Борьба с коррупцией в Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 19:42, реферат

Краткое описание

В настоящее время Генеральной прокуратурой Республики Беларусь рассматриваются для внесения в Парламент страны предложения о внесении изменений в законодательство. В частности, предлагается ввести ответственность должностных лиц за злоупотребления служебным положением, установить административную ответственность за получение взятки в незначительном размере. Последняя позиция весьма актуальна, так как по ныне действующему законодательству минимальный размер взятки не определен и даже за взятку, к примеру, в один доллар можно получить наказание (в зависимости от субъекта преступления) от пяти до пятнадцати лет лишения свободы. Рассматриваются и другие предложения.

Вложенные файлы: 1 файл

Борьба с коррупцией в Беларуси.docx

— 348.60 Кб (Скачать файл)

 

29. Эстония 

 

41. Польша

 

50. Литва

 

61. Латвия

 

64. Грузия

 

112. Молдова

 

120. Казахстан

 

129. Армения

 

143. Россия

 

152. Украина

 

177. Туркменистан

 

177. Узбекстан

 

http://5min.by/news/rejting-belarus----mirovoj-lider-po-korrupcii.html

 

 

"В Беларуси коррупции нет"

Уровень коррупции в Беларуси за время правления Лукашенко вырос до масштабов, угрожающих национальной безопасности страны. Однако чиновники, включая высшее руководство страны, в лучшем случае предпочитают эту проблему не замечать, в худшем - активно противостоят любым попыткам изменить ситуацию.

 

В недавно опубликованном рейтинге международной организации Transparency International Беларусь, заняв 155 место из 163 государств мира, войдя в десятку стран с самыми благоприятными условиями для развития коррупции. Кстати, оценки международных экспертов по поводу влияния коррупции на белорусское общество сильно расходятся с данными официальных правоохранительных структур. Почему?

 

Итак, в рейтинге «Индекс восприятия коррупции» наша страна заняла 155 место из 163 стран, охваченных исследованием. Беларусь соседствует с Венесуэлой, Республикой Конго, Камбоджей и Бангладеш. Из 15 постсоветских республик хуже обстоят дела только в Узбекистане.

 

Результаты данного исследования "Вечерний Брест" попросил прокомментировать члена экспертной группы международной антикоррупционной сети Transparency International юриста Галину Дребезову:

 

– Рейтинг коррумпированности рассчитывается так: предпринимателей, менеджеров и экспертов из различных стран мира спрашивают о всевозможных недокументированных платежах чиновникам и о прочих формах коррупции.

 

Индекс может находиться в диапазоне от 0 до 10. Ноль означает наивысший уровень распространения коррупции, а десять – ее полное отсутствие. Оценка менее пяти баллов означает, что уровень коррупции в стране высокий, а оценка менее трех баллов говорит о чрезвычайно высоком уровне коррупции. Беларусь набрала 2,1 балла.

 

– Но, если обратиться за статистикой коррупционных правонарушений в прокуратуру или Следственный комитет, наверняка получим сведения, подтверждающие низкий уровень коррупции в нашей стране. Возьмем для примера цифры по прошлому году: лишь 1,5 % от всех преступлений, совершенных в Брестской области, имеют коррупционную направленность. Как все это согласуется с объявленным рейтингом?

 

– Проблема не только Беларуси, но и всех постсоветских стран: уровень распространения коррупции здесь отождествляют с количеством возбужденных уголовных дел или посаженных в тюрьму взяточников. Но это, с точки зрения международной оценки, не есть основной критерий. Главное ведь не в том, сколько поймали коррупционеров, а в том, чтобы искоренить условия, способствующие развитию коррупции. В их числе отсутствие прозрачности и открытости в работе органов управления.

 

Особенно это проявляется в таких сферах, как государственные закупки, дела о банкротстве предприятий с использованием бюджетных средств. По какому принципу назначают антикризисных управляющих? Как они работают? Это остается тайной.

 

Нашей компании сейчас приходится зан аться делами «Облика». В связи с этим мы создали специальный сайт drebezova.by, где содержится вся информация по этому процессу. Каждый желающий может открыть и посмотреть. Так, я считаю, должны работать все властные структуры. И общественные, кстати, тоже. Чего у нас, к сожалению, пока не наблюдается.

 

Могу привести еще такой пример. Два года назад была утверждена государственная программа по борьбе с коррупцией. Там есть ряд положений, направленных как раз на обеспечение большей прозрачности в расходовании бюджетных денег. Но эти положения не работают. И ответственности никто не несет!

 

– А что, на ваш взгляд, необходимо сделать в первую очередь, чтобы Беларусь поднялась в списке стран с высоким уровнем коррупции?

 

– Вы знаете, этот рейтинг составляется каждый год, и всякий раз мы находимся где-то в конце списка. Так вот, законодательная база антикоррупционная в Беларуси неплохая – это отмечают все эксперты. Но правоприменительная практика опускает нашу страну на самое дно. Главная проблема заключается в том, что белорусские чиновники не хотят работать открыто.

 

К примеру, в Литве, где мне недавно пришлось побывать, любой гражданин может узнать, сколько зарабатывает тот или иной чиновник, на что он тратит заработанные деньги, если речь идет о крупных покупках. Чиновники даже самого высокого ранга обязаны каждый год декларировать свои доходы и расходы.

 

– А что вообще означает этот рейтинг? Его публикация на что-то влияет? Вы пытаетесь донести его до общественности, до властных структур?

 

– Многие страны стремятся к тому, чтобы подняться как можно выше, то есть максимально снизить уровень восприятия коррупции. В Беларуси пока, на мой взгляд, не заинтересованы в этом.

 

Недавно мы вышли на Министерство экономики и попытались разъяснить, что данный рейтинг может повлиять на инвестиции и представляет угрозу для бизнеса, для экономической безопасности государства. Однако нам дали понять, что эта информация им не интересна. Единственный орган власти, где нас хотя бы выслушали, это парламент.

 

Очень важной нам представляется работа с молодежью. Ведь это самая активная часть общества, которое, на наш взгляд, должно быть заинтересовано в искоренении условий для возникновения коррупции. Но когда мы хотели провести такую встречу в Брестском университете, руководство вуза ответило, что у нас в стране коррупции нет и эта тема вообще неактуальна.

 

– Как когда-то в СССР секса не было…

 

– Да, здесь примерно та же ситуация. Основной способ борьбы с коррупцией в Беларуси - это цензура в СМИ, чтобы создать видимость благополучия.

 

Напомним, в 1994 году Лукашенко пришел к власти на риторике борьбы с коррупцией, обещая искоренить "это зло" быстро и навсегда, однако  в результате его многолетней "борьбы" с коррупцией Беларусь стала одним из самых коррумпированных государств мира. Видимо, именно это и следует считать главным достижением Лукашенко за все годы его правления, поскольку "социально-ориентированное государство" оказалось лишь пустым звуком, а "белорусское экономическое чудо" - мыльным пузырем, который живёт за счёт перепродажи российских углеводородов на Запад, и лопнет при случайном столкновении с первым же препятствием.

http://newsland.com/news/detail/id/959024/

 

 

 

Являясь глобальной проблемой современности, коррупция сегодня в той или иной степени существует во всех странах мира. Не является исключением и Республика Беларусь. Будучи неотъемлемым субъектом мирового сообщества, занимая важное геополитическое положение и являясь стратегическим партнером для многих стран ближнего и дальнего зарубежья, она объективно не могла не быть подвержена этому явлению.

 

Президент и руководство Беларуси рассматривает коррупцию, как прямую угрозу национальной безопасности. Поэтому бескомпромиссная и решительная борьба с коррупцией является одним из приоритетных направлений внутренней политики Беларуси.

 

В Республике сформирована и действует определенная система организации борьбы с коррупцией. Постоянно совершенствуются законодательная база и методы борьбы с коррупцией. В тоже время, продолжают иметь место факты совершения правонарушений должностными лицами с использованием своих служебных полномочий. Коррупция по-прежнему проникает в силовые структуры.

 

СМИ Беларуси информировали общественность о таких правонарушениях и их последствиях для лиц, признанных судом виновными в их совершении (о приговоре суда бывшему командующему ВВС и войсками ПВО Игорю Азаренку, об аресте заместителя главы МВД Евгения Полудня, об осуждении бывшего прокурора Минской области Михаила Снегиря и др.). Несмотря на достаточно жесткую реакцию государства, отдельные должностные лица продолжают совершать действия общественно-опасного, коррупционного характера. При этом, используя более совершенные и изощренные способы совершения таких действий.

 

Несмотря на общественную опасность действий таких должностных лиц, они не только уходят от уголовной ответственности, но и продолжают работать в силовых структурах на ответственных должностях.

 

Этому в значительной мере способствует кадровый протекционизм в силовых структурах. Действия отдельных начальников, информированных о совершении противоправных действий их прямыми или непосредственными подчиненными, можно расценить как бездействие или умышленное действие, направленное на сокрытие имевших место противоправных действий коррупционной направленности. При этом, скорее всего, имеет место совершение большего количества противоправных действий, ключевыми среди которых является служебный протекционизм и служебный подлог. Причем, с большей вероятностью, противоправные действия коррупционной направленности совершаются теми представителями силовых структур, в отношении которых уже проводились проверки уполномоченными органами по фактам совершения тех или иных правонарушений коррупционного характера.

 

Тем не менее, в интересах борьбы с коррупцией в Республике Беларусь наблюдается консолидация общественных сил и государственных органов, что в значительной мере способствует активному противодействию коррупции и укреплению правопорядка в Республике.

 

Позиция автора может не совпадать с мнением официальных должностных лиц Республики Беларусь.

 

 

http://forum.respublikabelarus.com/index.php/topic,785.0.html?PHPSESSID=df4175a97a643919793b9e83ec74e8c8

 

 

В Генеральной прокуратуре Республики Беларусь состоялось одиннадцатое заседание республиканского координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией, на котором рассмотрены ход выполнения в 2011 году положений Государственной программы по борьбе с преступностью и коррупцией на 2010-2012 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 23.09.2010 № 485, и дополнительные меры по противодействию преступности и коррупции.

 

В заседании приняли участие члены республиканского координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией, а также представители республиканских государственных органов.

 

На совещании отмечено, что во исполнение положений Государственной программы по борьбе с преступностью и коррупцией на 2010-2012 годы государственными органами в 2011 году осуществлен комплекс организационно-правовых и организационно-практических мероприятий по противодействию коррупционным преступлениям.

 

В результате скоординированной и системной работы правоохранительных и иных государственных органов количество зарегистрированных в 2011 году преступлений сократилось на 6,3% (с 140 920 до 132 052).

 

Уменьшилось число особо тяжких (на 22,9%), тяжких (на 7%) и менее тяжких преступлений (на 5,2%), убийств и покушений на убийство (на 9,7%), преступлений, связанных с умышленным причинением тяжких телесных повреждений (на 11,9%), разбоев (на 31,1%), грабежей (на 22%), изнасилований (на 20,1%), хулиганств (на 22,9%), вымогательств (на 29,6%), мошенничеств (на 15,1%), краж из жилищ (на 8%).

 

По оконченным расследованием уголовным делам количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, снизилось на 18,6 %, преступлений, совершенных группой лиц, - на 15 %.

 

Вместе с тем на фоне общей положительной динамики имеется ряд неблагоприятно влияющих на обеспечение противодействия преступности и коррупции упущений в организации системы профилактики.

 

По мнению членов республиканского координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией, актуальны проблемы снижения уровня алкоголизации населения и обеспечения правопорядка в общественных местах.

 

Продолжает оставаться сложной ситуация, связанная с рецидивной преступностью, одной из причин которой является  незанятость общественно полезным трудом лиц, освободившихся из мест лишения свободы, лечебно-трудовых профилакториев, а также отбывающих наказание, не связанное с лишением свободы. В прошлом году неработающими, ранее судимыми лицами совершено 72,4% от общего числа оконченных расследованием преступлений данного вида.

 

Уделено внимание вопросу профилактики семейного насилия, в том числе необходимости его своевременного выявления и пресечения.

 

На совещании указано, что в 2011 году в состоянии алкогольного опьянения совершено почти 27 тыс. преступлений, в том числе 83,7% убийств и 81% - преступлений, связанных с умышленным причинением тяжких телесных повреждений.

 

В ходе заседания подчеркнуто, что осуществленные в минувшем году комплексные мероприятия антикоррупционного характера позволили усилить профилактическую составляющую борьбы с коррупцией. Анализ коррупционной преступности свидетельствует о сохраняющейся тенденции снижения количества регистрируемых преступлений названной категории.

 

Всеми правоохранительными органами в 2011 году выявлено 2 416 коррупционных преступлений, что на 5,6% меньше, чем в 2010  году (2 559). Снижение уровня выявляемости коррупционных преступлений зафиксировано со стороны всех правоохранительных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией. Всего выявлено 1 322 (в 2010 году -1 323) факта взяточничества, 863 (861) - хищения путем злоупотребления служебными полномочиями, 141 (270) - злоупотребления властью или служебными полномочиями, 40 (64) - превышения власти или служебных полномочий.

 

Вместе с тем существенно сократилось количество выявленных наиболее опасных коррупционных преступлений - получение взяток.

 

В 2011 году по оконченным производством делам установлен материальный ущерб в сумме 38 348 млн. рублей, что на 3 842 млн. рублей меньше, чем в 2010 году (42 190 млн. рублей). Возмещен материальный ущерб на сумму 15 847 млн. рублей (14 130 млн. рублей). При этом в прошлом году приняты меры  по возмещению ущерба на сумму  36 021 млн. рублей, в 2010 году -  на 21 367 млн. рублей.

Информация о работе Борьба с коррупцией в Беларуси