Контрольная работа по "Конституционное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 19:45, контрольная работа

Краткое описание

Дайте характеристику стадий законодательного процесса в парламентах зарубежных стран. Опишите процедуру прохождения и принятия законопроектов в палатах парламентов Индии и Бельгии. Как преодолеваются разногласия между палатами по спорному законопроекту?
Выявление потребности в принятии закона и осуществление законодательной инициативы

Вложенные файлы: 1 файл

konstitutsionnoe_pravo_ch2p.doc

— 125.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 2.

Дайте определение и назовите основные признаки унитарного государства. Поясните, чем отличаются централизованные и децентрализованные унитарные государства на примере Великобритании и Франции, детально рассмотрев порядок формирования и компетенцию местных органов этих стран.

Унитарное государство — это единое государство, внутри которого нет государственных образований, а административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью. Большинство государств мира приняли именно эту форму государственного устройства.

Основные признаки унитарного государства:

  • Единый для всего государства учредительный нормативный правовой акт (или совокупность таких актов), нормы которого имеют верховенство на всей территории страны;
  • Единые для всей страны высшие органы власти;
  • Единая система законодательства;
  • Единое гражданство;
  • Единая денежная единица;
  • Единый государственный язык;
  • Составные части унитарного государства не обладают признаками суверенитета.

Виды унитарных государств:

Унитарные государства могут быть централизованными и децентрализованными в зависимости от:

    • характера взаимоотношений между высшими и местными органами власти;
    • объёма полномочий, предоставленных административно-территориальным единицам или автономным образованиям в составе унитарного государства;

Принято считать государство централизованным, если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления. В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.

  Вся власть сосредоточена  в центральных государственных  органах. Создаваемые в этих  административно-территориальных единицах  органы управления ограничены  в своих полномочиях и прямо или косвенно контролируются центральными органами власти. Они обязаны действовать в соответствии с теми нормативными актами, которые принимаются центральными органами, а их собственная нормотворческая деятельность носит сугубо подчинённый характер.

      Унитарные  государства могут быть централизованными  и децентрализованными в зависимости  от характера взаимоотношений  между высшими и местными органами  власти; объёма полномочий, предоставленных  административно-территориальным единицам  или автономным образованиям в составе унитарного государства.

      Принято  считать государство централизованным, если во главе местных органов  государственной власти стоят  назначенные из центра чиновники,  которым подчинены местные органы  самоуправления.

      В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.

      Иногда  выделяют государства с одной  автономией (например, Украина с автономной республикой Крым), государства со многими автономиями (например, Испания с автономными сообществами (областями)), государства с разноуровневыми автономиями.

      Примером  централизованного унитарного государства  является Франция, а децентрализованного  - Великобритания. В таблице представлены основные отличия централизованных и децентрализованных унитарных государств – порядок формирования и компетенция местных органов власти на примере Франции и Великобритании.

 

Великобритания

Франция

Децентрализованное унитарное государство.

 

Порядок формирования и состав органов местной власти.

 

В Великобритании местная  власть представлена органами местного самоуправления, к которым относятся  советы, избираемые населением путем  прямого голосования сроком на четыре года. Закон о местном самоуправлении 2000 года установил, что советы могут:

1) обновляться полностью  каждые четыре года;

2) обновляться наполовину  каждые два года;

3) обновляться на 1/3 каждый  год (за исключением каждого  третьего года соответствующего четырехлетнего цикла).

 Выбор того или  иного варианта конкретным советом  должен быть утвержден соответствующим  министром, отвечающим за вопросы  местного самоуправления.

 

Члены местных советов (советники)

осуществляют свою деятельность на безвозмездной основе и в сочетании с основной профессиональной

деятельностью. При этом по действующему законодательству советники  имеют право на освобождение от работы на определенный срок при выполнении своих депутатских обязанностей. Работодатель обязан не только предоставлять советнику такую возможность, но и оплачивать это время по средней ставке заработной

платы.

Совет избирает из числа  советников председателя (в столичных  районах и в округах "столичных" графств он именуется мэром) и  формирует комитеты, в состав которых могут входить наряду с советниками и другие лица. Основная форма работы совета — сессия, на которой рассматриваются наиболее важные

вопросы местного самоуправления.

 

Компетенция.

 

Законодательство определяет компетенцию органов местного самоуправления каждого уровня административно-территориального деления. Советы графств занимаются вопросами:

а) транспортного развития;

б) дорожного движения;

в) охраны порядка (полиции);

г) образования;

д) социального обслуживания;

е) пожарной безопасности.

К компетенции советов  округов относится:

а) здравоохранение;

б) местное планирование;

в) жилищное строительство.

Советы приходов или  общие собрания избирателей (в тех  приходах, где население насчитывает  менее 150 избирателей, советы не могут  создаваться по закону) решают все те вопросы, которые не входят в компетенцию вышестоящих советов.

Акты.

Решения нормативного характера, принимаемые органами местного самоуправления, являются, как правило, актами делегированного  законодательства. Это логически  следует из доктрины inter vires, в соответствии с которой местные органы власти осуществляют свои полномочия в пределах, определенных им центральной властью. Нормативные постановления органов местного самоуправления устанавливают общеобязательные правила для определенной территории и до вступления в силу должны быть утверждены соответствующим (в зависимости от предмета регулирования) центральным правительственным ведомством. Законность актов органов местной власти, т. е. их соответствие закону, на основе которого им были делегированы полномочия, контролируется судебными органами. Если суд установит, что имело

место превышение полномочий (ultra vires), то действия, осуществленные на его основе, признаются не имеющими юридической силы.

Централизованное унитарное государство.

 

 

 

По Конституции 1958г. «территориальными  образованиями являются коммуны, департаменты, регионы, местные образования с  особым статусом и заморские территории».

В регионе коллегиальным  совещательным органом является региональный социально-экономический совет (с 1986 г. — прямыми выборами). Он имеет разветвленную систему служб, ряд комитетов, которые выполняют не распорядительные, а консультативные функции, например региональный комитет по экономическим и социальным вопросам.

Комитет включает от 40 до 110 членов и формируется следующим образом:

- 35% представляют предпринимателей  и независимые профессии;

- не менее 35% представляют  профсоюзы работающих по найму  и профсоюз преподавателей;

- не менее 25% представляют  организации и объединения, участвующие в общественной жизни региона;

- не более 5% составляют  лица, активно содействующие региональному  развитию.

С комитетом в обязательном порядке должны согласовываться  вопросы разработки и осуществления  планов развития региона и страны, а также определение главных направлений региональной бюджетной политики.

 

Наряду с избираемыми  органами во Франции в административно-территориальных  единицах имеются назначенные сверху чиновники — представители государства. В регионе это комиссар республики — региональный префект (им является по совместительству комиссар самого крупного в регионе департамента), в департаменте — также комиссар республики (префект), в округе, не являющемся территориальным коллективом и не имеющем своего совета, есть су - префект. Комиссар республики назначается Советом министров. Он представляет в своей административно-территориальной единице правительство и каждого министра, руководит деятельностью государственных служб (ему подчинены, однако, не все службы министерств на местах), несет ответственность за соблюдение национальных интересов, законов, за поддержание общественного порядка. Он непосредственно отвечает за состояние сельского хозяйства, за социальные вопросы, санитарию, благоустройство. В его распоряжении находится полиция. Аналогичные полномочия осуществляет в округе супрефект.

В департаментах избирается генеральный (департаментский) совет  на 6 лет. Он ведает примерно теми же вопросами, что и коммунальный совет, но его  полномочия гораздо шире. Как отмечалось, совет обновляется по частям (на 1/2 через 3 года). Исполнительным органом совета с 1982 г. является не назначаемый префект (позже он получил название комиссара республики, но сегодня используется и прежний термин), а избираемый им председатель совета. Тем не менее, совет департамента менее самостоятелен в своих действиях, чем совет общины, он более жестко контролируется центром, префекту подчинены также некоторые местные службы министерств.

Генеральный совет является коллегиальным совещательным органом  департамента, состоящим из генеральным советников, избираемых сроком на шесть лет по одномандатной мажоритарной системе в два тура в рамках кантона (во Франции насчитывается 3500 таких административных округов).  Избранный генеральными советниками председатель, совета готовит и проводит его совещания, в том числе по вопросам бюджета, представляет департамент в суде, руководит администрацией департамента и, наконец, как ответственный за управление собственностью департамента, обладает полицейской властью, заботится о сохранности имущества, состоянии дорожно-транспортной сети департамента, при том, что часть этих вопросов находится в ведении мэров и префекта.

 

Коммуна имеет свой совещательный  орган – муниципальный совет - и свою исполнительную власть –  мэра, избираемого муниципальным советом. Число членов муниципального совета пропорционально численности населения коммуны. Члены совета, избираемые прямым всеобщим голосованием сроком на шесть лет, определяют основные направления развития коммуны, утверждают бюджет, управляют коммунальной собственностью (особое внимание при этом уделяется школьным зданиям и учебному оборудованию школ первого цикла обучения), а также устанавливают порядок функционирования местной администрации.

Функции мэра носят двоякий  характер: он одновременно олицетворяет выборную власть коммуны и является представителем государства на территории коммуны. Как руководитель местной исполнительной власти он проводит заседания муниципального совета, представляет коммуну в правовом аспекте, вносит предложения относительно бюджета и отвечает за его исполнение, обеспечивает сохранность собственности коммуны и управляет ею, выдает разрешения на строительство. Мэр наделен также личной властью: он несет ответственность за обеспечение безопасности граждан, поддержание чистоты в населенном пункте и руководит работой своего аппарата.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 3.

Сравните  партийные системы ФРГ и КНР; дайте характеристику политических партий этих стран и укажите степень  их влияния сегодня.

Федеративная  Республика Германия

(ФРГ)

Китайская народная республика (КНР)

 

В Германии формально  существует многопартийная система.

В стране действует  более сотни политических партий, подавляющее большинство которых  абсолютно неизвестно широкой общественности.  Реальный политический вес и влияние на формирование федеральной и земельной политики имеют едва ли десяток партий.

Крупнейшей  политической партией ФРГ является Христианско-демократический союз (ХДС), насчитывающий около 700 тыс.

человек (наивысший  взлет численности партии относится  к 1983 г. —735 тыс. членов). Партия была основана в 1945 г. бывшим обербургомистром Кёльна и будущим первым канцлером ФРГ К. Аденауэром, который и придал этому политическому объединению

форму союза, объединяющего всех граждан, исповедующих христианские ценности (хотя первоначальное ядро партии составили сторонники католической партии Центра прежней Веймарской

республики). В  основу идеологической платформы было положено несколько составляющих: 1) католическое социальное учение, как оно было сформулировано в так называемых "социальных" энцикликах Пия IX и Иоанна XXIII. Его основой являются положения о свободе личности, социальной функции собственности, принцип субсидиарности (решения и ответственность распределяются

снизу вверх: от каждого индивида — через семью, различные

ассоциации  и союзы, общины, земли — до государства  в целом),

положения о  воспитательной роли семьи и церкви, поддержке

частной инициативы и мелкого собственника и их защита от монополий и государства;

2) неолиберальные концепции, которые нашли свое выражение в сформулированной Л. Эрхардом и рядом немецких экономистов доктрине "социально -ориентированного

рыночного хозяйства";

3) консервативно-протестантские  учения, особенно сильные на севере Германии.

Все партийные  программы ХДС в той или иной мере отражали эти идеологические установки. Не составляет исключение и

ныне действующая  программа партии, принятая на съезде в Гамбурге в 1994 г. Новым следует считать появление в ней требования экологического измерения социального рыночного хозяйства.

Внешнеполитическими целями партии провозглашаются защита

свободы и создание объединенной Европы.

ХДС считает  себя народной партией, ее электорат составляют представители всех социальных слоев, однако и сегодня глав-

ной опорой партии являются работодатели, особенно представители крупного и среднего финансово-промышленного и торгового

капитала. С  момента возникновения ФРГ партия играет ведущую

роль в политической жизни страны. В парламенте всех легислатур, кроме последней, она имела самую крупную фракцию, ее представители чаще занимали кресло канцлера, чем представители других партий. Ныне партия после поражения на парламентских выборах 1998 г. перешла в оппозицию.

Близкой к ХДС  по своим идейно-политическим установкам

является баварская  партия Христианско-социальный союз (ХСС).

Она действует  только в пределах Баварии (после  объединения

Германии руководство  ХСС пыталось распространить деятельность

партии на новые "восточные земли", однако, встретив резкое

сопротивление со стороны ХДС, отказалось от этой затеи). На

федеральном уровне партия образует единый блок с ХДС, в Федеральном парламенте существует единая фракция ХДС—ХСС.

Партия десятилетиями  доминирует в политической жизни Баварии, неизменно получая на земельных выборах абсолютное большинство голосов.

Старейшей политической партией Германии является Социал-

демократическая партия Германии (СДПГ). Она же —  самая круп-

ная по численности (на июнь 1994 г. — 827 601 член). Свою историю партия ведет с основанного Ф. Лассаллем в 1863 г. в Лейпциге

Всеобщего германского рабочего союза и созданной А. Бебелем и

В. Либкнехтом в 1869 г. в Айзенахе социал-демократической рабочей партии (позднее, в 1875 г., на съезде в г. Готе обе партии объединились и приняли нынешнее наименование — Социал-демократическая партия Германии)

 

КНР состоит из 9 партий: коммунистическая партия Китая (КПК) и так называемых демократических партий. КПК характеризуется в документах как "правящая партия", а демократические партии — как "партии, участвующие в политической жизни".

Во введении к Конституции КНР подчеркивается особое значение КПК: во-первых, успехи социализма стали возможны только благодаря руководству обществом со стороны КПК, во-вторых, на КПК и в дальнейшем возлагается руководство "народами всех национальностей Китая". В своей деятельности КПК руководствуется марксизмом-ленинизмом, идеями Мао Цзэдуна и теорией Дэн Сяопина. Главной задачей партии в настоящее время признается "социалистическая модернизация" и превращение Китая в "социалистическое государство с высокоразвитой культурой и демократией". Феномен КПК, сохранившей свои позиции в условиях, когда большинство в прошлом социалистических стран отказалось от социалистического пути развития, а коммунистические партии были отстранены от власти, в определенной степени объясняется не только специфическими условиями Китая, но и тактикой руководства КПК, которое продемонстрировало гибкий подход к марксизму-ленинизму, смогло отказаться от целого ряда догматических положений (о несовместимости социализма и рынка, о классовой борьбе как решающем звене и т. п.) и трансформировало идейно-теоретическую платформу КПК путем использования традиционных конфуцианских ценностей и идей национального патриотизма.

Численность КПК  составляет 57 млн. человек, организованных в 3,45 млн. низовых партийных организаций.

"Особенностью  и преимуществом политической  системы Китая" в официальных  китайских документах называют  существование 8 небольших демократических  партий. К ним относятся: Революционный  комитет Гоминьдана Китая, Демократическая  лига Китая, Китайская ассоциация демократического национального развития, Китайская ассоциация содействия развитию демократии, Крестьянско-рабочая демократическая партия Китая, Чжунго Чжигундан (Партия стремления к справедливости), Общество Цзюсань (Общество "3 сентября"), Лига демократического самоуправления Тайваня. В составе всех этих партий насчитывалось, по данным на 1999 г., более 500 тыс. человек.

Указанные партии организационно самостоятельны: каждая имеет свой собственный устав, выборные органы, собственную социальную базу и печатный орган. "Однако самостоятельность эта чисто формальная, поскольку все они признают руководство КПК, проводят ее политику и выполняют ее установки".

В отношении  этих партий проводится курс на "длительное существование и взаимный контроль, откровенное высказывание друг другу своего мнения и готовность делить славу и позор"*. Основными формами взаимодействия КПК и демократических партий являются: совещания в ЦК КПК с участием представителей демократических партий (причем обязательно совещания проводятся перед пленумами ЦК КПК и съездами КПК, созывом сессий ВСНП и НПКСК), сотрудничество в рамках НПКСК**, специальный отдел ЦК КПК (отдел единого фронта) и его местные органы курируют деятельность демократических партий. Кроме того, в КНР сохраняется разрешение иметь двойное членство (в КПК и демократической партии). Более 25 тыс. представителей демократических партий являются депутатами Всекитайского собрания народных представителей и местных собраний народных представителей, занимают руководящие посты в государственных органах, но, "как правило, деятели этих партий назначаются на вторые роли в руководстве, на должности заместителей министра, заместителей председателя народного правительства и т. п.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

  1. Баглай М. В.Конституционное право Российской Федерации : учеб. для вузов / М. В. Баглай. — 6-е изд., изм. и доп. — М. : Норма, 2007. - 784 с.
  2. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под общ. ред. чл.-корр. РАН, проф. М. В. Баглая,д. ю. н., проф. Ю. И. Лейбо и д. ю. н., проф. Л. М. Энтина. —М.: Норма, 2004. — 832 с.
  3. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: В 4 т. Т. 4.Часть Особенная: страны Америки и Азии / Отв. ред. проф. Б. А. Страшун. — Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2001. — 656 с. 
  4. Евдокимов В. Б., Старцев Я. Ю. Местные органы власти зарубежных стран: правовые аспекты. - М.: Спарк, 2001. - 251с.
  5. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М. Юристъ 2006 г. 607с.
  6. Конституция Бельгии от 17 февраля 1994 года (консолидированный текст).

 

                                                                             1


Информация о работе Контрольная работа по "Конституционное право"