Конституционные обязанности человека и гражданина в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 09:37, курсовая работа

Краткое описание

Понятие и признаки конституционных обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации
Правовой статус личности и понятие конституционных обязанностей
Признаки конституционных обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации
Юридическая природа конституционных обязанностей
Общая характеристика понятия
Юридическое значение конституционных обязанностей

Содержание

Введение………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие и признаки конституционных обязанностей человека
и гражданина в Российской Федерации…………………………………………5
1.1 Правовой статус личности и понятие конституционных обязанностей…..5
1.2 Признаки конституционных обязанностей человека и гражданина
в Российской Федерации…………………………………………………………6
Глава 2. Юридическая природа конституционных обязанностей……………..8
2.1 Общая характеристика понятия……………………………………………...8
2.2 Юридическое значение конституционных обязанностей………………...11
Глава 3. Характер закрепления основных обязанностей человека
и гражданина по Конституции Российской Федерации ……………………...14
3.1 Классификация основных обязанностей…………………………………...14
3.2 Особенности конституционных обязанностей человека и гражданина Российской Федерации………………………………………………………….16
Глава 4. Содержание конституционных обязанностей граждан Российской Федерации………………………………………………………………………..18
4.1 Защита Отечества……………………………………………………………18
4.2 Получение основного общего образования………………………………..24
4.3 Обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия. ………………………………………………………………………...25
4.4 Обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы……………………...28
4.5 Обязанность охранять природу и окружающую среду…………………...29
4.6 Обязанность платить законно установленные налоги и сборы…………..29
4.7Уважение прав и свобод других лиц………………………………………..30
Заключение………………………………………………………………………31
Список использованных источников…………………………………………..34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)

Существующее в литературе представление о правовом статусе как о совокупности записанных в законе прав и обязанностей граждан мало конструктивного может дать для решения этой задачи. В этом случае получается, что выявление юридической природы прав и обязанностей следует выводить из самих прав и обязанностей. Но и такое понимание правового статуса, поскольку оно утверждает самостоятельность конституционных прав и обязанностей, их принадлежность не только всем, но и каждому гражданину, позволяет глубже проникнуть в их правовую природу.9

2.2 Юридическое  значение конституционных обязанностей

 

В правовом государстве  обязанности представляют собой комплекс морально-правовых требований, предъявляемых к личности и вытекающих из объективных потребностей развития и совершенствования общества, самой личности.

Обязанности, как и  права, носят реальный характер и  коренным образом отличаются от тех обязанностей, которые декларативно провозглашаются в Конституциях социалистических стран, где государство – чужая для них сила, сила, служащая интересам одной лишь, господствующей во всех сферах общественной жизни партии.10

Конституционные обязанности человека и гражданина – это выраженные в конституционно-правовых нормах притязания конкретного государства к поведению любых лиц, находящихся на его территории. К этому определению, соответственно, относятся как граждане, так и не граждане данного государства.

Иными словами обязанности  можно определить как конкретную (нормированную) форму выражения  ответственности. Будучи предписаниями  о должном, они представляют собой  четко зафиксированный в законодательном  порядке реестр требований, предъявляемых обществом к личности. Этот реестр выражает минимум, а не максимум, так как законом нельзя охватить всего содержания и всех форм проявления ответственности.

Обязанности устанавливаются  как в интересах общества, так  и в интересах самого правообязанного  субъекта. Конечно, отдельно взятая юридическая обязанность ограничивает в известной мере свободу индивида, его волю, желания; она может внешне восприниматься им как нечто стесняющее его действия, как форма принуждения (например, обязанность защиты отечества и уплаты налогов). Тем не менее, обязанность, наряду с правом, – предпосылка свободы и, в конечном счете, выражает собственные интересы ее носителя, даже если он этого не осознает.

В конституционных обязанностях выражается ответственность личности перед обществом, человека перед государством. Осуществление конституционных обязанностей обеспечивает нормальное функционирование государства и жизнедеятельность общества. Несоблюдение конституционных обязанностей влечёт юридическую ответственность, установленную законом.

Обязанности являются составной  частью правового статуса личности. Этим и определяется то, что они  закрепляются в гл. 2 Основного закона.

Истолкование юридической  природы конституционных обязанностей с позиций теории правоотношений и правоспособности отнюдь не заблуждение, не имеющее под собой сколько-нибудь серьезных оснований. На самом деле такие основания существуют, и они коренятся в том, что конституционные обязанности, будучи самостоятельным правовым явлением, имеют некоторые общие черты, присущие либо обязанностям в конкретных правоотношениях, либо правоспособности, что создает путаницу в определении их юридической природы.11

Основанием для рассмотрения конституционных обязанностей с  позиций теории правоотношений является то, что, во-первых, все виды обязанностей граждан могут быть охарактеризованы единым общим определением, а во-вторых, обязанности в конкретных правоотношениях служат главной формой реализации конституционных обязанностей. Естественно, это наталкивает, и не может не наталкивать, на сопоставление первых со вторыми. Некоторые черты конституционных обязанностей и, в частности, широта их содержания, принадлежность всем гражданам, преимущественная реализация через конкретное правоотношение могут послужить основанием для подхода к ним с позиций правоспособности.

Было бы ошибочно приписывать  конституционным обязанностям, как и конституционным правам граждан, особенности и относительных, и абсолютных прав: конституционные права и обязанности в чем-то схожи и с первыми и со вторыми, но это сходство не имеет глубоких корней, и потому они не могут быть приравнены по своему характеру ни к тем, ни к другим.12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Характер закрепления основных обязанностей человека и гражданина по Конституции  Российской Федерации

 

3.1 Классификация основных обязанностей

 

В основном нормы, закрепляющие обязанности  человека и гражданина закреплены в  главе второй Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина». Можно согласиться с тем, что это определённое нарушение правил юридической техники (тем более, что в ст. 64, завершающей главу вторую, говорится, что «положения настоящей главы составляют основы правового статуса личности»). Частично оно объясняется тем, что некоторые из обязанностей тесно связаны с соответствующими правами, а также попыткой ещё раз подчеркнуть приоритетное положение прав и свобод человека по сравнению с общественными и государственными интересами, которые фиксируются, в том числе, в обязанностях.13 Из-за указанного недостатка в названии главы второй и формулировки первого предложения ст. 18 Конституции РФ, по справедливому замечанию А.В. Мазурова, «тем самым конституционные обязанности, в отличие от прав и свобод, не отнесены к непосредственно действующим, что на практике способствует их игнорированию и злоупотреблению конституционными правами и свободами. Между тем без обязанностей личности её конституционный статус не может быть уяснён на практике. Поэтому в Конституции необходимо установить, что непосредственно действующими в России являются не только права и свободы, но и обязанности». С этим предложением следует согласиться.14

1) Классификация обязанностей по  критерию наличия российского гражданства у субъекта несения соответствующих обязанностей – по этому критерию выделяются обязанности человека и обязанности гражданина РФ.

Как пишет, Б.С. Эбзеев, «обязанности человека имеют естественное происхождение, они вытекают не из факта гражданства, а из естественного сочленства индивида в обществе, в котором только и возможно его становление как личности, и в этом смысле являются атрибутивными свойствами человеческой личности»15. С точки зрения этой классификации мы должны к конституционным обязанностям человека в России отнести:

- уважение прав и свобод других  лиц; 

- заботу о детях и нетрудоспособных  родителях; 

- заботу о памятниках истории  и культуры;

- уплату налогов и сборов;

- сохранение природы и окружающей  среды. 

В отличие от обязанностей человека обязанности гражданина вытекают из сочленства индивида в государстве, они являются отражением государственно-правового качества личности. Отсюда не следует, что обязанности гражданина есть только услуга индивида государству, сочленом которого он является; ряд обязанностей, возложенных Конституцией РФ на гражданина, предполагает, что в процессе их осуществления он выступает от имени государства, а само такое осуществление носит характер государственной деятельности. С формально-юридической точки зрения к конституционным обязанностям гражданина РФ мы должны отнести16:

- соблюдение Конституции России  и законов; 

- защиту Отечества. 

Как пишет С.А. Авакьян, в других случаях «обязанности, развивающие  права и свободы, специально закрепляются в нормах Конституции совместно с этими правами и свободами. Например, в ч. 2 ст. 38 Конституции сказано: «Забота о детях, их воспитание – «равное право и обязанность родителей», а в ч. 3 той же статьи говорится: «Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях»17.

Наряду с этим некоторые статьи Конституции специально посвящены  только обязанностям граждан. Это следующие  конституционные обязанности:

- платить законно установленные  налоги и сборы; 

- сохранять природу и окружающую среду;

- защищать Отечество.18

3.2 Особенности  конституционных обязанностей человека и гражданина РФ.

Применительно к несению и выполнению конституционных (основных) обязанностей важно помнить о принципе равенства. Совершенно справедливо именно с  него начинает рассмотрение вопроса о конституционных обязанностях М.В. Баглай. В ч. 2 ст. 6 Конституции РФ говорится о том, что каждый гражданин РФ исполняет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. Следует обратить внимание, что говорится именно о равенстве обязанностей граждан РФ. У граждан РФ и иностранцев и лиц без гражданства обязанности по объёму не совпадают. Тем не менее, это не означает произвольной дискриминации лиц, не имеющих российского гражданства. Применительно к ним действуют положения ч. 1 ст. 19 («Все равны перед законом и судом») и ч. 3 ст. 62 Конституции РФ (иностранные граждане и лица без гражданства несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ).

По обоснованному мнению Д.С. Белявского, у данной нормы не совсем удачная формулировка. Во-первых, остаётся открытым вопрос о том, на кого она распространяется. Буквальное толкование (а оно должно иметь  приоритет) термина «граждане» означает, что она распространяется на лиц, имеющих гражданство какого-либо государства (РФ или другого государства). Совершенно неясно, почему из адресатов нормы исключены лица без гражданства. В соответствии же с традиционным подходом, имевшим распространение в основном в советский период, а затем в РФ в начале 90-х, под «гражданами» понимаются исключительно граждане РФ. Такой подход тоже не идеален, в связи с тем, что в Конституции РФ, наряду с понятием «граждане» используется и понятие «граждане РФ» (например, ч. 1 ст. 32 Конституции РФ). К тому же он тоже совершенно необоснованно снимает с иностранцев и апатридов, находящихся на территории РФ, обязанность соблюдать Конституцию РФ и действующие на её территории законы. Т.е. в данном случае требуется расширительное толкование.

Эта конституционная обязанность  также вытекает не только из правовых, но и моральных и религиозных  норм. Исполнение этой обязанности  не связывается с наличием или  отсутствием российского гражданства  у кого-либо из родителей или детей.

В соответствии с ч. 3 ст. 44 Конституции РФ каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Данная обязанность предполагает не только отсутствие посягательств на памятники истории и культуры со стороны живущих в России людей, но и их активные действия по сохранению памятников истории и культуры (например, участие в реставрации памятников истории и культуры, пожертвования на соответствующие работы и т.д.)19.

Статья 57 Конституции РФ закрепляет обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы. В условиях капиталистического государства (в отличие от социалистического) возрастает значение чёткого и своевременного выполнения всеми лицами, проживающими в России, этой обязанности.20

 

Глава 4. Содержание конституционных обязанностей граждан Российской Федерации

 

4.1 Защита Отечества.

 

Основные конституционные обязанности  человека и гражданина имеют всеобщий характер, не зависят от конкретного  правового статуса лица и закрепляются на высшем конституционном уровне. При этом одни конституционные обязанности возлагаются на каждого человека, другие - только на граждан РФ. В конституционных обязанностях выражается ответственность личности перед обществом, человека перед государством. Осуществление конституционных обязанностей обеспечивает нормальное функционирование государства и жизнедеятельность общества. Несоблюдение конституционных обязанностей влечёт юридическую ответственность, установленную законом. К примеру, статья 339. Уголовного кодекса РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ «Уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иными способами» устанавливает ответственность за уклонение от такой конституционной обязанности как защита Отечества.

- Защита Отечества является конституционным долгом и обязанностью российских граждан. Указанное положение Конституции Российской Федерации соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права. В ст. 29 Всеобщей декларации прав человека записано: "Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие личности". В Международном пакте о гражданских и политических правах также зафиксировано, что "отдельный человек имеет обязанности в отношении других людей и того коллектива, к которому он принадлежит". Государство, принимая на себя обязательства по обеспечению прав граждан, имеет право требовать от них правомерного поведения, которое бы соответствовало эталонам, зафиксированным в юридических нормах. В этих целях государство формулирует свои требования в системе обязанностей и устанавливает меры юридической ответственности за их невыполнение.

Под юридической  обязанностью понимается установленная  законом мера должного, общественно  необходимого поведения, а также  вид (линия) поведения. Поведение должно определяться и устанавливаться государством, оно должно быть не только необходимым, но и возможным.

В Российской Федерации конституционная (основная) обязанность - это установленная  государством в интересах всех членов общества и закрепленная в Конституции и федеральном законодательстве необходимость, предписывающая каждому гражданину определенные вид и меру поведения, и ответственность за ненадлежащее его исполнение.

Возлагая воинскую обязанность  на российских граждан, Федеральный  закон "О воинской обязанности и военной службе" устанавливает конкретные категории граждан, на которых она распространяется. Так, например, не подлежат воинскому учету граждане, отбывающие наказание в виде лишения свободы, женского пола, не имеющие военно-учетной специальности, постоянно проживающие за пределами России (п. 1 ст. 8 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"). Освобождаются от призыва на военную службу и, следовательно, военной службы по призыву, граждане, признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, имеющие ученую степень кандидата наук или доктора наук, в силу семейных обстоятельств и в других случаях. А ряд категорий граждан не подлежит призыву по морально-психологическим качествам (отбывающие отдельные виды уголовных наказаний, находящиеся под следствием или дознанием и др.).

Таким образом, можно сделать вывод, что не на всех российских граждан, имеющих возможность  исполнять воинскую обязанность, она  возлагается государством. Следовательно, в данном случае речь идет о необходимой по закону возможности, т.е. правовой необходимости. Правовую необходимость возложения воинской обязанности на различные категории граждан определяет государство посредством издания соответствующего закона, исходя из конкретных исторических условий общественной жизни. По действующему российскому законодательству воинская обязанность не является всеобщей. Она является производной от конституционной обязанности российских граждан по защите Отечества, а производной от воинской обязанности является обязанность военной службы по призыву отдельных категорий российских граждан. Таким образом, в соответствии с конституционным принципом равенства обязанностей (ч. 2 ст. 6 Конституции Российской Федерации) все российские граждане являются носителями конституционной обязанности по защите Отечества, но не все являются носителями юридической обязанности военной службы.

Информация о работе Конституционные обязанности человека и гражданина в Российской Федерации