История министерства внутренних дел

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 20:38, реферат

Краткое описание

История Министерства внутренних дел России насчитывает уже более двух веков: манифест императора Александра I «Об учреждении министерств», в котором было впервые упомянуто Отделение внутренних дел, был издан 8 сентября 1802 года.
Уникальность МВД среди прочих органов государственной власти состоит в том, что именно органы охраны правопорядка чаще других напрямую контактируют с гражданами. От работы сотрудников полиции зависит соблюдение законности в жизни страны, порядок на улицах городов, а иногда и покой в домах и квартирах самих граждан. По числу обеспечиваемых социально значимых государственных функций, по степени проникновения во все слои общества с Министерством внутренних дел могут сравниться разве что Министерство здравоохранения и социального развития или Министерство образования и науки.

Содержание

Введение…………………………………………………..3
История охрана порядка на этапе становления
государственности………………………………………..4
История министерства
- в 18 веке……………………………………………...…4-5
- в 19 веке…………………………………………….…5-11
- в начале 20 века…………………………...……...…11-14
- в годы СССР……………………………………......14-15
Реформа 2001г…………………………………………...15
Структура МВД Российской Федерации………………16
Положение о Министерстве внутренних дел РФ…...17-18
Заключение………………………………………………19
Список используемой литературы………………………20

Вложенные файлы: 1 файл

истори гос.упр.Реферат.docx

— 53.73 Кб (Скачать файл)

Экспедиция общественного  призрения с Государственной  Медицинской управой (55 служащих).

В Московском уезде, впервые  в практике организации местных  полицейских органов, объединена городская  и земская полиция. Но новая структура  до 60-х годов XIX в. не получила дальнейшего  распространения.

 

25 июля 1811г. издан Манифест "Общее учреждение министерств", более четко определяющий структуру и пределы власти центральных органов государственного управления.

По Манифесту все министерства состоят из и департаментов (управлений), департаменты делятся на отделения (экспедиции), отделения - на столы. Усиливается  единоначалие и персональная ответственность  министров. В состав министерств  веден новый совещательный орган - Совет министра, состоящий из высших чиновников министерства и сторонних "сведущих" людей: фабрикантов, заводчиков, купцов и т.д. Дела особой важности не могут быть решены без предварительного рассмотрения Советом.

Согласно Манифесту учреждено  новое Министерство полиции, состоящее из трех департаментов, Медицинского совета, Общей и Особенной канцелярии.

Департамент Хозяйственной  полиции (2 отделения, 24 служащих) занимается:

  • продовольственными вопросами;
  • приказами общественного призрения.

Департамент исполнительной полиции (3 отделения, 32 служащих) занимается:

  • составлением полицейских штатов, назначением, увольнением, награждением личного полицейского состава, рассматривает губернские отчеты, ведет статистику;
  • судебными и уголовными делами, устройством тюрем и их стражи, пересылкой колодников, поимкой беглых и беспаспортных, пресечением бродяжничества, запрещенных игр, крупными должниками, делами о банкротствах, раскольниками, надзором за действиями полиции в поимке преступников, жалобами на действия либо бездействие полиции и т.п.
  • делами по "отправлению" земских повинностей, сношением с воинскими частями.

Третий департамент - Медицинский (3 отделения, 32 служащих) занимается:

  • устройством медицинского управления и общими вопросами народного здравоохранения;
  • заготовками фармацевтических материалов и казенными аптеками;
  • счетом сумм и ревизией фармацевтических материалов.

Медицинский совет занимается снабжением военного ведомства врачебными средствами, дает заключения по делам  судебной медицины, внедряет передовые  методы борьбы с болезнями и т.п.

Особенная канцелярия Министра Полиции состоит из трех Столов, экзекутора, начальника архива и его  помощника. Предметами столов являются:

  • дела по ведомству иностранцев и заграничным паспортам: ведомости о проезжающих через границу, выдача паспортов на въезд и выезд из государства, виды на иностранцев, просьбы о принятии в подданство и все прочее, касающееся иностранцев и заграничных сношений.
  • цензурная ревизия: надзор за книгопродавцами и типографиями, наблюдение, "чтобы не обращались книги, журналы, мелкие сочинения и листки, без установленного от правительства дозволения", сведения "о позволениях, данных для тиснения новых сочинений и переводов", о ввезенных из-за границы книгах, дозволение новых театральных представлений, надзор над изданием и обращением разных публичных известий (афиш) и пр.
  • дела особенные, которые Министр Полиции сочтет нужным предоставить собственному сведению и разрешению.

При обеих канцеляриях  находится "известное число чиновников, кои, не имея определенных должностей, употребляются по собственному избранию министра для разных местных Управлений; для проверки следствий на местах и тому подобного. Эти чиновники  могут, по способностям их, предпочтительно  быть определены к той, или другой части полицейской службы, на открывающиеся  вакансии".

Особенная канцелярия при  Министре полиции, первоначально созданная  для ведения секретного делопроизводства, фактически выполняла функции политической полиции. К 1819 г. Начальник Особенной  канцелярии, делающий личные доклады  Императору, стал практически независим  от своего Министра.

Одновременно с Манифестом опубликовано "Учреждение и наказ Министру полиции", где указывается, что действуя в чрезвычайных обстоятельствах Министр полиции, минуя Военного министра, может брать на себя командование необходимыми воинскими подразделениями; имеет право требовать сведения от всех местных органов, минуя соответствующие министерства; Министерство полиции наделяется правом "надзирать за исполнением законов" по всем министерствам; Министерство финансов обязано знакомить Министерство полиции с "употреблением сумм, выделяемых местным органам" и т.д.

Министром полиции назначен Балашов Александр Дмитриевич.

После реорганизации утверждена новая структура и функции Министерства внутренних дел, которое до 1819 г. утрачивает свое первостепенное значение в государственном управлении.

 

 

В МВД остаются:

  • Канцелярия Министра с редакцией газеты "Северная почта" и Временной комиссией для "Дел Царского грузинского дома" (46 служащих),
  • Департамент государственного хозяйства и публичных зданий со Строительным комитетом и Чертежной (61 служащий),
  • Департамент мануфактур и внутренней торговли (33 служащих),
  • Почтовый департамент (50 служащих),
  • Совет Министра.

В 1883г. департамент государственной  полиции переименовывается в Департамент полиции и разбивается на несколько делопроизводств с резко очерчеными функциями.

  • Первое (распорядительное) делопроизводство - ведает вопросами назначения, увольнения награждения сотрудников полиции.
  • Второе делопроизводство (законодательное) - "занимается организацией полицейских учреждений во всех местностях Империи", а также "предупреждением и пресечением явного соблазна, разврата в поведении, по прекращению пьянства и нищенства".
  • Третье делопроизводство - собирает негласным путем сведения о людях, изъявивших желание издавать газеты, журналы, открывать частные школы, выехать за границу, а также поступить на государственную службу. Ведет переписку по доносам и заявлениям частных лиц, по преступлениям общеуголовного характера, контролирует розыск преступников.
  • Четвертое делопроизводство - организует работу Особого совещания при Министре внутренних дел и контролирует проведение дознаний по делам о государственных преступлениях.
  • Пятое делопроизводство - наблюдает за исполнением "состоящихся решений по делам о государственных преступлениях". В нем имеется справочный стол со списками и фотографиями лиц, "обративших на себя внимание правительства".
  • Шестое делопроизводство (создано в 1894 г.) - контролирует изготовление и хранение взрывчатых веществ, соблюдение винной монополии, законодательства о евреях, а также занимается проблемами взаимоотношений между владельцами предприятий и рабочими.
  • Особый отдел (создан в 1898 г.) - руководит заграничной внутренней агентурой, обобщает результаты перлюстрации писем, занимается выявлением и уничтожением антиправительственных изданий, выходящих в России и за границей.
  • 18 февраля 1883 г.

Для производства дел по обвинениям в государственных преступлениях  в Министерстве внутренних дел учреждается  Судебный отдел.

 

 

Начало 20 века

 

В октябре 1905г. Министром внутренних дел назначен Дурново Павел Николаевич.

Учрежден новый законодательный  орган - Государственная Дума. В МВД создано Особое делопроизводство по выборам в Государственную Думу и Государственный Совет.

17 октября 1905г. издан Манифест "Об усовершенствовании государственного порядка", где говорилось:

"Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.

Не останавливая предназначенных  выборов в Государственную Думу, привлечь теперь же к участию в  Думе... те классы населения, которые  ныне совсем лишены избирательных прав.

Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог  восприять силу без одобрения  Государственной Думы, и чтобы  выборным от народа обеспечена была возможность  действительного участия в надзоре  за закономерностью действий поставленных от Нас властей."

17 апреля 1917г. издано Постановление Временного правительства "Об учреждении милиции", где она объявляется исполнительным органом государственной власти на местах, "состоящем в непосредственном ведении земских и городских общественных управлений".

Начальниками местной милиции  могли стать лица с образованием не ниже среднего, назначенные городской  или уездной земской управой. Начальники милиции должны ежегодно отчитываться перед Городской думой  или Уездным собранием, а также  перед комиссаром Временного правительства  в данной местности. Министр внутренних дел осуществляет общее руководство, обеспечивает разработку нормативно-правовой базы и организовывает ревизии на местах.

28 октября 1917г. Народный комиссариат внутренних дел принимает постановление (Декрет) "О рабочей милиции", в котором указывается:

  • Все Советы рабочих и солдатских депутатов учреждают рабочую милицию
  • Рабочая милиция находится всецело и исключительно в ведении Совета рабочих и солдатских депутатов,
  • Военная и гражданская власти обязаны содействовать вооружению рабочей милиции и снабжению ее техническими силами вплоть до снабжения ее казенным оружием,
  • Настоящий закон вводится в действие по телеграфу.

Постановление становится юридической  основой создания местной милиции, но при этом милицейские органы еще  не имеют штатной структуры.

В ноябре 1917 г. Наркомом внутренних дел РСФСР назначен Петровский Григорий Иванович.

На основе структуры дореволюционного Министерства начали формироваться  штаты центрального аппарата НКВД. При НКВД создана Коллегия, куда вместе с Г.И. Петровским вошли Ф.Э. Дзержинский, М.Я. Лацис, И.С. Уншлихт, М.С. Урицкий. В НКВД входят:

  • Секретариат
  • Коллегия НКВД
  • Отдел местного управления
  • Центральный статистический отдел
  • Финансовый отдел
  • Контрольно-ревизионная комиссия
  • Отдел управления Медицинской частью
  • Ветеринарный отдел
  • Отдел местного хозяйства
  • Беженский отдел
  • Иностранный отдел
  • Бюро печати

Основными направлениями деятельности Комиссариата внутренних дел в первые годы Советской власти становятся:

  • Организация, подбор кадров и контроль за деятельностью местных Советов,
  • Контроль за исполнением распоряжений центральной власти на местах,
  • Охрана "революционного порядка" и обеспечение безопасности граждан,
  • Общее руководство профессиональной и финансово-хозяйственной деятельностью органов милиции, исполнения наказаний, противопожарной охраны,
  • Руководство коммунальным хозяйством.

Всероссийский совет народного  хозяйства (ВСНХ) создает комиссию для  разработки и направления в Совет  народных комиссаров проекта реорганизации пожарного дела в России.

 

24 мая 1922г.ВЦИК и СНК РСФСР утверждают "Положение о НКВД", которое юридически закрепляет сложившуюся структуру Наркомата и определяет основные направления его деятельности в новых условиях.

В соответствии с положением НКВД РСФСР является исполнительным аппаратом Президиума ВЦИК и включает:

  • Организационно-административное управление
  • Главное управление милиции
  • Главное управление принудительных работ
  • Центральное управление по эвакуации населения (Центроэвак)
  • Главное управление коммунального хозяйства с пожарным отделом
  • Управление делами
  • Государственное политическое управление (до ноября 1923 г)

Основные задачи Наркомата определялись следующим образом:

  • руководство деятельностью местных органов административного управления,
  • организация и управление милицией,
  • организация принудительных работ,
  • организация всех видов перевозок (кроме воинских) людских контингентов: военнопленных, беженцев, переселенцев, рабочей силы,
  • руководство городским и сельским благоустройством.

Организационно-административное управление отвечало за:

  • наблюдение за работой местных Советов,
  • осуществление Декрета об отделении церкви от государства,
  • прием и выход из российского гражданства,
  • изменение волостных границ,
  • запись актов гражданского состояния.

Информация о работе История министерства внутренних дел