Суть и основные принципы инноваций в туризме. Инновационная деятельность и понятие инновационной инфраструктуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 08:30, курсовая работа

Краткое описание

Развитие туризма играет важную роль в решении социальных проблем. Во многих странах мира именно за счет туризма создаются новые рабочие места, поддерживается высокий уровень жизни населения, создаются предпосылки для развития инфраструктуры всех отраслей экономики, происходит улучшения платежного баланса страны. Необходимость развития сферы туризма способствует повышению уровня образования, совершенствованию системы медицинского обслуживания населения, внедрению новых средств распространения информации и т.д.

Содержание

Введение
1. Суть и основные принципы инноваций в туризме. Инновационная деятельность и понятие инновационной инфраструктуры
2. Объекты инновационной инфраструктуры. Бизнес-инкубаторы, технопарки, технополисы
3. Возможности инновационной инфраструктуры в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 49.30 Кб (Скачать файл)

Туризм оказывает  огромное влияние на такие ключевые секторы экономики, как транспорт, услуги гостиниц и ресторанов, торговля, строительство, производство товаров  народного потребления и многие другие, выступая катализатором социально-экономического развития.

Туризм является сложным межотраслевым комплексом, требующим системного подхода к  регулированию социально-экономического взаимодействия многих отраслей хозяйства  на государственном федеральном  и региональном уровнях.

Основными задачами государства являются определение  и разработка принципов политики в области туризма, программ их реализации, механизма контроля и исследования результатов деятельности (организация  статистики, ведомственных исследований); создание благоприятных условий  для туризма, координация действий различных компаний, организаций и обществ для формирования соответствующей инфраструктуры, дружественной окружающей среды; поддержка туризма и маркетинга через стимулирование инноваций и кооперации, формирование привлекательного образа страны.

В связи с тем, что создание и внедрение нововведений требуют объединенных усилий различных  экономических и социальных сфер, инновационный путь развития невозможен без осуществления государственной  поддержки. Для этого используются следующие схемы, которые также  в настоящее время применяются  и в развитии сферы туризма:

1. прямое участие  государства в реализации специальных  целевых программ и ассигнованиях  региональных, местных органов власти;

2. создание крупных  национальных центров (лабораторий), находящихся на бюджетном финансировании  и бесплатно предоставляющих  полученные знания широкому кругу  потенциальных пользователей.

Рассматривая туризм с точки зрения государственного значения, мы заметим, что во многих странах он превратился в отрасль  международной специализации. Причем большинство этих стран отличаются высоким или достаточно высоким  уровнем развития. Каждая из них  представлена на мировом туристском рынке определенным, специфическим  набором туристских услуг, т.е. определенными  видами, или направлениями, туризма. Чем выше уровень развития страны, тем больше туристов она принимает, тем выше доля занятых в сфере  туризма, больше доходы, получаемые от туризма, значительнее роль туризма, тем  больше внимания уделяет этой отрасли  государство.

Туристская инфраструктура - базовое условие развития туризма. Она способствует освоению территории и рациональному использованию  ресурсов этим бизнесом, обслуживая туристов, создавая необходимый и достаточный  уровень комфорта в местах их пребывания, а также улучшая условия жизни  местных жителей, предоставляя, например, рабочие места.

Существует несколько  определений понятия «туристская  инфраструктура», но все они практически  повторяют друг друга в основной части, различаясь лишь в дополнительных деталях. В состав туристской инфраструктуры включают следующие группы отраслей: транспорт, гостеприимство, общественное питание, розничную торговлю, коммунальную службу, связь, бытовое обслуживание. Отраслевой состав инфраструктуры сложен, часть отраслей относится к сфере  услуг, другие - к производственной сфере, третьи - к сфере обслуживания. Но с точки зрения условий развития туризма более существенна их общая характеристика как составных  частей инфраструктуры. Наибольшее значение имеют три основных блока: транспорт, сферы гостеприимства и общественного  питания.

Транспортная система  включает несколько видов транспорта, но с точки зрения туризма имеют  значение четыре вида транспорта: авиационный, автомобильный, железнодорожный и  водный. Уровень развития любого из них определяется густотой сети трасс, их качеством, уровнем подвижного состава  и особенностями организации  перевозок.

Развитие всей индустрии  путешествий в любой стране в  первую очередь зависит от уровня развития индустрии гостеприимства. При этом количество мест в гостиницах или любых других видах средств  размещения - главный показатель, используемый для оценки эффективности работы и реальной возможности приема туристов в конкретном туристском центре или регионе. Индустрию гостеприимства в любой стране составляют средства коллективного и индивидуального размещения: гостиницы, отели, мотели, пансионы, общежития, постоялые дворы, туристские базы, хутора, усадьбы и др.

Общественное питание - второй по важности после сферы  гостеприимства элемент туристского  путешествия. Как правило, считается, что турист с утра должен получить завтрак, а число посадочных мест в пункте питания того или иного  предприятия гостеприимства, как  правило, соответствует числу мест полной загрузки номерного фонда  гостиницы. Базовый блок отраслей развития туризма в любой стране наряду с туристской инфраструктурой составляют индустрии развлечений, досуга, здравоохранения  и спорта. Ведущая роль принадлежит  индустрии развлечений и индустрии  досуга.

На современном  этапе важной задачей является формирование национальной инновационной инфраструктуры. Опыт зарубежных стран показывает, что доля высокотехнологической  продукции, поставляемой на мировые  рынки, находится в прямой зависимости  от развитости национальной инновационной  инфраструктуры. Исследование содержания инновационных процессов и особенностей венчурной деятельности позволяет  прийти к выводу о необходимости  формирования специальных организационно-экономических  механизмов поддержки малых венчурных, инновационных и технологически ориентированных фирм. Сложилась  ситуация, при которой увеличение средств, выделяемых на научно-технологическую  деятельность, не приводит к адекватному  повышению экономического потенциала и эффективности хозяйствования. Проблема может быть решена путем  формирования инфраструктуры, поддерживающей инновационные процессы, венчурную  деятельность и создающей благоприятные  условия для развития малых форм в научно-технической сфере.

Применение нового понятия "инновационная инфраструктура" обусловлено рядом причин. Во-первых, только относительно недавно технологическое  развитие достигло такого уровня, при  котором стало возможно реально  эффективно формировать инновационную  инфраструктуру. Во-вторых, возникла экономическая  необходимость в технологическом  трансфере, коммерциализации результатов  научно-технических разработок, создании других механизмов доведения высоких  технологий и научно-технической  продукции до конкретного потребителя. В-третьих, уровень сделанных ранее  теоретических разработок позволил, предложить новые методические подходы  к решению поставленных задач.

Инновационная инфраструктура играет особую роль в распределении  риска между участниками инновационного процесса. С целью снижения риска  целесообразно использовать методы анализа риска по отношению не к отдельным проектам, а к их совокупности, сформированной по определенным критериям, т.е. портфелю проектов. Оценка портфеля проектов позволяет снизить  степень неопределенности. Такая  оценка позволяет снизить не только техническую неопределенность, но и  коммерческую. Особой оценке подвергаются высокотехнологичные проекты со значительными затратами на научные  исследования и разработки. Это заставляет особенно тщательно искать пути снижения затрат на разработку и издержек на производство и коммерциализацию, а  также внимательно обосновывать минимально возможные объемы выпуска  высокотехнологичной продукции.

По мере продвижения  по фазам инновационного цикла и  уточнения получаемых данных необходимо снова проводить оценки проектов, их обеспеченность имеющимися ресурсами, принимать решения о прекращении  разработки отдельных проектов и  их корректировке в соответствии с требованиями рынка. Таким образом, в процессе оценки проектов по мере продвижения по фазам инновационного цикла можно снизить степень технического и коммерческого риска, при оценке в "контрольных точках", уточняя информацию и изменения, происходящие на рынке в целом и особенно в сегменте, на который ориентируется проект.

Снизить риск позволяет  и формирование портфеля, содержащего  различные по объему, фазам инновационного цикла, степени новизны проекты. При этом портфель, состоящий из множества малых проектов, является более устойчивым, чем портфель, состоящий из небольшого числа крупных  проектов на такую же сумму, и тем  более, чем единичный проект. При  таком формировании портфеля увеличивается  возможность включения венчурных  проектов и не изменяется обоснованный уровень портфеля в целом.

Следовательно, снижение риска возможно за счет повышения  качества и уровня квалификации специалистов менеджмента, маркетинга, в обязанности  которых входят сопровождение проекта  и продвижение продукта на рынок, формирование портфеля проектов, определение  очередности их выполнения, корректировка  решения в "контрольных точках" в условиях неопределенности и риска.

Обеспечить эти  направления целесообразно с  помощью создания специальной инфраструктуры. При этом создание инновационной  инфраструктуры снижает степень  риска вложений в инновационную  деятельность в данном регионе в  целом, привлекает дополнительные инвестиции, формирует новые модели технологического трансфера и коммерциализации научно-технической  продукции в условиях национальной экономики.

Следует отметить, что создание инновационной инфраструктуры зависит от уровня технологического и экономического развития национальной экономики. В странах, имеющих развитую производственную инфраструктуру, наблюдается  процесс софтизации, характеризующийся  повышением роли невещественных, нематериальных факторов производства, информатизацией  общества. Софтизация переплетается  с сервизацией -опережающим развитием  сферы услуг. Таким образом, формируются  реальные возможности создания сети консалтинговых, инжиниринговых, сервисных, информационных услуг, способствующих поддержке инновационных процессов.

В условиях трансформационного общества инновационная инфраструктура должна способствовать вхождению науки  в рыночную среду, развитию предпринимательства  в научно-технической сфере, поэтому  ее формирование во многом определяется состоянием рыночной инфраструктуры. В целом инновационная инфраструктура представляет собой организационную, материальную, финансово-кредитную, информационную базу для создания условий, способствующих эффективной аккумуляции и распределению  средств и оказанию услуг для  развития инновационной деятельности технологического трансфера, коммерциализации научно-технической продукции в  условиях повышенного риска.

В задачи инновационной  инфраструктуры входят:

- отбор проектов  на основе системы объективной  экспертизы;

- создание благоприятных  стартовых условий для развития  малых инновационных технологически  ориентированных фирм;

- поддержка венчурных  проектов;

- система участия  в разработке перспективных научно-технических  направлений;

- поддержка механизмов  взаимодействия с крупными центрами (в том числе типа франчайзной  системы);

- формирование  материально-технической базы для  создания и развития малых  инновационных фирм, включая лизинг  высокотехнологичного оборудования;

- аккумуляция финансовых  ресурсов, создание инновационных,  инвестиционных, венчурных фондов, инновационных банков и др.;

- создание информационных  сетей, обеспечивающих развитие  малых фирм, возможность их подключения  к международным сетям;

- получение высококвалифицированного  консалтинга, инжиниринга, аудита, рекламы, экспертных услуг с  целью создания конкурентоспособной  наукоемкой продукции, высоких  технологий и продвижения их  на рынок, в том числе мировой;

- развитие страхования  инновационных проектов, государственное  страхование иностранных инвестиций, вкладываемых в развитие инновационной  деятельности;

- помощь в получении  информации об иностранных партнерах,  заключении контрактов, в том  числе международных, подаче заявок  в международные фонды и организации,  участие в международных программах;

- помощь в проведении  конверсии;

- обучение предпринимательству  в научно-технической сфере.

Базируясь на данных положениях, формируется инновационная  инфраструктура, состоящая из следующих  взаимоувязанных элементов:

1. Организационные  структуры (администрация малого  инновационного бизнеса или комитет  по науке и технологии, союзы  и ассоциации предпринимателей  и т.д.), обеспечивающие поддержку  малых научных и инновационных  фирм. Основные их функции заключаются  в разработке и реализации  программ поддержки и развития  инновационной деятельности, соответствующих  законодательных актов, определении  ее места в общей стратегии  развития; обосновании потребности  в материальных и финансовых  ресурсах, государственных средствах,  необходимых для реализации поставленных  задач; создании механизма взаимодействия  малых инновационных фирм с  крупными организациями, участии  в республиканских программах, косвенном  воздействии на инновационные  процессы (льготное налогообложение,  финансирование, кредитование, создание  специальных фондов и т.д.).

2. Финансово-кредитные  институты, обеспечивающие аккумуляцию  ресурсов и их распределение  по субъектам инновационной деятельности, а также финансовую поддержку  перспективных проектов (создание  инновационных, инвестиционных, венчурных  фондов, банков и др.).

3. Страховые компании, фирмы, обеспечивающие снижение  потерь от рисковых операций, а также привлечение инвестиций  в научно-техническую сферу.

4. Информационные  сети, позволяющие определить перспективные  направления развития инновационной  деятельности, технологический трансфер, коммерциализацию результатов научно-технических  разработок.

5. Система сервисного  обслуживания инновационных фирм, осуществляющих экспертизу проектов, консалтинг, инжиниринг, аудит, контроллинг,  рекламу и другие услуги.

Информация о работе Суть и основные принципы инноваций в туризме. Инновационная деятельность и понятие инновационной инфраструктуры