Туристические маршруты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 15:36, курсовая работа

Краткое описание

При поддержке программы развития ООН, Глобального Экологического фонда, «Дикой природы» уже реализуются несколько природоохранных проектов, цель которых - сохранение природы, но без экономического развития Алтайского региона в целом. За последние годы сделаны значительные трансграничного сотрудничества, в частности, международный координационный совет «Наш общий дом Алтай», в который входят руководители законодательных органов административных субъектов расположенных в пределах Алтайских гор (в том числе РА). В рамках проекта «Золотое кольцо Алтая» формируется трансграничный туристский маршрут, включающий многие интересные объекты Алтая.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..2
Глава 1. История формирования туризма в республике Алтай………………..4
1.1 Туристская мифология……………………………………………………………..4
1.2 История туризма в республике Алтай…………………………………………….5
Вывод по первой главе…………………………………………………………………7
Глава 2. Современное состояние туризма в республике Алтай………………...8
1.1 Виды туризма и основные рекреационные зоны…………………………………8
Вывод по второй главе………………………………………………………………..11
Глава 3. Туристические маршруты……………………………………………….12
1.1 Активные туры……………………………………………………………………13
1.2 Расчёт стоимости тура……………………………………………………………13
Вывод по третьей главе……………………………………………………………….14
Заключение…………………………………………………………………………...15
Приложения…………………………………………………………………………..16
Список использованных источников………………………………………………...16
Библиографический список..........................................................................................16

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Алтай.docx

— 51.10 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………………..2

Глава 1. История  формирования туризма в республике Алтай………………..4

1.1 Туристская мифология……………………………………………………………..4

1.2 История туризма в  республике Алтай…………………………………………….5

Вывод по первой главе…………………………………………………………………7

Глава 2. Современное  состояние туризма в республике Алтай………………...8

1.1 Виды туризма и основные рекреационные зоны…………………………………8

Вывод по второй главе………………………………………………………………..11

Глава 3. Туристические  маршруты……………………………………………….12

1.1 Активные туры……………………………………………………………………13

1.2 Расчёт стоимости тура……………………………………………………………13

Вывод по третьей главе……………………………………………………………….14

Заключение…………………………………………………………………………...15

Приложения…………………………………………………………………………..16

Список использованных источников………………………………………………...16

Библиографический список..........................................................................................16

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В последние годы при изучении перспектив развития региона в Республике Алтай с учетом геополитических, природно-климатических и социально-экономических ресурсов обсуждаются несколько вариантов стратегий развития: индустриально-аграрная, энергетическая, транзитно-интеграционная,  транспортно-коридорная,  ноосферно-биосферная, преследующая главную цель-устойчивое развитие, сохранение биоразнообразия и этнокультурных ценностей при условии экономической поддержки. Во всех вариантах стратегий немало доводов звучит в пользу освоения уникальных рекреационных ресурсов и развития туризма в РА.

С учетом инноваций в туристско-рекреационном комплексе РА возникла необходимость формирования концепции устойчивого развития туризма. Она является приоритетной для Всемирной туристской организации и многих зарубежных объединений (в том числе Европейского союза). Устойчивое развитие туризма базируется на достаточно специфичной экономической стратегии, в рамках которой анализируется вся совокупность система образующих факторов, обеспечивающих целостность ресурсной, экономической, экологической и социально-культурной устойчивости процесса развития. Новая стратегия развития туризма с учетом современных геополитических и социально-экономических особенностей в регионе может основываться на создании международного туристского кластера РА.

Ключевой особенностью кластера является то, что он всегда «привязан» к определенной территории. Поэтому кластер - при реализации политики по его формированию-станет долгосрочным ресурсом обеспечения конкурентоспособности РА. Предприятия туристического кластера будут созданы на территориях, на которых имеются рекреационные ресурсы пригодные для коммерциализации. Важнейшей задачей кластерной политики будет обеспечение всех коммуникаций между ними-от транспортных до обмена опытом и миграции кадров. Коммерциализация рекреационных ресурсов не требует высокой централизации бизнеса, а наоборот могут быть вовлечены в оборот и    представлены на рынке большим числом малых и средних предприятий. Для текущей ситуации управления туризмом принципиально важно, что кластерный подход позволяет мобилизовать ресурс малых и средних предприятий - из которых сейчас состоит турбизнес республики - и за счет них обеспечивать конкурентоспособность на динамичных рынках.1

Республика Алтай  находясь на юге Сибири обладает уникальными природными и культурно-историческими ресурсами. И хотя республика Алтай, значительно удалена от центра России, но являясь частью ареала основных религий и культур Внутренней Азии постепенно становится центром геополитических интересов Китая, Казахстана, Монголии и России.

При поддержке программы развития ООН, Глобального Экологического фонда, «Дикой природы» уже реализуются несколько природоохранных проектов, цель которых - сохранение природы, но без экономического развития Алтайского региона в целом. За последние годы сделаны значительные трансграничного сотрудничества, в частности, международный координационный совет «Наш общий дом Алтай», в который входят руководители законодательных органов административных субъектов расположенных в пределах Алтайских гор (в том числе РА). В рамках проекта «Золотое кольцо Алтая» формируется трансграничный туристский маршрут, включающий многие интересные объекты Алтая.

Схема территориального планирования РА и в частности раздел «Рекреация и туризм» позволит уйти от хаотичной застройки, нерегулируемого туризма и перевести его на путь устойчивого развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

____________________

1 Арефьев В.Е., Чудов А.В.  Туризм на Алтае: предпосылки развития и проблемы полезности – Барнаул, 1994. - 128с.

Глава 1. История  формирования туризма в республике Алтай

1.1 Туристская  мифология

 

Алтай в переводе с тюркских языков означает «золотой». С этими  местами связаны многочисленные легенды о несметных богатствах кочевых племен, месторождениях золота, красоте здешних мест.

Легенда об оз. Ая. В переводе с тюркского «Ай» означает «луна», и действительно, озеро имеет форму полумесяца. Расположенное в одной из трех котловин на поверхности террасы, среди зеленых гор, оно примечательно прозрачной и теплой водой. Длина береговой линии озера —1410 м, максимальная глубина — 21,7 м, площадь — 9 га.

Алтайские легенды в разных вариантах рассказывают о том, что  Луна (Ай) спустилась в долину и схватила семиглавого людоеда Дельбегена, чтобы спасти от него род людской. На месте спуска луны образовалась впадина, и возникло оз. Ая. Но людоед оказался непобедим и периодически возвращался на землю. Красивая и печальная легенда о Дельбегене заканчивается философским заключением о вечном противоборстве добра и зла. Легенды горы Белуха. Эта гора считалась священной и отождествлялась с источником жизненной энергии. Бытовало и другое поверье о злом духе Эрлихе, обитающем в ледяных чертогах и подземных пещерах Белухи. Всякого вступившего на крутые склоны ожидала кара в виде лавин, камнепадов, обвалов. В прежние времена люди верили, что восхождение на вершину Белухи приводит к потере зрения. Именно на Белухе, по некоторым преданиям буддистов, располагается страна богов Шамбала, и отсюда великий Будда Гаутама пришел в Индию.2

 

 

 

 

 

___________________________

2 Сайт «Турбукс», статья «Юг Сибири и дальнего востока». [Электронный ресурс]. http://www.turbooks.ru/jug-sibiri-i-dalnego-vostoka/293-altajjskijj-krajj.html.

1.2 История туризма в республике Алтай

 

Длительный период развития Алтая (в том числе в советское  время) как единого административного субъекта наложил отпечаток на развитие туризма. С момента вхождения Алтая в состав России (в XVIII в.), здесь был образован Алтайский горный округ. Он включал в себя не только современные Республику Алтай, Алтайский край, но и некоторые районы Кемеровской области, Новосибирской области, Республики Хакасия и Восточно-Казахстанской области.

Сибирь и, в частности  Алтай, как до 1917 г., так и в советский  период практически не имели современной  материально-технической базы туризма. А между тем туристский интерес  к Алтаю появился довольно давно. В 1763 г., крестьянином Рахмановым в Центральном Алтае на высоте 2034 м были открыты теплые ключи. Эти ключи посещались и до появления русских. Возле ключей была обнаружена буддийская кумирня с чашами, наполненными водой источника. Появление в печати сведений о целебных источниках Алтая привлекло к себе немалый интерес. Во второй половине XIX в., ключи активно посещались как крестьянами, так и жителями ближайших городов: Усть-Каменогорска, Семипалатинска, Барнаула и Бийска. Особый интерес привлек к себе теплый источник, расположенный близ села Новая Белокуриха. В 1867 г. известный краевед С. И. Гуляев, передал воду в лабораторию для анализа, и на месте выхода их устроил первую ванну. Впоследствии здесь был образован курорт Белокуриха. Помимо курортного лечения большое распространение среди граждан получил летний отдых среди природы Алтая, который сочетались кумысолечением. К таким местам отдыха относились: Чемал, Тюдрала, Черга, Черный Ануй, Элекмонар, Улала (Горно-Алтайск) и др. Все эти места были расположены в непосредственной близости от главных дорог. В Черге летом 1889 г. отдыхало более 50 человек, из Томска, Барнаула, Бийска. Многие для отдыха и кумысолечения посещали Улалу и Чемал. Одним из любимейших мест для дачников, и особенно для кумысников, считалось Черный Ануй. Сухость воздуха и почвы создали Черному Аную репутацию здорового дачного места. В Черном Ануе сдавались в аренду лошади для верховой езды. В окрестностях была хорошая охота на диких коз. Существовала и охота с беркутами. Недалеко располагались пещеры, в том числе Музейная и Денисова. Популярными экскурсионными объектами стали водопады на реке Шинок и маральники.3

______________________

3 Егоров Г.М., Ревякин В.С., Кеммерих А.О.  Туристские районы СССР. Алтайский край – Профиздат, 1987. – 327с.

Плановое развитие материально-технической  базы туризма на Алтае началось лишь в советское время. Летом 1927 г. Западно-Сибирский  край исполком организовал первое путешествие  по Телецкому озеру. Этот поход

можно считать началом  планового освоения туристских ресурсов региона, а простой навес с  деревянными нарами - первой туристской базой. Вскоре в стране было создано  общество пролетарского туризма (ОПТ), ставшее, по сути, органом государственного управления. Туристский поток на Алтай  начал нарастать. В 1936 г. на Телецком озере построили деревянный жилой корпус. В 30-х гг. появился дом туриста в Аскате. Строительство Чуйского тракта позволило резко расширить ареал алтайского туризма за счет туристского и альпинистского освоения высокогорных хребтов Центрального Алтая. В1957-1961гг., создаются детские туристские базы «Рассвет», «Юность» и «Медвежонок», начинают действовать детские туристские маршруты. К сожалению, с середины 60-х до конца 80-х гг., средств на развитие материально-технической базы туризма на Алтае государство практически не выделяло.

Туристская база «Золотое озеро» вместе с приютами одновременно принимала более 1,5 тыс. человек. Рядом  с базой располагалось ее детское  отделение - «Медвежонок». Приют «Озеро Куреево» находился на середине пути от Бийска до Телецкого озера и использовался для ночевки групп. Он вмещал 316 человек. Приют «Чулышман», расположенный в южной части Телецкого озера, принимал до 120 человек. Годовой объем обслуживания турбазы «Золотое озеро» достигал 30 тыс. человек.

Туристская база «Катунь» до 1968 г. была филиалом Бийской турбазы. Материально-техническую основу «Катуни» составляют (как и на турбазе «Золотое озеро») двухэтажные деревянные корпуса с двух-и четырехместными номерами и с полным отсутствием благоустройства. Был зимний корпус на 100 мест, поселок для персонала. В середине 80-х гг., «Катунь» одновременно могла принять 480 человек. Здесь был организован первый в стране конный маршрут. Первой на Алтае «Катунь» начала развивать семейный туризм.

В 1975 г. сдан в эксплуатацию туристский комплекс «Турист» в Горно- Алтайске. Гостиница была рассчитана на 270 мест и имела ресторан, зрительный зал, буфет, парикмахерскую, библиотеку и другие службы.

В 80-е гг., определенные надежды на развитие материально-технической базы были связаны с иностранным туризмом. В 1982 г. в Аккемском ущелье под Белухой начал работать международный альпинистский лагерь «Алтай» Спорткомитета СССР. До перестройки в нем побывало более 100 человек из стран Азии, Америки и Европы.

Началом массового альпинизма стал 1935 г., когда была проведенаПервая Всероссийская альпиниада на Белухе. В ней участвовало более 80 человек. В последующие годы началось освоение Южно-Чуйского хребта, где в 1936 г. появился профсоюзный альпинистский лагерь. В 1937 г. такой же лагерь работал у южного склона Белухи. В 1939 г. был открыт альплагерь на Северо-Чуйском хребте в урочище Актру. До войны в альпиниадах и лагерях подготовлено свыше 1000 альпинистов, покорены многие вершины Алтая.4

До 90-х гг., XX в., на Алтай приезжали туристы со всей страны. Ежегодно здесь бывало 40-50тыс., человек, в том числе плановые всесоюзные маршруты посещало 4 тыс., местные туристские маршруты - более 30 тыс. Самодеятельных туристов, регистрирующих свои путешествия, ежегодно приезжало примерно 7 тыс. чел. Исследования географических и социально-демографических характеристик туристского потока на всесоюзные маршруты ТЭПО «Алтай турист» показали, что туристский поток на Алтай географически был сильно дифференцирован. Западные районы России давали - 40% гостей, в том числе Московская область - 19%. Доля Западной Сибири составляла 36,9%, в том числе Тюменская область - 0,8%, Омская - 1,0%, Новосибирская - 6,3%, Томская - 0,8%, Кемеровская - 5,0%, Алтайский край - 23,0%. Доля других регионов была следующей: Урал - 6,5%, Восточная Сибирь и Дальний Восток- 3,0%,Украина-4,0%, Прибалтика - 3,0%, Средняя Азия и Казахстан - 2,7%, Белоруссия - 1,7%, Кавказ - 0,2%. Рекреационный поток имел и значительные сезонные колебания. В июле 1987 г. плановые маршруты посетили 46% туристов, при этом в группе в среднем было по 17 человек. Цифры августа -33 и 15, июня - 21 и 12. Туристский поток на Алтай состоял почти полностью из городского населения (96%).

Вывод по главе 1

Таким образом, лечебно-оздоровительные и познавательные потребности уже в XIX в., стали причиной путешествия на Алтай. Но примитивность материально-технической базы курортов, несовершенство транспортных средств, отсутствие хороших дорог тормозили развитие алтайского туризма. Со временем этот регион всё же взял своё в туристическом бизнесе. Днём рождения алтайского туризма считается 26 июля 1914 г., когда братья Троновы покорили реку Белуху.

___________________________

4 Сайт «Минрегион», статья «Алтай». [Электронный ресурс]. http://minregion-ra.ru/wp-content.

Глава 2. Современное  состояние туризма в республике Алтай

1.1 Виды  туризма и основные рекреационные  зоны

 

Единственным в России регионом, на территории которого можно  провести спортивное путешествие по любому классификационному виду туризма  от первой до шестой (высшей) категории  сложности, является Алтай. Имеющиеся  условия определяют развитие перспективных  видов туризма:

Информация о работе Туристические маршруты