Верховный суд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 21:20, контрольная работа

Краткое описание

1. Конституционно - правовые основы деятельности судов субъектов Российской Федерации.
2. Деятельность конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.
3. Деятельность мировых судей.
4. Порядок назначения (избрания) на должность мировых судей. Особенности наделения полномочиями мировых судей Брянской области.
5. Компетенция мирового судьи.

Вложенные файлы: 1 файл

Деятельность судов.docx

— 44.59 Кб (Скачать файл)

2. Конституция Российской  Федерации определила право субъектов  Российской Федерации самостоятельно  устанавливать свою систему органов  государственной власти (ст.77 ч.1)  и осуществлять правовое регулирование по предметам собственного ведения (ст.76 ч.4).  Конституционные принципы федерализма нашли отражение в конституциях республик, уставах краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Необходимость обеспечения верховенства принятых в субъектах Федерации конституционно-правовых актов послужила дополнительным стимулом дальнейшего развития конституционной юстиции в регионах. 
Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», принятый 31 декабря 1996 г., закрепил, с учетом складывающейся практики, законодательное регулирование статуса конституционных и уставных судов субъектов Российской Федерации. Согласно принятому акту конституционные (уставные) суды являются судами субъектов Российской Федерации и входят в состав судебной системы Российской Федерации (ч.2 ст.4). Особенность их правового положения в том, что формирование и деятельность конституционных (уставных) судов регулируется на основе федеральных законов законодательными актами субъектов Российской Федерации. 
Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. устанавливается: 
право суда при рассмотрении конкретного дела решать вопрос о соответствии акта государственного и иного органа, а равно должностного лица, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации (ст.5); 
общая характеристика компетенции конституционных (уставных) судов (ч.1 ст.27); 
распространение принципа единства статуса судей в Российской Федерации на судей конституционных (уставных) судов (ст.12); 
обязательность судебных постановлений конституционных (уставных) судов (ст.6); 
участие судей конституционных (уставных) судов в региональных органах судейского сообщества (ст.29). 
Законодательными актами субъектов Российской Федерации, в соответствии с упомянутым Федеральным конституционным законом, регулируются следующие вопросы деятельности конституционных (уставных) судов как органов судебной власти регионов: 
порядок создания и упразднения деятельности конституционных (уставных) судов (ст.17); 
порядок назначения (избрания) судей, председателей и заместителей председателей конституционных (уставных) судов (ст.13); 
процедура рассмотрения вопросов, отнесенных к компетенции конституционных (уставных) судов (ч.3 ст.27); 
финансирование конституционных (уставных) судов за счет бюджетов субъектов Российской Федерации (ч.2 ст.27). 
В соответствии с формулировкой нормы Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. конституционные (уставные) суды «могут создаваться» (ч.1 ст.27), т.е. их формирование не является обязательным для субъектов Российской Федерации. Как правило, вопрос о создании конституционных (уставных) судов в регионах решается в конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации, далее принимается закон, регулирующий порядок их организации и деятельности, и, наконец, решается вопрос о реальном формировании и начале деятельности соответствующего суда. 
Процесс создания региональной конституционной юстиции идет медленно. На начало 2002 года из 32 предусмотренных в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации приняты законы и начали функционировать 14 конституционных и уставных судов, в том числе в республиках Дагестан, Бурятия, Кабардино-Балкария, Карелия, Коми, Саха (Якутия), а также в Ханты-Мансийском автономном округе, Свердловской, Тюменской областях и в ряде других регионов. 
Анализ содержания принятых в регионах законов и практики деятельности конституционных (уставных) судов позволяет сделать некоторые общие выводы о их формировании, структуре, процедуре судопроизводства и о других аспектах их деятельности. 
Численный состав конституционных (уставных) судов, как правило, небольшой и варьируется в пределах 5-9 судей. Так, Конституционный Суд Республики Татарстан состоит из 6 судей , Конституционный Суд Ханты-Мансийского автономного округа включает 9 судей . 
Внутренняя организация конституционного (уставного) суда определяется соответствующим законом субъекта Федерации. Большинство судов состоит из председателя, его заместителя, секретаря и судей. Так организованы конституционные суды республик Татарстан, Дагестан, Карелия и некоторые другие. В других – избираются (назначаются) только судьи и председатель суда (Конституционный Суд Республики Бурятия). 
Формирование состава конституционных (уставных) судов, как правило, осуществляется с участием различных ветвей власти, а иногда и с привлечением общественных и иных организаций. Так, согласно Закону от 6 мая 1997 г. «Об Уставном суде Свердловской области» в редакции от 10 марта 1999 г., отбор 5 судей уставного суда проводится на конкурсной основе. Предложения о кандидатах вносятся губернатору депутатами Законодательного Собрания, представительными органами местного самоуправления, руководителями правоохранительных органов, юридических и научных учреждений области. Судьи избираются на должность областной Думой в индивидуальном порядке тайным голосованием . 
В Республике Татарстан в соответствии с упомянутым законом, половину персонального состава суда представляет Парламенту –Государственному Совету его председатель, другую половину – Президент Республики. Конституционный суд избирается Государственным Советом, а председатель и его заместитель утверждаются Государственным Советом по предложению судей Конституционного суда республики. 
Срок полномочий конституционных (уставных) судов во многих регионах законом не ограничивается. Законодательными актами республик Дагестан, Северная Осетия – Алания, Тыва срок полномочий конституционных судов установлен в 10 лет. 
Как уже упоминалось, на судей конституционных (уставных) судов распространяется принцип единства статуса судей Российской Федерации с некоторыми особенностями, установленными законодательством субъектов Российской Федерации. 
В большинстве регионов судьи назначаются на неопределенный срок (до достижения определенного предельного возраста). Так решен вопрос в ст.98 Конституции Республики Бурятия, где указывается, что судьи Конституционного суда несменяемы и освобождаются от должности по достижению предельного возраста 60 лет для женщин, 65 – для мужчин . Не устанавливается срок полномочий судей конституционных судов республик Карелия, Коми и в ряде других регионов. 
Иначе решен вопрос в Республике Кабардино-Балкария. В соответствии со ст.111 Закона от 12 декабря 1997 г. «О Конституционном Суде Республики Кабардино-Балкария» срок полномочий судьи Конституционного суда установлен в 10 лет, а предельный возраст пребывания в должности – 70 лет . В упомянутом Законе Свердловской области срок полномочий судьи уставного суда – 12 лет, предельный возраст – 65 лет. Повторное избрание на должность судьи не допускается (ст.21). 
В законодательстве субъектов Российской Федерации значительное внимание уделяется гарантиям независимости судей. В большинство законодательных актов включены общепринятые нормы о недопустимости досрочного прекращения полномочий судей, кроме случаев утраты гражданства, отставки, достижения предельного возраста пребывания в должности или вступления в силу обвинительного приговора суда в связи с совершением уголовного преступления. 
Есть и несколько иные подходы. Кроме приведенных выше оснований включаются и такие как выезд за пределы территории республики (Кабардино-Балкария); нарушение присяги (Республика Карелия); ликвидация суда (Ханты-Мансийский автономный округ). 
Важной гарантией статуса судей конституционных (уставных) судов является обеспечение их неприкосновенности. Как правило, это достигается путем распространения на судей статуса депутата представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации. 
Последнее время в практику правового регулирования статуса судей конституционных (уставных) судов входит распространение на них норм главы 2-ой Федерального закона «О статусе судей в Российской Федерации». Закон Свердловской области «Об Уставном суде Свердловской области», последняя редакция которого принята 10 марта 1999 г., дословно воспроизводит нормы главы 2-ой упомянутого Федерального закона. Многие нормы Федерального закона включены в Закон «О статусе судей Конституционного суда Республики Саха (Якутия)» . 
Анализ приведенных выше и других законодательных актов субъектов Российской Федерации позволяет определить общий перечень основных полномочий конституционных (уставных) судов. Компетенция конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации включает: 
контроль за соответствием правовых актов субъектов Российской Федерации их конституциям (уставам), а также за конституционностью договоров с Российской Федерацией и иными субъектами, включая и международные договоры;официальное толкование конституций или уставов субъектов Российской Федерации; 
разрешение споров о компетенции между органами власти субъектов Российской Федерации, а также между ними и органами местного самоуправления; 
защиту конституционных прав и свобод граждан по их жалобам и по запросам судов о конституционности закона субъекта Российской Федерации, примененного или подлежащего применению в конкретном деле; 
контроль за проведением выборов руководителей исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации и решениями о проведении региональных референдумов; 
участие в законодательном процессе субъекта Российской Федерации путем осуществления права на законодательную инициативу. 
Отметим, что приведенный перечень выходит за рамки тех полномочий, конституционных (уставных) судов которые установлены Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. (конституционность законодательства и решений органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления и толкование конституций (уставов) – ст.27 ч.1). 
Вопрос о компетенции конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации неоднократно был предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации. Суть позиции Конституционного Суда сводится к следующему. Перечень полномочий региональной конституционной юстиции, установленной ч. 1 ст. 27  Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», не является исчерпывающим, носит не императивный, а диспозитивный характер, ориентирует на основные направления деятельности конституционных (уставных) судов и не препятствует закреплению за ними иных полномочий, если они соответствуют юридической природе и предназначению этих судов. Вместе с тем, конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации входят в единую судебную систему страны и согласно Конституции, не могут вторгаться в решение вопросов, отнесенных к компетенции Конституционного Суда РФ других федеральных судов  
Так, включение в компетенцию региональной конституционной юстиции таких полномочий как разрешение споров о компетенции и споров по жалобам граждан и запросам судов может вызвать расхождение в оценке содержания и разграничения компетенции Конституционного Суда Российской Федерации и органов конституционного контроля субъектов Российской Федерации. Очевидно, что такого рода коллизии должны решаться, исходя из того, что конституционные (уставные) суды входят в единую судебную систему страны и, как и любые другие суды, обязаны руководствоваться Конституцией Российской Федерации. 
Юридическая сила актов конституционных (уставных) судов, обеспечивающая эффективность конституционного контроля, определяется их местом в судебной системе России. В соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации»: 
акты, принятые, конституционными (уставными) судами носят государственный властный характер, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации (ст.6 ч.1); 
итоговые решения конституционных (уставных) судов, принятые в пределах их компетенции, являются окончательными, немедленно вступают в силу после их провозглашения, не могут быть отменены органами исполнительной власти и пересмотрены судом (ст.27 ч.4); 
акты региональной конституционной юстиции обладают непосредственным действием и не требуют их утверждения другим органом или должностным лицом. 
Подводя итоги, отметим, что деятельность конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации оказывает заметное влияние на укрепление институтов государственной власти и местного самоуправления, на защиту прав и свобод человека и гражданина в целях укрепления законности и правопорядка.

3. Институт мировых судей  был реализован в ноябре 1998 года, Федеральным законом «О мировых  судьях в Российской Федерации», где было закреплено создание  в обязательном порядке судебных  участков и порядок назначения  мировых судей.

Мировые судьи рассматривают  уголовные дела, в которых максимальным сроком наказания определен срок в три года, также они рассматривают  дела о расторжении брака, если спора  о детях между супругами нет, делят между бывшими супругами  совместное имущество, если сумма иска не более 50 тысяч рублей. Другие дела, которые касаются семейного права, за исключением дел, касающихся отцовства  и материнства, споров о детях, усыновлении (удочерении), а также о лишении  родительских прав. Мировым судьей могут быть рассмотрены дела по имущественным  спорам, если они не касаются сферы  интеллектуальной деятельности, имущественные  споры, если они не касаются сферы  наследования, также при том, если сумма иска не превышает 50 тысяч  рублей. Мировым судьей рассматриваются  дела, отнесенные к его компетенции, об административных правонарушениях, также производят выдачу судебных приказов.

Судебные приказы –  это, по сути, вынесение судебного  решения по заявлению гражданина в инстанцию мирового судьи. Это  правоприменительный акт судебного  решения мирового судьи, в котором  он опирается на закон. Суть применения законодательного права:

- Мировой судья выявляет  соответствие представленных документов  на предмет требованиям применяемого  права.

- Определяет правоотношения, возникающие из данной ситуации.

- Судьей делается вывод  о применении в отношении данного  правонарушения или какого-либо  события, подпадающего под определение  и юрисдикцию мировых судей,  применения упрощенного порядка  в вынесении правоприменительного  акта.

Прежде всего, рассматривается  возможность, в соответствии с законодательством, принятия или отказа в принятии заявления. Судебный приказ подтверждает или отклоняет  возможность возникновения в  данной области права правовых отношений  и оснований для их дальнейшего  урегулирования. Судебный приказ –  это судебное решение органа государственной  власти, который обязывает граждан  подчиняться его решениям. В случае если решения мирового судьи не исполняются, к гражданам применяются меры, дело передается в органы исполнительного  производства.Судебный приказ также может быть обжалован в суд вышестоящей инстанции.

Мировые судьи не могут  быть депутатами, входить в какие-либо политические партии, быть предпринимателями  и осуществлять предпринимательскую  деятельность. Мировой судья –  должность назначаемая, назначение происходит представительным органом  государственной власти или через  выборы местного населения данного  судебного участка. Мировые судьи  имеют назначение сроком на 5 лет, затем, при последующих выборах, судья, занимающий должность, вновь быть избранным  на эту должность. Мировые судьи  подлежат защите и неприкосновенности, в соответствии с Законом РФ «О статусе судей в РФ».

4. Порядок назначения мировых судей

Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной  власти субъекта Российской Федерации  либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка  в порядке, установленном законом  субъекта Российской Федерации.

В отличие от порядка назначения на должность судей федеральных  судов мировые судьи могут  либо назначаться законодательным (представительным) органом государственной  власти субъекта Российской Федерации, либо избираться населением соответствующего судебного участка.

Закон не содержит нормы о  том, кто представляет законодательному (представительному) органу к назначению кандидатов на должность мировых  судей. Как показывает практика, такое  назначение производится по представлению  председателей верховных судов  республик, краевых, областных и  соответствующих им судов.

В случае отклонения кандидатуры  на должность мирового судьи председателем  указанного вышестоящего суда либо законодательным (представительным) органом государственной  власти субъекта Российской Федерации  квалификационная коллегия судей может  при наличии повторного заявления  кандидата, рассмотрев основания отклонения, повторно дать положительное заключение для назначения кандидата на должность  мирового судьи. В этом случае вопрос о назначении кандидата на должность  мирового судьи решается на общих  основаниях.

Порядок назначения либо избрания мировых судей относится к  компетенции субъекта Российской Федерации. Однако представляется, что если его  законом предусматривается избрание мирового судьи населением судебного  участка, то такое избрание должно производиться  на основе всеобщего равного и  прямого избирательного права при  тайном голосовании. Разумеется, что  голосованию должно предшествовать обнародование сведений о кандидатах на должность мирового судьи.

В Законе о судебной системе  РФ (ч. 5 ст. 13) и Законе о статусе  судей в РФ (ст. 5) сосредоточено  довольно важное положение, в соответствии с которым отбор кандидатов на должности судей осуществляется на конкурсной основе. Это положение  в полной мере относится и к  порядку отбора на должность мирового судьи. Такой отбор начинается с  момента приема от кандидатов на должность  мирового судьи квалификационного  экзамена и завершается в период назначения (избрания) на указанную  должность.

Судья, находящийся в отставке, может также быть привлечен (с  его согласия) к временному замещению  вакансии судьи при временном, но значительном увеличении объема работы в суде; в случае отсутствия судьи, включая и отсутствие судьи при  приостановлении им своих полномочий.

Присяга принимается судьей в торжественной обстановке, перед  Государственным флагом РФ, а в  соответствующих случаях - и перед  государственным флагом республики, входящей в состав РФ. Указанные  правила о принятии присяги свидетельствуют о высокой ответственности судьи перед государством и обществом.

Представляется, что нарушение  присяги судьей необходимо рассматривать  как основание для приостановления (ст. 13 Закона о статусе судей в  РФ) или прекращения полномочий судьи (ст. 14), что желательно предусмотреть  в законе.

Настоящий Закон в соответствии с Федеральным законом "О мировых  судьях в Российской Федерации" от 17 декабря 1998 года N 188-ФЗ (далее - Федеральный  закон "О мировых судьях в Российской Федерации") определяет порядок назначения и деятельности мировых судей  Брянской области.

(преамбула введена Законом  Брянской области от 13.05.2005 N 28-З)

Статья 1. Общие положения

(в ред. Закона Брянской  области от 13.05.2005 N 28-З)

В соответствии с Федеральным  законом "О мировых судьях в  Российской Федерации" мировые судьи  Брянской области (далее - мировые судьи) являются судьями общей юрисдикции Брянской области.

Компетенция мирового судьи  определяется Федеральным законом, а также в случаях, предусмотренных  Федеральным законом, Законом Брянской области.

Статья 2. Статус мировых судей

(в ред. Закона Брянской  области от 10.11.2004 N 63-З)

В соответствии с Федеральным  законом на мировых судей и  членов их семей распространяются установленные  законами Российской Федерации гарантии независимости судей, их неприкосновенности, а также гарантии материального  обеспечения и социальной защиты.

Статья 3. Исключена. - Закон  Брянской области от 13.05.2005 N 28-З.

Статья 4. Судебные участки  и должности мировых судей

(в ред. Закона Брянской  области от 13.05.2005 N 28-З)

1. Судебные участки на  территории Брянской области  и должности мировых судей  создаются и упраздняются Законом  Брянской области.

2. В соответствии с Федеральным  законом судебный участок или  должность мирового судьи не  могут быть упразднены, если отнесенные  к компетенции этого мирового  судьи дела не были одновременно  переданы в юрисдикцию другого  судьи или суда.

Статья 5. Исключена. - Закон  Брянской области от 13.05.2005 N 28-З.

Статья 6. Отбор кандидатов и порядок назначения на должность  мировых судей

(в ред. Закона Брянской  области от 14.03.2005 N 12-З)

1. Отбор кандидатов на  должность мирового судьи Брянской  области осуществляется на конкурсной  основе в порядке, установленном  федеральным законодательством.

2. Мировые судьи назначаются  на должность Брянской областной  Думой по представлению председателя  Брянского областного суда, согласованному  с начальником управления Судебного  департамента в Брянской области  и начальником управления мировой  юстиции Брянской области.

(часть вторая в ред.  Закона Брянской области от 28.12.2007 N 180-З)

 

Статья 7. Срок полномочий мирового судьи

(в ред. Закона Брянской  области от 13.05.2005 N 28-З)

1. Мировой судья в первый  раз назначается на должность  на три года.

2. При повторном и последующих назначениях на должность мировой судья назначается на семь лет. В случае, если в течение указанного срока мировой судья достигнет предельного возраста пребывания в должности судьи, он назначается на должность мирового судьи на срок до достижения им предельного возраста пребывания в должности мирового судьи - 70 лет.

Статья 8. Прекращение и  приостановление полномочий мирового судьи

(в ред. Закона Брянской  области от 13.05.2005 N 28-З)

1. В соответствии с Федеральным  законом полномочия мирового  судьи прекращаются в случаях  и порядке, которые установлены  Законом Российской Федерации  "О статусе судей в Российской  Федерации".

2. В соответствии с Федеральным  законом полномочия мирового  судьи могут быть приостановлены  решением квалификационной коллегии  судей Брянской области в случаях  и порядке, которые установлены  Законом Российской Федерации  "О статусе судей в Российской  Федерации".

Статья 9. Формы объединения  мировых судей

Мировые судьи входят в  судейское сообщество области и  пользуются всеми правами его  членов.

Статья 10. Аппарат мирового судьи

(в ред. Закона Брянской  области от 14.03.2005 N 12-З)

Аппарат мирового судьи обеспечивает его работу. Работники аппарата мирового судьи являются государственными служащими  Брянской области и состоят в  штате управления мировой юстиции  Брянской области. Структура и штатное  расписание управления мировой юстиции  Брянской области утверждаются Губернатором Брянской области.

5. Создание мировых судов  как одного из элементов судебной  системы России впервые было  предусмотрено Федеральным конституционным  законом от 31 декабря 1996 г. №  1-ФКЗ "О судебной системе  Российской Федерации". В соответствии  с частью 2 статьи 4 этого Закона  в Российской Федерации действуют  федеральные суды, конституционные  (уставные) суды и мировые судьи  субъектов Российской Федерации,  составляющие судебную систему  Российской Федерации. Статья 28 этого  же Закона в общих чертах  определила основные положения  деятельности мировых судей: мировой  судья в пределах своей компетенции  рассматривает гражданские, административные  и уголовные дела в качестве  суда первой инстанции, а полномочия  и порядок деятельности мирового  судьи устанавливаются федеральным  законом и законами субъекта  Российской Федерации. Во исполнение  требования этой нормы 17 декабря  1998 года был принят Федеральный  закон N 188-ФЗ "О мировых судьях  в Российской Федерации" (далее  - Закон), детально регламентирующий  их деятельность и правовой  статус.

Информация о работе Верховный суд