Законодательство по вопросам гражданства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 19:24, курсовая работа

Краткое описание

Кроме того, влияние на политику государств в сфере множественного гражданства оказывают общемировые объективные процессы глобализации, интеграции и национализации, а также обостряющаяся во всем мире проблема нелегальной миграции и перемещенных лиц (беженцев и вынужденных переселенцев). Цель данной работы – подробное рассмотрение вопросов гражданства в Российской Федерации, имеющих отражение в Федеральном законе о гражданстве. Для раскрытия поставленной темы была определена следующая структура: работа состоит из введения, трех глав и заключения. Названия глав отображает их содержание.

Содержание

Введение 3
Глава 1.Общая характеристика законодательства по вопросам гражданства РФ. 5
1.1 Правовое регулирование гражданства в Российской Федерации. 5
1.2 Международно-правовое регулирование вопросов гражданства. 11
Глава 2.Система законодательства по вопросам гражданства. 21
2.1 Нормативная основа гражданства в РФ. 21
2.2 Общая характеристика ФЗ « О гражданстве РФ» 2002 года. 27
2.3 Конституция РФ 33
Заключение 36
Cписок использованной литературы. 38

Вложенные файлы: 1 файл

Распечатать.doc

— 171.00 Кб (Скачать файл)

Во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., устанавливается, что никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию (ст. 9). Что каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства, покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну (ст. 13); что каждый человек имеет право на гражданство. И никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство (ст. 15).

В Конвенции о гражданстве замужней женщины от 29 января 1957 г. записано, что договаривающиеся государства, имея в виду, что коллизии в праве и практике, относящиеся к гражданству, возникают как результат постановлений об утрате или при обретении гражданства женщинами вследствие вступления в брак. Расторжения брака или перемены гражданства мужем во время существования брачного союза и что в ст. 15 Всеобщей декларации прав человека указывается, что "каждый человек имеет право на гражданство" и что "никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство". Согласились о том, что ни заключение, ни расторжение брака между кем-либо из его граждан и иностранцем, ни перемена гражданства мужем во время существования брачного союза не будут отражаться автоматически на гражданстве жены (ст. 1). Ни добровольное приобретение кем-либо из граждан гражданства какого-либо государства, ни отказ кого-либо из граждан от своего гражданства не будет препятствовать сохранению своего гражданства женой этого гражданина (ст. 2).

Каждое договаривающееся государство согласилось, что иностранная  подданная, состоящая замужем за кем-либо из его граждан, может приобрести, по своей просьбе, гражданство своего мужа в специальном упрощенном порядке  натурализации. Дарование такого гражданства может быть объектом ограничений, устанавливаемых в интересах государственной безопасности или публичного порядка (ст. 3).

В Конвенции  о сокращении без гражданства, принятой 30 августа 1961 г. конференцией полномочных  представителей, созванной в соответствии с резолюцией 896 (IX) Генеральной Ассамблеи ООН от 4 декабря 1954 г., устанавливается, что договаривающееся государство предоставляет свое гражданство лицу, рожденному на его территории. Которое иначе не имело бы гражданства.

Найденыш, находящийся  на территории договаривающегося государства, поскольку его место рождения не установлено, предполагается родившимся на этой территории от родителей, имеющих  гражданство этого государства (ст. 2).

Рождение на судне или на воздушном корабле считается имевшим место на территории того государства, под флагом которого это судно плавает, или на территории того государства, в котором этот воздушный корабль зарегистрирован, в зависимости от обстоятельств (ст. 3).

Если гражданин  договаривающегося государства родился вне пределов территории этого государства, закон этого государства может обусловить сохранение гражданства этого государства по истечении одного года после 7достижения им совершеннолетия проживанием в это время на территории этого государства или регистрацией в соответствующих органах.

Любой договор  между договаривающимися государствами, который предусматривает передачу территории, должен включать постановления, 8которые гарантировали бы, что никто не станет апатридом в результате этой передачи.

В Международной  конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, принятой Генеральной  Ассамблеей ООН 21 декабря 1965 г., записано, что она не применяется к различиям, исключениям, ограничениям или предпочтениям, которые государства проводят или делают между гражданами и не гражданами. Ничто в ней не может быть истолковано как влияющее в какой-либо мере на положения законодательства государств-участников, касающиеся национальной принадлежности, гражданства или натурализации, при условии, что в таких постановлениях не проводится дискриминации в отношении какой-либо определенной национальности (ст. 1).Участники Конвенции обязуются запретить и ликвидировать расовую дискриминацию во всех ее формах и обеспечить равноправие каждого человека перед законом, без различия расы, цвета кожи, национального или этнического происхождения. В особенности в отношении осуществления, в частности, таких прав, как права на свободу передвижения и проживания в пределах государства: права покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну; права на гражданство (ст. 5).

Исключительно важную роль в регулировании вопросов гражданства играет Европейская  конвенция о гражданстве 1997 г.

Следует сказать, что Совет Европы рассматривает  вопросы, касающиеся гражданства, на протяжении более чем 30 лет. В 1963 г. была открыта для подписания Конвенция о сокращении случаев множественного гражданства и об исполнении воинской обязанности в случаях множественного гражданства.

В основу главы I Конвенции 1963 г. положена идея, которая в то время пользовалась широким признанием во многих западноевропейских странах. Она сводилась к тому, что множественное гражданство является нежелательным и что его следует в максимальной степени избегать. Статья 1 этой Конвенции предусматривает, в частности, что граждане, добровольно приобретшие другое гражданство, утрачивают свое прежнее гражданство и, в случае отсутствия соответствующей оговорки, лишаются права на его сохранение.

Тем не менее в Конвенции 1963 г. признается, что множественное гражданство возникает, в частности, тогда, когда гражданство другого государства-участника приобретается автоматически или когда государство, которое не является участником главы I Конвенции, допускает множественное гражданство в иных случаях. Поэтому в главу II, которая может быть принята государством-участником, даже если оно не приняло главу I, включены положения о выполнении воинской обязанности в случаях множественного гражданства, с тем чтобы освободить лиц с множественным гражданством от выполнения своей воинской обязанности более чем в одном государстве-участнике.

Европейская конвенция о  гражданстве, принимая во внимание многочисленные международные документы, касающиеся гражданства, 9множественного гражданства и без гражданства; признавая, что в вопросах, касающихся гражданства, следует учитывать законные интересы как государств, так и отельных лиц; желая содействовать прогрессивному развитию правовых принципов, касающихся гражданства, а также их закреплению во внутреннем законодательстве и желая максимально сократить число случаев, без гражданства желая исключить дискриминацию в вопросах, касающихся гражданства; 10

отмечая различные подходы  государств к вопросу о множественном  гражданстве и признавая, что  каждое государство вправе решать в рамках своего внутреннего законодательства, какими будут последствия того, что его гражданин приобретает или имеет другое гражданство; признавая, что желательно найти надлежащие пути преодоления последствий множественного гражданства. В частности в том, что касается прав и обязанностей лиц с множественным гражданством; учитывая желательность того, чтобы лица, имеющие гражданство двух или более государств-участников, выполняли свою воинскую обязанность только в одном из этих участников; учитывая необходимость содействия международному сотрудничеству между национальными органами, отвечающими за вопросы гражданства, устанавливает принципы и правила, касающиеся гражданства физических лиц, и правила, регулирующие воинскую обязанность в случаях множественного гражданства, которым должно соответствовать внутреннее законодательство государств-участников.11 В ней указывается (ст. 3), что каждое государство определяет в соответствии со своим законодательством, кто является его гражданином. Это законодательство признается другими государствами, если оно соответствует применимым международным конвенциям, международному обычному праву и общепризнанным правовым принципам в отношении гражданства.

В Конвенции устанавливается (ст. 4), что правила каждого государства-участника, регулирующие гражданство, основываются на следующих принципах:

а) каждый человек имеет  право на гражданство;

б) следует избегать без  гражданства;

с) никто не может быть произвольно лишен своего гражданства;

д) ни вступление в брак, ни расторжение брака между гражданином государства-участника и иностранцем, ни изменение гражданства одним из супругов во время пребывания в браке не влекут за собой автоматически последствий для гражданства другого супруга.

Устанавливается (ст. 9), что  каждое государство-участник, в случаях и на условиях, предусмотренных его внутренним законодательством, способствует восстановлению его гражданства бывшими гражданами, на законном основании постоянно проживающими на его территории.

В Конвенции рассматриваются  процедуры, касающиеся гражданства.

Важную роль в регулировании  вопросов гражданства играют также  двусторонние и многосторонние договоры и соглашения России с другими  государствами.

К числу такого рода документов относится Меморандум от 28 марта 1994 г. "Об основных принципах решения вопросов, связанных с гражданством и правовым статусом граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан, и граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации".

Важную роль в регулировании вопросов гражданства играет Соглашение между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства от 26 февраля 1999 г. (вступило в силу 4 ноября 2000 г.).

Устав Союза Беларуси и  России от 23 мая 1997 г. о гражданстве  предусматривает равноправие между  гражданами двух государств, а также  посвящен специфическим правам граждан  договаривающихся государств как граждан  Союза. Согласно ч. 1 ст. 13 Устава полномочия Союза и его органов направлены на обеспечение равенства политических и социально-экономических прав граждан. Для этой цели Союз наделен полномочиями обеспечить равенство прав граждан Союза в получении всех видов образования и медицинской помощи. Трудоустройстве, оплате труда и других областях (п. "б" ч. 1 ст. 15). Равные права в социальной сфере предусмотрены ст. 10, а в экономической - ст. 9"л" Устава.

Союз наделен полномочиями обеспечивать права гражданам России и Беларуси как гражданам Союза (п. "а" ч. 1 ст. 15).

В Уставе закреплено право граждан Союза свободно передвигаться и постоянно проживать  в пределах территории договаривающихся государств с соблюдением правил, установленных законом этих государств в отношении отдельных районов  и местностей (п. "а" ч. 3 ст. 18).

Согласно ст. 14 Договора граждане государств-участников являются одновременно гражданами Союзного государства. В Союзном государстве  признаются и гарантируются права  и свободы человека и гражданина согласно общепринятым принципам и  нормам международного права.12

Российской  Федерацией заключен также и ряд  других международных соглашений, в  которых рассматриваются вопросы  гражданства.13

Глава 2.Система законодательства по вопросам гражданства.

2.1 Нормативная основа гражданства в РФ.

 

Вопросы гражданства относятся преимущественно к области внутригосударственного права. Поэтому гражданство является, прежде всего, институтом внутреннего права каждого государства. Вместе с тем это и институт международного права, поскольку вопросы гражданства регламентируются государствами на основе не только внутреннего, но и международного права.

Однако гражданство  как правовое явление едино: нет  внутригосударственного понятия гражданства  в отличие от международно-правового. Современное российское законодательство о гражданстве решает ряд актуальных правовых проблем, возникших в связи с преобразованием политических, экономических, социальных и иных форм организации государственной и общественной жизни, а также преодолением во многом искусственной самоизоляции страны и развитием отношений с другими странами и народами.Нормативной основой гражданства в Российской Федерации является совокупность правовых актов, в числе которых имеются и международно-правовые соглашения по вопросам гражданства:

1. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН Резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.), согласно которой каждый человек имеет право на гражданство. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство.

2. Конвенция  о сокращении безгражданства, принятая 30 августа 1961 г. конференцией полномочных  представителей, созванной в соответствии  с резолюцией 896 (IX) Генеральной Ассамблеи  ООН от 4 декабря 1954 г., установила, что договаривающееся государство предоставляет свое гражданство лицу, рожденному на его территории, которое иначе не имело бы гражданства.

3. Международный  пакт о гражданских и политических  правах, принятый Генеральной Ассамблеей  ООН 16 декабря 1966 г., где устанавливается,  что каждому, кто законно находится на территории какого-либо государства, принадлежит в пределах этой территории право на свободное передвижение и свобода выбора местожительства. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную. Никто не может быть произвольно лишен права на въезд в свою собственную страну. Эти права не могут быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом, необходимых для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или других прав и свобод и совместимы с признаваемыми в Пакте другими правами.

Информация о работе Законодательство по вопросам гражданства