. Прокурор осуществляет надзор
за всеми этими органами независимо от
ведомственной принадлежности. Полномочия
прокурора в сфере надзора за исполнением
законов органами дознания и предварительного
следствия установлены уголовно-процессуальным
законодательством. Прокурор имеет право
истребовать и проверять уголовные дела,
материалы и иные сведения о совершенных
преступлениях; санкционировать применение
меры пресечения в виде заключения под
стражу или залога; санкционировать производство
обыска, отстранение обвиняемого от должности;
продлевать сроки следствия и дознания,
а также сроки содержания обвиняемого
под стражей; утверждать обвинительное
заключение, постановление о направлении
дела в суд для решения вопроса о применении
принудительных мер медицинского характера;
давать органам дознания и следователям
письменные указания; давать согласие
на прекращение уголовного дела по нереабилитирующим
основаниям.
При обнаружении
нарушений закона прокурор вправе отменить
незаконные и необоснованные постановления,
вернуть уголовное дело для продолжения
предварительного расследования, отстранить
следователя или лицо, производящее дознание
от расследования, передать дело другому
следователю или передать уголовное дело
от органа дознания в орган предварительного
следствия. Прокурор также вносит в следственные
подразделения и государственные органы,
обладающие правами органа дознания, представления
об устранении причин и условий, способствующих
нарушениям закона в их процессуальной
деятельности.
Оперативно-розыскная
деятельность осуществляется оперативными
подразделениями милиции, учреждений,
исполняющих наказание в виде лишения
свободы, следственных изоляторов. Федеральной
службы безопасности, Федеральной службы
налоговой полиции, таможенных органов
РФ, Службы внешней разведки. Полномочия
прокурора при осуществлении надзора
за этими органами заметно уже. Прокурор
может требовать представления ему оперативно-служебных
документов, явившихся основаниями для
проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Прокурор вправе давать оперативно-розыскным
органам указания о проведении оперативно-розыскных
мероприятий по делам, находящимся в производстве
следователей или по которым он сам ведет
расследование. Он имеет право требовать
прекращения незаконных и необоснованных
оперативно-розыскных мероприятий или
отмены постановлений (о заведении или
прекращении дел оперативного учета и
др.), признанных им не соответствующими
закону. Кроме того, прокурор использует
и ряд полномочий, общих для всех направлений
надзорной деятельности: вносит представления,
опротестовывает акты, принятые органами,
осуществляющими оперативно-розыскную
деятельность, требует проведения проверки
вышестоящими органами состояния законности,
возбуждает уголовные дела в случае обнаружения
преступных нарушений закона должностными
лицами оперативно-розыскных органов.
Отдельной
отраслью надзора является надзор за исполнением
законов администрациями органов и учреждений,
исполняющих наказание и назначаемые
судом меры принудительного характера,
администрациями мест содержания задержанных
и заключенных под стражу.
Предметом данной отрасли прокурорского
надзора являются:
- законность нахождения лиц
в местах содержания задержанных, предварительного
заключения, исправительных и иных органах
и учреждениях, исполняющих наказание
и меры принудительного характера, назначаемые
судом;
- соблюдение установленных законодательством
РФ прав и обязанностей задержанных, заключенных
под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых
мерам принудительного характера, порядка
и условий их содержания;
- законность исполнения наказаний,
не связанных с лишением свободы. При осуществлении
этого надзора прокурор вправе посещать
в любое время указанные выше органы и
учреждения, опрашивать задержанных, заключенных
под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых
мерам принудительного характера;
- знакомиться с документами,
на основании которых лица задержаны,
заключены под стражу, осуждены или подвергнуты
мерам принудительного характера, с оперативными
материалами. Он имеет право требовать
от администрации создания условий, обеспечивающих
права задержанных, заключенных под стражу,
осужденных и лиц, подвергнутых мерам
принудительного характера, проверять
соответствие законодательству РФ приказов,
распоряжений, постановлений администрации
соответствующих органов и учреждений,
требовать объяснений от должностных
лиц.
При обнаружении
нарушений закона прокурор вправе вносить протесты и представления, возбуждать
уголовные дела или производство по административным
правонарушениям. До рассмотрения протеста
действие опротестованного акта администрации
учреждения приостанавливается. Прокурор
вправе отменить дисциплинарное взыскание,
наложенное в нарушение закона на лиц,
заключенных под стражу, осужденных, немедленно
освободить их своим постановлением из
штрафного изолятора, помещения камерного
типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного
изолятора. Прокурор или его заместитель
обязан немедленно освободить своим постановлением
каждого содержащегося без законных оснований
в учреждениях, исполняющих наказание
и меры принудительного характера, либо
в нарушение закона подвергнутого задержанию,
предварительному заключению или помещенного
в судебно-психиатрическое учреждение.
Постановления прокурора относительно
исполнения установленного законом порядка
и условий содержания задержанных, заключенных
под стражу, осужденных, лиц, подвергнутых
мерам принудительного характера или
помещенных в судебно-психиатрические
учреждения, подлежат обязательному исполнению
администрацией, а также органами, исполняющими
приговоры судов в отношении лиц, осужденных
к наказанию, не связанному с лишением
свободы.
3. Иные направления деятельности прокуратуры.
В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ органами прокуратуры осуществляется уголовное преследование, под которым следует понимать возбуждение уголовных дел в отношении конкретных лиц, производство предварительного следствия следователями прокуратуры, а также действия прокуроров, направленные на обеспечение неотвратимости ответственности лиц, виновных в совершении преступлений – дача указаний о возбуждении уголовного дела в отношении конкретных лиц, применение к ним меры пресечения, направление дела с обвинительным заключением в суд, а также поддержание государственного обвинения в суде.
Участие прокурора в рассмотрении дел судами охватывает два аспекта его деятельности. В судебном разбирательстве по уголовным делам прокурор участвует в качестве государственного обвинителя и в этих случаях он осуществляет функцию уголовного преследования. Государственный обвинитель принимает участие в допросах подсудимого, потерпевшего, свидетелей, исследовании вещественных доказательств, документов, заключений экспертов. В судебных прениях он дает оценку собранным доказательствам, высказывает свое мнение о доказанности обвинения, квалификации преступления, о наказании и по другим вопросам, которые предстоит решить суду при вынесении приговора. Если прокурор придет к мнению, что обвинение не доказано, он вправе от него отказаться. После постановления приговора прокурор, если приходит к выводу, что допущена судебная, ошибка, обязан принять меры к ее устранению, даже если это будет в пользу осужденного. В этих целях он или его заместитель (помощник, являвшийся государственным обвинителем) приносит в вышестоящий суд кассационный протест на необоснованный или незаконный приговор.
Участие прокурора в судебном рассмотрении гражданских дел имеет целью защиту прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства. Прокурор обладает правом обращаться с иском (заявлением) в суд, вступать в любое гражданское дело на любом этапе его рассмотрения судом, знакомиться с материалами гражданских дел, принимать участие в исследовании доказательств, представлять доказательства суду, давать заключения с точки зрения закона по существу рассматриваемого дела. После вынесения судом решения по гражданскому делу прокурор, если усмотрит нарушение закона, обязан принести протест на необоснованное или незаконное решение.
Прокурор или
его заместитель вправе в пределах
своей компетенции истребовать
из суда уголовное или гражданское
дело, по которому приговор или решение
вступили в законную силу. Усмотрев,
что приговор или решение является незаконным
или необоснованным, прокурор, в зависимости
от его компетенции, приносит протест
в порядке надзора или обращается с представлением
о внесении протеста к вышестоящему прокурору.
В связи
с расширением функций арбитражных судов,
увеличением количества дел, рассматриваемых
в этих судах, и установлением состязательности
в арбитражном процессе прокурор играет
все более активную роль и в арбитражном
судопроизводстве. Его участие является
средством укрепления законности и предупреждения
правонарушений в экономической сфере,
защиты государственных и общественных
интересов, нарушенных или оспариваемых
прав участников предпринимательской
деятельности. Прокурор вправе предъявлять
иск или заявление в арбитражный суд, участвовать
в исследовании доказательств, знакомиться
с материалами дела. Если решение арбитражного
суда незаконно или необоснованно, прокурор
обязан внести апелляционный или кассационный
протест в установленном законом порядке.
Прокурор также
может участвовать в рассмотрен
Заключение
Государственные
органы косвенно участвуют в правоохранительной
деятельности посредством строгого
соблюдения законов и обеспечения
реализации своих прав гражданами,
то есть способствуют охране права от
нарушений, отстаивая законные государственные
интересы.
Прокуратура
занимает особое место среди правоохранительных
органов. Она является независимым правоохранительным
органом, обеспечивающим соблюдение законности
в государстве. Деятельность прокуратуры
заключается в обеспечении верховенства
закона, единства и укрепления законности,
защите прав и свобод человека и гражданина,
а также охраняемых законом интересов
общества и государства.
Принципами
организации и деятельности прокуратуры
являются централизация, независимость,
законность и гласность.
Прокуратура
Российской Федерации представляет собой
федеральную централизованную систему
прокурорских органов и учреждений. Эту
систему возглавляет Генеральная прокуратура
РФ.
Главным направлением
деятельности всех органов прокуратуры
является прокурорский надзор. Он представляет
собой действия прокуроров по наблюдению
за законностью решений органов власти
и управления, хозяйствующих субъектов
и объединений, затрагивающих права и
законные интересы граждан, общества и
государства, а также направленные на
устранение нарушений законов и способствовавших
им обстоятельств, на восстановление нарушенных
прав и привлечение виновных к ответственности.
Прокурорский
надзор осуществляется от имени государства
– Российской Федерации.
В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ органами прокуратуры осуществляется уголовное преследование, под которым следует понимать возбуждение уголовных дел в отношении конкретных лиц, производство предварительного следствия следователями прокуратуры, а также действия прокуроров, направленные на обеспечение неотвратимости ответственности лиц, виновных в совершении преступлений – дача указаний о возбуждении уголовного дела в отношении конкретных лиц, применение к ним меры пресечения, направление дела с обвинительным заключением в суд, а также поддержание государственного обвинения в суде.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Конституция РФ.
2. Федеральный закон "О прокуратуре
Российской Федерации" от 17.01.1992г.
3. Басков В.И. Прокурорский надзор, М., 1996 г.
4. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы, М., 1996 г.
Информация о работе Прокурорский надзор. Основные направления прокурорского надзора