Дознание как форма предварительного расследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 10:15, курсовая работа

Краткое описание

Дознание — одна из двух форм предварительного (досудебного) расследования преступлений (наряду с предварительным следствием) в уголовном судопроизводстве.
Как правило, преступления, по которым проводится дознание, — это преступления небольшой и средней тяжести. По Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации — это преступления, по которым максимальное наказание не превышает 5-ти лет лишения свободы, хотя по письменному указанию прокурора эти дела могут быть переданы для производства предварительного следствия (ст. 150 УПК РФ).

Содержание

Введение
Глава 1. Дознание в системе стадий уголовного процесса Российской Федерации
1.1 Понятие, значение и виды предварительного расследования
1.2 Формы предварительного расследования
Глава 2. Дознание как форма предварительного расследования
2.1 Понятие, формы и особенности дознания
2.2 Органы дознания: их виды и процессуальные полномочия
2.3 Особенности производства дознания
2.4 Правовой статус дознавателя
Глава 3. Проблемы совершенствования института производства дознания
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

дознание диплом.docx

— 50.26 Кб (Скачать файл)

2.2 Органы дознания: их виды и процессуальные полномочия

В современном уголовном процессе России органами дознания являются конкретные государственные органы и должностные лица, уполномоченные производить в форме дознания предварительное расследование преступлений и осуществлять другие процессуальные полномочия, предусмотренные законом (п. 24 ст. 5 УПК РФ).

В УПК Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень органов дознания. В соответствии со ст. 40 УПК к органам дознания относятся:

1) Органы внутренних дел  Российской Федерации, а также  иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с  федеральным законом полномочиями  по осуществлению оперативно-розыскной  деятельности.

На основании ст. 13 Федерального закона Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ (в ред. ФЗ от 02. 12. 2005 года №150-ФЗ) такими полномочиями обладают оперативные подразделения:

· органов внутренних дел Российской Федерации;

· органов федеральной службы безопасности;

· федеральных органов государственной охраны;

· таможенных органов Российской Федерации;

· Службы внешней разведки Российской Федерации;

· Федеральной службы исполнения наказаний;

· органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Оперативное подразделение органа внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации проводит оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения безопасности указанного органа внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий вышеуказанных органов.

2) Главный судебный пристав  Российской Федерации, главный военный  судебный пристав, главный судебный  пристав субъекта Российской  Федерации, их заместители, старший  судебный пристав, старший военный  судебный пристав, а также старшие  судебные приставы Конституционного  Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

3) Командиры воинских  частей, соединений, начальники военных  учреждений или гарнизонов;

4) Органы государственного  пожарного надзора федеральной  противопожарной службы.

Все органы исполнительной власти, перечисленные в ч.1 ст.40 УПК[11] , обладают полномочиями органа дознания и действуют в пределах своей процессуальной компетенции.

В уголовно-процессуальном законе (ч. 2 ст. 40) определены два основных направления процессуальной деятельности органов дознания.

На органы дознания возлагается[12] :

· производство дознания по уголовным делам, по которым предварительное следствие необязательно, - в порядке, установленном гл.32 УПК РФ;

· выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно, - в порядке, предусмотренном ст.157 УПК РФ[13] .

УПК РФ нацеливает органы дознания на быстрое проведение неотложных следственных действий и закрепляет специальные правила о том, что при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, возбуждение уголовного дела и проведение неотложных следственных действий возлагается на:

· органы дознания, указанные в п.1 и 8 ч.3 ст.151 УПК РФ, - по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел, указанных в п.2 - 6 ч.2 ст.157 УПК РФ;

· органы федеральной службы безопасности - по уголовным делам о преступлениях, указанных в п.2 ч.2 ст.151 УПК;

· таможенные органы - по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст.188 (ч.2-4), 189, 190, 193 УК РФ;

· командиров воинских частей и соединений, начальников военных учреждений и гарнизонов - по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона;

· начальников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы - по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками соответствующих учреждений и органов, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений и органов иными лицами;

· иных должностных лиц, которым предоставлены полномочия органов дознания в соответствии со ст.40 УПК[14] .

В соответствии с ч.3 ст.40 УПК возбуждение уголовных дел публичного обвинения и производство неотложных следственных действий возлагается также на:

· капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

· руководителей геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой ст.40 УПК РФ[15] , - по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок;

· глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации - по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Компетенция перечисленных органов дознания по производству неотложных следственных действий при расследовании преступлений, по которым предварительное следствие обязательно, определяется по предметным (родовым), территориальным и персональным признакам подследственности уголовных дел. При обнаружении преступления, по которому обязательно предварительное следствие, орган дознания обязан возбудить уголовное дело и произвести неотложные следственные действия в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного изъятия, закрепления и исследования.

Завершив производство неотложных следственных действий, не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания направляет уголовное дело руководителю следственного органа, а по уголовным делам, указанным в ч.3 ст.150 УПК РФ, производит дознание.

Таким образом, закон возлагает на органы дознания следующие процессуальные полномочия:

· принятие, рассмотрение и разрешение заявлений и сообщений о преступлениях (ст.140-145 УПК);

· производство неотложных следственных действий по делам о преступлениях, по которым обязательно проведение предварительного следствия (ст.157 УПК) [16] ;

· производство в полном объеме дознания по делам, по которым предварительное следствие не обязательно (ст.223-226 УПК);

· производство отдельных следственных и процессуальных действий, а также оперативно-розыскных мероприятий по письменному поручению следователя;

· оказание содействия следователям в проведении ими отдельных следственных и процессуальных действий (ст.38 и 157 УПК).

2.3 Особенности  производства дознания

При наличии поводов и оснований для начала уголовного преследования по делам публичного и частно-публичного обвинения, досудебное производство по делам о преступлениях, отнесенных ч.3 ст.150 УПК[17] к подследственности органов дознания, начинается с возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица (или лиц) с согласия прокурора.

Дознание по делам о преступлениях, не требующих обязательного предварительного следствия, производится в полном объеме в порядке, установленном гл.21, 22 и 24-29 УПК, с учетом изъятий, предусмотренных гл.32 УПК. Дознаватель с согласия прокурора возбуждает уголовное дело в отношении конкретного подозреваемого и производит необходимые следственные действия для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию.

При этом для органов дознания и дознавателей в УПК РФ установлены следующие исключения из общих правил:

1. Дознание производится  в течение 30 суток со дня возбуждения  уголовного дела. При необходимости  этот срок может быть продлен  прокурором до 30 суток.

2. В необходимых случаях, в том числе связанных с  производством судебной экспертизы, срок дознания, предусмотренный  частью третьей настоящей статьи, может быть продлен прокурорами  района, города, приравненным к ним  военным прокурором и их заместителями  до 6 месяцев.

3. В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса  о правовой помощи, направленного  в порядке, предусмотренном статьей 453, срок дознания может быть  продлен прокурором субъекта  Российской Федерации и приравненным  к нему военным прокурором  до 12 месяцев.

4. В отношении конкретного  подозреваемого, против которого  возбуждено уголовное дело, дознаватель  при наличии к тому достаточных  оснований вправе с согласия  прокурора представить в суд  ходатайство об избрании к  нему меры пресечения в виде  заключения под стражу в порядке, предусмотренном в ст.108 УПК РФ.

Если у обвиняемого, заключенного в ходе дознания под стражу, остались без присмотра и помощи несовершеннолетние дети, другие иждивенцы, также престарелые родители, нуждающиеся в постороннем уходе, то дознаватель в общем порядке принимает меры по их передаче на попечение близких родственников, родственников или других лиц либо помещению в соответствующие детские или социальные учреждения. Дознаватель принимает также меры по обеспечению сохранности имущества и жилища обвиняемого, заключенного под стражу, о чем уведомляет его.

5. При наличии достаточных  доказательств для привлечения  конкретного лица к уголовной  ответственности постановление  о привлечении его в качестве  обвиняемого не выносится: подтвержденное  обвинение формулируется в обвинительном  акте с указанием пункта, части  и статьи УК РФ.

6. Производство предварительного  расследования в форме дознания  оканчивается в порядке, установленном  гл.32 УПК, составлением дознавателем  обвинительного акта, который утверждается  начальником органа дознания.

7. В случае если в  отношении подозреваемого по  постановлению судьи была избрана  мера пресечения в виде заключения  под стражу, обвинительный акт  должен быть составлен дознавателем не позднее 10 суток со дня заключения лица под стражу.

8. При невозможности составить  обвинительный акт в течение 10 суток со дня заключения подозреваемого  под стражу (большой объем следственных  действий, необходимость производства  судебных экспертиз и т.п.), ему  должно быть предъявлено обвинение  с соблюдением порядка, установленного  в гл.23 УПК РФ, либо данная мера  пресечения немедленно отменяется. Дальнейшее предварительное расследование  по делу производится по правилам, изложенным в гл.32 УПК, либо данная  мера пресечения отменяется[18] .

Информация о работе Дознание как форма предварительного расследования