Задержание по подозрению в совершении преступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 20:20, курсовая работа

Краткое описание

Применение мер уголовно-процессуального принуждения необходимо для предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений. Среди них необходимо выделить ограничивающее личную свободу граждан - задержание лица, подозреваемого в совершении преступления. Применение указанной меры существенно ограничивает конституционные права, свободы и законные интересы гражданина, ставит под сомнение его честь, достоинство, влияет на дальнейшую судьбу, причиняет нравственные страдания в случае необоснованного или незаконного ее применения.

Содержание

Введение
1. Процессуальное положение лица, задержанного по подозрению в совершении преступления
2. Основания, цели, мотивы и условия задержания.
2.1 Основания задержания.
2.2 Мотивы, цели и условия задержания
3. Процессуальный порядок задержание подозреваемого
3.1 Процессуальное оформление задержания подозреваемого в совершении преступления
3.2 Освобождение задержанного подозреваемого в совершении преступления и его реабилитация
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 45.76 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение

1. Процессуальное положение  лица, задержанного по подозрению  в совершении преступления

2. Основания, цели, мотивы  и условия задержания.

2.1 Основания задержания.

2.2 Мотивы, цели и условия  задержания

3. Процессуальный порядок  задержание подозреваемого

3.1 Процессуальное оформление  задержания подозреваемого в  совершении преступления

3.2 Освобождение задержанного  подозреваемого в совершении  преступления и его реабилитация

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проводимая судебно-правовая реформа в Российской Федерации  призвана обеспечить демократизацию всей правовой системы, эффективное соблюдение прав человека. Одна из черт правового  государства - и верховенство закона, недопустимость произвола и беззакония во взаимоотношениях органов государства, должностных лиц и личности, ограничение  принуждения случаями, когда оно  действительно необходимо для защиты интересов общества и граждан.

Применение мер уголовно-процессуального  принуждения необходимо для предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений. Среди них необходимо выделить ограничивающее личную свободу граждан - задержание лица, подозреваемого в совершении преступления. Применение указанной  меры существенно ограничивает конституционные  права, свободы и законные интересы гражданина, ставит под сомнение его  честь, достоинство, влияет на дальнейшую судьбу, причиняет нравственные страдания  в случае необоснованного или  незаконного ее применения.

Задержание лиц, подозреваемых  в совершении преступлений, часто  сопряжено со значительными трудностями, что объясняется недостаточной  его правовой регламентацией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Процессуальное положение  лица, задержанного по подозрению  в совершении преступления

Подозрение следователя  о совершении преступления определенным лицом само по себе не свидетельствует  о появлении в деле подозреваемого. То или иное лицо становится его  участником, приобретает качества определенной процессуальной фигуры лишь в результате соответствующих процессуальных действий государственных органов, ведущих  процесс.

В отличие от обвиняемого, применительно к которому УПК  РФ употребляет термин «признается» (ч. 1 ст. 47 УПК РФ), ч. I ст. 46 УПК РФ употребляет  термин «является». Тем самым подчеркивается, что права, предусмотренные данной статьей, лицо приобретает независимо от того, признано оно подозреваемым  или нет. Заподозренное лицо, согласно смыслу закона, становится подозреваемым  с момента фактического лишения  его свободы передвижения (п. 15 ст. 5 УПК РФ), в частности, с момента  «захвата» на месте совершения преступления независимо от срока его доставления  в орган дознания, к следователю, прокурору.

Термин «подозреваемый»  как «подозрение» может иметь  несколько значений. Среди них  можно выделить общеупотребительное (бытовое) и уголовно-процессуальное. Между аспектами понятий «подозрение» и «подозреваемый» нет «непреодолимой стены», в основе их лежит одно и то же смысловое слово (подозрение), которые лишь в праве обладают рядом дополнительных необходимых признаков.

Для применения задержания недостаточно чисто субъективного  подозрения лица, ведущего расследование. Поэтому необходимо четко различать «подозреваемого» как участника уголовно-процессуальной деятельности от «лица, подозреваемого в совершении преступления», то есть лица, в отношении которого хотя и имеются определенные фактические данные, которые служат основанием для подозрения его в причастности к совершению преступления, но отсутствуют основания для задержания, возбуждения уголовного дела или избрания мер пресечения, предусмотренных законом.

В своих суждениях все  авторы сходятся в том, что фактическое  подозрение в отношении конкретного  лица может сформироваться на основе доказательств, указывающих на вероятную  виновность этого лица в совершении преступления, но не достаточных для  предъявления обвинения. Необходимость  же наделения заподозренного лица статусом подозреваемого вызвана потребностью привлечения его к расследованию, т.е. применением процессуальных мер, в той или иной степени ограничивающих его права и законные интересы.

Процессуалисты, предлагавшие дальнейшее расширение основания признания  лица подозреваемым, упускали из виду то важнейшее обстоятельство, согласно которому подозреваемый в отличие от обвиняемого является кратковременным, эпизодическим, зачастую не обязательным участником уголовно-процессуальной деятельности. Исключительность процессуального положения подозреваемого в том и состоит, что он наделяется правами и несет определенные обязанности не столько в связи с наличием конкретных данных, сколько из-за необходимости кратковременного ограничения его личной свободы в связи с внезапно возникшими обстоятельствами и в интересах предварительного расследования.

Моментом появления у  лица правового статуса подозреваемого должен быть признан момент официального объявления ему об этом. Именно с этого момента у лица появляется возможность реализации своих прав, а у следователя (дознавателя) - требовать исполнения обязанности. Именно с момента фактического задержания (ст. 91 УПК РФ) подозреваемый наделяется соответствующими правами для защиты своих интересов, на него возлагаются предусмотренные законом обязанности.

Подозреваемый отвечает признакам, характеризующим участников уголовно-процессуальной деятельности, которыми являются: осуществление  уголовно-процессуальной деятельности; наличие определенных прав и обязанностей; вступление в уголовно-процессуальные отношения с другими участниками  процесса по своей инициативе или  в силу требования закона. 91 Следовательно, нормативное закрепление понятия подозреваемого в Российском уголовном процессе связано прежде всего с определением места подозреваемого среди иных участников.

Получается, что в момент применения меры пресечения лицо вообще не имеет своего собственного «правового положения». В то же время меры пресечения должны применяться только после  приобретения лицом того или иного  процессуального положения, и только при тех условиях, которые установлены  законом и соответствуют данному  правовому статусу.

Анализируя ст. 46 УПК РФ, можно также заметить, что в  ней содержатся только юридические  основания для признания лица подозреваемым. В то же время в  этой статье ничего не говориться о  фактических основаниях. Статья 46 УПК  РФ, как и ранее ст. 52 УПК РСФСР  имеет отсылочный характер в силу того, что фактические основания  для признания лица подозреваемым, которые ложатся в основу принятия указанных решений, оказываются  «скрытыми» и остаются как бы в  тени. Логически неверным было бы считать, что человека подозревают потому, что к нему применяли задержание, а не потому, что для принятия этих мер имеются фактические  данные о его причастности к преступлению.

Само по себе подозрение в совершении преступления, высказанное  в постановлении о возбуждении  уголовного дела, еще не является автоматическим основанием для рассмотрения определенного  лица в качестве подозреваемого - особого участника процесса. Первый из них дает начало производства расследования преступления, указывает на наличие признаков преступления, а второй определяет определенное процессуальное положение подозреваемого, как участника предварительного расследования, данные об его причастности к совершенному преступлению. Следовательно, одновременно с вынесением постановления о возбуждении уголовного дела в отношении конкретного лица, дознаватель, следователь обязан вынести постановление о привлечении в качестве подозреваемого в котором он с возможной конкретностью для данного дела излагает суть подозрения.

Ознакомление подозреваемого с постановлением должно иметь место  перед первым его допросом и возможным  применением к нему меры пресечения или иной меры процессуального принуждения. На наш взгляд, указание прав и обязанностей подозреваемого можно предусмотреть  в самом постановлении, копия  которого немедленно вручается ему  после вынесения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основания, цели, мотивы  и условия задержания

2.1 Основания задержания

Задержание как процесс  действия во всех случаях осуществляется только при условии предусмотренных  законом оснований (ст. 91 УПК РФ). В качестве правовых оснований для  задержания лица, на наш взгляд, следует  расценивать те юридические факты, которые с точки зрения законодателя составляют гипотезу для реализации предоставленного (диспозицией нормы) властному органу превентивного  процессуального принуждения.

Данные, полученные из источников, указанных в ст. 91 УПК РФ, могут  содержать различную информацию. Однако для того чтобы использовать их для установления оснований задержания, они должны служить в последующем  и основаниями для подозрения лица в совершении преступления, наказуемого  лишением свободы.

В действующем законодательстве не проводится никакой отличительной  грани между основаниями для  подозрения и основаниями для  задержания.

Многие авторы указывали, что основание к задержанию - это  предусмотренные в законе фактические  данные, свидетельствующие о совершении лицом преступления, за которое определено наказание в виде лишения свободы.

В процессуальной литературе по вопросу, что же подразумевать  под «фактическими данными», высказаны  различные точки зрения. Некоторые  авторы полагают, что в данном случае в качестве оснований могут использоваться «...любые фактические данные, которые  стали известны из источников, указанных  в законе», то есть доказательства.

В качестве оснований задержания должны выступать объективные данные о причастности лица к совершению преступления, те или иные процессуальные действия, производимые органами предварительного расследования. При установлении оснований  задержания используются данные об обстоятельствах, указанных в ст. 91 УПК РФ, которые  зафиксированы в приобщенных  к уголовному делу документах. Задержание необходимо рассматривать как действие и об установлении фактических данных, отражающих именно тот результат, который  сформулирован в ст. 91 УПК РФ и  в этой связи приобретающий доказательственное значение.

Закон не указывает на «фактические данные, свидетельствующие о совершении лицом преступления» ввиду их бесконечного многообразия, а определяет лишь источники, из которых такие  данные могут быть получены. Указание на данные, которые могут свидетельствовать  о совершении лицом преступления, содержится только в ч. 2 ст. 91 УПК РФ. По смыслу ст. 91 УПК РФ для задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, необходимо хотя бы одно из указанных в законе оснований.

Анализ ст. 91 УПК РФ позволяет  утверждать, что прямого требования располагать доказательствами в  качестве фактических оснований  для задержания данная норма закона не содержит. В ней подразумевается  иная процедура получения и закрепления  фактических данных, чем та, которая  предусмотрена для получения  соответствующих видов доказательств (ст.ст. 74, 86-88 УПК РФ). Как видно, ни одно из перечисленных обстоятельств  не отнесено законом к источникам доказательств (ч. 2 ст. 74 УПК РФ), и это не случайно. Данные, которые могут быть получены из обстоятельств и источников, указанных в ст. 91 УПК РФ, дают лишь основание подозревать лицо в совершении преступления, а также возможность сделать вероятный вывод об этом на момент принятия решения о задержании. Степень обоснованности и достоверность таких данных должна быть оценена и проверена, а причастность лица к совершению преступления должна подлежать установлению.

Следовательно, в ч. 1 ст. 91 УПК РФ сформулированы как обстоятельства, при возникновении которых задержание может быть осуществлено (п.1, ч. 1 ст. 91 УПК РФ), так и указаны источники  фактических данных, из которых могут  быть получены данные, дающие основание  для подозрения о причастности лица к совершению преступления (п.п.2 и 3 ч. 1 ст. 91 УПК РФ). Представляется, что возникновению самостоятельных оснований для задержания, предусмотренных п.п.1-3 ч. 1 ст. 91 УПК РФ, должны предшествовать определенные данные, формулирующие основания подозрения. Совокупность последних дает возможность для принятия решения о задержании. «Самостоятельность» и «безусловность» оснований для задержания предопределяет также и наличие соответствующих правовых предпосылок, предусмотренных законом.

Термин «застигнут» подчеркивает внезапность появления этого  основания, пресекающий неотложный характер действий по задержанию. Возможность  его осуществления по данному  основанию предполагает наличие  следующих фактов: а) лицо застигнуто при совершении преступления; б) лицо застигнуто непосредственно после его совершения. Данное положение закона можно толковать и иначе: застигнуть при совершении преступления - это значит застигнуть и при приготовлении либо покушении на него. Эти действия образуют неоконченный состав преступления (ст.ст.29-30 УК РФ).

Отмечалось, что основанием для процессуального задержания лица, застигнутого при совершении преступления либо непосредственно  после его совершения, должны служить  лишь фактические данные об этом, а  не факт его поимки, как это предусмотрено  действующим законодательством. Такие  данные могут быть получены как от представителей власти, общественности, захвативших заподозренного на месте  совершения преступления с поличным, или непосредственно после его  совершения и доставивших последнего в орган дознания или к следователю, но и рассматриваться как самостоятельное  основание для задержания. В этой ситуации, по нашему мнению, лицо может  быть задержано по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 91 УПК РФ. Эти данные можно  рассматривать и как повод  к возбуждению уголовного дела, как  и сообщение о совершенном  преступлении, полученное из иных источников (п. 3., ч. 1 ст. 140 УПК РФ).

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 91 УПК  РФ, лицо может быть задержано, когда  потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как совершившее преступление. При анализе данного основания прежде всего необходимо уточнить, кого следует понимать под «очевидцами» преступления. Очевидец - это тот, кто «видел оком», человек, который сам, своими глазами наблюдал какое-нибудь событие. Под очевидцами закон имеет в виду лиц, которые, находясь в момент совершения преступления на месте происшествия или недалеко от него, лично могли наблюдать совершение преступных действий конкретным лицом и подтвердить причастность его к содеянному.

Информация о работе Задержание по подозрению в совершении преступления