Шпаргалка по "Туризму"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 14:10, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Туризм".

Вложенные файлы: 1 файл

Экономика и предпринимательство в СКСиТ.doc

— 626.00 Кб (Скачать файл)
  • производственной;
  • содействия занятости населения;
  • создания дохода;
  • сглаживания неравенства в развитии российских регионов;
  • нивелирования платежного баланса страны.

Вышеназванные функции позволяют оценить степень  влияния СКСиТ на экономику страны в виде получаемого экономического эффекта. Выразим эффект каждой функции соответствующим экономическим показателем и произведем расчет частных экономических эффектов.

Производственная функция. Организации сферы СКСиТ создают определенную продукцию - услуги - и таким образом содействуют формированию валового внутреннего продукта, т.е. выполняют производственную функцию.

Функция содействия занятости  населения. Продукты СКСиТ чаще всего имеют вид нематериальных товаров, так как представляют собой услуги, что и определяет высокую трудоемкость данной сферы. Количественный рост кадров здесь может быть остановлен только в результате внедрения технических разработок, но в любом случае технические средства не могут заменить общение. Поэтому СКСиТ прямым или косвенным образом способствует занятости населения. Прямой эффект выражается в предоставлении населению рабочих мест непосредственно в туристских организациях, одновременно создается эффект занятости в смежных отраслях экономики.

Функция создания дохода. Экономическая деятельность сервиса и туризма вносит вклад в формирование национально хода посредством налоговых поступлений. Туризм - важный источник поступлений в казну любого государства. Удельный вес доли от туризма в общей сумме поступлений от экспорта составляет в казну госбюджета некоторых стран (в Испании - 60%). В России, как отмечалось ранее, налоговые поступления от СКСиТ незначительны.

Функция сглаживания неравенства  в развитии российских регионов. Она проявляется в том, что СКСиТ способствует экономическому развитию регионов со слаборазвитой промышленностью, имеющих первозданный ландшафт и окружающую среду полного равновесия. Развитие туризма в удаленных малонаселенных и индустриально слаборазвитых регионах частично нейтрализует такие негативные последствия, как отток населения в городские агломерации, разрушение традиционного уклада жизни сельского населения.

Функция нивелирования  платежного баланса. СКСиТ влияет на платежный баланс страны. Сопоставление въездного и выездного потоков, т.е. противопоставление расходов местных туристов, выезжающих за границу, с доходами, полученными от потребления товаров и услуг иностранными туристами, позволяет определить положительное или отрицательное сальдо по статье «туризм». Традиционно баланс России по статье «туризм» является отрицательным, тогда как многие другие страны за счет туризма выравнивают макроэкономические показатели.

 

3. Понятие сферы туристского бизнеса, состав основных сфер

Открыть свое дело субъект туристского бизнеса  может в любой сфере экономики, приносящей доход.

Сфера туристского бизнеса - это область приложения усилий предпринимателя на рынке социально-культурного сервиса и туризма, характеризующаяся особыми условиями деятельности, технологиями и способами получения результата.

Туристский  бизнес в разных сферах различается  по форме и, особенно по содержанию операций и способам их осуществления. Характер турбизнеса предопределяет вид услуг, которые туристская организация оказывает. Она может самостоятельно производить эти услуги или перепродавать услуги других организаций потребителям, а также может только соединять производителей и потребителей туристских услуг.

Различают следующие основные сферы турбизнеса:

  • производство;
  • коммерция;
  • финансовое предпринимательство;
  • консалтинг.

Деление это весьма условно, так как часто  бывает очень сложно разграничить производственный и непроизводственный бизнес.

Если  кратко определить роль и место каждой сферы в социально-культурном сервисе и туризма и в национальной экономике, то можно сказать следующее: в разное время каждая из этих сфер может приносить различный доход, однако главной из них является производство. Именно в сфере производства создаются материальные блага (туристские услуги), необходимые для жизнедеятельности человека. Так, коммерция в турбизнесе существует лишь потому, что туроператор создал продукт, который турагент перепродает. Состояние социально-культурного сервиса и туризма как особого межотраслевого комплекса российской экономики определяется количеством высококачественных туристских услуг, которое производится на душу населения. Эти же услуги в составе ВВП страны влияют на уровень развития национальной экономики. Поэтому на протяжении всей истории российской экономики сфере производства (в том числе и в СКСиТ) придавалось первостепенное значение.

Значительный  удельный вес по количеству зарегистрированных туристских организаций в настоящее время занимает коммерция. Это объясняется, прежде всего, относительно низким стартовым капиталом и конкурентоспособной рентабельностью бизнеса, однако по уровню доходов доминирует производство. Финансовый турбизнес и консалтинг на сегодняшний день относительно мало представлены в национальном СКСиТ.

Производственный турбизнес - это процесс создания конкретных услуг для их реализации потребителям (туристам), т.е. любой услуги, необходимой туристу во время путешествия и обладающей способностью быть проданной или обмененной на другие услуги/товары). Как отмечалось ранее, производственный турбизнес включает туроперейтинг, гостиничное обслуживание, предоставление услуг общественного питания, транспортное обслуживание, организацию досуга, образование, бизнес-обслуживание, оздоровительное и спортивное обслуживание, экскурсионное обслуживание туристов и др.

Производственным  турбизнесом могут заниматься организации; различных отраслей (гостиничное хозяйство, питание и др.). Соответственно данную сферу турбизнеса можно классифицировать по отраслям и подотраслям.

Рассмотрим  принципиальную схему производственного  турбизнеса. Туристский бизнес связан с необходимостью приобретения предпринимателем основных и оборотных средств. Чтобы производить услуги, туристской организации нужны оборотные средства в: виде материальных и нематериальных ценностей (услуги связи, электроснабжения и др.). Необходимые средства приходится приобретать у собственников, заплатив им деньги в сумме, зависящей от количества ценностей и их цены.

Для производства туристских услуг нужны также основные средства в виде помещений, машин, оборудования. Если их у туристской организации нет, то надо их приобрести либо арендовать на время. За требуемые для производства туристских услуг основные средства приходится платить их собственникам денежную сумму, зависящую от вида и количества необходимых для производства основных средств и цен на них. При аренде основных средств оплата будет зависеть также от срока их использования. Конечно приобретаемые туристской организацией основные средства служат ей в течение длительного времени, поэтому стоимость их покупки, неправомерно считать равной расходам туристской организации на производство одной партии услуг. С другой стороны, наличие у туристской организации собственных основных средств не должно восприниматься как отсутствие расходов, связанных с использованием основных средств. Расходы туристской организации, обусловленные использованием основных средств, принимают равными сумме денег, необходимых для компенсации износа этих средств в течение времени производства данной партии услуг или проведения данной бизнес-операции. Эту величину называют  амортизацией основных средств.

Производство  туристских услуг требует привлечения рабочей силы - это наемные работники, труд которых подлежит оплате, зависящей от количества нанимаемых работников, величины заработной платы и рабочего времени, в течение которого производятся туристские услуги.

В процессе производства туристских услуг возникают и другие расходы, в частности на приобретение информации, на ремонт оборудования и др.

Производство  в турбизнесе завершается выпуском услуг, которые продаются туристской организацией либо непосредственно потребителю, либо торговым организациям (чаще всего турагентствам). В результате туристская организация получает выручку от продажи услуг, зависящую от объема производства, продажи и цены услуги, по которой она продана. Задача туристской организации состоит в том, чтобы производство окупилось, т.е. чтобы доход превысил основные и дополнительные расходы, а также и налоги.

Производственный  турбизнес обычно связан с необходимостью создания юридически оформленного предприятия, так как дли него требуются земельные участки, производственные площади, помещения и т.д.

В отношении  роли производственного турбизнеса в социально-культурном сервисе и туризме, а также в национальной экономике можно сказать следующее:

  • производственный турбизнес с народно-хозяйственной точки зрения является определяющим, так как именно в этой сфере осуществляется производство услуг, необходимых туристам в частности и государству в целом;
  • субъектами производственного турбизнеса производятся все виды туристских услуг для потребителей;
  • уровень развития производственного турбизнеса определяет экономический рост СКСиТ и национального хозяйства, а также уровень социального развития общества.

В качестве основных проблем развития национальной производственной сферы турбизнеса можно выделить международную конкуренцию  в сфере туризма и сервиса, высокий риск и технологические особенности производственной сферы.

Проблема международной  конкуренции связана с международной специализацией производственных туристских организаций по выпуску наиболее важных видов туристских услуг и их экспортом (импортом) в другие страны на основе международного разделения труда. Известно, что специализация производства на конкретной туристской услуге с применением новейших технологий приводит к увеличению объемов производства, сокращению издержек производства, повышению уровня качества и снижению цен. Однако отечественным туристским организациям-производственникам пока еще трудно конкурировать с зарубежными производителями туристских услуг. Мировые лидеры туриндустрии работают преимущественно по системе «все включено», тогда как российский сервис весьма ограничен в силу недостатка опыта и инвестиций. Поэтому отечественные туристские организации, занимающиеся торговлей (чаще всего турагентства), отдают предпочтение импортным услугам. Так, 60% туристских путешествий, предлагающихся на российском рынке, иностранного происхождения. Аналогичная картина наблюдается со многими туристскими услугами.

Второй проблемой в производственной сфере турбизнеса является высокий риск. Производство туристских услуг - наиболее динамичная сфера турбизнеса, характеризующаяся непрерывными, изменениями и совершенствованием. Поэтому риск здесь очень высок. Развитие производства в турбизнесе опирается на новейшие результаты технических разработок, требующих вложения денег, причем фактический эффект этих разработок может значительно отличаться от ожидаемого. Кроме того, современная экономическая политика России не обеспечивает необходимых условий для развития сферы производственного турбизнеса: существующий риск невостребованности туристских услуг национального производства, хронические неплатежи, многочисленные налоги, сборы и пошлины, наличие более доступных и легких источников дохода замедляют развитие производственного турбизнеса.

Развитие  производственного турбизнеса в  России сдерживается технологическими особенностями производственной сферы - это третья проблема национального производственного турбизнеса. К таким особенностям можно отнести высокие капиталоемкость, энергоемкость и трудоемкость, а также низкий уровень квалификации начинающих бизнесменов и персонала. Между тем производственный турбизнес может обеспечить стабильный успех начинающему бизнесмену, тяготеющему к перспективному и устойчивому делу.

Вышеизложенное  свидетельствует о том, что производственный турбизнес имеет значительные перспективы роста в России и может сыграть роль катализатора стабилизации и развития национальной экономики и экономики социально-культурного сервиса и туризма.

Производственный  турбизнес тесно связан с коммерцией, так как созданные услуги необходимо продавать. Из экономической теории известно, что бизнес в области ремесел неизбежно порождал купеческий бизнес. Эта связь прослеживается на протяжении многих веков. При этом активной стороной не всегда бывает производство.

Коммерческий турбизнес характеризуется товарно-денежными и торгово-обменным и операциями, его сущность заключается в операциях и сделках по купле-продаже и перепродаже туристских услуг.

Общая схема коммерческого турбизнеса в определенной мере аналогична схеме  производственной туристской деятельности. Однако в отличие от нее здесь вместо материальных и нематериальных ресурсов приобретается готовая услуга, которая затем реализуется потребителю (туристу).

Особенностью  коммерческого турбизнеса являются непосредственные экономические связи  с оптовыми и розничными потребителями услуг. Туристская организация-коммерсант покупает услугу у производителя и платит ему некоторую денежную сумму, зависящую от объема и цены услуги. Например, если турагент закупил партию из 50 туров по цене $500 за тур, то ему придется уплатить $25 000.

Следует иметь  в виду, что туристская организация-коммерсант закупает крупные партии услуг по оптовым ценам, которые чаще всего  ниже розничных цен, по которым затем  реализуются закупленные услуги.

Предположим, что  при продаже в розницу турагент реализует всю партию по цене $600 за тур, тогда его выручка составит $30 000.

Было бы ошибкой  полагать, что предприниматель (турагент) получил на этой операции 30 000-25 000 = $5000 прибыли. Во-первых, мы не учли затраты на оплату труда сотрудников туристской организации. Во-вторых, следует учесть расходы на аренду и содержание офиса и оборудования (если они принадлежат предпринимателю, то в расходы входит амортизация). Наконец, нельзя забывать о налогах. Так что фактически в рассматриваемом примере предприниматель получит не $5000, а около $1000 прибыли.

Информация о работе Шпаргалка по "Туризму"