Формирование стратегии конкурентоспособности туристской фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 07:35, лекция

Краткое описание

Формирование стратегии конкурентоспособности туристской фирмы
Разнообразие стратегий, применяемых в стратегическом управлении, весьма затрудняет их классификацию. Среди классификационных признаков наиболее существенны следующие:
• уровень принятия решений;
• базовая концепция достижения конкурентных преимуществ;
• стадия жизненного цикла отрасли;
• относительная сила отраслевой позиции организации;

Вложенные файлы: 1 файл

Формирование стратегии конкурентоспособности туристской фирмы.doc

— 655.00 Кб (Скачать файл)

В отраслях, где эффекты масштаба выражены не столь значительно, организациями может быть использован целый ряд стратегии для создания и укрепления конкурентных преимуществ.

Стратегия вакантной ниши, предполагающая захват достаточно емкой свободной ниши, способной обеспечить требуемый объем реализации и перспективы роста, а также стратегически соответствующей целям организации.

Стратегия специализации, ориентированная на работу с несколькими, тщательно отобранными смежными сегментами.

Стратегия выделяемых отличий, предполагающая создание исключительно качественного продукта, имеющего уникальные свойства.

Стратегия спокойного следования, основанная на работе в сегментах, где конкуренция слаба или отсутствует. Такая стратегия обычно предполагает реагирование, а не инициирование.

Стратегия роста посредством приобретений. Организации, ее реализующие, увеличивают свою рыночную долю посредством слияния и приобретения менее сильных конкурентов.

Стратегия отличительного имиджа, предполагающая создание и поддержание значительно отличающегося от конкурентов имиджа. Это может быть имидж организации с минимальными ценами, высочайшим качеством, наилучшим послепродажным обслуживанием, оригинальным дизайном и т.д. (статистика показывает, что прибыльность организаций в отраслях с незначительными эффектами масштаба слабо коррелирует и с размерами).

Стратегии для слабых организаций и организаций в кризисном состоянии. У организаций, имеющих слабую позицию, существует несколько стратегических вариантов.

Оборонительная стратегия, применимая в тех случаях, когда у организации имеются необходимые финансовые ресурсы. Она может базироваться на снижении себестоимости или на применении дифференциационной схемы.

Стратегия агрессивной защиты, подразумевающая различные, порой достаточно радикальные мероприятия по увеличению продаж, повышению прибыльности и укреплению конкурентной позиции (например, интенсификации рекламных усилий).

Стратегия немедленного выхода из бизнеса посредством продажи или ликвидации.

Стратегия «снятия урожая», подразумевающая функционирование организации в особом режиме, находящемся между функционированием и выходом из бизнеса. При реализации данной стратегии организация переводит свою долю в финансовые ресурсы. Здесь проводятся достаточно стандартные процедуры: расходная часть бюджета урезается до минимально допустимого уровня, повышаются цены, уменьшаются затраты на продвижение и сбыт, снижается качество товаров и послепродажного обслуживания, прекращаются инвестиции в оборудование, сокращаются затраты на его профилактику, снижается уровень заработной платы сотрудников и т. д. Основная задача этих мероприятий — максимизировать в краткосрочном периоде получение финансовых ресурсов.

ГУ. Стратегии конкуренции во фрагментарных отраслях

Фрагментарными отраслями в стратегическом управлении называются такие, для которых характерно:

•  отсутствие единого лидера;

•  большое число относительно небольших конкурентов. Примерами фрагментарных отраслей могут служить пекарни,

гостиницы, рестораны, аптеки, ателье, медицинские клиники, предприятия по производству одежды, обуви и т. д. Основные признаки фрагментарных отраслей:

•  отсутствие или слабая выраженность эффектов масштаба;

•  относительно низкие входные барьеры;

•  разбросанность потребителей по регионам;

•  высокая доля транспортных издержек в структуре затрат;

•  высокая степень продуктовой дифференциации, основанной на имидже;

• относительно небольшое количество потребителей;

• местное региональное регулирование, что делает каждый географический район уникальным.

Во фрагментарных отраслях применимы следующие виды стратегий:

•  разработка и использование стандартных услуг;

•  глобальная экономия;

• увеличение потребительской стоимости посредством интеграции товаров и услуг;

•  узкая продуктовая линия;

•  обслуживание узкого крута клиентов;

•  работа в рамках ограниченного региона.

Рассмотренные стратегии, как правило, используются в различных сочетаниях, что решается при формировании портфеля стратегий фирмы.

Формирование портфеля стратегий

Интегральный алгоритм формирования портфеля стратегий предназначен для разработки рабочего набора стратегий, осуществляемых на третьем этапе цикла СУ, как для конкретной сферы бизнеса, так и для портфеля сфер бизнеса фирмы в целом.

Алгоритм основан на концепции семи детерминант портфеля стратегий, утверждающей, что существует по крайней мере семь факторов, оказывающих влияние на формирование портфеля стратегий, прогнозирование которых осуществляется в процессе формирования портфеля (рис. 4.9):

1)  конкуренция;

2)  потребители;

3)  поставщики;

4)технологии;

5)  конкурентный потенциал организации;

6)  государственное регулирование;

7)  факторы макросреды (STEEP-факторы).

В определении концепции семи детерминант особенно важно то, что основной задачей, решаемой в процессе формирования портфеля стратегий, является прогнозирование параметров этих детерминант, которое может осуществляться с применением подхода, основанного на «сильных» и «слабых» сигналах, использованием методов прогнозирования. Например, при рассмотрении фактора «технологии» необходимо не только провести анализ существующих отраслевых технологий, но и попытаться сделать прогноз относительно путей их развития, появления новых. При анализе фактора «государственное регулирование» прежде всего следует попробовать предугадать возможные действия соответствующих государственных органов и их последствия для фирмы. 

 

 

 

Рис. 9. Семь детерминант портфеля стратегий организации

 

Укрупненный интегральный алгоритм формирования портфеля стратегий предполагает поэтапное выполнение этих работ.

На первом этапе осуществляется прогнозирование перспективных параметров шести из семи детерминант (всех, кроме конкурентного потенциала организации, оцениваемого на момент проведения анализа).

На втором - формирование нескольких вероятных портфелей стратегий с учетом миссии и целей организации, ее корпоративного потенциала, оправдавшихся прогнозов параметров шести факторов.

Третий этап состоит в анализе эффективности вероятных портфелей стратегий с привлечением математического моделирования и выборе наиболее близкой к оптимальной по заданным критериям.

Особого внимания заслуживает рассмотрение приемов анализа сфер бизнеса, вводимых в портфель стратегий фирмы, с точки зрения стратегических соответствий (частный случай синерги-ческих эффектов или снижение затрат (увеличение дохода), возникающее в результате появления синергических эффектов в рамках портфеля). К стратегическим соответствиям не относятся экономии на эффектах масштаба, освоений, выгоды от кооперации, концентрации.

По источникам или статьям затрат стратегические соответствия делятся на:

•  производственные;

•  маркетинговые;

•  по направлению: донорные; акцепторные;

•  по масштабу: параметрические; интегральные.

Производственные соответствия возникают при использовании элементов одних и тех же производственных мощностей, включая информационно-управленческие системы и НИОКР различными сферами бизнеса.

Маркетинговые соответствия возникают при использовании перекрытия (частичного совпадения):

•  торговых марок;

•  клиентов;

•  географических территорий;

•  торговых площадей и т.д.

Донорные стратегические соответствия порождают экономию, даваемую одной сферой бизнеса другой. Акцепторные — экономию, получаемую от другой или других сфер бизнеса.

Под параметрическими понимаются соответствия между двумя статьями затрат двух сфер бизнеса. Под интегральными соответствиями между сферами бизнеса 1 и 2 понимается сумма параметрических соответствий, а под интегральными — сумма интегрального донорного и интегрального акцепторного стратегического соответствия сфер бизнеса.

Интегральное донорное соответствие определяется суммарной экономией, даваемой одной СБ (сферой бизнеса) всем СБ в портфеле, а интегральное акцепторное соответствие — суммарной экономией, получаемой одной СБ (сферой бизнеса) от всех СБ в портфеле. В итоге интегральное стратегическое соответствие портфеля характеризуется суммарной экономией в нем за счет наличия соответствий между сферами бизнеса.

Соответственно можно говорить о донорных или акцепторных, производственных и маркетинговых, интегральных производственных и маркетинговых стратегических соответствиях.

Параметрические стратегические соответствия между сферами бизнеса 1 и 2 по какой-либо статье затрат в соответствии с определением можно рассчитать по основной формуле: затраты по статье «Х»1 сферы бизнеса + затраты по статье «Х»2 сферы бизнеса (при независимой работе обеих сфер в рамках диверсифицированных систем). 

 

 

Рис. 10. Блок-схема алгоритма анализа стратегических соответствий двух сфер бизнеса

 

Стратегические соответствия могут выражаться как в денежных единицах, так и в процентах. Процентное выражение определяется как частное от деления денежного выражения стратегических соответствий и суммарных затрат по статье по двум или всем сферам бизнеса и умноженное на 100%. Как правило, процентное выражение более предпочтительно, так как в общем случае значительно информативнее.

Анализ стратегических соответствий в портфеле может быть осуществлен в наиболее общем виде с помощью матрицы стратегических соответствий (СС-матрица), по осям которой расположены сферы бизнеса связанно диверсифицированных систем, в соответствующих квадратах отражается факт наличия стратегических соответствий в дискретном выражении (или отсутствие, или средние, или высокие их значения). В общем случае в квадратах матрицы могут находиться численные значения соответствий — экономия в денежном выражении, приносимая сферой бизнеса (СС-матрица несимметрична, так как донорные стратегические соответствия в общем случае не равны акцепторным). В общем виде алгоритм анализа стратегических соответствий связанно диверсифицированных систем представлен на рис.10.

Для адекватного управления портфелем корпоративных стратегий необходимо уметь моделировать и рассчитывать численные значения стратегических соответствий. Представлять результаты их расчетов можно в виде ряда матриц, например, с помощью матрицы параметрических стратегических соответствий, где по осям расположены сферы бизнеса, а в квадратах - значения соответствий для одной из статей затрат (или статьи затрат для двух сфер бизнеса из корпоративного портфеля). Представленная с помощью матриц информация о стратегических соответствиях позволяет сделать вывод об их доминирующем типе, а также о максимальных соответствиях в портфеле.

 Существуют разные названия конкурентных стратегий, но при ближайшем рассмотрении становится понятно, что, по существу, речь идет о четырех типах, которые удачно определены М.И.Кнышем как виолентные («силовые») стратегии, патиентные («нишевые») стратегии, коммутантные («приспособительные») стратегии и эксплерентные («пионерные») стратегии. В приложении 2 представлено распределение конкурентных стратегий, обозначенных в наиболее интересных по данной тематике работах М. Портера, И. Ансоффа, Г.Л. Азоева, А.А. Томпсона и А.Дж. Стрикленда, по типам, определенным М.И. Кнышем.

Сущность виолентных стратегий заключается в стремлении фирмы доминировать на достаточно широком рыночном пространстве, что подкрепляется высокой внутренней производительностью труда, низкими издержками производства и, следовательно, низкой ценой производимой продукции. Достижение подобных целевых установок требует организации массового производства товаров, ориентированных на среднего покупателя со среднестатистическими потребностями и возможностями.

Патиентные стратегии предполагают ограничение фирмой ассортимента и объема выпускаемой продукции при одновременном особом внимании к ее качеству. Суть данных стратегий заключается в стремлении уклониться от прямого влияния конкурентов-виолентов благодаря определению и активному формированию на рынке сегментов со специфическими потребностями.

Коммутантные стратегии нацеливают фирму на максимально быстрое удовлетворение небольших по объему кратковременных и часто меняющихся потребностей покупателей.

Эксплерентные стратегии ориентируют фирму на радикальные нововведения и развитие на рынке спроса на принципиально новые товары и услуги.

В любой отрасли экономики интенсивность и степень остроты конкуренции определяется, по Портеру, пятью силами:

  1. угрозой появления новых конкурентов;
  2. угрозой появления товаров-заменителей;
  3. способностью поставщиков комплектующих изделий торговаться;
  4. способностью покупателей торговаться;
  5. соперничеством уже имеющихся конкурентов между собой.

Потенциал рынка для производителя зависит от взаимодействия этих сил. Это модель Портера. Появление новых конкурентов — это угроза, которую фирма, действующая на рынке, должна стремиться для себя снизить, создавая так называемые барьеры входа.

Под барьерами входа обычно подразумеваются ограничения для возможных конкурентов, определяемые, например:

масштабами производства, при которых деятельность на данном рынке рентабельна;

правовой защитой — патенты, лицензии;

силой марки, т.е. степенью приверженности покупателей какой-то уже предлагаемой на рынке марке;

потребностями в капитале для освоения производства и проведения рекламной кампании;

доступом к сбытовым сетям.

Кто они — потенциальные конкуренты. Это:

  • прежде всего, фирмы, которые действуют вне рассматриваемого рынка товаров, но легко могут преодолеть барьеры входа;
  • фирмы, для которых выход на новый рынок даст синергический эффект;
  • фирмы, для которых конкуренция — логичное развитие их стратегии;

Информация о работе Формирование стратегии конкурентоспособности туристской фирмы