Амнистия и помилование: условия и особенности применения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 16:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является комплексное исследование института амнистии и помилования в единстве уголовно-правовых, уголовно-исполнительных и иных аспектов их правового закрепления; формулирование на основе новых законодательных и подзаконных нормативных правовых актов, достижений российской юриспруденции и сложившейся практики применения актов амнистии и помилования современного научного представления о правовой природе института амнистии и помилования.

Содержание

Введение.....................................………………………………………………......3
1. Освобождение от уголовной ответственности……………………………… 5
1.1 Институт амнистии и помилования в зарубежном праве…………..………5
1.2 Основания освобождения от уголовной ответственности в системе современного российского уголовного законодательства……………………..6
2 Амнистия как вид освобождения от уголовной ответственности…………...9
2.1 Уголовно-правовое понятие амнистии и акта об амнистии………………..9
2.2 Акты об амнистии: судебная практика…………………………………….14
3 Правовая природа института помилования………………………………….20
3.1 Понятие и сущность помилования…………………………………………20
3.2 Правовая природа актов помилования……………………………………..25
Заключение.............………………………….......................................................30
Список литературы…………………………………….………………………..32
Приложения...............……………………………..………….............................34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 163.50 Кб (Скачать файл)

Однако необходимо учитывать одно непременное условие. Уголовное преследование не может быть прекращено немедленно, если дело находится в стадии судебного разбирательства. Общий порядок применения акта амнистии, изданного во время судебного рассмотрения дела, заключается в том, что суд доводит разбирательство до конца и при вынесении обвинительного приговора освобождает осужденного, с учетом амнистии, от наказания. В этом случае уголовное преследование также не может быть прекращено непосредственно на этапе судебного разбирательства. Например, в ст. 5 Постановления Государственной Думы от 20.04.2005 «Об объявлении амнистии в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» указано: «Прекратить уголовные дела, находящиеся в производстве органов дознания, органов предварительного следствия, а также уголовные дела, находящиеся в производстве суда, по которым не начато судебное разбирательство…». Согласно ч. 2 ст. 84 УК РФ актом об амнистии лица, совершившие преступления, могут быть освобождены от уголовной ответственности, осужденные – от наказания.

Акт амнистии является обязательным и действует независимо от волеизъявления лица, в отношении которого приговор вступил в законную силу.

Осужденный не может быть наделен равными с обвиняемым правами. Осужденные относятся к той категории амнистированных, в отношении которых имеется вступивший в законную силу приговор суда, т.е. их вина в совершении преступления доказана в предусмотренном законом порядке.

 

 

 

Глава 3 Правовая природа института помилования

3.1 Понятие и сущность помилования

 

Конституция Российской Федерации провозглашает, что каждый осужденный за преступление имеет право просить о помиловании или смягчении наказания (п. 3 ст. 50).

Помилование представляет собой решение Президента Российской Федерации, улучшающее правовое положение индивидуально определенного лица, осужденного за совершение преступления, отбывающего наказание или отбывшего его и имеющего судимость. Улучшение положения осужденного или отбывшего наказание может выражаться в освобождении осужденного от дальнейшего отбывания наказания либо сокращении назначенного наказания или замене его более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость.

Традиционно помилование в науке государственного права трактуют в первую очередь как элемент полномочий Президента Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 80 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации является главой государства. В этом качестве он в соответствии с п. «в» ст. 89 Конституции Российской Федерации осуществляет помилование.

В то же время определение отраслевой принадлежности помилования находит свое отражение не только в конституционном (государственном) праве, но и других науках.

Для решения данного вопроса можно выделить три основные позиции, поддерживаемые большинством современных авторов, согласно которым помилование - это:

1)  институт государственного (конституционного) права;

2)  институт уголовного права;

3)  межотраслевой правовой институт11.

Для решения вопроса нормы каких отраслей права входят в институт помилования, необходимо иметь в виду следующее.

Во-первых, нормы соответствующей отрасли права должны регламентировать не единичные отношения, а довольно существенный массив отношений, возникающий в связи с подготовкой, принятием или реализацией решения о помиловании.

Во-вторых, нормы соответствующей отрасли права должны выступать в виде субинститута института помилования, а именно без регулирования данных отношений в соответствующей отрасли права институт помилования либо вообще не имел бы практики применения, либо была бы искажена его сущность.

Институт помилования имеет непосредственное отношение к определению правового положения человека и гражданина. В части 3 ст. 50 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого осужденного за преступление на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания.

Право каждого просить о помиловании включает в себя правомочия: ходатайствовать перед субъектом, ответственным за применение помилования (Президентом Российской Федерации), о проявлении милосердия к нему и освобождении от наказания или замене его более мягким; получить ответ о рассмотрении данного ходатайства.

Право Президента Российской Федерации осуществлять помилование включает в себя правомочия: издать акт о помиловании; требовать исполнения данного акта органами государственной власти.

В качестве корреспондирующих обязанностей в данном правоотношении выступают политико-правовая обязанность Президента перед обществом использовать предусмотренные Конституцией Российской Федерации инструменты власти, тем более связанные с проявлением гуманизма по отношению к своим гражданам, а также обязанность государственных органов обеспечить исполнение акта об амнистии12.

Право просить о помиловании, таким образом, выступает в качестве своеобразного процедурного права, его реализация является необходимым элементом для принятия решения о помиловании. В то же время оно является самостоятельным материальным правом, поскольку входит в правовой статус личности13.

В нормах теории уголовного права помилование обычно рассматривают как один из видов освобождения от отбывания наказания. Такой подход вполне объясним, учитывая практику применения помилования, а также то, что в нормах уголовно-исполнительного законодательства помилование значится одним из оснований освобождения осужденных от отбывания наказания (ст. 172 УИК РФ). Однако значение помилования не исчерпывается только тем, что оно является основанием освобождения от отбывания наказания. Помилование представляет собой комплексный институт, предусматривающий смягчение участи осужденного к уголовному наказанию14. Такое смягчение участи может выражаться в различных формах, оно не ограничивается периодом отбывания наказания и может иметь место и после полного отбытия наказания, например при снятии судимости.

Так, в ст. 59 и 85 Уголовного кодекса Российской Федерации закреплены следующие виды и соответствующие им подвиды помилования, составляющие его содержание:

1)  помилование лиц, осужденных к уголовному наказанию:

а)  освобождение от дальнейшего отбывания наказания;

б)  сокращение назначенного наказания;

в)  замена наказания более мягким видом наказания;

2)  помилование лиц, осужденных к исключительной мере наказания:

а)  замена смертной казни пожизненным лишением свободы;

б)  замена смертной казни лишением свободы на срок 25 лет;

3)  помилование лиц, отбывших наказание, в виде снятия судимости15.

Роль уголовно-исполнительного законодательства в регулировании вопросов помилования осужденных определяется тем положением, которое занимают уголовно-исполнительное законодательство и право в правовой системе российского государства.

Уголовно-исполнительное право входит в общий комплекс отраслей права, регулирующих борьбу с преступностью, который образуют также уголовное и уголовно-процессуальное право. Уголовное право – базовое по отношению ко всем правовым отраслям, регулирующим борьбу с преступностью, что предопределяет его первичность и одновременно единство целей, принципов и методов правового регулирования, достаточно единообразный аппарат этих отраслей.

Уголовное и уголовно-исполнительное право регулирует общественные отношения, возникающие при применении наказания и освобождения от него. В данной сфере правового регулирования можно отчетливо выделить приоритет уголовного права по отношению к уголовно-исполнительному. Уголовное право определяет понятие, цели, виды, основания ответственности и наказания и освобождения от него.

Оценивая роль уголовно-исполнительного законодательства в регламентации вопросов помилования, необходимо указать, что термин «помилование» встречается в 19 нормах, сосредоточенных в 13 статьях Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации16.

Необходимо также отметить, что отдельные вопросы применения помилования к осужденным регламентируются в подзаконных нормативных актах, содержащих нормы уголовно-исполнительного права17.

Важная роль в регулировании института помилования принадлежит нормам административного права, регулирующего отношения в сфере исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов.

В последнее время в теории административного права активно разрабатывается такая правовая категория, как административный процесс, понимаемый в широком и узком смыслах слова18.

В рамках данной категории ученые выделяют административно-распорядительный процесс, составной частью которого является государственно-поощрительное производство, к которому может быть отнесено и производство по рассмотрению государственными органами ходатайств осужденных о помиловании (за исключением уголовно-исполнительных отношений).

При этом нормы административного права сосредоточены в своей основе в Положении о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 года № 1500 (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 16.03.2007 № 359). Они определяют порядок деятельности государственных органов юстиции, службы исполнения наказаний, губернаторов и других руководителей субъектов Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации по подготовке и предварительному рассмотрению ходатайств осужденных о помиловании. Они же определяют порядок взаимодействия указанных государственных структур при решении вопросов, возникающих в процессе осуществления помилования. Указанные нормы содержатся в подзаконных нормативных правовых актах, принятых Министерством юстиции Российской Федерации после издания вышеназванного Указа Президента Российской Федерации. Это, к примеру, Инструкция об организации работы территориальных органов юстиции и учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации в связи с ходатайством осужденных о помиловании (утверждена Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 11 февраля 2002 г. № 47).

Таким образом, можно сделать общий вывод о том, что по своей юридической природе институт помилования представляет собой комплексный межотраслевой правовой институт, включающий в себя нормы конституционного, уголовного, уголовно-исполнительного и административного права.

 

3.2 Правовая природа актов помилования

 

Помилование является вторым способом облегчения участи лиц, осужденных за совершение преступления. Как и амнистия, помилование представляет собой проявление гуманизма по отношению к осужденным и также направлено на полное или частичное аннулирование юридических последствий совершения преступления, осуществляемое в несудебном порядке.

Акт помилования в отличие от акта об амнистии носит не нормативный, а индивидуальный характер. Помилование применяется к конкретному лицу или конкретным лицам, обозначенным в акте помилования персонально (т.е. поименно).

В соответствии со ст. 85 Уголовного кодекса Российской Федерации акт помилования применяется только к лицу, осужденному за преступление, и может влечь для такого лица следующие уголовно-правовые последствия:

1)  лицо может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания;

2)  наказание, назначенное лицу приговором суда, может быть сокращено;

3)  назначенное лицу наказание может быть заменено более мягким видом наказания;

4)  с лица, отбывшего наказание, может быть снята судимость.

Особое место в законодательстве занимает решение вопроса о помиловании лиц, осужденных к смертной казни.

В соответствии с ч. 3 ст. 59 Уголовного кодекса Российской Федерации смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет. Однако следует помнить, что с августа 1997 г. смертная казнь в Российской Федерации не исполняется19 (а в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1999 г. и не назначается – до приведения норм уголовно-процессуального законодательства в соответствие с нормами Конституции Российской Федерации).

Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 г. № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации»20 установлен новый порядок решения вопросов о помиловании осужденных. Действовавшая ранее Комиссия по вопросам помилования при Президенте Российской Федерации упразднена. Для обеспечения надлежащей деятельности по разрешению вопросов о помиловании, предварительного рассмотрения ходатайств, подготовки заключений по материалам о помиловании комиссии по вопросам помилования образованы на территориях субъектов Российской Федерации21.

Этим же Указом утверждено Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации, в соответствии с которым помилование осуществляется путем издания указа Президента Российской Федерации о помиловании на основании соответствующего ходатайства осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость.

Информация о работе Амнистия и помилование: условия и особенности применения