Общая характеристика органов прокуратуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 13:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключаются в общетеоретическом исследовании места и роли органов прокуратуры в Российской Федерации, а также рассмотрение проблем и перспектив дальнейшего развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
проанализировать историю возникновения и развития прокуратуры РФ;
определить место и роль органов прокуратуры в России;

Содержание

Введение......................................................................................................................3
Глава 1. История возникновения прокуратуры РФ...........................................5
1.1 Зарождение и развитие прокуратуры в России..................................................5
1.2 Современное устройство и направления деятельности прокуратуры РФ.......9
Глава 2. Общая характеристика органов прокуратуры..................................15
2.1 Понятие, задачи и функции прокуратуры России............................................15
2.2 Место и роль прокуратуры в системе органов государственной власти Российской Федерации.............................................................................................20
Заключение...............................................................................................................23
Библиографический список...............................................

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 241.40 Кб (Скачать файл)

 

 

                                                 Оглавление

Введение......................................................................................................................3

Глава 1. История возникновения прокуратуры РФ...........................................5

1.1 Зарождение и развитие  прокуратуры в России..................................................5

1.2 Современное устройство  и направления деятельности прокуратуры  РФ.......9

Глава 2. Общая характеристика органов прокуратуры..................................15

2.1 Понятие, задачи и функции  прокуратуры России............................................15

2.2 Место и роль прокуратуры в системе органов государственной власти Российской Федерации.............................................................................................20

Заключение...............................................................................................................23

Библиографический список..................................................................................26

Приложение А..........................................................................................................30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Органы прокуратуры  в нашей стране – одна из основных составляющих правоохранной деятельности. Осуществляя надзор за действиями должностных лиц и организаций, прокуратура обеспечивает гражданам и государству главнейший конституционный принцип жизни и взаимодействия общества – законность. Кроме того, выступая в судебных заседаниях, прокурор осуществляет обвинение от лица государства и охраняет права и свободы не только государству и его гражданам, но и изгнанным из общества индивидам – осужденным, лицам, проходящим наказание.

Актуальность данной темы обоснована тем, что, во-первых, процесс формирования правового государства неразрывно связан с развитием демократии, всесторонней защитой прав человека и гражданина, соблюдением принципа социальной справедливости. Во-вторых, происходящие в стране радикальные перемены в политической и экономической жизни, а так же идущий мировой экономический кризис не могут в этой связи не затронуть основные государственные институты, в том числе правоохранительные органы. Особое место в механизме гарантий законности традиционно принадлежит органам прокуратуры.

Многоаспектный характер темы курсовой работы предполагал необходимость обращения к различным отраслям знаний, в частности, к работам в области теории государства и права, философии, истории государства и права, политологии и других различных отраслей права.

Цель данной работы заключаются в общетеоретическом исследовании места и роли органов прокуратуры в Российской Федерации, а также рассмотрение проблем и перспектив дальнейшего развития.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • проанализировать историю возникновения и развития прокуратуры РФ;
  • определить место и роль органов прокуратуры в России;
  • оценить проблемы и определить дальнейшие перспективы развития.

Объектом исследования данной работы является - Прокуратура, как федеральная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов действующих на территории Российской Федерации.

Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие организацию и деятельность органов прокуратуры в Российской Федерации.

Методологической основой стали современные научные концепции, касающиеся роли и места прокуратуры в современном обществе и государстве, также использовались такие методы научного познания, как исторический (изучение конституционно-правовых основ возникновения и развития органов прокуратуры в различных государствах), формально-юридический (анализ нормативно-правовых источников, на основе принятых способов их толкования).

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

В первой главе данного исследования рассмотрены исторические аспекты возникновения института прокуратуры в России.

Вторая глава посвящена изучению современного состояния, функций, целей и задач прокуратуры в РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. История возникновения прокуратуры РФ

1.1 Зарождение  и развитие прокуратуры в России

При Петре I Россия окончательно превратилась в чиновничье-дворянскую монархию с неограниченной властью монарха. Петр I твердой и уверенной рукой насаждал новые, необычные для государства органы, которые с каждым днем укреплялись и набирали мощь. С организацией святейшего Синода император подчинил церкви своей власти. Создавались регулярная армия и полиция, преобразовалось местное самоуправление. Правительствующий Сенат сменил Боярскую думу. Приказы частично сохранились, уступив место коллегиям.

Одной из выдающихся заслуг императора является в том, что первый в России создал органы, которые предназначались для контроля и надзора за соблюдением законов. Сначала это был институт фискалов, а потом – прокуратура.

 2 и 5 марта  1711 года учреждалась должность  фискалов. Обер-фискал состоял при сенате, но кандидатуру назначал лично государь. Фискалы образовались при всех центральных и местных органах - коллегиях, канцеляриях,  судах и др. Основная обязанность: тайно узнавать и доносить обо всех нарушениях закона, злоупотребления полномочиями, воровстве  и обо всем том, что «во вред государственному энтузиазму может быть».1 Фискалы рассматривали доносы от частных лиц, имели право входить в присутственные места, требовать для просмотра дела и документы, объяснения чиновников.

Вскоре обнаружилось в деятельности фискальной службы множество  недостатков: пользуясь очень широкими полномочиями, нередко фискалы использовали свое служебное положение, занимались воровством и взяточничеством. К тому же данная служба оставляла без контроля Правительствующий сенат, так как была подконтрольна ему.

12 января 1722 года  царь  подписал указ, направленный  на  улучшение деятельности всех  органов страны. В данном документе  царь утверждает новый орган, стоящий над Сенатом и над  другими государственными учреждениями  – Прокуратуру. Хотя функции  прокурора еще не вполне сложились, царь возлагал большие надежды на новый орган, отмечал принципиальное значение данного органа как блюстителя законов.

18 января 1722 года  Петр I назначает  на должность генерал-прокурора  Петра Ивановича Ягужинского, а  на должность обер-прокурора –  Г. Г. Скорнякова-Писарева.

По начальному плану Петра, генерал-прокурор обязан был выступать в роли высшего должностного лица в государственном аппарате, в руках которого сосредотачивался бы надзор за правильным ходом управления государством. Предполагалось, что генерал-прокурор обязан стоять на страже интересов государя, церкви и всего народа. Но в ходе дальнейшей работы над указом о функциях прокуратуры, царь отказывается от таких всеобъемлющих обязанностей. Центр тяжести переноситься только на надзирающую роль генерал-прокурора над всеми государственными органами и, прежде всего, Сената.   

Постепенно, генерал-прокурор  занимал ключевое положение в государственном управлении.

В должности  генерал-прокурора состояли разные лица, в подавляющем большинстве незаурядные. Посреди них были и выдающиеся государственные деятели — Д.Н. Блудов, Д.П. Трощинский, и блестящие юристы — Д.Н. Замятнин, Д.Н. Набоков, Н.В. Муравьев, и выдающиеся российские поэты, гордость русской литературы — Г.Р. Державин и И.И. Дмитриев.

После Октябрьской революции в соответствии с марксистской доктриной о сломе буржуазного  государственного аппарата Декретом о  суде № 1 от 24 ноября 1917 года прокуратура была ликвидирована: «Упразднить доныне существовавшие университеты судебных следователей, прокурорского надзора, а равно университеты присяжной и частной адвокатуры».2

Надзор за законностью, в частности в деятельности следственных комиссий, избираемых Советами рабочих, солдатских, крестьянских и  казачьих депутатов, возлагался на коллегии обвинителей, избираемых также местными Советами.

Декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 16 мая 1918 года была учреждена Центральная коллегия обвинителей, состав которой избирался ВЦИКом. Она руководила деятельностью коллегий обвинителей при революционных трибуналах.

Такое положение, вполне приемлемое в условиях гражданской войны, стало нетерпимым во время мирного строительства. В 1921 году со всей остротой встал вопрос о создании прокуратуры.

1 января 1922 года  был опубликован  первый проект  декрета «О государственной  прокуратуре», в котором предполагалось  её  создание в составе Министерства  юстиции и наделение ограниченными  полномочиями. 28 мая 1922 года 3-я сессия ВЦИК приняла положение о прокуратуре.

Первоначальное  строение определялось Положением о  народном комиссариате юстиции. В него входили подотделы:

1)Общего управления  и  личного состава прокурорского  надзора;

2)Общего надзора;

3)Надзора за органами  следствия, дознания и местами  решения свободы;

4)Государственного  обвинения  со следственной частью;

После образования  Союза ССР, органы прокуратуры строились  на началах централизма и подчинения исключительно соответствующему прокурору  республики, действовали на основе издаваемых республиками Положений. Прокурор республики был подотчетен верховным органам своей республики.

Постановлением  ЦИК и СНК СССР от 20 июня 1933 года была учреждена Прокуратура Союза ССР, а 17 декабря – положение о Прокуратуре Союза ССР. Им были определены функции прокуратуры, порядок их осуществления, структура.

Структура аппарата прокуратуры СССР:

    • Главная военная прокуратура;
    • Главная прокуратура железнодорожного транспорта;-
    • Главная прокуратура водного транспорта; -
    • отдел общего надзора;
    • уголовно-судебный отдел;
    • гражданско-судебный отдел;
    • следственный отдел;
    • отдел по специальным делам;
    • отдел по надзору за местами заключения;
    • отдел по жалобам;
    • отдел кадров;
    • группа учета и информации;
    • особый сектор;
    • управление делами;
    • секретариат.

Упразднены  транспортные прокуратуры, но  через год стали воссоздаваться  в составе отдельных прокуратур  краев и областей, а в 80-х  их система полностью восстановлена.

В 1959 году Указом Президиума Верховного Совета СССР были образованы коллегии в Прокуратуре СССР и прокуратурах союзных республик. Также Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 декабря 1966 года утверждено Положение о Военной прокуратуре.

30 ноября 1979 года был принят  Закон о прокуратуре СССР, в  котором впервые законодательно  закреплялось то, что органы прокуратуры  составляют единую и централизованную  систему – прокуратуру СССР, возглавляемую  Генеральным прокурором СССР, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим.

Такое построение прокурорской системы повторил и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», принятый 17 января 1992 года, в котором Прокуратура Российской Федерации определяется как единая Федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.3

Общегосударственная значимость возложенных на прокуратуру функций предопределила ее статус как конституционного органа, закрепленного в главе 7 Конституции Российской Федерации «Судебная власть», принятой 12 декабря 1993 года.

В результате законодательных преобразований прокуратура России окончательно сформировалась как структурно и функционально самостоятельный государственный орган, не входящий ни в одну из ветвей власти.

1.2 Современное  устройство и направления деятельности  прокуратуры РФ

Общие цели деятельности современной прокуратуры Российской Федерации закреплены в п. 2 ст. 1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", где определено, что органы прокуратуры осуществляют свою деятельность в целях обеспечения:

1) верховенства закона;

2) единства и укрепления  законности;

3) защиты прав и свобод  человека и гражданина;

4) охраняемых законом  интересов общества и государства.

На достижение этих целей направлена вся деятельность органов и учреждений российской прокуратуры.

Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, в статье 129 закрепила основные положения о прокуратуре современности:

1.Прокуратура  РФ составляет  единую централизованную  систему  с подчинением нижестоящих  прокуроров  вышестоящим и Генеральному  прокурору  РФ.

2.Генеральный  прокурор  РФ назначается на  должность  и освобождается от должности  Советом Федерации по предоставлению  Президента РФ.

Информация о работе Общая характеристика органов прокуратуры