Стратегической планирование туризма в Хабаровском крае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 14:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – анализ состояния туристической отрасли Хабаровского края и разработка мероприятий по совершенствованию туристической деятельности. Актуальность темы заключается в том, что при помощи стратегического планирования возможно сохранение миссии и стратегической цели развития туризма в Хабаровском крае, которые соответствуют главному целевому ориентиру долгосрочного социально-экономического развития Дальнего Востока, частью которого является Хабаровский край. В рамках вышесказанного, актуальность выбранной темы подчеркивается также опытом зарубежных и отечественных руководителей, их заинтересованностью в развитии туризма и эффективной реализации планов по этому развитию.

Содержание

Введение 4
1 Сущность и функции стратегического планирования 7
1.1 Стратегическое планирование и его функции 7
1.2 Особенности планирования в туризме 16
2 Анализ и планирование туризма в Хабаровском крае 23
2.1 Особенности туристского потенциала Хабаровского края 23
2.2 Состояние существующей туристской инфраструктуры 26

3 Мероприятия по совершенствованию туристической отрасли в крае 35
3.1 Мероприятия по совершенствованию туристической деятельности в крае 35
3.2 Социально-экономический эффект от предложенных мероприятий 38
Заключение 41
Список использованных источников 43

Вложенные файлы: 1 файл

телка. Стратегическое планирование туризма в Хабаровском крае (2).docx

— 138.54 Кб (Скачать файл)

КР. 070700110



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

Тихоокеанский государственный  университет

 

 

Кафедра "Социально-культурный сервис и туризм"

 

 

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ ТУРИЗМА В ХАБАРОВСКОМ  КРАЕ

 

Курсовая  работа по дисциплине "Менеджмент в СКСиТ"

 

КР. 070700110

 

 

 

 

 

Выполнил: студент группы СКС-92

Мышляев Я.В.

Руководитель  работы:

Теличева  Е.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Хабаровск – 2012

 

   РЕФЕРАТ

 

 

Курсовая работа содержит 44 страниц пояснительной записки формата А4, включающую 20 литературных источников, 3 приложения формата А4.

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ, ЦЕЛЬ, МЕТОД, СТРАТЕГИЯ, СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ, ПОРТФЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ, ТАБЛИЧНЫЙ ПОДХОД, КООРДИНАТНЫЙ ПОДХОД, ЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД.

Объект исследования –  туризм в Хабаровском крае.

Цель работы – анализ состояния туристической отрасли Хабаровского края и разработка мероприятий по совершенствованию туристической деятельности.

Курсовая работа состоит  из трех глав, первая глава состоит из двух частей, вторая глава состоит из двух частей, третья глава состоит также из двух частей. Первая глава включает в себя понятия определений стратегическое планирование, цель, методы, стратегический анализ, а также особенности стратегического планирования в туризме. Вторая глава содержит характеристику  Хабаровского края, особенности туристического потенциала края и её состояние на сегодняшний день. Третья глава содержит мероприятия и предложения по улучшению туристической деятельности и её развития в крае.

Практическая значимость работы заключается в том, что разработанные мероприятия, в данной курсовой работе, могут быть применены в туризме края.

 

               СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение 4

 

1 Сущность и функции стратегического планирования 7

1.1 Стратегическое планирование и его функции 7

1.2 Особенности планирования в туризме 16

 

2 Анализ и планирование туризма в Хабаровском крае 23

2.1 Особенности туристского потенциала Хабаровского края 23

2.2 Состояние существующей туристской инфраструктуры 26

 

3 Мероприятия по совершенствованию туристической отрасли в крае 35

3.1 Мероприятия  по совершенствованию туристической  деятельности в крае 35

3.2 Социально-экономический эффект от предложенных мероприятий 38

 

Заключение 41

 

Список использованных источников 43

 

Приложение А – Процесс стратегического планирования 45

 

Приложение Б – Формулирование миссии и целей 46

 

Приложение В – Факторы внешней среды 47

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Развитие туризма имеет высокий темп роста, при этом данная индустрия непрерывно совершенствует механизмы своей деятельности. С экономической точки зрения, туризм является частью сферы обслуживания и представляет собой один из наиболее быстро развивающихся секторов экономики. Успех туристической деятельности во многом зависит от тщательно продуманной внутренней политики компании, хорошо разработанного плана действий.

В целях достижения наиболее эффектных  результатов ведения бизнеса  должно использовать системы планирования. Умение работать с подобными инструментами может существенно облегчить соответствующие профильной  деятельности процессы. Формальное планирование может привести к повышению конкурентоспособности и росту прибыли, в том числе, потому, что сулит целый ряд выгод, как то: системное осмысливание ситуации, четкая координация усилий, точная постановка задач.

Конструктивный процесс планирования рекомендуется начинать, достигнув ясного понимания того, что нужно делать. Постановка наиболее общих целей будущей деятельности позволяет определить  возможные направления и подходы к работе. Цель - конечный результат, на который преднамеренно направлен процесс. Промежуточные цели могут быть конкретизированы в результате постановки краткосрочных задач. В данной работе будет подробно рассмотрен процесс стратегического планирования туристической деятельности на примере Хабаровского края, сущность процесса и стоящие перед ним задачи.

Анализ конкурентных возможностей Хабаровского края в этой области  экономической деятельности  предопределил  не только ориентиры развития края на долгосрочную перспективу, нашедшие свое отражение в стратегических направлениях и программах, но и  позволил обосновать необходимость  усиления отдельных направлений  туристической деятельности, ведущей  к  развитию экономики и социальной сферы края, выявил новые стратегические возможности.

Актуальность темы заключается  в том, что при помощи стратегического  планирования возможно сохранение миссии и стратегической цели развития туризма в Хабаровском крае, которые соответствуют главному целевому ориентиру долгосрочного социально-экономического развития Дальнего Востока, частью которого является Хабаровский край.

В рамках вышесказанного, актуальность выбранной темы подчеркивается также  опытом зарубежных и отечественных  руководителей, их заинтересованностью  в развитии туризма и эффективной реализации планов по этому развитию.

Без планирования останавливается  развитие, а без развития останавливается  и процесс капитальных вложений в данную область деятельности, а  это в свою очередь приводит к постепенному откату нынешнего состояния развития туристической деятельности на уровень конца 90-ых, когда туризм вроде бы и есть, но его удельный вес в деятельности края настолько мал, что его никто не замечает.

Цель данной работы - провести анализ развития туристической отрасли в крае на текущий момент, а также предложить план по развитию туризма в долгосрочной перспективе, предложить мероприятия по развитию туризма.

Задачи:

   -  определить понятия стратегического планирования;

    - выявить и сформировать приоритеты в развитии въездного и внутреннего туризма;

    - четко определить основные рынки для продвижения туристского продукта Хабаровского края в России и за рубежом;

- дать прогноз на развитие данной отрасли в ближайшие годы.

Методом исследования для  данной работы автор выбрал метод  массового анкетирования. При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность.

Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования, проведенного в ее рамках, и выработанные на их основе рекомендации могут быть использованы при формировании стратегии развития туризма Хабаровского края.

 

    1. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

 

    1. Стратегическое планирование и его функции

 

 

Стратегическое планирование - это одна из функций стратегического  управления, которая представляет собой  процесс выбора целей организации  и путей их достижения.

 Стратегическое планирование  обеспечивает основу для всех  управленческих решений. Функции  организации, мотивации и контроля  ориентированы на выработку стратегических  планов. Не используя преимущества  стратегического планирования, организации  в целом и отдельные люди  будут лишены четкого способа  оценки цели и направления  корпоративного предприятия. Процесс  стратегического планирования обеспечивает  основу для управления членами  организации.

Система стратегического  планирования дает возможность акционерам и менеджменту компаний определиться с направлением и темпом развития бизнеса, очертить глобальные тенденции  рынка, понять, какие организационные  и структурные изменения должны произойти в компании, чтобы она  стала конкурентоспособной, в чем  ее преимущество, какие инструменты  необходимы ей для успешного развития.

 До последнего времени  стратегическое планирование было  прерогативой крупных международных  концернов. Однако ситуация стала  меняться, и, как показывают опросы, все больше и больше компаний, представляющих средний бизнес, начинают заниматься вопросами стратегического планирования.

Процесс стратегического  планирования в компании состоит  из нескольких этапов:

- определение миссии и целей организации;

- анализ среды, включающий в себя сбор информации, анализ сильных и слабых сторон фирмы, а также ее потенциальных возможностей на основании имеющейся внешней и внутренней информации;

- выбор стратегии;

- реализация стратегии;

- оценка и контроль выполнения.

Определение миссии и целей  организации. Целевая функция начинается с установления миссии предприятия, выражающей философию и смысл  его существования.

Миссия – это концептуальное намерение двигаться в определенном направлении. Обычно в ней детализируется статус предприятия, описываются основные принципы его работы, действительные намерения руководства, а также  дается определение самых важных хозяйственных характеристик предприятия. Миссия выражает устремленность в будущее, показывает то, на что будут направляться усилия организации, какие ценности будут при этом приоритетными. Поэтому  миссия не должна зависеть от текущего состояния предприятия, на ней не должны отражаться финансовые проблемы и т.д. В миссии не принято указывать  получение прибыли в качестве основной цели создания организации, хотя получение прибыли является важнейшим  фактором функционирования предприятия.

Цель – это конкретизация  миссии в организации в форме, доступной для управления процессом  их реализации. Основные характеристики цели стратегического планирования заключается в следующем:

- четкая ориентация на определенный интервал времени;

- конкретность и измеримость;

- непротиворечивость и согласованность с другими миссиями и ресурсами;

- адресность и контролируемость.

 Исходя из миссии  и целей существования организации  строятся стратегии развития  и определяется политика организации.

Стратегический анализ или  как его еще называют «портфельный анализ», является основным элементом стратегического планирования. Так же отмечается, что портфельный анализ выступает в качестве инструмента стратегического управления, с помощью которого руководство предприятия выявляет и оценивает свою деятельность с целью вложения средств в наиболее прибыльные и перспективные ее направления.

 Основным методом портфельного  анализа является построение  двухмерных матриц. С помощью  таких матриц происходит сравнение  производств, подразделений, процессов,  продуктов по соответствующим  критериям.

 Существует три подхода  к формированию матриц:

- табличный подход, при котором значения варьирующихся параметров возрастают по мере удаления от графы наименования этих параметров. При этом анализ портфеля ведется от левого верхнего угла к правому нижнему.

- координатный подход, при котором значения варьируемых параметров возрастают по мере отдаления от точки пересечения координат. Анализ портфеля здесь ведется от левого нижнего угла к правому верхнему.

- логический поход, при котором анализ портфеля ведется от правого нижнего угла к левому верхнему. Такой поход получил наибольшее распространение в зарубежной практике.

 Анализ окружающей  среды необходим при осуществлении  стратегического анализа, т.к.  его результатом является получение  информации, на основе которой  делаются оценки относительно  текущего положения предприятия  на рынке.

Стратегический анализ окружающей среды предполагает изучение трех ее составляющих:

- внешней среды;

- непосредственного окружения;

- внутренней среды организации.

 Анализ внешней среды  включает изучение влияния экономики,  правового регулирования и управления, политических процессов, природной  среды и ресурсов, социальной  и культурной составляющих общества, научно-техническое и технологическое  развитие общества, инфраструктуры  и т.п. 

 Непосредственное окружение  анализируется по следующим основным  компонентам: покупатели, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы. Анализ внутренней среды вскрывает  те возможности, тот потенциал,  на который может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей. Внутренняя среда анализируется по следующим направлениями: кадры фирмы, их потенциал, квалификация, интересы и т.п.; организация управления; производство, включая организационные, операционные и технико-технологические характеристики и научные исследования и разработки; финансы фирмы; маркетинг; организационная культура. Выбор стратегии. Стратегический выбор предполагает формирование альтернативных направлений развития организации, их оценку и выбор лучшей стратегической альтернативы для реализации. При этом используется специальный инструментарий, включающий количественные методы прогнозирования, разработку сценариев будущего развития, портфельный анализ (матрица БКГ, Матрица Маккинзи, SWOT-анализ и др.).

Информация о работе Стратегической планирование туризма в Хабаровском крае