Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 12:09, реферат
Противодействие легализации (отмыванию) криминальных доходов, является одним из наиболее важных и актуальных направлений борьбы с организованной преступностью и всеми видами квалифицированных корыстных преступлений.
Легализованные доходы – пройдя круг преобразований и трансформаций снова становятся финансовой основой транснациональной организованной преступности, международного терроризма и коррупции, а противодействие легализации (отмыванию денег) путем установления уголовной и других видов юридической ответственности – не единственный, но достаточно эффективный способ сдерживания этих опасных криминальных проявлений. Такого рода стратегия противодействия особо опасной преступности признана как на международном уровне, так и во многих государствах и регионах, включая и Россию1.
а) доходов от преступлений или имущества, стоимость которого соответствует (эквивалента) стоимости таких доходов;
б) имущества, полученного в результате полного или частичного превращения или преобразования доходов от преступлений;
в) доли имущества, приобретенного законным путем, соответствующей величине (стоимости) приобщенных к такому имуществу доходов от преступлений;
г) прибыли или других выгод имущественного характера, полученных от использования доходов от преступлений, а также имущества, указанного в пунктах «б» и «в».
Эти международные
соглашения предусматривают обязанность
государств-участников соглашений принять
законодательные и иные меры, которые
могут потребоваться, для конфискации
доходов от преступлений в разнообразных
их проявлениях, а также имущества,
эквивалентного таким доходам, в
том числе и при легализации
(отмывании) денег, ценностей, иного
имущества преступного
Сравнительно-правовой анализ содержания вышеприведенных норм международных соглашений, ратифицированных Российской Федерацией, и введенных в УК РФ Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 153 –ФЗ норм, определяющих предмет конфискации (ст.ст. 1041, 1042), показывает, что эти уголовно-правовые нормы, а также основанные на них изменения и дополнения норм УПК РФ (ст.ст. 73, 81, 82, 115, 116) воспроизводят общепризнанные международными соглашениями нормы о составе активов, подлежащих конфискации.
Одновременно отметим непоследовательность законодателя в формировании исчерпывающего перечня преступлений, при совершении которых возможна конфискация имущества (п. «а» ч. 1 ст. 1041 УК). В нем указаны девятнадцать преступлений средней тяжести и даже девять преступлений небольшой тяжести, но отсутствует легализация преступных доходов (ст.ст. 174, 1741 УК РФ), как преступление, применение конфискации в целях противодействия которому является категорическим требованием международных соглашений.
Аналогичными
по содержанию нормами Конвенций
ООН против коррупции и против
транснациональной
Российским законодательством не предусмотрена возможность применения конфискации в таких случаях, что снижает эффективность правовых средств борьбы с извлечением и использованием преступных доходов.
Принимая во внимание выявленные расхождения международно признанных норм и норм российского законодательства, определяющих правовые основы противодействия легализации преступных доходов, в Федеральном законе «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» целесообразно:
- исключить
из определения понятия
- дополнить
нормой об ответственности за
легализацию преступных
- предусмотреть
обязательный контроль
- ввести
норму о приостановлении
- установить
обязанность адвокатов,
- указать
на издание уполномоченным
В Уголовном кодексе Российской Федерации:
изложить состав легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, без оговорки об исключении из числа основных (предикатных) преступлений, предусмотренных ст.ст. 193, 194, 198, 199, 1991, 1992 УК РФ;
исключить из Кодекса статью 1741, предусмотрев уголовную ответственность за легализацию (отмывание) преступных доходов в одной статье 174 УК;
предусмотреть максимальное наказание за легализацию преступных доходов в крупном размере (часть вторая статьи 174 УК) в виде лишения свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.
В Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации:
указать состав имущества, нажитого преступным путем;
ввести дефиницию конфискации имущества, как меры процессуального принуждения;
предусмотреть возможность применения конфискации по решению суда в случаях прекращения уголовного преследования лица, совершившего преступление, по нереабилитирующим основаниям;
определить предмет конфискации как меры процессуального принуждения и порядок распоряжения конфискованным имуществом;
дополнить Кодекс главой, регламентирующей конфискацию и возврат имущества, полученного в результате преступных действий или нажитого преступным путем, содержащей нормы о порядке направления запроса о поиске, аресте, конфискации и возврате имущества, полученного в результате преступных действий либо нажитого преступным путем, содержании и форме такого запроса и исполнении аналогичного запроса компетентных органов и должностных лиц иностранных государств.
В заключение
хотелось бы отметить, что нами разработан
авторский проект Федерального закона
«О внесении изменений и дополнений
в законодательные акты российской
Федерации в связи с