Проблемы квалификации нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 14:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – исследование уголовно-правовой характеристики и проблемы квалификации нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Исходя из поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать характеристику преступлений против безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта;
- исследовать уголовно-правовой состав преступлений, предусмотренных гл. 27 УК РФ, а также квалифицирующие признаки;
- выявить проблемы правового регулирования привлечения к уголовной ответственности по гл. 27 УК РФ.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВИК.doc

— 144.50 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Актуальность темы курсовой работы «Квалификация дорожно-транспортных преступлений» обусловлена тем, что проблема обеспечения безопасности дорожного движения в последние годы привлекает особое внимание и ученых, и практиков. Сочетание вечной беды - плохих дорог со стремительным ростом числа автомашин - придает этой проблеме особую остроту. С развитием автомобильного транспорта в стране значительно увеличилось количество дорожно-транспортных происшествий, так например в 2011 году количество происшествий составило 199 868, а за 1 полугодие 2012 года – 107 282. Конечно, не все дорожно-транспортные происшествия являются преступными, но в общей структуре преступности в стране их доля весьма значительна.  Качество расследования уголовных дел о дорожно-транспортных преступлениях еще не отвечает современным требованиям.

Преступные нарушения правил дорожного  движения отличаются значительной распространенностью  и повышенной общественной опасностью. Успешное расследование дорожно-транспортных происшествий, совершенствование деятельности органов предварительного следствия во многом зависят от четкого представления о наиболее типичных условиях и обстоятельствах, при которых чаще всего имеют место нарушения правил безопасности дорожного движения.  Большую помощь здесь может оказать криминалистическая характеристика ДТП, явившихся следствием преступных нарушений правил безопасности.

     Для написания  курсовой работы были использованы  труды ведущих процессуалистов и криминалистов: Л.Е. Ароцкера, В.Д. Арсеньева, Р.С. Белкина, А.И. Винберга, А.В. Дулова, В.Г. Заблоцкого, Б.Л. Зотова, П.П. Ищенко, В.Я. Колдина, Ю.Г. Корухова, В.Н. Махова, Д.Я. Мирского, Ю.К. Орлова, А.Я. Палиашвили, Л.Н. Пученкова, Н.В. Селиванова, В.И. Шиканова, А.Р. Шляхова, Л.Г. Эджубова, А.А. Эйсмана, Я.М. Яковлева и других ученых, литература по уголовному праву и уголовному процессу, криминалистике, теории и практике судебной экспертизы. Отдельные вопросы нашли отражение в трудах: И.А. Алиева, Г.С. Берлянда, Ф.А. Гусейнова, Ф.Э. Давудова, И.Г. Маландина, Г.А. Мозговых, Б.И. Пинхасова, Н.С. Романова, Л.В. Романова, И.Л. Фридмана, И.И. Чавы, Ю.И. Шапорова, А.В. Шестакова, А.Р. Шляхова и других авторов.

Объектом исследования являются общественно-правовые отношения, возникающие в сфере уголовно-правовой ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

Предметом исследования является уголовно-правовая характеристика нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

Цель курсовой работы – исследование уголовно-правовой характеристики и проблемы квалификации нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

Исходя из поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- дать характеристику преступлений против безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта;

- исследовать уголовно-правовой состав преступлений, предусмотренных гл. 27 УК РФ, а также квалифицирующие признаки;

- выявить проблемы правового регулирования привлечения к уголовной ответственности по гл.  27 УК РФ.

Структурно курсовая работа состоит из введения, трех глав и заключения.

 

 

 

 

 

 

Глава I. Общая характеристика преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта

 

В Российской Федерации ежегодно регистрируется до 40 тыс. погибших и 600—700 тыс. раненых в результате дорожно-транспортных происшествий, авиационных, железнодорожных, водных катастроф и крушений. При этом причиняется и колоссальный материальный ущерб гражданам, государству. Поэтому законодатель принимает необходимые меры по правовому регулированию безопасности движения и эксплуатации транспорта.

Специфика рассматриваемых  преступлений, обусловившая выделение  норм об ответственности за них в  самостоятельную главу, заключается  в том, что они совершаются  при непосредственном использовании или соприкосновении с источниками повышенной опасности, при обращении с которыми требуется точное и неуклонное соблюдение всех правил, обеспечивающих безопасность их функционирования.

На сегодняшний день принят ряд законов и подзаконных актов, среди которых основными являются: Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. "О безопасности дорожного движения"[1], Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г.[2], Федеральный закон от 24 июля 1998 г. "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения"[3], Кодекс внутреннего водного транспорта РФ[4], Федеральный закон от 10 января 2003 г. "О железнодорожном транспорте Российской Федерации"[5], Устав железнодорожного транспорта РФ от 10 января 2003 г.[6], Указ Президента РФ от 15 июня 1998 г. "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения"[7], Кодекс РФ об административных правонарушениях[8] и др.

Уголовный закон выделяет следующие виды транспорта: морской, речной, воздушный, железнодорожный, автомобильный и трубопроводный.

Под транспортом (от лат. transportare —  перевозить, перемещать) понимается отрасль  материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов.

К наземным видам транспорта относится железнодорожный, автомобильный и трубопроводный транспорт. К водному относят морской и речной виды транспорта, а к воздушному — авиационный.

В зависимости от назначения различают  транспорт общего и необщего пользования. Транспорт общего пользования обслуживает процесс производственного обращения и население. К транспорту необщего пользования относят транспорт, предназначенный для внутризаводского перемещения сырья, полуфабрикатов, готовых изделий и т. п., а также транспорт личного пользования.

В зависимости от характера выполняемой  работы транспорт подразделяют на пассажирский и грузовой.

Транспорт и его составляющие (в  том числе транспортные средства) имеют исключительно большое  значение в жизни общества, оказывая огромное влияние на эффективность народного хозяйства, функционирование объектов жизнеобеспечения городов и других населенных пунктов, на темпы и успехи предпринимательской и иной деятельности людей. Все виды транспортных средств являются не только техническими устройствами, облегчающими жизнь и деятельность людей, но и наиболее распространенным источником повышенной опасности. При неумелом либо легкомысленном обращении с транспортными средствами могут наступить и нередко наступают тяжкие и особо тяжкие последствия, сопряженные с гибелью людей, причинением им того или иного вреда здоровью либо серьезного имущественного ущерба населению, государственным или коммерческим организациям. Нередко аварии, катастрофы, крушения и дорожно-транспортные происшествия происходят вследствие недоброкачественного ремонта, а равно выпуска в эксплуатацию непригодных для этого средств подвижного железнодорожного транспорта, средств воздушного, морского и речного транспорта, а также автомототранспортных и электротранспортных средств. В других случаях транспортные преступления становятся возможными потому, что к управлению транспортными средствами были допущены люди, по своему физическому состоянию или здоровью не способные обеспечить безопасную эксплуатацию транспорта.

Обеспечение безопасного функционирования всех видов транспорта в современных условиях рассматривается в качестве одной из актуальных задач государства, его специальных ведомств и общества в целом.

 Согласно ст. 1 Федерального  закона от 10 января 2003 г. "О железнодорожном  транспорте в Российской Федерации" железнодорожный транспорт в РФ во взаимодействии с организациями других видов транспорта призван своевременно и качественно обеспечивать потребности физических и юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом, способствовать созданию условий для развития экономики и обеспечения единства экономического пространства на территории России.

В разделе IX Особенной части УК 1996 г. выделена специальная, 27-я глава, посвященная преступлениям против безопасности движения и эксплуатации транспорта. Она включает восемь составов преступлений. В доктрине уголовного права и следственно-судебной практике такие преступления чаще называются транспортными преступлениями, и в последующем изложении материала мы будем пользоваться этим понятием.

Родовым объектом транспортных преступлений является состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз в целом. Видовым  объектом транспортных преступлений является состояние защищенности личности, общества и государства от угроз в связи с эксплуатацией транспортных средств.

Непосредственным объектом рассматриваемых  преступлений является защищенность личности, общества и государства от угроз  в связи с эксплуатацией и  пользованием отдельными видами транспорта.

Предметом транспортных преступлений является подвижной состав железнодорожного транспорта (локомотивы, электровозы, вагоны, дрезины и др.), средства воздушного, морского, речного, автомобильного (механического) транспорта и электротранспорта, средства сигнализации или связи, а равно иное транспортное оборудование, пути сообщения, транспортные коммуникации и магистральные трубопроводы.

С объективной стороны транспортные преступления выражаются в совершении виновными определенных действий (деятельности) либо в бездействии, которые проявляются в нарушении каких-либо установленных федеральными законами или иными нормативными правовыми актами либо техническими нормативами или условиями правил, направленных на обеспечение безопасного функционирования железнодорожного, воздушного, морского, речного транспорта, автотранспорта и городского электротранспорта, а равно магистральных трубопроводов.

Большинство составов транспортных преступлений сформулировано по типу материальных, когда в диспозициях соответствующих  статей (или частей статей) УК указывается на наступление определенных преступных последствий в результате нарушения тех или иных правил безопасности движения и эксплуатации транспортного средства либо иной правонарушающей деятельности. Лицо несет уголовную ответственность за транспортное преступление лишь при условии, если наступившее преступное последствие находится в причинной связи с нарушением тех или иных правил безопасности движения или эксплуатации соответствующего транспортного средства, с разрушением или повреждением путей сообщения, средств сигнализации или связи, других предметов транспортного оборудования и т. п.

Субъектами одних транспортных преступлений могут быть только работники  транспортных организаций и объединений (специальные субъекты), прошедшие  специальную профессиональную подготовку, получившие сертификат или иной допуск к работе на том или ином транспортном средстве или в сфере транспортного обслуживания безопасного функционирования соответствующего вида транспорта (составы преступлений, предусмотренных ст. 263, 266, 269 и 270). Субъектами ряда других транспортных преступлений могут быть как лица, имеющие специальную профессиональную подготовку и являющиеся работниками транспортных организаций, так и лица, не являющиеся работниками транспортных организаций (например, преступлений, предусмотренных ст. 264, 267 и 268).

Уголовная ответственность за транспортные преступления по общему правилу наступает  с 16 лет. Однако за приведение в негодность транспортных средств или путей  сообщения (ст. 267) ответственность наступает с 14 лет. Во всех случаях должно быть установлено, что лицо, совершившее транспортное преступление, является вменяемым.

С субъективной стороны  большинство транспортных преступлений совершаются по неосторожности —  при наличии либо легкомыслия, либо небрежности. Однако некоторые транспортные преступления с субъективной стороны характеризуются умышленной виной (приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения — ст. 267, неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие — ст. 270).

Для удобства изучения транспортных преступлений в учебной литературе их условно объединяют (классифицируют) по тому или иному основанию (критерию). Например, по признаку субъекта Г. О. Петрова  подразделяет транспортные преступления на:

а) совершаемые работниками транспорта (ст. 263—266);

б) совершаемые лицами, управляющими транспортными средствами (ст. 264, 270 и 271);

в) совершаемые иными лицами (ст. 267—269)[9].

Такая классификация представляется неудачной. В группу преступлений, совершаемых  работниками транспорта, попадают также преступления, которые могут совершаться лицами, не являющимися работниками транспортных организаций (ст. 264), а в группе преступлений, совершаемых иными лицами, оказываются и преступления, которые могут совершаться лицами, управляющими транспортными средствами, в том числе и работниками транспортных организаций.

Б. В. Яцеленко группирует эти преступления на:

1) непосредственно связанные  с нарушением правил безопасности  движения и эксплуатации транспортных  средств (ст. 263—266, 271);

2) непосредственно не  связанные с нарушением правил  безопасности движения и эксплуатации  транспортных средств (ст. 267—270)[10].

А. И. Чучаев подразделяет транспортные преступления на деяния, посягающие на безопасность движения и эксплуатации транспорта (ст. 263, 264, 266—269) и иные преступления в сфере функционирования транспорта (ст. 270 и 271)[11].

 С учетом особенностей  объективной стороны составов  транспортных преступлений выделим:

1) преступления, связанные  с нарушением правил безопасности  движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 263—264, 271);

2) преступления, связанные  с обеспечением безопасных условий  функционирования транспорта (ст. 266—268, 270);

Информация о работе Проблемы квалификации нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств