Технология социального проектирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 00:51, контрольная работа

Краткое описание

Социальные технологии являются в настоящее время одним из самых притягательных объектов исследования социологии, педагогики, психологии, управления персоналом, менеджмента. Они способны предотвращать конфликты, социальные потрясения, социальные катастрофы. Социальные технологии помогают преодолевать глобальный кризис в теории и практике, они создают в настоящее время культуру нового типа общества – постиндустриальную.

Вложенные файлы: 1 файл

Технология социального проектирования.docx

— 23.57 Кб (Скачать файл)

 

Технология социального проектирования

 

 

1. Сущность социальных  технологий

социальный специалист пожилой технология

Социальные технологии являются в настоящее время одним из самых притягательных объектов исследования социологии, педагогики, психологии, управления персоналом, менеджмента. Они способны предотвращать конфликты, социальные потрясения, социальные катастрофы. Социальные технологии помогают преодолевать глобальный кризис в теории и практике, они создают в настоящее время культуру нового типа общества – постиндустриальную. Социальные технологии как социологическая категория представляют собой социоинженерный подход к преобразованию социального пространства. Социальные технологии стали в 70-х годах XX века объектом исследования большинства общественных наук. Основу изучения этого научного феномена заложила болгарская школа социологии и теории управления (М. Марков, Н. Стефанов). Эту традицию исследования продолжили такие ученые, как Е.А. Вершинский, О.А. Дейнеков, В.Н. Иванов, Р.В. Мартанус, В.И. Патрушев, Ф.М. Русинов, А.А. Шиян, В.В. Щербина и другие.

Социальные технологии в широком смысле слова – это особая область научного знания, которая ставит и обосновывает вопрос о том, каким образом и в какой последовательности возможны специфические операции с результатами познавательной деятельности.

Во-первых, социальные технологии – это, прежде всего, процесс целенаправленного воздействия на социальный объект, обусловленный необходимостью и потребностью получения заданного результата. В этом плане технологичность воздействия наполнена такими понятиями, как этапность, процедурность, операциональность. Исходя из такого видения, социальные технологии можно охарактеризовать как определенную прагматику, выстраивающую в один ряд: 1) цель, 2) средство, 3) результат. Координация и субординация цели, средств, результатов предполагают вариативность и учет множества факторов, моделирование и проектирование, систему критериев и оценок, содержательные версии и сценарии, методы диагностики и т.д.

Во-вторых, социальные технологии – это теория, исследующая процессы целенаправленного воздействия на социальные объекты, разрабатывающая и обосновывающая эффективные способы и приемы такого воздействия. При этом не имеет значения, что понимается под социальным объектом. Это могут быть социальные отношения, социальное взаимодействие, социальная группа, социальный институт, социальная организация.

Необходимость применения социальных технологий обусловлена тем, что практическому действию всегда предшествует какая-либо модель, макет, проект этого действия, т.е. возможный вариант его реализации. Социальная технология рационализирует последовательность возможных практических действий, упорядочивает их. Суть социальной технологии – не в том, что делать, а в том, в какой последовательности. Таким образом, согласно данной точке зрения социальные технологии необходимы как инструмент для внедрения социальных инноваций в различные направления социальной практики.

Вторая точка зрения (Н.С. Данакин) состоит в том, что существование социальных технологий связано с самой социальной действительностью (реальностью). Суть социальной технологии, согласно данной точке зрения в том, чтобы, учитывая все объективные и субъективные условия, спроектировать оптимальное развитие социального процесса. Для этого процесс анализируется с точки зрения его вида, типа, характерных особенностей, внутреннего механизма, сопутствующих условий, интенсивности, направленности. Таким образом, посредством социальных технологий формируется исчерпывающий «реестр» социальных процессов.

Использование социальных технологий определяет эффективность процесса управления малыми группами, крупными коллективами, обществами, позволяет эффективно влиять на развитие социальных процессов, устойчивость социальной организации и всего социального пространства. Социальные технологии определяются типом общественного развития, доминированием в нем эволюционных и революционных процессов, национальным менталитетом, представленным лингвистическими концептами, типами коллективов, социально-психологическими группами объектов социальных технологий.

В первый вид социальных технологий включает в себя социальные коммуникации в обществе; социальные коммуникации в процессе создания социальных технологий, направленных на развитие бизнеса; социальные коммуникации при составлении социальных программ как бизнес-проектов; социальные коммуникации при совместном определении муниципальных бюджетов администрациями и корпорациями; социальные коммуникации при обучении и стажировках кадров городских, областных администраций в крупных корпорациях. Второй вид социальных технологий включает в себя социальные коммуникации в управлении, социальные коммуникации в социальном партнерстве, коммуникации в обучении, в социальном программировании, в социальном аудите, в мотивировании, в адаптации, при оценке персонала и аттестации.

Кроме того, социальные технологии можно различать как макротехнологии (социальная коммуникация), микротехнологии (остальные производные от социальной коммуникации технологии: социальное партнерство, социализация и т.п.). Таким образом, в основе всех социальных технологий лежит социальная коммуникация в обществе, она является глобальной социальной макротехнологией. Вот почему изучение генезиса, структуры и форм всех социальных технологий следует начинать с рассмотрения с генезиса социальной коммуникации. Социальная коммуникация – это: – передача информации, идей, эмоций посредством знаков, символов; – процесс, который связывает отдельные части социальных систем друг с другом; – механизм, посредством которого реализуется власть (власть, как попытка определить поведение другого человека).

 

2. Классификация  социальных технологий в социальной  работе. Виды, уровни и сферы применения  социальных технологий. Специфика  технологий в социальной работе

 

Классификация социальных технологий может быть осуществлена по различным основаниям: видам, уровням, сферам применения и т.д. Под этими технологиями подразумеваются такие задачи, методы, способы, которые способствуют уяснению и решению не только внутренних, но и мировых тенденций развития, связи общества и природы. Следовательно, их внедрение прямо или косвенно оказывает позитивное влияние на жизнедеятельность людей, повышает их социальную защищенность.

Одной из их разновидностей является технология глобального моделирования (исследование и решение вопросов сохранения мира. природы, обеспечения растущего населения Земли продовольствием, энергией, материальными средствами и т.д.).

Региональные социальные технологии изучают и реализуют закономерности территориальной социальной жизни и планомерных ее изменений.

Локальные социальные технологии применяются для решения местных проблем, которые могут содержать в себе как типичные, так и неповторимые особенности.

Различают базовые и частные социальные технологии. Базовые – технологии стратегического (долгосрочного) проектирования социального объекта. Смысл базовых технологий состоит в: 1) гармонизации индивидуального, личностного и общественного; 2) выдвижении таких целей социальных технологий, которые гуманистичны по своей природе; 3) развитии творческих способностей и активности социального субъекта.

Частные – разновидность форм тактико-оперативного (краткосрочного) воздействия на социальный объект. Это социальное конструирование, практически-предметное урегулирование отношений и операций, оптимизация социального взаимодействия на разных уровнях. Таким образом, социальные технологии олицетворяют собой разные ипостаси социальной самоорганизации. В зависимости от уровня делятся на: – простые (доступные неспециалистам); – сложные, требующие наличия квалификации у специалиста, работающего в определенной области; – комплексные, требующие наличия квалификации у нескольких специалистов, работающих в разных областях.

Существует дифференциация социальных технологий по сферам: специфические социальные технологии регулирования, решения проблем сферы: – производственно-экономических, – общественно-политических, – духовно-культурных – социально-бытовых отношений.

В статистике обычно выделяются отрасли народного хозяйства (сферы): транспорт, сельское хозяйство, наука, здравоохранение, связь, образование и др., в соответствии с этими отраслями дифференцируются и социальные технологии: – технологии управления, – контроля, – регулирования хозяйственно-экономических отношений.

 

Таблица 1. Классы и типы социальных технологий

Классы

Типы

По видам специальных социологических теорий (семьи, трудовые коллективы, города, села и т.д.)

По характеру действия:

– стратегические,

– тактические,

– оперативные.

По сферам общественной деятельности:

– экономические,

– политические,

– социальные,

– духовно-нравственные,

– экологические,

– социокультурные,

– управленческие

По времени действия:

– долгосрочные,

среднесрочные,

– краткосрочные.

 

По степени социального развития объекта:

– низкая степень – технологии 1-го уровня,

– средняя степень – технологии 2-го уровня,

– высокая степень – технологии 1-го уровня,

По уровням социологического знания:  
– макросоциологические,

– мезосоциологические,

– микросоциологические.

 
 

По уровню эффективности:

– высокоэффективные,

– среднеэффективные,

– низкоэффективные.

По уровням управления:

– глобальные,

– континентальные,

– региональные,

– местные,

– трудовых ассоциаций.

 
 

По методам:

– прогнозирование,

– социодиагностика,

– моделирование,

– проектирование,

– планирование,

– социальный контроль

По назначению:

– учебные,

– информационные,

– правоохранительные,

– ресурсосберегающие

 
 

По направленности:

– разрушительные,

– созидательные,

– традиционные,

– инновационные,

– квазитехнологии.

Личностные:

самореализации,

– самообразования,

– самовоспитания,

– самоадаптации,

– самовыражения и др.

 

социальный технология транспортный обслуживание инвалидность

Социальная технология всегда детерминирована общественной проблемой и направлена на ее решение, вначале в процессе социодиагностики, познания, затем – технологизации. Поэтому, выдвигая задачу фундаментального или прикладного социологического исследования, социолог сначала ориентируются на технологию диагностики общественной проблемы, а потом на технологию получения результата. Поэтому социальные технологии не могут быть абстрактными, Их построение обычно исходит из логики самого социологического исследования, отражая суть конкретных явлений.

Социальные технологии представляют собой систему инновационных способов и средств оптимизации социального управления на тех же принципах. Именно новые технологии в организации жизнедеятельности людей, общения, воспроизводстве жизненных сил, повышения качества жизни, реализации творческого потенциала каждой личности определяют суть социального прогресса.

Подводя некоторые итоги, можно констатировать, что социальные технологии являются в настоящее время одним из самых притягательных объектов исследования социологии, педагогики, психологии, управления персоналом, менеджмента.

Социальные технологии – элемент человеческой культуры, зависящий от менталитета народа и его языка. Социальные технологии возникают в процессе эволюции человеческого общества или создаются искусственно. Они классифицируются в зависимости от направленности во внутреннюю и внешнюю среду организации на социальные технологии, направленные на трансформацию внешней среды предприятия, и социальные технологии, направленные во внутреннюю среду предприятий и организаций.

 

Литература:

 

  1. Основы социальной работы/под ред. П.Д. Павленок. – М., 2007.
  2. Социальная работа: Учебное пособие / Под ред. В.И. Курбатова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000. – 576 с.
  3. Технология социальной работы / под Ред. И.Г. Зайнышева. – М., 2000.
  4. Теория социальной работы / под ред. Е.И. Холостовой. – М., 1999.
  5. Заяц О.В. Экономические основы социальной работы: Учебное пособие. – Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2003.
  6. Иванов В.Н. «Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления» М.: Экономика, 2001 г.
  7. Кузнецова Л.П. «Основные технологии социальной работы» Владивосток: ДВГТУ, 2002 г.
  8. Лавриенко В.Н. «Социология» 2-е издание М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002 г.
  9. Матвеева В.В. «Социальные технологии» М.: РГОСТУПС, 2003 г.
  10. Черницкая А.А. «Технология социальной работы»: высшее образование, 2006 г.
  11. Энциклопедический социологический словарь. М., 2004.
  12. Автономов, А.С. Социальные технологии межсекторного взаимодействия в современной России: учебник. / Под общей редакцией А.С. Автономова. М.: Фонд «НАН», 2003. – 416 с.
  13. Анисимов, С. Управление проектами. Российский опыт / С. Анисимов, Е. Анисимова. – СПб.: Вектор, 2006. – С. 8.
  14. Антропова, Ю.Ю. Проектное управление / Ю. Антропова. // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. №11 (149). – Серия Философия. Социология. Культурология. Вып. 11. – С. 164–168.
  15. Бестужев-Лада, И.В. Социальное прогнозирование: курс лекций / И.В. Бестужев-Лада, Г.А. Наместникова. – М.: Педагогическое общество России, 2007. – 392 с.
  16. Викторова, Т.Б. Социальное проектирование – социальное действие/ Т.Б. Викторова. // Дополнительное образование. – №1, 2006. – С. 51–53.
  17. Герасимова, Т.В. Технологии оказания социальных услуг подросткам и детям в трудной жизненной ситуации / Т.В. Герасимова. – М.: Академ проект. 2004. – 118 с.
  18. Григорьева, Н.Ю. Технологии социальной работы / Н.Ю. Григорьева, Е.Ю. Герасимова. – Саратов, 2003. – 142 с.
  19. Ковалев, В.Н. Социология управления социальной сферой /В. Ковалев. – М.: Академ. проект, 2003. – 232 с.
  20. Кравченко, А.И. Социология управления: фундаментальный курс: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.И. Кравченко, И.О. Тюрина И.О. – 4-е изд., испр., и доп. – М.: Академический Проект; Деловая книга, 2008. – 983 с.

Информация о работе Технология социального проектирования