Виды и назначения наказаний в уголовном праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 21:05, курсовая работа

Краткое описание

Борьба с преступностью заключается в осуществлении системы мер уголовно-правового, криминологического, воспитательного и другого воздействия. История уголовного права показывает, что со временем меняются не только круг деяний, которые включаются в число преступных, меняются также методы уголовно-правового воздействия – расширяется перечень видов наказаний, применяемых за совершение преступлений, меняется содержание ранее известных мер, вырабатываются иные меры, не являющиеся наказанием, но представляющие собой правовое последствие совершения преступления.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Понятие наказания в уголовном праве 5
1.1 Понятие и цели наказания 5
1.2 Система наказаний в уголовном праве 8
Глава 2 Виды и назначения наказаний в уголовном праве 13
2.1 Основные виды наказаний в уголовном праве РФ 13
2.2 Назначение наказания в уголовном праве 23
Заключение 32
Список литературы 34

Вложенные файлы: 1 файл

система наказаний.docx

— 96.57 Кб (Скачать файл)

Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает две системы наказаний:

– основную, или полную, для взрослых;

– дополнительную, или усеченную, для несовершеннолетних.

В УК РФ в ст. 44 все виды наказаний подразделяются на три группы:

– основные наказания;

– дополнительные наказания;

– наказания, которые могут быть как основными, так и дополнительными (ст. 45 УК РФ).

Основными наказаниями являются:

1. обязательные работы;

2. исправительные работы;

3. ограничение по военной  службе;

4. ограничение свободы;

5. арест;

6. содержание в дисциплинарной  воинской части;

7. лишение свободы на  определенный срок;

8. пожизненное лишение  свободы;

9. смертная казнь.

Дополнительным видом наказания является лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

В качестве дополнительного наказания штраф может назначаться только в случаях, предусмотренных Особенной частью УК РФ, а лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью – не только в этих случаях.

При назначении наказания по статьям уголовного закона, предусматривающим возможность применения дополнительного наказания по усмотрению суда, в приговоре следует указать основания его применения с приведением соответствующих мотивов.

Если закон, по которому квалифицировано совершенное преступление, предусматривает обязательное назначение дополнительного наказания, то его неприменение судом допускается лишь при наличии условий, предусмотренных ст. 64 УК РФ, и должно быть мотивировано в приговоре со ссылкой на указанную статью.

При назначении лицу в качестве основного наказания штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью суд, учитывая срок содержания под стражей, смягчает назначенное наказание или полностью освобождает его от отбывания этого наказания.

В связи с вступлением Российской Федерации в Совет Европы Россия приняла на себя обязательство о поэтапной отмене смертной казни. Указом Президента РФ от 16 мая 1996 г. № 7242 смертная казнь не приводится в исполнение.

Сроки большинства наказаний исчисляются в месяцах и годах, а обязательных работ – в часах. Время содержания лица под стражей до судебного разбирательства засчитывается в сроки:

– лишения свободы, содержания в дисциплинарной воинской части и ареста из расчета один день за один день;

– ограничения свободы из расчета один день за два дня;

– исправительных работ и ограничения по военной службе из расчета один день за три дня;

– обязательных работ из расчета один день за 8 часов.

В завершении данного параграфа необходимо подчеркнуть, что система уголовных наказаний, указанная в ст.44 УК РФ, содержит наказания, изначально предполагающие расположение от менее строгого к более строгому, что на данный момент не соответствует действительности. Поэтому реформирование должно быть направлено на создание дифференцированного перечня наказаний, то есть реально действующей системы наказаний, в которой виды наказаний могли бы дополнять и заменять друг друга и реально применяться на практике, а не формально существовать на бумаге и более десяти лет ожидать введения в действие, что на данный момент происходит с наказаниями в виде ограничения свободы и ареста.

Выводы к главе 1:

Уголовное наказание представляет собой реакцию государства на совершенное лицом преступление. Для самого же преступника наказание – это уголовно-правовое последствие совершенного им преступления.

Цель уголовного наказания – это тот конечный результат, к которому должно привести правильно и справедливо назначенное наказание. Наказание должно быть соразмерно степени и характеру общественно-опасного деяния. Поскольку уголовное наказание является мерой государственного принуждения и как последствие совершения преступления для обвиняемого состоит в определенных лишениях, оно выполняет карательную функцию. Имея конкретные цели, наказание играет важную роль в выполнении функций уголовно-правовой охраны интересов общества.

Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает две системы наказаний:

– основную, или полную, для взрослых;

– дополнительную, или усеченную, для несовершеннолетних.

В УК РФ в ст. 44 все виды наказаний подразделяются на три группы:

– основные наказания;

– дополнительные наказания;

– наказания, которые могут быть как основными, так и дополнительными (ст. 45 УК РФ).

Система уголовных наказаний создается государством, т. е. волей людей, однако она не является чем-то надуманным, искусственным, своим возникновением и существованием она обязана породившей ее необходимости, она социально обусловлена. Появление и функционирование системы наказаний обусловлено рядом объективных и субъективных факторов: системы наказаний требует системность общественных отношений; система наказаний призвана содействовать работе законодателя и правоприменительных органов, облегчить изучение и определение эффективности составляющих ее элементов.

Глава 2 Виды и назначения наказаний в уголовном праве

2.1 Основные виды наказаний  в уголовном праве РФ

Штраф – одна из карательных мер, альтернативных лишению свободы, и один из видов наказания, имевшим распространение в законодательстве и судебной практике Древней Руси, Российской империи, СССР и РСФСР.

Проблема применения наказания в виде штрафа многогранна. Она включает не только уголовно-правовые и уголовно-исполнительные, но и социально-экономические вопросы, связанные с определением природы данного наказания, определением границ его применения, общих перспектив его развития.

Уголовное законодательство советского периода содержало нормы о штрафе, правовое регулирование которого изменялось в ходе развития и совершенствования данного института. Именно в советский период было закреплено законодательное определение штрафа, используемое до настоящего времени. В первых советских уголовных кодексах отсутствовал единый порядок исчисления штрафа.

Штраф – представляет собой денежное взыскание, направленное на ущемление имущественных благ преступника. Однако некоторые авторы считают, что называть штраф имущественным наказанием нельзя, потому что это "не очень точно, поскольку непосредственное воздействие при исполнении данного наказания оказывается не на имущество или имущественные права, а на финансовые интересы осужденного".

Штраф обладает способностью приносить доходы государству. Поэтому общественная власть проявляет интерес к этому наказанию в течение многих веков.

В действующем УК РФ штраф устанавливается в размере от пяти тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до пяти лет либо исчисляется в величине, кратной стоимости предмета или сумме коммерческого подкупа или взятки. Штраф в размере от пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период свыше трех лет может назначаться только за тяжкие и особо тяжкие преступления в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса, за исключением случаев исчисления размера штрафа исходя из величины, кратной сумме коммерческого подкупа или взятки. Штраф, исчисляемый исходя из величины, кратной сумме коммерческого подкупа или взятки, устанавливается в размере до стократной суммы коммерческого подкупа или взятки, но не может быть менее двадцати пяти тысяч рублей и более пятисот миллионов рублей.

Иной доход – это любой подлежащий в соответствии с действующим законодательством налогообложению доход.

Размер штрафа определяется судом с учетом: тяжести совершенного преступления, имущественного положения осужденного и его семьи, а также возможности получения осужденным заработной платы или иного дохода.

С учетом этих же обстоятельств суд может назначить штраф с рассрочкой выплаты определенными частями на срок до 3 лет. В случае злостного уклонения от уплаты штрафа (как основного наказания) он заменяется в пределах санкции соответствующей статьи Особенной части Уголовного Кодекса. Уклонение считается злостным, если лицо не уплатило штраф в установленный Уголовно-исполнительным кодексом РФ (далее – УИК РФ) срок (в течение 30 дней со дня вступления приговора в законную силу). В соответствии со ст. 32 УИК РФ в отношении осужденного, злостно уклоняющегося от уплаты штрафа, назначенного в качестве дополнительного наказания, судебный пристав-исполнитель производит взыскание штрафа в принудительном порядке, предусмотренном законодательством РФ (например, имущество осужденного может быть описано и реализовано, а суммы, полученные от его реализации, зачтены в счет уплаты штрафа).

В настоящее время в УК РФ не урегулирован вопрос о замене штрафа, назначенного как дополнительное наказание, в случае злостного уклонения от его уплаты, что значительно снижает его карательный потенциал, поскольку прямое предназначение дополнительного наказания - усиление репрессии. Исследование показало, что на судебную практику последних лет влияли социально-экономические факторы - безработица, низкий уровень жизни значительной части населения, в том числе, и преступников, маргинализация определенной части жителей России, лишившихся работы, достатка, жизненных перспектив и не сумевших адаптироваться в новых социально-экономических условиях.

По данным Госкомстата России среди ежегодно осуждаемых преступников трудоспособного возраста 50 % - лица, не занятые в сфере общественного производства. Суды стараются избегать назначать таким лицам наказание в виде штрафа. По данным проведенного исследования из 152 лиц, осужденных к штрафу, 93 % - лица трудоспособного возраста, из которых 75,5 % имели постоянную работу.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью прописано в ст. 47 УК РФ. Данная мера наказания заключается в:

– запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления (конкретный вид таких должностей должен быть указан в приговоре);

– запрещении заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью (вид такой деятельности следует конкретизировать в приговоре).

То обстоятельство, что к моменту вынесения приговора лицо не занимало определенной должности или не занималось определенной деятельностью, не лишает суд права назначить данное наказание.

Устанавливается на срок:

– от одного года до 5 лет (в качестве основного вида наказания);

– от 6 месяцев до 3 лет (в качестве дополнительного вида наказания);

– от 6 месяцев до 20 лет (в качестве дополнительного вида наказания – в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ).

В качестве дополнительного вида наказания назначается и тогда, когда оно не предусмотрено статьей Особенной части УК РФ, если суд признает невозможным сохранение за виновным права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Исчисляется с момента вступления приговора в силу в случае назначения в качестве дополнительного наказания при условном осуждении к:

1. обязательным работам;

2. исправительным работам.

Исчисляется с момента отбытия:

1. ограничения свободы;

2. ареста;

Информация о работе Виды и назначения наказаний в уголовном праве