Гражданско - правовые меры притоводействия коррупции в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 16:49, курсовая работа

Краткое описание

Предметом исследования данной работы является определение причин возникновения коррупции, мер и способов борьбы с рынками коррупционных услуг в России.
Цель написания курсовой работы заключается в том, чтобы точно и полно дать определение понятию «коррупция», определить круг нормативных актов, которые на сегодняшний день регламентируют деятельность органов государственной власти и местного самоуправления в рамках исследования предмета курсовой работы.
Также, сделаны попытки выявить недостатки в российском законодательстве, которое регулирует вопросы коррупции.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 40.27 Кб (Скачать файл)

Глава 3. Причины и методы борьбы с коррупцией

3.1. Причины коррупции

Производство любых благ требует расхода определённых ресурсов, который компенсируется средствами, полученными от потребителей этих благ. Зарплата служащих относится к числу расходов, покрываемых в конечном итоге за счёт потребителя, однако их деятельность определяется волей начальства и работодателя. Это приводит к ситуации, когда потребитель получает необходимую услугу или товар от служащего, но не может напрямую повлиять на деятельность этого служащего. Частным случаем является общественное благо, которое оплачивается за счёт налогов и предоставляется государственными служащими. Несмотря на то, что работу чиновников фактически оплачивают граждане, их работодателем является государство, которое наделяет их правом принимать решения, затрагивающие конкурирующие интересы различных лиц, по своему усмотрению.

В отсутствие у кого-либо дискреционной власти, коррупция была бы невозможна. Однако персона или группа, обладающая верховной властью, не в состоянии самостоятельно обеспечивать реализацию политики, которую она определяет. Для этой цели она назначает администраторов, которых она наделяет требуемыми полномочиями, в распоряжение которых она передаёт необходимые ресурсы, для которых она устанавливает правила поведения и над которыми она осуществляет надзор. И здесь возникает следующая проблема:

Консервативность закона . На практике инструкции меняются значительно медленнее, чем внешние условия. Поэтому они оставляют место для действий по своему усмотрению, поскольку иначе система управления становится совершенно негибкой, и несоответствие жёстких норм реалиям способно полностью остановить работу. Однако это означает, что в непредусмотренной законом, ситуации администратор может начать руководствоваться наиболее выгодной рентой.

Невозможность всеохватывающего контроля . Надзор требует затрат, но кроме того, чрезмерно жёсткий контроль наносит удар по качеству управленческого персонала и приводит к оттоку творчески мыслящих кадров.

Таким образом, принцип управления сам по себе содержит потенциальную возможность для коррупции. Эта возможность перерастает в объективные условия, когда потенциальная рента преобладает над рисками.

Данная проблема многократно воспроизводится в бюрократическом аппарате, поскольку администраторы высшего уровня назначают своих подчинённых и т. д. Особенность систем с представительной демократией состоит в том, что высшие должности занимают политические элиты, получившие властные полномочия от народа и рискующие потерей власти на следующих выборах.

Большинство специалистов сходится на том, что основными причинами высокой коррупции является несовершенство политических институтов, которые обеспечивают внутренние и внешние механизмы сдерживания (см. следующий раздел). Помимо этого, есть основания полагать, что некоторые объективные обстоятельства вносят существенный вклад:

- двусмысленные законы.

- незнание или непонимание  законов населением, что позволяет  должностным лицам произвольно  препятствовать осуществлению бюрократических  процедур или завышать надлежащие  выплаты.

- зависимость стандартов  и принципов, лежащих в основе  работы бюрократического аппарата, от политики правящей элиты.

- профессиональная некомпетентность  бюрократии.

- кумовство и политическое  покровительство, которые приводят  к формированию тайных соглашений, ослабляющих механизмы контроля  над коррупцией.

- отсутствие единства  в системе исполнительной власти, т. е., регулирование одной и той  же деятельности различными инстанциями.

- низкий уровень участия  граждан в контроле над государством.

Выдвигались и другие предположения в отношении обстоятельств, которые возможно являются причинами высокой коррупции: низкий уровень заработной платы в государственном секторе по сравнению с частным сектором; государственное регулирование экономики; зависимость граждан от чиновников, монополия государства на определённые услуги; оторванность бюрократической элиты от народа; экономическая нестабильность, инфляция…

Однако данные гипотезы не получили прямого подтверждения.

Так, повышение заработной платы в государственном секторе по сравнению с частным сектором не приводит к немедленному снижению коррупции. С другой стороны, это способствует постепенному повышению уровня квалификации бюрократии и в долгосрочной перспективе имеет позитивный эффект. В странах с наиболее низким уровнем коррупции зарплата чиновников в 3—7 раз превышает заработки в производственном секторе.

Одним из наиболее спорных вопросов является роль государственного регулирования рынков и государства как монополиста. Сторонники свободного рынка указывают, что уменьшение роли государства и рост конкуренции способствуют снижению коррупции, поскольку тем самым снижается объём необходимых дискреционных властных полномочий и сокращаются возможности добиться преимущественного положения на рынке посредством протекционного регулирования, а следовательно, возможности для поиска ренты. Действительно, для всех стран с низкой коррупцией характерна относительно свободная экономика. Наоборот, плановая экономика, характеризующаяся монопольной властью чиновников и поддерживающая цены на уровне ниже рыночных, порождает стимулы для взяточничества как средства получения дефицитных товаров и услуг.

3.2. Вред от коррупции

Эмпирические данные показывают, что коррупция вызывает:

- неэффективное распределение  и расходование государственных  средств и ресурсов;

- неэффективность коррупционных  финансовых потоков с точки  зрения экономики страны;

- потери налогов, когда  налоговые органы присваивают  себе часть налогов;

- потери времени из-за  чинимых препятствий, снижение эффективности  работы государственного аппарата  в целом;

- разорение частных предпринимателей;

- снижение инвестиций  в производство, замедление экономического  роста;

- понижение качества общественного  сервиса;

- нецелевое использование  международной помощи развивающимся  странам, что резко снижает её  эффективность;

- неэффективное использование  способностей индивидов: вместо  производства материальных благ  люди тратят время на непродуктивный  поиск ренты;

- рост социального неравенства;

- усиление организованной  преступности - банды превращаются  в мафию;

- ущерб политической легитимности  власти;

- снижение общественной  морали.

В высоко коррумпированных бюрократических аппаратах большинство государственных ресурсов сознательно направляется в каналы, где их легче всего разворовать или где легче всего собирать взятки. Политика правящей элиты становится направленной на подавление механизмов контроля над коррупцией: свободы прессы, независимости системы правосудия, конкурирующих элит (оппозиции) и далее индивидуальных прав граждан. Так, некоторые люди отмечают, что существуют случаи, когда поведение и внешний вид человека являются сигналом для правоохранительных органов к задержанию человека с целью вымогательства взятки.

Существует также точка зрения, что к коррупции допустимо терпимое отношение. Согласно одному аргументу, в истории развития многих стран (Индонезии, Таиланда, Кореи) были периоды, когда экономика и коррупция росли одновременно. Согласно другому аргументу, взяточничество есть лишь реализация рыночных принципов в деятельности государственных и муниципальных структур. Таким образом, терпимое отношение к коррупции допустимо в условиях экономического бума либо пока она не затрагивает эффективность рынка в целом. Критики этой точки зрения возражают, что вследствие перечисленных выше причин, страны с высоким уровнем коррупции после периода роста рискуют утратить стабильность и впасть в нисходящую спираль.

3.3. Меры, направленные  на предупреждение коррупции

Законом «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ определено, что гражданин, претендующий на замещение должности государственной или муниципальной службы, включенной в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ, а также служащий, замещающий должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ, обязаны представлять работодателю сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Непредставление установленных сведений может являться основанием для отказа в приеме гражданина на государственную или муниципальную службу, для освобождения служащего от замещаемой должности либо привлечения его к иным видам дисциплинарной ответственности. Федеральными законами о видах государственной службы, а также о муниципальной службе для государственного или муниципального служащего могут устанавливаться более строгие запреты, ограничения, обязательства, правила служебного поведения[2] .

Также данным Законом предусмотрено, что государственный или муниципальный служащий обязан уведомлять работодателя, органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений. Такое уведомление является должностной (служебной) обязанностью служащего, невыполнение которой является правонарушением, влекущим увольнение с государственной или муниципальной службы либо привлечение к иным видам ответственности в соответствии с законодательством РФ.

В отношении граждан, замещавших должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, Закон предусмотрен ряд ограничений, налагаемых при заключении трудового договора.

Так, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы гражданин имеет право замещать должности в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в его должностные обязанности, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих РФ и урегулированию конфликта интересов. В течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы гражданин обязан при заключении трудовых договоров сообщать представителю нанимателя (работодателю) сведения о последнем месте своей службы. Несоблюдение указанного требования влечет прекращение заключенного трудового договора. Также установлено, что работодатель, при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора по последнему месту его службы.

3.4. Методы борьбы  с коррупцией РФ и объективные  трудности

Методы борьбы с коррупцией в РФ включают в себя:

1) проведение единой государственной  политики в области противодействия  коррупции;

2) создание механизма  взаимодействия правоохранительных  и иных государственных органов  с общественными и парламентскими  комиссиями по вопросам противодействия  коррупции, а также с гражданами  и институтами гражданского общества;

3) принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение  государственных и муниципальных  служащих, а также граждан к  более активному участию в  противодействии коррупции, на формирование  в обществе негативного отношения  к коррупционному поведению;

4) совершенствование системы  и структуры государственных  органов, создание механизмов общественного  контроля за их деятельностью;

5) введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области;

6) унификация прав и  ограничений, запретов и обязанностей, установленных для государственных  служащих, а также для лиц, замещающих  государственные должности Российской  Федерации;

7) обеспечение доступа  граждан к информации о деятельности  федеральных органов государственной  власти, органов государственной  власти субъектов Российской  Федерации и органов местного  самоуправления;

8) обеспечение независимости  средств массовой информации;

9) неукоснительное соблюдение  принципов независимости судей  и невмешательства в судебную  деятельность;

10) совершенствование организации  деятельности правоохранительных  и контролирующих органов по  противодействию коррупции;

11) совершенствование порядка  прохождения государственной и  муниципальной службы;

12) обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции  и объективности при размещении  заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг  для государственных или муниципальных  нужд;

13) устранение необоснованных  запретов и ограничений, особенно  в области экономической деятельности;

14) совершенствование порядка  использования государственного  и муниципального имущества, государственных  и муниципальных ресурсов (в том  числе при предоставлении государственной  и муниципальной помощи), а также  порядка передачи прав на использование  такого имущества и его отчуждения;

Информация о работе Гражданско - правовые меры притоводействия коррупции в РФ