Туризм Южного Урала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 12:37, курсовая работа

Краткое описание

В России в настоящее время туристическая деятельность занимает прочные позиции, но она в основном направлена на выездные туры. Въездной и внутренний туризм находится только в стадии развития. Уральский туристский регион способен принимать большое количество туристов, располагает огромным потенциалом туристских ресурсов. Актуальность данной работы состоит в детальном рассмотрении туристской привлекательности региона, выявлении возможностей создания туристических потоков в район.

Содержание

Введение………………………………………………………………..2
1. Понятие, содержание и типология туристских центров
1.1.Понятие и содержание туристского центра…………………..4
1.2.Типология туристских центров………………………………..6
2. Туристская зона и ее составляющие
2.1. Природная составляющая Уральского туристского региона………………………………………………………………...10
2.2. Социо-культурная составляющая Уральского туристского региона………………………………………………………………...15
2.3. Инфраструктурная составляющая Уральского туристского региона………………………………………………………………...19
2.4. География туристских центров Уральского туристского региона………………………………………………………………...21
2.4.1. Екатеринбург……………………………………………….22
2.4.2. Аркаим……………………………………………………...23
2.4.3. Челябинск…………………………………………………..25
2.4.4. Нижний Тагил……………………………………………...27
2.4.5. Верхотурье……………………………………………........28
2.5. Виды туризма в Уральском туристском регионе………….29
3. Разработка программы обслуживания по Яшмовому поясу Урала…………………………………………………………………..34
Заключение……………………………………………………………42
Список использованной литературы………………………………..44

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.Урал.docx

— 1.33 Мб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение………………………………………………………………..2

1. Понятие, содержание и типология туристских центров

     1.1.Понятие и содержание туристского центра…………………..4

     1.2.Типология туристских центров………………………………..6

2. Туристская зона и ее составляющие

      2.1. Природная составляющая Уральского туристского региона………………………………………………………………...10

     2.2. Социо-культурная составляющая Уральского туристского региона………………………………………………………………...15

      2.3. Инфраструктурная составляющая Уральского туристского региона………………………………………………………………...19

      2.4. География туристских центров Уральского туристского региона………………………………………………………………...21

      2.4.1. Екатеринбург……………………………………………….22

      2.4.2. Аркаим……………………………………………………...23

      2.4.3. Челябинск…………………………………………………..25

      2.4.4. Нижний Тагил……………………………………………...27

      2.4.5. Верхотурье……………………………………………........28

      2.5. Виды туризма в Уральском туристском регионе………….29

3. Разработка программы обслуживания по Яшмовому поясу Урала…………………………………………………………………..34

Заключение……………………………………………………………42

Список использованной литературы………………………………..44

Введение

В России в настоящее  время туристическая деятельность занимает прочные позиции, но она  в основном направлена на выездные туры. Въездной и внутренний туризм находится только в стадии развития. Уральский туристский регион способен принимать большое количество туристов, располагает огромным потенциалом  туристских ресурсов. Актуальность данной работы состоит в детальном рассмотрении туристской привлекательности региона, выявлении возможностей создания туристических  потоков в район.

Цель данной курсовой работы состоит в рассмотрении туристских центров Урала, освещении уже  развитых и только начинающих развиваться  видов туризма в предложенной местности.

Задачи работы – изучить понятие и классификацию туристских центров, показать проблематику и тенденции развития туризма в Уральском регионе, исследовать туристскую зону и ее ресурсные составляющие, проанализировать развитие возможных видов туризма и составить программу тура по Яшмовому Пути Урала.

Объектом исследования данной курсовой работы является Уральский  туристический регион. Предмет исследования представляет собой популярные туристические  центры района.

В процессе написания  курсовой работы использовались: метод сравнений и аналогий, метод обобщений, а также изучение и анализ литературы и документов.

Изучив данную курсовую работу можно сделать вывод, что Уральский регион является весьма привлекательным для категорий туристов разного уровня, так как располагает возможностями для занятия активными видами спорта, путешествий с бизнес-целями, проведения конгрессов и конференции, изучения истории и природы страны. Особый интерес туристов представляют туристские центры региона – Екатеринбург, Нижний Тагил, Аркаим, Челябинск и Верхотурье.

 

  1. Понятие, содержание и типология туристских центров

1.1 Понятие и содержание туристского центра

В последнее время в  России туризм определяется как одно из приоритетных направлений деятельности государства. Туризм представляет собой  сложное социально-экономическое  явление и поэтому привлекает специалистов различных отраслей народного  хозяйства, каждый из которых рассматривает  его со своей точки зрения. Это  коснулось и понятия «туристского центра». Этот элемент относится к обязательным, поскольку без объекта интереса невозможно организовать путешествие. Туристский центр представляет собой интегральный символ интереса, соединяющий в себе все мотивы индивидуума относительно рекреационных ресурсов.

        В зарубежной и отечественной специализированной литературе понятие «туристский центр» обычно связывают с системой расселения (городами, поселками либо специальными поселениями – центрами обслуживания туристов). Более целесообразно связывать данное понятие с любой географической местностью, представляющей известный интерес для путешествующих людей. Туристскими центрами могут быть: город, поселок, сельский населенный пункт, специальный центр обслуживания туристов, река, озеро, море (океан), горный массив, уникальные и типичные ландшафты, национальные парки, заповедники, заказники и т. д.[16]

В настоящее время в  законодательстве России отсутствует  официальное определение туристского  центра, но учеными наиболее правильным считается следующее понятие: туристский центр – место отдыха туриста, включающее все его рекреационные возможности: природные, культурно-исторические, экологические, этнические, социально-демографические, инфраструктурные.

Предлагается различать  два понятия: центр туризма и туристский центр, которые отличаются друг от друга как объективное от субъективного. Если понятие «центр туризма» раскрывает ресурсную сторону местности, то понятие «туристский центр» – уровень информированности о нем туристов. Таким образом:

 – центр туризма – это город, местность или объект, где на базе рекреационных ресурсов создан комплекс туристско-экскурсионного

обслуживания;

–   туристский центр – это местность, привлекающая туристов в силу наличия специфических рекреационных ресурсов, удобств транспортно-географического положения и доступной для туриста информации о нем.

Т.о., типология туристских центров соотносит объективную и субъективную стороны туризма, т. е. наличие рекреационных ресурсов и рекреационную мотивацию населения. Это позволяет выделять три группы факторов формирования туристских центров: генерирующие (связанные с потребностью), реализующие (связанные с ресурсами) и локализующие (связанные с информированностью населения).

        Как показывает практика, именно локализующие информационные факторы в последние десятилетия оказывают максимальное воздействие на формирование географии туристских центров. Сегодня в мировом туризме присутствует быстрая динамика возникновения новых мировых туристских центров на периферии туристского пространства. Подходы к проблеме изучения туристских центров могут быть разными. Наиболее распространенный и традиционный предполагает объективную заданность рекреационного потенциала, т. е. наличие определенного ресурса, либо наследия, присущего данной местности, благодаря чему к ней и возникает интерес, который, в свою очередь, вызывает туристские потоки из других мест. Иначе говоря, туристскими центрами выступают как объекты, так и районы разных уровней, что вызывает необходимость разработки соответствующего иерархического распределения [6].

      По мере развития интереса к туризму не только как к сфере проведения досуга, но и к зоне профессиональной деятельности многих людей начинает быстро расти число научных и методических публикаций. Среди них особое значение приобретают специальные тематические словари и энциклопедии, задачи которых – свести вместе понятия, которыми оперируют авторы различных учебников, монографий, концепций, учебных планов и программ.

Есть и специальная  учебная дисциплина – география туризма, задача которой – дать объективные и необходимые менеджерам туризма знания о размещении рекреационных ресурсов, типологии (классификации), группировке туристских районов и центров, для того чтобы в дальнейшем этот потенциал был востребован[ 9].

 

1.2. Типология туристских центров

 

        В настоящее время существуют различная типология туристских центров в зависимости от системного подхода. Типология – научный метод, в основе которого лежит группировка объектов с помощью обобщенной модели или типа. Используется в целях сравнительного изучения существенных признаков, связей, функций, отношений, уровней организации объектов. Основные логические формы, используемые типологией, – типовая классификация, систематика, таксономия [3].

       Для того, чтобы дать наиболее полное описание видов туристских центров, необходимо  использовать наиболее существенные признаки, характеризующие тот или иной вид туризма, например, основную потребность, удовлетворение которой обуславливает туристское путешествие; основное средство передвижения, используемое в путешествии; средство размещения; продолжительность путешествия; состав группы; организационные формы; основные принципы формирования цены туристического продукта и т.д.

Подходы к проблеме изучения туристских центров  могут быть разными. Наиболее распространенный и традиционный предполагает объективную заданность рекреационного потенциала, т. е. наличие определенного ресурса, либо наследия, присущего данной местности, благодаря чему к ней и возникает интерес, который, в свою очередь, вызывает туристские потоки из других мест. По этому принципу туристские центры делятся на: культурно-исторический; паломнический; курортный; приморский; альпийский; активно-оздоровительный; коммерческо-деловой; экологический; фестивально-конгрессный; водный; спортивный; альпинистский; охотничье-рыболовный; приключенческий; экзотический; этнографический; развлекательный. Исходя из этой типологии становится понятно, что туристские центры могут быть и комбинированной направленности [16].

Типология туристских центров, с одной стороны, отражает большое  разнообразие рекреационной деятельности туристов, за которой, в свою очередь, стоят разнообразные потребности  людей. С другой стороны, она связана  с наличием культурного и природного наследия, рекреационных ресурсов в  том или ином месте, без которых рекреационная деятельность не может быть реализована.

В России особенности  организации и осуществления  деятельности субъектами туристской индустрии  определяются Правительством Российской Федерации, различают центры федерального, регионального и местного значения[16].

Следующая классификация построена на статистический анализе, который позволил обнаружить скрытые связи между различными переменными, обеспечивающие их развитие, и свести большое разнообразие типов туристских центров к нескольким независимым типам, достаточно полно описывающим всю генеральную совокупность туристских центров. Идентифицированы четыре первичных уникальных типа, которые могут быть интерпретированы как аксиологический, природный, оздоровительный, горный факторы.

Аксиологический тип-фактор (от греческого – axia – ценность) объединяет большую группу туристских центров, посещение которых связанно с изучением культурного наследия и ценностей, религиозных святынь, этнографических промыслов, проведением фестивалей и конгрессов. По выявленному фактору предлагается называть интегрируемые им турцентры аксиологическими туристскими центрами.

Следующую группу туристских центров объединяют и формируют природные ценности, включающие наиболее привлекательные акватории, охотничье-рыболовные ресурсы, национальные парки и заповедные территории, естественные ландшафты, в которых проходят маршруты самодеятельного и экологического туризма. Сюда же включены уникальные экзотические территории. Этот тип-фактор формирует туристские центры экологического типа.

Третий тип-фактор объединяет туристские центры, ориентирующиеся на оздоровительные ресурсы, и выделяет районы уже освоенных рекреационно-туристских инфраструктур, сложившихся туристских и курортных местностей. Обобщая фактические характеристики и факторный вес, следует интерпретировать данный фактор как оздоровительный, а туристские центры, формирующиеся под его воздействием, именовать туристскими центрами рекреационного типа. Особо благоприятны для рекреационных туристских центров приморские ландшафты.

Переменные, объединяющиеся в четвертый фактор, формируют статистическую целостность, это зона интенсивной и экстремальной рекреации, объединяющая туристские центры горного типа. В этом мире большое значение имеет компактное сочетание самых противоречивых ресурсов (на площади в 50–100 км2 можно наблюдать арктические льды, тропические леса, долины и пустыни).

         Данная интерпретация факторного анализа позволяет предложить туроператорам необходимую и достаточно исчерпывающую информацию о типологии туристских центров, которая помогает эффективно решать задачи рекреационного проектирования туристских программ и маршрутов. Проведенное статистическое исследование подтверждает, что туристские потоки вызваны не самим фактом наличия рекреационных ресурсов, а информированностью о них [15].

Таким образом, типология  туристских центров соотносит наличие рекреационных ресурсов, рекреационную мотивацию населения и информированность туристов о туристских центрах. В основу типологии туристских центров может быть положен принцип деятельности, согласно которому рекреационная деятельность позволяет представить весь комплекс услуг, оказываемых в данном центре, на основе возможностей реализовать конкретные рекреационные цели, мотивации и потребности туристов.

 

 

 

 

 

 

2. Туристская зона и ее ресурсные составляющие

2.1. Природная составляющая Уральского региона

Уральский регион — неповторимый по объему и  особенностям естественных ресурсов уголок России. Он охватывает горы Урала, Предуралье, Зауралье, в пределах Свердловской, Челябинской, Оренбургской областей, республики Башкортостан, республики Удмуртия и Коми-Пермяцкого национального округа. Площадь – 824 000 км2 (Рисунок 1). Природа столь большой горной страны, как Урал, простирающейся от Ледовитого океана до южных степей в центре огромного материка, необычайно разнообразна.

Информация о работе Туризм Южного Урала