Обеспечение и соблюдение прав и свобод несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2015 в 20:34, курсовая работа

Краткое описание

К настоящему времени принят целый ряд международных правовых документов, касающихся правосудия в отношении несовершеннолетних и обеспечения прав ребёнка. Существуют документы всеобщего характера, посвящённые положению во всём мире, а также документы регионального характера, относящиеся к тем или иным конкретным регионам с относительно однородной культурой. Существуют соответствующие международные документы, посвящённые общим проблемам уголовного судопроизводства прав человека, и документы специально посвящённые правосудию в отношении прав детей и несовершеннолетних.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по угол.праву.doc

— 165.50 Кб (Скачать файл)

Выносимые КДН постановления обладают юридической силой и подлежат обязательному исполнению (указываются сроки исполнения). КДН строит свою работу по плану совместно с прокуратурой, судом и милицией. КДН выявляет и берет на учет:

1.Детей и подростков, оставшихся  без родителей.

2.Несовершеннолетних, имеющих родителей, которые не обеспечивают надлежащих  условий для воспитания детей.

3.Подростков, оставивших школу  и не работающих и других, нуждающихся в государственной помощи.

4.Принимают меры к их устройству.

КДН выявляет семьи, в которых дети находятся в неблагоприятных условиях воспитания, и ведет учет таких семей. На КДН возлагается рассмотрение дел  о несовершеннолетних в случаях:

- совершения общественно опасного  действия в возрасте до 14 лет;

- совершения общественно опасного  деяния в возрасте от 14 до 16 лет;

- совершения  в возрасте до 16 лет мелкого хулиганства или  в возрасте до  18 лет мелкой  спекуляции или административного правонарушения;

- совершения  другого антиобщественного  поступка;

- уклонения от учебы или работы.

Основанием для рассмотрения дела в КДН  является протокол по каждому нарушению. КДН может применять к подросткам следующие меры воздействия:

  1. Вынести предупреждение.
  2. Объявить выговор или строгий выговор.
  3. Наложить на несовершеннолетнего, достигшего 16 лет и имеющего  самостоятельный заработок, штраф.
  4. Передать несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих.
  5. Направить несовершеннолетнего в специальное лечебно-воспитательное учреждение.
  6. Поместить  несовершеннолетнего в случае совершения  им общественно опасного  деяния в специальное  учебно-воспитательное учреждение.

В практике работы КДН широко применяется условное направление  подростков в спец.учреждения. Эта форма воздействия является эффективной и в большинстве случаев, приносит положительные результаты. Необходимо отметить, что КДН  является органом, занимающимся профилактикой  и предупреждением правонарушений среди несовершеннолетних, поэтому работа с «нерадивыми» родителями также является важным участком  ее  деятельности.6

Общественное порицание - это публичное осуждение родителей или лиц, их заменяющих, за невыполнение ими своего долга по воспитанию детей. Оно объявляется  чаще всего на заседании КДН. КДН имеет право и наложить штраф на родителей.

Ограничение в дееспособности применяется в отношении граждан, которые  вследствие злоупотребления  спиртными напитками или наркотическими веществами  ставят свою семью в тяжелое материальное  положение (ст.30 ГК РФ).

Родители или один из них могут быть лишены родительских прав, если будет установлено, что они уклоняются от выполнения  своих обязанностей  по воспитанию детей или злоупотребляют своими родительскими правами. Лишение родительских прав является крайней мерой воздействия.

КДН рассматривает дела:

1) переданные в порядке, предусмотренном  ст.8 и 10 УПК РСФСР;

2) по представлению органов милиции, народного образования и профессионально-технического  образования;

3) по заявлениям граждан;

4) по собственной инициативе.

КДН  рассматривает дела в срок не позднее  15 дней с момента их поступления. Основное количество дел о правонарушениях  поступает из инспекций по делам несовершеннолетних.

КДН обязана  выявлять причины и условия, способствовавшие совершению правонарушений  несовершеннолетним. и принимать меры к их устранению. В ходе обследования  выявляются мотивы правонарушения, а также  то вредное влияние, в силу которого сформировался преступный умысел у подростка и неблагоприятная обстановка в семье. В случае отказа  несовершеннолетнего от явки на комиссию без уважительных причин, он может быть доставлен через органы милиции. Заседание комиссии является правомочным  при наличии не менее половины ее состава.

На КДН вызывается подросток, родители и представители воспитательных учреждений. Комиссия вправе удалить несовершеннолетнего с заседания на время исследования обстоятельств, обсуждение которых может отрицательно  повлиять на него. Заседания комиссии проводятся с большим тактом, умением и опытом и должны оказывать на подростков воспитательное действие. Нельзя допускать формальной процедуры разбирательства дела.

На заседаниях ведется протокол с краткой  записью объяснений и показаний вызванных людей.

Изучение обобщенных систематических данных помогает комиссии установить причины совершения правонарушений несовершеннолетних, определив слабые звенья в работе, и наметить пути к их устранению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. ПРОКУРОСКИЙ НАДЗОР  ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

 

В соответствии с приказом Генерального прокурора РФ №30 от 18.05.95 “О задачах органов прокуратуры по повышению эффективности надзора за исполнением законов о несовершеннолетних” органы прокуратуры должны:

    • активизировать борьбу с вовлечением несовершеннолетних в преступную деятельность, пьянство, наркоманию, в занятие проституцией и попрошайничеством;
    • повысить требовательность к качеству следствия по этим делам, укрепить взаимодействие территориальных и транспортных прокуроров в этом направлении;
    • обеспечить законность арестов и задержаний несовершеннолетних, строгое выполнение всех правовых гарантий для несовершеннолетних;
    • содействовать повышению воспитательного и предупредительного значения предварительного следствия и судебного рассмотрения дел о преступлениях несовершеннолетних, основываясь на принципах и положениях Правил ООН, касающихся осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних;
    • взвешенно подходить к вопросам освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям.

 

 

7. ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ

 

Службами МВД проводится определенная работа по выполнению мероприятий, направленных на предупреждение правонарушений и защиту прав несовершеннолетних.

В ГРОВД направляются информационные письма и обзоры о состоянии взаимодействия следователей и сотрудников  ПДН, о недостатках в осуществлении профилактической работы с подростками, о состоянии законности и соблюдения прав несовершеннолетних, о практике работы следственных подразделений ОВД по расследованию дел данной категории с рекомендациями по устранению имеющихся недостатков. Все эти вопросы рассматриваются на совместных оперативных совещаниях.

Несмотря на меры, принимаемые компетентными органами, недостатки в работе по данному направлению устраняются крайне медленно. По-прежнему имеются упущения в вопросах взаимодействия следователей с другими службами, недостаточное внимание уделяется профилактике правонарушений.

За последнее время несколько улучшилось взаимодействие следователей с сотрудниками ПДН. Руководители следственных подразделений повысили спрос за своевременное информирование ПДН о совершенных подростками преступлениях. Больше подростков ставится на профилактический учет в ходе следствия, а не после поступления из суда копии приговора.

Однако в ряде ОВД работа следователей по взаимодействию с ПДН по-прежнему сводится к направлению запросов и поручений, хотя в некоторых делах отсутствуют поручения следователей о сборе характеризующего материала на подростков, совершивших преступления. В отдельных случаях личность несовершеннолетнего в ходе следствия остается неизученной.

С каждым годом увеличивается количество несовершеннолетних, совершивших повторные преступления. Одним из условий, способствующих росту повторной преступности среди подростков, является отсутствие в ПДН информации следователей о совершенных преступлениях. Зачастую информация содержится только в запросах или поручениях в ПДН, что не является основанием постановки несовершеннолетних на профилактический учет. До сих пор имеются факты, когда следователи не уведомляют инспекторов ПДН о принимаемых решениях по уголовному делу. Нередко работники ПДН, не располагая информацией о том, предъявлялось ли подростку обвинение, какая избрана мера пресечения, направлено ли дело в суд или прекращено, вынуждены собирать ее самостоятельно: по данным информационного центра, из журналов регистрации преступлений, в ходе бесед со следователями и даже подучетными подростками.

Сотрудники ПДН практически не знакомятся с материалами уголовных дел, хотя содержащиеся в них сведения могли бы стать важным подспорьем в организации с несовершеннолетними профилактической работы.

Исключительно важным представляется создание принципиально отличной от действующей – ювенальной юстиции, которая включала бы комплекс разнообразных правоохранительных служб как для несовершеннолетних  правонарушителей, так и для несовершеннолетних потерпевших, специализированных судов по делам семьи и несовершеннолетних, специальных правоприменительных и социально-профилактических служб и организаций, которые на общегосударственном, региональном и местном уровнях были бы способны обеспечить защиту прав и интересов несовершеннолетних, оградить их от преступных посягательств.

 

8. ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И  ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

 

Среди важнейших правовых актов, регулирующих деятельность всех государственных служб в части профилактики правонарушений несовершеннолетних и против несовершеннолетних, в первую очередь следует отметить Федеральный Закон “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” (редакция 22.04.2005г) 24 июня 1999 года. Данный Федеральный Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также защите их прав. Представляется целесообразным привести основные положения данного закона.

 

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;

беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;

несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;

семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;

индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;

профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

 

Статья 2. Основные задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

1. Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

2. Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к исправлению несовершеннолетних с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

 

Статья 3. Законодательство Российской Федерации о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Законодательство Российской Федерации, регулирующее деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных нормах международного права и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и нормативных правовых актов субъектов Российской федерации.

 

Статья 4. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Информация о работе Обеспечение и соблюдение прав и свобод несовершеннолетних