Конституционно - правовой статус человека и гражданина Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 23:54, курсовая работа

Краткое описание

Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства. Осуществление прав и свобод не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………………………………..5
ГЛАВА 2 ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН…………………………………9
ГЛАВА 3 РЕАЛИЗАЦИЯ ОГРАНИЧЕНИЙ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН В ПРАКТИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ…………………….………………………………12
3.1 Ограничения общего характера в сфере личных, политических, социальных и экономических прав и свобод человека и гражданина………………………...12
3.2 Ограничение прав и свобод в условиях особых государственно-правовых режимов……………………………………………………………………………..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………28

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_2_1.doc

— 192.50 Кб (Скачать файл)

Каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство.

Право на неприкосновенность личной жизни принадлежит человеку от рождения, оно не даруется государством. Вместе с тем, с учетом требований, предусмотренных в ст. 23 Конституции Республики Беларусь, возможно «вторжение» в личную жизнь в целях борьбы с преступлениями (правонарушениями); в связи с эпидемией или стихийным бедствием и ликвидацией их последствий; в условиях военного или чрезвычайного положения [10, с. 63].

В соответствии со ст. 13 Закона Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности» проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан на тайну корреспонденции, телефонных и иных сообщений, передаваемых по техническим каналам связи, неприкосновенность жилища и иных законных владений граждан, осуществление слухового контроля допускаются только с санкции прокурора на основании мотивированного постановления соответствующего органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, и при наличии информации о:

  • признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления;
  • лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление;
  • событиях или действиях, создающих угрозу национальной безопасности Республики Беларусь.

Гражданам гарантируется неприкосновенность жилища. Обыск, выемка, могут производиться только на основаниях и в порядке, установленных уголовно-процессуальным законодательством. Так, согласно ст. 208 УПК основанием для проведения обыска является наличие достаточных данных полагать, что в каком-либо помещении или ином месте либо у какого-либо лица находятся орудия преступления, предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела, а также могут быть обнаружены разыскиваемые лица и трупы. Основанием для проведения выемки являются достаточные данные о наличии определенных предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, если точно известно, где и у кого они находятся.

О проведении обыска и выемки следователем, органом дознания выносится постановление. Постановление о проведении обыска, а также выемки документов, содержащих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну, должно быть санкционировано прокурором или его заместителем, за исключением случаев их проведения по постановлению Председателя Следственного комитета Республики Беларусь, Председателя Комитета государственной безопасности Республики Беларусь или лиц, исполняющих их обязанности.

Конституция Республики Беларусь закрепляет право граждан свободно передвигаться и выбирать место жительства в пределах Республики Беларусь, покидать ее и беспрепятственно возвращаться обратно. В данном случае речь идет о свободе граждан Республики Беларусь; иностранцы и лица без гражданства ограничены в праве на иммиграцию в Республику Беларусь.

Согласно Закону Республики Беларусь  «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь» гражданин Республики Беларусь не может быть лишен права на выезд из Республики Беларусь. Это право в соответствии с указанным законом может быть лишь временно ограничено:

  • он владеет сведениями, составляющими государственную тайну, – до прекращения действия обстоятельств, препятствующих выезду;
  • против него возбуждено уголовное дело – до окончания производства по делу;
  • он осужден за совершение преступления – до отбытия наказания или освобождения от наказания;
  • он уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, – до исполнения обязательств;
  • к нему предъявлен иск – до окончания производства по делу;
  • он сообщил о себе заведомо ложные сведения при оформлении документов;
  • он приписан к призывному участку и подлежит призыву в назначенное время на действительную срочную военную службу – до прохождения срочной военной службы или до освобождения от нее в соответствии с законом [16].

Согласно ст. 120 УПК подписка о невыезде и надлежащем поведении заключается во взятии у подозреваемого или обвиняемого письменного обязательства не покидать постоянное или временное место жительства без разрешения органа уголовного преследования или суда, не препятствовать расследованию уголовного дела и рассмотрению его в суде, в назначенный срок являться по вызовам органа, ведущего уголовный процесс  [15].

Каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение. Свободой слова нельзя злоупотреблять, она не может быть использована во вред правам и свободам других лиц, поэтому Конституция, международно-правовые документы допускают ее ограничение.

Одним из способов реализации свободы мнений, убеждений и их свободного выражения является использование средств массовой информации.

В средствах массовой информации запрещено распространение:

  • сведений, пропагандирующих использование и потребление наркотических средств, психотропных, токсических и других одурманивающих веществ в немедицинских целях, а также сведений о способах и методах разработки, изготовления, использования и местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров;
  • информации, направленной на пропаганду войны, насилия, жестокости, экстремистской деятельности или содержащей призывы к такой деятельности, а также другой информации, распространение которой запрещено актами законодательства Республики Беларусь

В радио-, теле-, видео-, кинохроникальных программах запрещается использование скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей или оказывающих вредное влияние на их здоровье.

Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды.

Определенные материалы, а значит, и информация о них могут иметь ограниченный доступ. В порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, ограничивается доступ к:

  • сведениям, составляющим государственные секреты, коммерческую, личную или иную охраняемую законом тайну;
  • сведениям о системе организации, об источниках, о способах, методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности;
  • материалам дознания, предварительного следствия и судебного разбирательства до окончания производства по уголовному делу;
  • иной информации, предусмотренной законодательными актами Республики Беларусь [17].

Свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования гарантируется государством. Однако, Законом Республики Беларусь «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь» установлен разрешительный, а не уведомительный порядок проведения массовых мероприятий. поэтому необходимо подать заявление в письменной форме не позднее чем за 15 дней до предполагаемой даты массового мероприятия в местный исполнительный и распорядительный орган, на территории которого планируется проведение массового мероприятия. Собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации и пикетирование могут проводиться с 8 до 22 часов. В них могут выступать только граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие на ее территории, достигшие восемнадцатилетнего возраста и обладающие избирательным правом [21].

Каждый имеет право на свободу объединений. Конституцией Республики Беларусь и законодательством установлены ограничения на создание общественных объединений. Согласно ст. 5 Конституции Республики Беларусь запрещается создание и деятельность общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды [18].

В ст. 7 Закона Республики Беларусь «Об общественных объединениях» помимо этого указано также на недопустимость создания общественных объединений, союзов, имеющих целью осуществление пропаганды войны или экстремистской деятельности, запрещаются [19].

Граждане Республики Беларусь имеют право участвовать в решении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей. В республиканских и местных собраниях могут принимать участие граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет и постоянно проживающие на территории Республике Беларусь.

Статьей 3 Закона Республики Беларусь «О республиканских и местных собраниях» установлены некоторые ограничения, касающиеся круга лиц, которые вправе участвовать в собраниях: в республиканских и местных собраниях не могут принимать участия лица, признанные судом недееспособными вследствие психического расстройства (душевной болезни или слабоумия), лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы, находящиеся по решению суда в лечебно-трудовых профилакториях, а также лица, в отношении которых в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения – содержание под стражей [22].

Граждане Республики Беларусь имеют право свободно избирать и быть избранными в государственные органы. Конституцией Республики Беларусь и на ее основе законодательством могут быть установлены избирательные цензы, т.е. условия для получения или осуществления избирательного права:

  • возрастной ценз (право избирать имеют граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет; для занятия должности судьи необходимо достичь возраста 25 лет, а депутатом Палаты представителей – 21 года, Президента – 35 лет);
  • ценз оседлости (президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее десяти лет непосредственно перед выборами, а членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь проживший на территории соответствующей области, города Минска не менее пяти лет);
  • образовательный ценз (Конституционный Суд Республики Беларусь формируется в количестве 12 судей из высококвалифицированных специалистов в области права, имеющих, как правило, ученую степень) [10, с. 56].

В выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы. В голосовании не принимают участия лица, в отношении которых в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения – содержание под стражей.

Граждане Республики Беларусь в соответствии со своими способностями, профессиональной подготовкой имеют право равного доступа к любым должностям в государственных органах.

В некоторых случаях могут быть возрастные ограничения, например, для занятия должности судьи по административным делам и исполнительным производствам необходимо достичь возраста 23 лет, а членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет.

Конституционное право на труд включает право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей.

Кодексом об административных правонарушениях Республики Беларусь предусмотрено лишение права заниматься определенной деятельностью и оно применяется только тогда, когда правонарушение связано с этой деятельностью, а сохранение права признано невозможным. При этом лишение права заниматься определенной деятельностью распространяется на вид деятельности, для осуществления которой требуется специальное разрешение (лицензия). По сути, в данном случае суд, налагающий такое административное взыскание, прекращает действие лицензии на определенный срок [9, с. 51].

Статья 131 УПК предусматривает, что прокурор, его заместитель либо Председатель Следственного комитета Республики Беларусь, Председатель Комитета государственной безопасности Республики Беларусь или лица, исполняющие их обязанности, а также следователь с санкции прокурора или его заместителя либо суд вправе отстранить от должности подозреваемого или обвиняемого, если есть достаточные основания полагать, что, оставаясь в должности, они будут препятствовать предварительному расследованию и судебному разбирательству уголовного дела, возмещению причиненного преступлением вреда или продолжать заниматься преступной деятельностью, связанной с пребыванием в этой должности. Отстранение от должности лиц, должности которых включены в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь, допускается только с согласия Президента Республики Беларусь.

Отстранение от должности заключается в запрещении подозреваемому или обвиняемому исполнять должностные полномочия, выполнять работу, которую они выполняли, или заниматься деятельностью, которой они занимались, о чем выносится соответствующее постановление (определение), подлежащее немедленному исполнению [15].

Информация о работе Конституционно - правовой статус человека и гражданина Республики Беларусь