Туристические ресурсы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 12:42, контрольная работа

Краткое описание

Для исследования мною был выбран по-своему уникальный субъект Российской Федерации, территория которого составляет 76 тыс. км2 с населением - почти 5 млн. человек. Уникальность Краснодарского края заключается в его географическом положении, богатстве туристических и рекреационных ресурсов. Краснодарский край омывает два моря – Черное и Азовское, край богат лесами, равнинами и горами. И конечно, нельзя не упомянуть о проведении олимпийских игр 2014 на Красной поляне в этом крае, что соответственно вызовет всплеск в туризме в данный регион.

Содержание

Туристические ресурсы 2
Памятники природы 14
Курорты регионального значения 16
Основные угрозы и риски для особо охраняемых природных территорий 17
Встречаемость факторов негативного воздействия на особо охраняемые природные территории 20
Список использованной литературы 22
Приложение 23

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа Туристические ресурсы (1).doc

— 806.50 Кб (Скачать файл)

Далее эти зоны можно разделить на подзоны, однако часто случается взаимопроникновение, наложение зон, они характеризуются по продолжительности типов отдыха — ежедневный, еженедельный или отпускной — получают здесь наибольшее развитие.

В общемировом масштабе развитие рекреации и туризма определяется экономическим пользованием природных и антропогенных рекреационных ресурсов, наличием объекты для размещения туристов, рестораны, сфера услуг, транспорт всех видов. Зонирование очень важно потому, что собрать и обобщить такую информацию трудно.

Рассмотрим туристско-рекреационные зоны в общемировом масштабе, здесь можно выделить шесть типов зон или вариантов использования территории для рекреации и туризма:

1. Районы с высокой  степенью использования ресурсов  и наличием хорошо развитой  материально–технической базы для  туризма и рекреации. Это – Европа и Северная Америка, Япония, Россия, Латинская Америка, Австралия и Новая Зеландия.

2. Регионы богатых стран  не плотно населенные, и характеризуются средней и низкой степенями использования ресурсов и наличием обширной материально-технической базы. К ним относятся некоторые богатые нефтью страны – Ирак, Оман.

3. Зоны высокой степени  использования ресурсов с низким  и средним уровнем обеспеченности  объектами для размещения и  другой инфраструктуры, сюда относятся страны СНГ.

4. Зоны с низкой степенью использования ресурсов и слабое развитие инфраструктуры наблюдаются в сочетании с низкой плотностью населения, а также странами, где местное население может воспользоваться этими объектами лишь в очень ограниченном объеме, здесь преобладает организованный иностранный туризм (с турами, осмотром достопримечательностей, экспедициями, сафари, походами и т. д.). Это могут быть некоторые страны Африки и Азии.

5. Территории, где нет  какого-либо использования природных  ресурсов для туризма и почти отсутствуют необходимые объекты для размещения и инфраструктура. Сюда можно отнести пустыни, тундра, лесные зоны, а также обширные территории некоторых наименее развитых стран. Это север азиатской России, некоторые страны Африки, Азии и Южной Америки.

6. Туризм развит слабо  или вообще отсутствует из-за  происходящих вооруженных конфликтов  или непрекращающихся гражданских  волнений. На сегодняшний день сюда относятся Афганистан, Ирак, Ливия, Египет, Сирия.

На уровне государства необходимо отметить, что 3 июня 2006 года Президент России Владимир Путин подписал федеральный закон о внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», принятый Государственной Думой 19 мая 2006 года и одобренный Советом Федерации 26 мая 2006 года. Данным федеральным законом вводится новый вид экономических зон - туристско-рекреационные особые экономические зоны, целью создания которых является развитие и эффективное использование туристских ресурсов в Российской Федерации. Им также определяются особенности создания, функционирования и прекращения существования особых экономических зон указанного вида, условия осуществления предпринимательской деятельности на их территории, а также механизмы государственного регулирования в данной сфере.

В декабре 2006 г. конкурсная комиссия определила семь регионов, в которых будут создаваться  особые экономические зоны туристско-рекреационного типа. Отобраны: Краснодарский, Ставропольский края, Республика Бурятия, Иркутская, Калининградская  области, Алтайский край и Республика Алтай. Общий объем инвестиций из федерального бюджета на создание инфраструктуры туристско-рекреационных ОЭЗ составит 44,5 млрд. рублей, частные инвестиции планируется привлечь в объеме 271,4 млрд. рублей. Ожидается, что до 2026 года в этих зонах будет создано 86 тысяч новых рабочих мест, а с учетом развития придорожного сервиса число рабочих мест может вырасти до 207 тысяч человек.

Среди туристско-рекреационного потенциала Краснодарского края необходимо отметить особо охраняемые природные территории регионального значения, поскольку давление на природу возрастает с каждым годом из-за интенсивного промышленного, сельскохозяйственного и рекреационного освоения края, активного строительства. Для реализации стратегии устойчивого развития, позволяющей непротиворечиво совместить экономическое процветание и сохранение природных ценностей, необходим целый комплекс природоохранных мер, важнейшим компонентом которого является развитие сети особо охраняемых природных территорий  (сокращенно – ООПТ).

Особо охраняемые природные территории - участки земли, водной по-верхности и воздушного пространства над ними, где располагаются  природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны (Федеральный закон от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»).

Региональная  система ООПТ Краснодарского края включает следующие территории: 11 заказников, 405 памятников природы, 3 территории курортов краевого значения – Ейск, Горячий  Ключ, курорты Туапсинского района (Джубга, Новомихайловка, Небуг, Гизель-Дере, Шеп-си).

Заказники Краснодарского края организованы в целях сохранения и поддержания в естественном состоянии уникальных природных  комплексов и воспроизводства охотничьих видов животных. На территории края расположены 11 заказников регионального значения (таблица).

Таблица – Заказники регионального значения Краснодарского края

№ п/п

Название заказника

Профиль

Наименование 

муниципального 

образования

Площадь,

га

1

Абраусский

Природно-исторический

г. Новороссийск

11500

2

Агрийский

Комплексный

Туапсинский район

1840

3

Белореченский

Зоологический

Белореченский район

20000

4

Большой Утриш

Комплексный

г.-к. Анапа

5112

5

Горячеключевской

Зоологический

г. Горячий Ключ,

Северский район

38000

6

Камышанова  поляна

Комплексный

Апшеронский                район 

2924

7

Крымский

Зоологический

Крымский район 

30000

8

Ново-Березанский

Зоологический

Кореновский район

30500

9

Псебайский

Зоологический

Мостовской  район

37400

10

Средне-Лабинский

Зоологический

Курганинский 

10500

11

Черногорье

 Комплексный

Апшеронский

7366,2


Состояние заказников в крае на сегодняшний день в целом  можно оха-рактеризовать как неудовлетворительное. Менее половины заказников имеют  Положения, а существующие Положения  о Ново-Березанском, Псебайском, Средне-Лабинском  заказниках однотипны и в большинстве случаев не учитывают особенностей территорий и видового состава обитающих живот-ных.

Кроме того, много  сложностей возникает при установке  фактических границ заказников Белореченского, Горячеключевского, Ново-Березанского, что связано с их некорректным описанием в нормативных документах, которыми образованы эти заказники.

Среди основных факторов негативного воздействия, отмеченных на территории заказников, можно отметить следующие: несоблюдение режимов заказников (Черногорье, Камышанова поляна, Абраусский, Большой Утриш), чрезмерно высокая рекреационная нагрузка (Большой Утриш, Абраусский), самовольные рубки насаждений (Камышанова поляна, Черногорье (рисунок 1), Псебайский заказник). Отсутствие необходимых уходных работ и работ по регулированию численности животных характерно для всех зоологических заказников.

 

Рисунок 1 – Заказник Черногорье (озеро Чеше)

Отсутствие  регулярных мониторинговых наблюдений за основными охраняемыми видами растений и животных, не позволяет  судить об изменении их численности. Отсутствие администраций заказников и необходимого финансового обеспечения не позволяет осуществлять управление данными ООПТ на уровне, обеспечивающем их сохранность и успешное функционирование.

Первым шагом  на пути улучшения сложившейся ситуации является уточнение границ заказников и внесение сведений о них в государственный кадастр недвижимости. С целью выполнения задач, для реализации которых создавались заказники, и оптимизации их функционирования необходимо внести соответствующие коррективы в ряд положений о заказниках.

 Функциональное  зонирование территорий заказников  позволит сохранить уникальные  природные комплексы и объекты,  а регулирование антропогенной  нагрузки будет способствовать  снижению существующего прессинга  на особо охраняемые природные территории.

Памятники природы

На территории Краснодарского края существует 405 памятников природы регионального значения. Памятники природы имеют различный  профиль, в том числе ботанический, водный, геологический, природно-исторический и др. Максимальное количество памятников природы в крае относится к ботаническим, предназначенным для сохранения и восстановления ценных ботанических объектов, наименьшее – к ландшафтным, предназначенным для сохранения и восстановления природных комплексов (рисунок 2).

 

Рисунок 2 – Соотношение памятников природы регионального значения по профилю

В 2008 году проведена  инвентаризация особо охраняемых природных  территорий регионального значения.

Проведенные исследования позволили выявить, что на сегодняшний день 53 памятника природы были утрачены по различным причинам, 8 находятся в неудовлетворительном состоянии и не соответствуют присвоенному статусу.

Например, участок  сосны обыкновенной в Абинском районе. На данном участке сосну вытеснили  деревья лиственных пород, и «насаждение» представлено одиночными деревьями, находящимися в крайне угнетенном состоянии.

Материалы проведенной  инвентаризации, положены в основу работ по исключению ряда объектов из реестра особо охраняемых природных  территорий регионального значения. 

 Для многих  памятников паспорта устарели, охранные  обязательства утратили юридическую  силу, должным образом не выделены  и не утверждены охранные зоны.

Описанные проблемы указывают на необходимость принятия безотложных мер, направленных на сохранение памятников природы регионального значения, среди которых первоочередными должны стать следующие:

  • переоформление паспортов особо охраняемых природных территорий с учетом уточненного их месторасположения, описанных границ и привязки к географической системе координат;
  • оформление охранных обязательств правообладателям, на землях которых расположены памятники природы, в установленном законом порядке;
  • внесение сведений об особо охраняемых природных территориях регионального значения в государственный кадастр недвижимости;
  • разработка проектов по их сохранению и управлению.

Курорты регионального значения

Постановлением  главы администрации Краснодарского края от                                                         6 декабря 2006 года № 1098 курортам Туапсинского района, г. Горячий Ключ, г. Ейск и придан статус курортов краевого значения.

В соответствии с указанным постановлением департаменту комплексного развития курортов и туризма  Краснодарского края было поручено до 31 декабря 2009 года провести необходимые мероприятия, направленные на уточнение границ курортов регионального значения.

Отсутствие  утвержденных и описанных границ курортов регионального значения не позволяет эффективно регулировать хозяйственную деятельность на территории курортов. В последние годы застройка прибрежных зон приобретает массовый характер. Нерациональное использование земель рекреационного назначения ведет к деградации экосистем курортных районов.

Рассматривая  Краснодарский край как курортный  регион, необходимо приложить все усилия для сохранения его рекреационного потенциала. Первоочередной задачей в этом направлении является разработка и корректировка проектов округов санитарной охраны курортов.

Основные угрозы и риски для  особо охраняемых природных территорий

Инвентаризация 2008 года позволила выявить основные угрозы и проблемы функционирования особо охраняемых природных территорий краевого значения. Из них наиболее существенные следующие: высокая рекреационная нагрузка, свалки твердых бытовых отходов, частичная застройка территории, незаконные рубки, неорганизованный туризм, прохождение в пределах особо охраняемых природных территорий дорог, коммуникаций и др.

Одна из острых существующих на сегодняшний день проблем  связана с тем, что преимущественное большинство особо охраняемых природных территорий регионального значения лишены охраны и управления. Зачастую администрации муниципальных образований Краснодарского края, на территории которых находятся заказники, памятники природы, курорты регионального значения, не располагают информацией о расположении и режиме особой охраны территории этих объектов. В результате особо охраняемые территории не учитываются при градостроительном планировании территории городских и сельских населенных мест, в планах хозяйственного развития, чем нарушается целый ряд требований нормативных актов Российской Федерации и Краснодарского края. В качестве примера можно привести частичную застройку территории памятников природы: Цемесская роща (г. Новороссийск), Сосновая роща (Сочи), долина реки Жане и флиши (Геленджик).

Проблема бытового загрязнения особо охраняемых природных  территорий с каждым годом становится все более видимой и насущной и, прежде всего, для территорий, традиционно  используемых в рекреационных целях. Максимальную нагрузку испытывают как расположенные в окрестностях населенных пунктов объекты - лесопарк Юбилейный (Динской район), кипарис болотный (п. Сукко), урочище сосны крымской «Архипо-Осиповское» (г. Геленджик), так и удаленные - пещера Пикетная (Апше-ронский район), Пшадские водопады (г. Геленджик), Никитинская карстовая пещера (Мостовской район). Без обустройства рекреационных зон и выделения средств на их содержание не может быть обеспечено санитарное благополучие территорий, а также сохранность экосистем. В результате бытового загрязнения и чрезмерной рекреационной нагрузки утрачивают ценность такие памятники природы как озеро Бездонное (г. Геленджик), гря-зевой вулкан Ахтанизовский (Темрюкский район») (рисунок 3), роща болотного кипариса (г. Геленджик) и ряд других.

Информация о работе Туристические ресурсы