Конституционные права и свободы человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 15:25, курсовая работа

Краткое описание

Понятие права – важнейший компонент юриспруденции. От понимания права во многом зависит постановка задачи научных исследований, а также общая ориентация юридической практики. Задача научного познания заключается в том, чтобы за многообразными проявлениями права на поверхности общественной жизни попытаться найти его действительную сущность, социальную природу и общечеловеческую ценность.

Вложенные файлы: 1 файл

обязанности человека и гражданина.docx

— 66.19 Кб (Скачать файл)

     Примером  конституционной защиты прав человека может служить решение Конституционного суда РФ, который в ноябре 1995 г. вынес  постановление по жалобам Р. Н. Самигулиной и А. А. Апанасенко о проверке конституционности ст. 209 УПК РСФСР, которая на практике лишала граждан права обжаловать в судебном порядке постановление о прекращении уголовного дела, позволяя обращаться с жалобой только к прокурору. Суд отметил, что право граждан на судебную защиту относится к таким правам, которые в силу ч. 3 ст. 56 Конституции РФ не могут быть ограничены ни при каких условиях. Между тем по смыслу, придаваемому правоприменительной практикой положению рассматриваемой статьи, участники уголовного процесса, чьи права и законные интересы затрагиваются прекращением производства по делу, оказались лишенными права обратиться за защитой в суд. Таким образом, значительное число правоприменительных решений, затрагивающих основные права и свободы граждан, вопреки установлениям ст. 46 Конституции РФ выводится из-под судебного контроля. Суд признал данное положение закона неконституционным.

     Институты несудебной государственной защиты прав и свобод человека и гражданина призваны существенно дополнить  судебный механизм защиты прав и законных интересов личности и способствовать комплексному решению этой проблемы.

     В нее входят все органы государственной  власти – как законодательной, так  и исполнительной, прокуратура, территориальные  органы федеральных органов исполнительной власти, органы местного самоуправления. Именно органы власти призваны обеспечивать соблюдение и защиту прав человека в государстве.

     В дополнение к существующим органам  по защите прав граждан в последнее  время во многих демократических  государствах, в том числе и  в России, появились новые правозащитные  институты.

     Национальная  система несудебных учреждений, призванных защищать права и свободы гражданина и человека в Российской Федерации, состоит из следующих звеньев:

    • Институт Уполномоченного по правам человека В Российской Федерации («Парламентский омбудсман»);
    • Совет при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека;
    • Комиссия по правам человека в субъектах РФ.

     Учреждение  института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации  как государственного органа - одно из важнейших достижений демократических  преобразований в России. Для нашей  страны создание такого института было явлением новым, хотя в мировой истории  он уже известен давно. В классическом виде институт омбудсмена, - так называют уполномоченных по правам человека в  Европе и в мире, - был создан в 1809 году в Швеции.

     Сегодня более чем в ста странах  мира есть уполномоченные по правам человека. Опыт их работы в странах Восточной  Европы (Польше, Венгрии, Румынии, Словении и др.) показывает, что создание таких  структур в большинстве случаев  обеспечивает восполнение отсутствующего звена в отношениях государственной  власти и населения, способствует строительству  демократического правового государства, развитию правосознания граждан  и должностных лиц.

     В Российской Федерации идея учреждения института Уполномоченного по правам человека впервые получила юридическое  выражение в Декларации прав и  свобод человека и гражданина, принятой 22 ноября 1991 года Верховным Советом  РСФСР. Статья 40 Декларации предусматривала  создание должности Парламентского уполномоченного по правам человека, который "назначается Верховным  Советом на срок 5 лет, ему подотчетен и обладает той же неприкосновенностью, что и народный депутат РСФСР".

     Должность Уполномоченного по правам человека учреждена Конституцией Российской Федерации 1993 года. Пункт "д" части 1 статьи 103 Конституции относит к  ведению Государственной Думы назначение и освобождение от должности Уполномоченного, действующего в соответствии с Федеральным  конституционным законом.

     До  принятия такого закона 17 января 1994 года Государственная Дума назначила  Уполномоченным по правам человека С.А. Ковалева. 10 марта 1995 года он был освобожден от занимаемой должности.

     Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" 25 декабря 1996 года был принят Государственной  Думой, 12 февраля 1997 года одобрен Советом  Федерации, 26 февраля 1997 года подписан Президентом Российской Федерации, 4 марта 1997 года официально опубликован  и вступил в силу. Он определил  статус Уполномоченного, его компетенцию, порядок назначения и освобождения от должности, реализовав тем самым требования пункта "е" части 1 статьи 103 Конституции Российской Федерации. Федеральный конституционный закон установил, что Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам.

     В срок не позднее 30 дней со дня вступления закона в силу Государственная Дума должна была назначить Уполномоченного  по правам человека в Российской Федерации, которым стал депутат Государственной  Думы О.О. Миронов

     Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждена  в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами и государственными служащими. Деятельность Уполномоченного  дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции  государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

     Основными направлениями деятельности Уполномоченного  по правам человека в Российской Федерации  являются:

- рассмотрение  жалоб и обращений о нарушениях  прав и свобод человека и  гражданина, принятие мер по их  восстановлению;

- анализ  законодательства Российской Федерации  в области прав человека и  гражданина, подготовка рекомендаций  по его совершенствованию и  приведению в соответствие с  общепризнанными принципами и  нормами международного права;

- развитие  международного сотрудничества  в области прав человека;

- правовое  просвещение по вопросам прав  и свобод человека, форм и методов  их защиты;

- подготовка  ежегодного доклада о своей  деятельности и направление его  Президенту Российской Федерации,  в Совет Федерации и Государственную  Думу, Правительство Российской  Федерации, Конституционный Суд  Российской Федерации, Верховный  Суд Российской Федерации, Высший  Арбитражный Суд Российской Федерации  и Генеральному прокурору Российской  Федерации;

- выступления  с докладами на заседаниях  Государственной Думы в случаях  грубого или массового нарушения  прав и свобод граждан;

- направление  в Государственную Думу специальных  докладов по отдельным вопросам  соблюдения прав и свобод граждан  в Российской Федерации;

- обращение  в Государственную Думу с предложениями  о создании парламентских комиссий  по расследованию фактов нарушения  прав и свобод граждан и  о проведении парламентских слушаний, участие в работе указанных  комиссий и проводимых слушаниях;

- обращение  в суды общей юрисдикции и  в Конституционный Суд Российской  Федерации для защиты прав  и свобод граждан;

- принятие  по собственной инициативе соответствующих  мер в пределах своей компетенции  при наличии информации о массовых  или грубых нарушениях прав  и свобод граждан либо в  случаях, имеющих особое общественное  значение или связанных с необходимостью  защиты интересов лиц, не способных  самостоятельно использовать правовые  средства защиты;

анализ  правоприменительной практики в  области прав человека и гражданина и выработка предложений по ее совершенствованию;

- информирование  органов государственной власти  и общественности о положении  дел с соблюдением прав и  свобод граждан в Российской  Федерации;

- направление  государственным органам, органам  местного самоуправления и должностным  лицам замечаний и предложений  общего характера, относящихся к обеспечению прав и свобод человека и гражданина, совершенствованию административных процедур.

     В соответствии с Федеральным конституционным  законом "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", с конституцией (уставом), законом  субъекта Российской Федерации может  учреждаться должность Уполномоченного  по правам человека в субъекте Российской Федерации.

     Учреждение  института Уполномоченного по правам человека в субъектах РФ является их исключительной компетенцией. Только они вправе принимать решение  по этому вопросу. В настоящее  время в 48 субъектах РФ работают Уполномоченные по правам человека: в  Санкт-Петербурге; Республиках Башкортостан, Ингушетия, Калмыкия, Карачаево-Черкессия, Татарстан, Коми, Саха (Якутия); Астраханской, Амурской, Архангельской, Волгоградской, Саратовской, Свердловской, Смоленской, Калининградской, Калужской, Брянской, Кемеровской, Липецкой, Самарской, Московской и Пермской областях; в Алтайском, Красноярском, Приморском, Краснодарском, Ставропольском краях и др. В 23 субъектах  Российской Федерации учреждена  должность Уполномоченного по правам ребенка.

     В Пермском крае закон об Уполномоченном по правам человека принят Законодательным  Собранием Пермского края 19 июля 2007 года и вступил в силу 5 августа 2007 года. 20 сентября 2007 года решением Законодательного Собрания Татьяна Иванова Марголина  назначена на должность Уполномоченного  по правам человека в Пермском крае.

     Институт  Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации создан и  действует, получил признание европейского сообщества и продолжает совершенствовать свою деятельность.

     13 февраля 2004 года в связи с  истечением срока деятельности  на должности Уполномоченного  по правам человека в Российской  Федерации О.О. Миронова Государственная  Дума Федерального Собрания Российской  федерации назначила на эту должность Владимира Петровича Лукина, который в 2009 году был назначен на второй пятилетний срок.16

      Совет при Президенте Российской Федерации  по развитию гражданского общества и  правам человека является консультативным  органом при главе российского  государства. Он образован в целях  оказания содействия главе государства  в реализации его конституционных  полномочий в области обеспечения  и защиты прав и свобод человека и гражданина, информирования Президента Российской Федерации о положении  дел в этой области, содействия развитию институтов гражданского общества, подготовки предложений главе государства  по вопросам, входящим в компетенцию  Совета.

     Председателем Совета с 2010 года является  Михаил Александрович Федотов. Для того, чтобы Совет мог качественнее выполнять свою главную функцию – быть «коллективным советником» Президента - Председатель Совета М.А.Федотов был назначен советником Президента Российской Федерации.17

     При осуществлении своих полномочий Совет взаимодействует с органами государственной власти и с правоохранительными  органами, с общественными объединениями  и средствами массовой информации. По обсуждаемым вопросам Совет принимает  заключения и рекомендации, которые  направляются в соответствующие  законодательные, исполнительные и  иные органы, в чью компетенцию  входит решение этих вопросов. В  необходимых случаях информация о рассмотренных вопросах и принятых решениях доводится до Президента Российской Федерации.

     Так, Президент России поддержал инициативу Комиссии и издал Указ, в котором  рекомендовал органам государственной  власти в субъектах РФ «образовать  в соответствующих субъектах  Российской Федерации комиссии по правам человека с функциями, аналогичными функциям Комиссий по правам человека при Президенте Российской Федерации». В настоящее время такие комиссии созданы в большинстве субъектов Российской Федерации.18

     Важное  место в системе защиты прав человека занимают неправительственные правозащитные  организации (НПО). В настоящее время  зарегистрировано более 1000 НПО, функционирующих  практически во всех субъектах Федерации. Многие из них объединены в правозащитные  центры, ассоциации и иные союзы. В  Пермском крае в настоящее время  функционируют 16 неправительственных  правозащитных организаций: общественная региональная организация «Пермский  региональный правозащитный центр», общественная организация  «Пермский  краевой комитет солдатских матерей», Пермское отделение Общероссийской общественной организации «Ассоциация  юристов России» и др.

Информация о работе Конституционные права и свободы человека