Бездействие как форма преступного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 20:28, реферат

Краткое описание

Одной из основных задач в проблеме бездействия является доказательство причинных свойств этой формы поведения. Несмотря на то, что в теории советского права, а том числе уголовного, за бездействием признаются такие свойства, это признание носит в некотором роде декларативный характер, ибо не подкреплено в достаточной мере исследованием фактических признаков бездействия.
Рассматривая исторический процесс появления бездействия как формы поведения, автор признает бездействие следствием социального развития, связанным с появлением новых средств и способов воздействия на природу и общество, повышением эффективности человеческого действия, усилением роли личности в развитии общества

Содержание

1.Введение
2.Социальная сущность преступного бездействия
2.1.Ответственность за бездействие как форма правового обеспечения социальной активности
2.2.Основные направления развития ответственности за бездействие
2.3.Сущность бездействия как формы социального поведения
3.Системный анализ преступного бездействия
3.1.Системная характеристика объекта посягательства при бездействии
3.2.Нормативная сущность бездействия
4. Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по уголовке.rtf

— 120.58 Кб (Скачать файл)

     В системе общественных отношений основным является должное поведение, которое включает воздержание от отрицательного действия и совершение необходимого действия. Должное поведение характеризует человека как существо социальное, живущее не только для себя, но и для других, с одной стороны, и само живущее не только во взаимодействии с другими детьми - с другой. Противоправное действие, как и воздержание от необходимого действия, является нарушением, изменением должного поведения.

     Отрицательное действие в его физическом смысле - действие очевидное, связанное с телодвижениями. Но действие как социальное явление не сводится к телодвижению, телодвижение - это действие, лишенное социального содержания. В действии мы видим, прежде всего, не телодвижение, не определенное состояние человеческого тела, а его социальную значимость, то есть значение производимых изменений для общества.

     Благодаря той социальной роли, которую выполняет данное лицо, благодаря тому социальному значению, которое имеет ожидаемое от него, но не выполненное действие, фактическое поведение оказывается своеобразной формой появления бездействия, служит информацией о бездействии и воспринимается в качестве такового другими лицами.

     Семантическое свойство бездействия используется в повседневном общении, оно реализуется и в области правовых отношений. Известны, например, так называемые конклюдентные действия в административных и гражданско-правовых отношениях, которые выражают волю лица. Воля "может выражаться посредством сочетания определенных жестов, сигналов, движений, знаков и других конклюдентных действий, явно выражающих решение субъекта применения права".

     Такими действиями являются, например, жесты регулировщика уличного движения. Конклюдентным действием будет не только движение руки, обозначающее изменение направления движения транспорта, но и отсутствие такого движения, означающее разрешение продолжать движение в начатом направлении.

     Таким образом, последствие бездействия - это отсутствие последствия, которое должно было быть при совершении ожидаемого действия. Такая конструкция полностью не раскрывает опасность бездействия как объективной реальности, способной вызвать отрицательные изменения действительности; последствие при бездействии оказывается целиком в сфере ожидания, предположения, а не реальной действительности. Очевидно, что отрицание реальности бездействия и его последствий приводит к подмене причинной связи как связи явлений объективной действительности связью мыслей, понятий. Подобная позиция, как представляется, противоречит материальному духу социалистического права, устанавливающему ответственность за общественно опасные деяния, которым бездействие в предполагаемом понимании быть не может.

     Семантический подход действительно необходим для характеристики бездействия; однако не может быть принят, если бездействие признается объективной реальностью, а последствиями бездействия считаются реальные, а не ожидаемые результаты.      

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Системный анализ преступного бездействия.

 

3.1. Системная характеристика объекта посягательства при бездействии.

    

 

     Чтобы обосновать правомерность системного подхода к прблеме бездействия, необходимо показать, что все основные элементы бездействия, прежде всего объект посягательства, являются системными образованиями. Систему следует рассматривать как "упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных межу собой и образующих некоторое целостное единство". Это определение охватывает основные свойства системы: множественность элементов, упорядоченность этого множества, его целостность, единство и взаимосвязь составляющих элементов.

     Каждая сфера отношений, рассматриваемая в качестве системы, должна отвечать определенным требованиям. В литературе выделяется ряд таких требований, из которых основными являются следующие: 1) Объект должен представлять собой изменяющееся целостное (материальное или идеальное) либо совокупное (материальное или идеальное) образование; 2) необходимо наличие цели, определяющей направление развития объекта; 3) объект должен входить в качестве подсистемы в другую, большую систему объектов; 4) объект как система должен, в свою очередь, включать в себя составные части как подсистемы.

     Общественные отношения, выступающие в качестве объекта посягательства при бездействии, представляют единство материального и идеального, надстроечного.

     Взаимосвязь материального и идеального образует предпосылку для причинения общественно опасных последствий путем бездействия, но процесс причинения при бездействии в некотором роде противоположен характеру причинения путем действия. Совершая действие, лицо воздействует непосредственно на предмет посягательства и тем самым опосредованно изменяет установленный порядок отношений, выступающий как объект посягательства. Например, при краже лицо завладевает чужим имуществом, нарушая посредством такого завладения отношения собственности, порядок пользования имуществом.

     При бездействии субъект непосредственно меняет установленный порядок отношений, но при этом изменения происходят не только на уровне надстройки как нарушение правовых предписаний, они могут быть связаны с опосредованным воздействием на предметы, людей, производственные процессы, вызывая в них соответствующие отрицательные материальные изменения. Так, уснувший за рулем водитель прекращает управление транспортом, и его автомашина сталкивается с другой, в связи с чем наступают тяжкие последствия.

     Общественные системы, являющиеся объектом посягательства при бездействии, выступают как целостные образования, которые подчиняются более или менее устойчивым и единым законам. Такими законами являются нормы, правила поведения, которые носят общий характер, если адресованные определенному кругу лиц (например, в системе отношений, обеспечивающих жизнь и здоровье личности), либо специальный (например, в отношениях, обеспечивающих деятельность государственных и общественных учреждений, предприятий и организаций). Субъекты этих отношений связаны между собой соответствующими нормами ( правами и обязанностями), обладающими качественной определенностью, обеспечивающей устойчивость системы, ее относительную независимость и изолированность от других систем отношений. Право "способствует созданию не только единой, но и длительной во времени, устойчивой системы урегулированности и порядка - единой и устойчивой организованности общественных отношений".

     В основе определенности правовых норм, регулирующих те или иные системы отношений, лежит определенность фактических общественных отношений, обусловленная целевой направленностью воздействия субъекта на объект.

Преступная деятельность протекает только как сознательная целенаправленная деятельность, предназначенная для достижения определенного общественно опасного результата.

    Общественные отношения в каждой системе, являющейся объектом посягательства, также обусловлены строго определенными целями, достижение которых регулируется правовыми нормами. Таким образом, общественные отношения как объект посягательства в любой их форме обладают системным признаком целенаправленности.

 

3.2.Нормативная сущность бездействия.

    

 

     Издание нормативного акта является основанием включения лица в определенную систему отношений и возложения  на него прав и обязанностей. Нормативный акт выступает в качестве единственного источника обязанности совершить действие. В теории уголовного права выделяются три таких источника:

1. Закон и иной нормативный акт;

2. Служебные или профессиональные обязанности;

3. Предшествовавшая деятельность.

     Исходя из системы зависимостей, выделение помимо нормативного (первого) основания каких-либо иных излишне и необоснованно. При ближайшем рассмотрении оказывается, что нормативное требование является общим для всех трех источников. Тождество первого и второго из названных выше источников очевидно: служебные, а равно профессиональные обязанности предусмотрены соответствующими правовыми нормами. Любая служебная или профессиональная деятельность регламентирована нормативными актами: законами, инструкциями, специальными техническими правилами, письменными договорами и т.д.; обязанность совершить действие для лиц, занятых такой деятельностью, вытекает из соответствующей нормы.

     Третий источник представлен в виде фактического отношения, что, на наш взгляд, нельзя считать обоснованным. Обязанность действовать всегда вытекает из определенных правовых, в том числе уголовно-правовых, норм даже в случае, когда имеет место предшествовавшая деятельность. Последняя может быть двоякого рода по отношению к объекту: она может ставить его под действием третьих сил.

     Второй вид связи предшествовавшей деятельности (лучше сказать, предшествовавшего поведения, которое обязательно выражается в деятельности) с объектом сложнее. В отличие от первого вида здесь нет непосредственного воздействия субъекта на объект, и, если не признавать нормативного источника, непонятно, что порождает обязанность действовать для субъекта, не ставящего объект в опасное состояние своим поведением. ( Например, проходящий по берегу, гражданин обязан спасти утопающего человека). Этот вопрос  в литературе не объясняется.

     Схему связи предшествовавшей деятельности, поставившей объект в опасное состояние, с обязанностью совершить действие можно представить, на наш взгляд, в следующем виде: субъект своей деятельностью вступает в урегулированные нормами права отношения, обеспечивающие нормальное развитие, безопасность объекта; поставив объект в опасное состояние, он <<включает>> соответствующую норму из числа регулирующих эти отношения. Далее, норма действует в качестве самостоятельного фактора, обязывая объект совершить определенное действие по восстановлению нарушенного отношения.

     Правовые нормы, регулирующие деятельность субъекта, предписывают конкретную программу поведения в случае нарушения предписываемой деятельности, обязывая бездействовать.

     Лицо может быть признано субъектом бездействия и нести ответственность, если оно находится в системе отношений, урегулированных и охраняемых правовыми нормами, если для него существует обязанность выполнять определенные функции в этой системе отношений ( причем не имеет значения, поставило или не поставило оно кого-либо в опасное состояние) и если не выполненная или ненадлежащим образом выполненная функция предусмотрена специальными правилами, регулирующими эти отношения.

     Фактическое поведение, взаимодействуя с правовой нормой, порождает правоотношение, представляющее собой систему из трех элементов: субъект, объект, находящийся в общественно опасном состоянии, и отношения субъекта к этому состоянию. Такая структура прослеживается во всех  случаях бездействия, причем элементы, главным образом субъект - объект, могут группироваться по разному в зависимости от источника опасности.

     Правовая норма является тем элементом, который связывает субъект и объект в единую систему посредством установления должного отношения. Назначение права в том, чтобы не допустить отрицательного отклонения общественного развития, предупредить общественно опасные изменения социальной действительности. Благодаря действию правовых норм субъект даже в случае, если он сам не поставил объект в опасное состояние, оказывается включенным со всеми обязанностями и правами в системную связь с объектом. Правовая норма возлагает на него соответствующую социальную функцию, невыполнение которой способно вызвать общественно опасное последствие, как видим, механизм проявления обязанности действовать одинаков для всех случаев бездействия: правовая форма вызывает обязанность совершить то или иное действие, будучи приведена в действие каким-либо социальным фактором. Различие лишь в том, что в одном случае этим отрицательным фактором является предшествовавшая деятельность субъекта бездействия, а в других - действие иных сил. Самостоятельность действия правовой нормы делает указанное различие несущественным.

     Право не только определяет общественно опасное состояние того или иного объекта, оно указывает также на необходимость совершения определенного действия. Причем необходимость рассматривается не только как обеспеченность обязанности силой государственного принуждения, но и как обоснованность обязанностей совершить действие.

     Деятельность, осуществляемая субъектом бездействия, всегда носит нормативную форму, что придает бездействию нормативный характер.

     Нормативность бездействия не умаляет объективности этой категории, ибо правовые нормы, лежащие в основе бездействия, являются "более или менее точным выражением действительности", а деятельность субъекта, следовательно и бездействия, не может рассматриваться вне конкретных обязанностей.

     Обязанность является объективным основанием действия, характеристикой общественной опасности бездействия и потому необходимой предпосылкой ответственности за бездействие.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

# # #

     Можно сделать вывод о том, что бездействие содержит объективную возможность причинения общественно опасных последствий, которая реализуется в действительности при наличии к тому благоприятствующих условий. Объективная возможность при бездействии заключается в совокупности элементов системы общественных отношений, главенствующую роль среди которых выполняет субъект, наделенный совокупностью обязанностей и прав, необходимых для выполнения системных функций. Ввиду отсутствия передачи материи и энергии от субъекта к объекту путем бездействия невозможно воздействовать непосредственно на материальные объекты, в том числе на личность. Лицо посредством бездействия вызывает отрицательные изменения в системе отношений, в которую оно входит своей общественно необходимой деятельностью, и эти изменения в свою очередь приводят к материальным общественно опасным последствиям. Вне системы отношений бездействие причинить что-либо не способна.

     Не каждые акт бездействия обязательно порождают общественно опасное последствие, она наступает с определенной степенью вероятности, ибо благодаря дублирующим системным элементам это последствие может быть предотвращено. Закономерность отрицательных последствий при бездействии проявляется в статистической совокупности случаев воздержания от необходимого действия; она закрепляется в правовых, в том числе и в уголовно- правовых, нормах, поэтому нарушение лицом установленных для него обязанностей создает опасность причинения вреда и служит одним из объективных оснований ответственности за бездействие. 

Информация о работе Бездействие как форма преступного поведения