Амнистия: уголовно - правовой анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2015 в 12:31, курсовая работа

Краткое описание

Общество верит, что актом об амнистии государство возвратит законность, оказав милость тем, кто в силу сложившихся ситуаций попал под уголовное преследование или понес ответственность несправедливо, однако и в рамках закона. В глазах общества амнистия это показатель направления политики государства и ее эффективности, какие цели преследует Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации при принятии своих решений. Исходя из этого, в амнистии сконцентрированы интересы власти и обычных людей. Амнистия это средство воплощение общественной справедливости, однако, она может принести вред правам и законным интересам личности, безопасности общества и государства.

Содержание

Введение………………………………………………………………...……….3-4
Глава 1. Понятие и история развития амнистии в России
1.1 Исторический аспект развития амнистии в России…………………..…..5-6
1.2 Институт амнистии…………………………………………………………6-9
1.3 Понятие, правовое регулирование и значение амнистии в России на современном этапе……………………………………..………………….…..9-12
Глава 2. Юридическая природа, цели и признаки амнистии
2.1 Порядок применения и распространения амнистии…..…………….....13-15
2.2 Правовое понятие акта об амнистии………………….…...……………16-24
2.3 Понятие и значение освобождения от уголовной ответственности и уголовного наказания………………………………………………..………25-28
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованных источников и литературы...……………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая!!!.docx

— 61.35 Кб (Скачать файл)

Указанием Генерального прокурора Российской Федерации от 6 февраля 1998 г. N 9/17 "О порядке применения в органах прокуратуры Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 24 декабря 1997 г. "Об объявлении амнистии" всем прокурорам предписывалось установить надзор за законностью отказов в возбуждении и прекращении по амнистии уголовных дел органами предварительного следствия и дознания, при утверждении постановлений этих органов глубоко изучать уголовные дела и материалы, проверять полноту и всесторонность их расследования, правильность квалификации содеянного, доказанность вины лица, в отношении которого применяется амнистия. При отсутствии необходимых сведений об этом лице рассмотрение вопроса о применении акта об амнистии откладывается до получения дополнительных документов. Вопрос о применении акта об амнистии к лицу, местонахождение которого неизвестно, рассматривается после установления местонахождения указанного лица или его явки в орган, на который возложено применение акта об амнистии.

Органы, на которые возложено исполнение постановления об амнистии, вправе запрашивать у соответствующих учрeждений документы, необходимые для принятия решения о применении акта об амнистии. Такие запросы исполняются незамедлительно.

Категория осужденных, подлежащих освобождению от уголовной ответственности (наказания) на общих основаниях, чаще всего определяется применительно к наказаниям, не связанным с лишением свободы, и наказаниям в виде лишения свободы на определенный срок, которые назначены или могли быть назначены лицу, совершившему преступление.

Тaк, в соответствии с Постановлением Государственной Думы от 24 декабря 1997 г. подлежали освобождению от наказания осужденные к лишению свободы, исполнение приговора которым отсрочено, условно осужденные, а также осужденные к наказаниям, не связанным с лишением свободы. Освобождению от наказания подлежали также осужденные за преступления, совершенные по неосторожности, к лишению свободы на срок до трех лет включительно, осужденные за преступления, совершенные по неосторожности к лишению свободы на срок до пяти лет включительно, отбывшие не менее одной трети назначенного срока наказания, и впервые осужденные за умышленные преступления к лишению свободы на срок до трех лет включительно, отбывшие не менее одной трети назначенного срока наказания.

В соответствии с п. 7 этого же Постановления подлежали прекращению уголовные дела, находящиеся в производстве органов дознания, предварительного следствия и судов в отношении лиц, совершивших преступления, за которые предусмотрены наказания, не связанные с лишением свободы, а также в отношении лиц, совершивших преступления по неосторожности, за которое предусмотрено наказание не свыше трех лет лишения свободы.

На льгoтных основаниях амнистия применяется чаще всего к осужденным, проходившим службу в составе действующей армии либо принимавшим участие в боевых действиях по защите Отечества; имеющим государственные награды; женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, а также беременным женщинам; мужчинам старше шестидесяти лет; инвалидам; несовершеннолетним. В этом находят проявление соображения гуманизма и особое снисхождение государства к названным категориям осужденных. В актах об амнистии определяется также категория лиц, на которых они не распространяются. Обычно к таковым относятся лица, совершившие преступления против основ конституционного строя, особо тяжкие либо тяжкие преступления, а также неоднократно судимые. Кроме того, амнистия, как правило, не распространяется на осужденных, ранее освобождавшихся из мест лишения свободы в порядке помилования или в соответствии с актом об амнистии и вновь совершивших умышленные преступления, а также на осужденных, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания. В постановлениях о порядке применения актов об амнистии подробно определяются признаки, на основании которых осужденные признаются злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания. Не способствует выработке единообразного подхода на практике к определению данной категории осужденных то обстоятельство, что она в каждом акте о применении амнистии определяется по-разному. Поэтому заслуживают внимания предложения о выработке единого понятия злостного нарушителя установленного порядка отбывания наказания, например, применительно к ст. 116 УИК РФ. Прекращение производством определенной актом об амнистии категории следственных дел и дел, не рассмотренных судом до вступления в силу этого акта, в уголовно-правовом смысле означает безусловное освобождение лица, совершившего преступление, от уголовной ответственности. Тем самым погашается уголовно-правовое значение факта совершения лицом преступления. К примеру, новое аналогичное преступление не может быть квалифицировано как повторное, но криминологическое значение этого факта сохраняется: суд вправе учесть его в качестве обстоятельства, отрицательно характеризующего личность, при назначении наказания за новое преступление. Однако прекращение уголовного дела на основании акта об амнистии не означает освобождения лица от иных видов ответственности. Так, в Постановлении Государственной Думы от 24 декабря 1997 г. специально оговорено, что лица, подпадающие под амнистию, от административного взыскания не освобождаются. Что касается имущественного ущерба, причиненного преступлением, то он может быть взыскан с виновного лица в порядке гражданского судопроизводства. Аналогичные положения содержатся в Постановлении Государственной Думы от 19 апреля 2006 г. Таким образом, амнистия как государственно-правовой акт имеет следующие признаки. Во-первых, она при всех обстоятельствах носит нормативный характер, т. е. распространяется на индивидуально неопределенный круг лиц, на неопределенное количество уголовных дел независимо от того, на какой процессуальной стадии они находятся. Во-вторых, инициатива их издания всегда исходит от государственного органа. В-третьих, акты амнистии имеют общеобязательный характер как для правоохранительных органов, которые призваны применять акты амнистии, так и для тех лиц, которые попадают под амнистию. Единственное исключение - лица, признающие себя невиновными в совершении инкриминируемого преступления и настаивающие на судебном разбирательстве. Наконец, в-четвертых, акт амнистии лишь создает нормативное основание для освобождения лица, определяет категории лиц, которые подпадают под амнистию, порядок и условия ее применения (юридическим же основанием освобождения от уголовной ответственности (наказания) служит индивидуально определенный акт применения норм права: постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, определение суда о прекращении уголовного дела; обвинительный приговор суда с освобождением от наказания; постановление начальника исправительно-трудового учреждения, санкционированное прокурором, либо постановление специальной комиссии по освобождению из мест лишения свободы и т. д.).

В мае текущего года в свет вышел проект Постановления Государственной думы РФ № 544903-5 «Об объявлении амнистии в связи с 20-летием независимости России». По данному постановлению планируется освободить: 1) от наказания в виде лишения свободы лиц, впервые осужденных к лишению свободы, совершивших в любой совокупности преступления, предусмотренные статьями 146, 147, 159, 160, 165, 171, 171.1, 172, 174, 174.1, 176, 177, 180, 185 частью первой, 185.3, 185.4, 185.5, 188 частью первой, 191, 192, 193, 194, 197, 198, 199, 199.1, 199.2, 315 Уголовного кодекса Российской Федерации; 2) от наказания в виде лишения свободы несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы на срок до пяти лет включительно; 3) от наказания в виде лишения свободы впервые осужденных к лишению свободы на срок до одного года включительно; 4) Освободить от наказания условно осужденных, условно-досрочно освобожденных, осужденных, отбывание наказания которым отсрочено, а также осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, подпадающих под действие пунктов 1-2 настоящего Постановления.

2.3 Понятие и значение освобождения от уголовной ответственности и уголовного наказания

Еще самому древнему уголовному законодательству был известен, а уголовные кодексы всех современных государств предусматривают ряд обстоятельств, устраняющих наказание. При этом подобное решение вопроса отнюдь не означает, что совершенное деяние утратило признаки, присущие преступлению, а лицо, его совершившее, перестало быть опасным для окружающих. «В ряде случаев применение к осужденному даже самого незначительного по тяжести уголовного наказания оказывается из-за наличия каких-либо фактических или уголовно-правовых обстоятельств невозможным либо нецелесообразным. Наличие различных форм реализации уголовной ответственности позволило отечественному законодателю предусмотреть систему таких обстоятельств, коренящихся или в физической невозможности, или юридической бесцельности уголовного наказания, которые обусловливают необходимость института освобождения от уголовного наказания»15. Термин «освобождение» означает не сам процесс, а уголовно-правовой результат. Кaк известно, в отдельных (и весьма многочисленных) случaях освобождению от уголовного наказания может предшествовать освобождение от уголовной ответственности. Однако освобождение от уголовного нaказания не влечет aвтоматического (одновременного) освобождения осужденного от уголовной ответственности. Крoме того, при освобождении от уголовной ответственности уголовно-правовые регулятивные отношения прекращают свое действие, тогда как при освобождении от уголовного наказания (функционально и содержательно охватывающем освобождение и от его отбывания) они нередко сохраняются (например, до погашения или снятия судимости). При рaзграничении данных институтов уголовного права на сегодня нельзя не учитывать и их различную уголовно-процессуальную форму: освобождение от уголовного наказания в отличие от уголовной ответственности осуществляется только судом.

Также необходимо отметить следующее:

-во-первых, освобождение  от уголовной ответственности  допускается по общему правилу  лишь по делам о преступлениях  небольшой и средней тяжести, тогда как освобождение от  уголовного наказания с категорией  преступления жестко не связано;

-во-вторых, участниками уголовного  процесса (т. е. не только судом, но  и прокурором, следователем или  органом дознания) от уголовной  ответственности могут быть освобождены  подозреваемый, обвиняемый и подсудимый. От наказания же может быть  освобожден только осужденный, т. е. лицо, в отношении которого  уже состоялся судебный приговор. Освобождение от уголовной ответственности  вследствие амнистии по своему  правовому содержанию представляет  собой освобождение по нереабилитирующему  основанию, т.е. оно не устраняет  факта совершения амнистируемым  лицом инкриминируемого ему преступления. В связи с этим уголовно-процессуальное  законодательство предоставляет  обвиняемому в целях своей  реабилитации право требовать  продолжения производства по  делу, и это требование является  обязательным для органов дознания, предварительного следствия и  суда. В соответствии со ст. 27 УПК РФ прекращение дела вследствие акта амнистии не допускается, если обвиняемый против этого возражает. В этом случае производство по делу продолжается в обычном порядке. Это требование распространяется также и на стадию судебного разбирательства. В судебной практике встречаются случаи нарушений этого требования закона, когда уголовные дела прекращаются на основании акта об амнистии вопреки возражениям обвиняемых лиц. Освобождение от наказания по амнистии теоретически может касаться любого наказания. На практике освобождению от наказания, как правило, подлежат лица, осужденные к наказаниям, не связанным с лишением свободы, либо к лишению свободы на небольшие сроки.

В судебной практике нередко встречаются случаи, когда приходится решать вопрос об освобождении лица одновременно как от основного, так и от дополнительного наказания. В последние годы вопрос о дополнительных наказаниях решается в самих актах об амнистии. Так, в п. 9 Постановления Государственной Думы от 23 февраля 1994 г. "О порядке применения Постановления "Об объявлении амнистии в связи с принятием Конституции Российской Федерации" устанавливалось, что лица, подпадающие под амнистию, освобождаются как от основного, так и от дополнительного наказания, если последнее не исполнено на день вступления в силу постановления об объявлении амнистии 16. Аналогичным образом решен был этот вопрос и в Постановлении Государственной Думы от 24 декабря 1997 г. При этом п. 9 названного Постановления содержал существенное дополнение, касающееся лиц, которые в соответствии с актом об амнистии не полностью подлежали освобождению от наказания, а им лишь сокращалась неотбытая часть основного наказания. Эти лица не подлежали освобождению от дополнительных наказаний. В судебной практике встречаются случаи применения к одному осужденному в той или иной последовательности таких различных правовых институтов, как амнистия и условно-досрочное освобождение от наказания (особенно в случаях отбывания длительных сроков лишения свободы). Решение вопроса осложняется в ситуациях, когда, с одной стороны, к лицу может быть применен акт об амнистии, но оно не подлежит условно-досрочному освобождению от наказания, а с другой - акт амнистии может не распространяться на лицо, подлежащее условно-досрочному освобождению от наказания. В таких случаях следует исходить из того, что отказ осужденному в условно-досрочном освобождении не является сам по себе основанием для отказа в применении к нему акта амнистии, если на совершенное им преступление распространяется действие этого акта. Вместе с тем отказ в применении к осужденному акта амнистии не является основанием для отказа ему в условно-досрочном освобождении, если оно применимо в соответствии с действующим законодательством. Лицо, освобожденное от наказания вследствие амнистии, считается несудимым (ч. 2 ст. 86 УК РФ). Кроме того, в акте об амнистии может содержаться специальное указание о снятии судимости с определенных категорий амнистируемых лиц. Однакo в ряде актов об aмнистии судимостям, рaнее снятым вследствие амнистии, придается прaвовое значение. Так, в п. 9 Постановления Государственной Думы от 24 декабря 1997 г. сказано, что амнистия не применяется к осужденным, ранее освобождавшимся из мест лишения свободы в порядке помилования или в соответствии с актом об амнистии и вновь совершившим умышленное преступление. Аналогичные положения содержат в себе другие постановления Государственной Думы об амнистии, в частности, Постановление от 19 апреля 2006 г. В этих решениях усматривается определенная непоследовательность законодателя: согласно ч.6 ст. 86 УК РФ снятие (и погашение) судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью.

Таким образом, освобождение вследствие амнистии от уголовной ответственности и уголовного наказания носит безусловный характер.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В заключение курсовой работы следует отметить, что установленная цель и задачи успешно выполнены. Амнистия - это освобождение от уголовной ответственности либо полное или частичное освобождение от наказания лиц, совершивших уголовные преступления, а также снятие судимости с лиц, ранее отбывших назначенное судом наказание. Акт об амнистии издается на основе предоставленных конституцией полномочий высшим органом государства - главой государства или парламентом и носит нормативный характер, то есть распространяется на всех лиц, отвечающих условиям, установленным актом об амнистии. В соответствии с пунктом “о” статьи 71 Конституции РФ издание актов об амнистии входит в исключительную компетенцию Российской Федерации: они принимаются Государственной Думой в форме постановлений (статья 103), и, следовательно, в отношении них Президентом не может быть применено право вето.   Комплексный анализ действующего законодательства (Конституции РФ, УК) позволяет сделать вывод о том, что амнистия представляет собой своеобразную государственную меру, направленную на реализацию уголовной ответственности. Акт об амнистии является предусмотренной законом формой, в которой эта мера осуществляется. Акт об амнистии не изменяет и не отменяет закона, устанавливающего уголовную ответственность за те или иные общественно опасные деяния, и не ставит под сомнение законность и обоснованность приговора суда, вынесенного по конкретному делу. Амнистия лишь смягчает участь лиц, совершивших преступление.

Таким образом, амнистия - это государственно-правовой, а не уголовно-правовой акт, однако, последствия её применения существенно затрагивают сферу уголовного права.

 

 

Список использованных источников и литературы

1. Нормативно-правовые акты

1)Конституция РФ.

2)Уголовно-процессуальный кодекс РФ.

3)Уголовный кодекс РФ.

2.Учебная литература

1) Баранникова И.Г. Амнистия как институт конституционного права // Общество и право. 2009. N 4 // СПС "КонсультантПлюс".

2) Боровской В.А. Юридическая природа амнистии и помилования // Современные проблемы юридической науки. Выпуск 1. М., 2008. С. 25 - 32.

3)Грачева Ю.В., Ермакова Л.Д. и др. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / отв. ред. А.И. Рарог. - 6-е изд., перераб. и доп. - "Проспект", 2009 г. С. 83.

4) Гришко А.Я., Потапов А.М. Амнистия. Помилование. Судимость. - М.: Университетская книга, 2009.

5)Зеленцов А.А. Амнистия в законодательстве России: правовая регламентация и исполнение: Автореф. дис.  канд. юрид. наук. СПб.: Санкт-Петербургский университет, 2010. С. 14 - 17.

Информация о работе Амнистия: уголовно - правовой анализ