Стандартные классификации средств размещения туристов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 22:58, курс лекций

Краткое описание

Гостиничная индустрия представляет собой вид экономической деятельности, который включает предоставление гостиничных услуг и организацию за вознаграждение краткосрочного проживания в гостиницах, кемпингах, мотелях, школьных и студенческих общежитиях, домах для приезжих и т. д. Гостиничную деятельность определим как деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, обладающих или наделенных в установленном порядке имущественными правами на какое-либо коллективное средство размещения по непосредственному распоряжению и управлению им, для предоставления услуг размещения и обслуживания граждан, а также иная деятельность по организации и оказанию гостиничных услуг, включая их реализацию.

Вложенные файлы: 1 файл

лекция 1.docx

— 62.94 Кб (Скачать файл)

Лекция 1. Стандартные  классификации средств размещения туристов (4 часа)

 

Гостиничная индустрия представляет собой вид экономической деятельности, который включает предоставление гостиничных  услуг и организацию за вознаграждение краткосрочного проживания в гостиницах, кемпингах, мотелях, школьных и студенческих общежитиях, домах для приезжих и  т. д. Гостиничную деятельность определим  как деятельность юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей, обладающих или наделенных в установленном  порядке имущественными правами  на какое-либо коллективное средство размещения по непосредственному распоряжению и управлению им, для предоставления услуг размещения и обслуживания граждан, а также иная деятельность по организации и оказанию гостиничных  услуг, включая их реализацию.

По определению ВТО, гостиница - это коллективное средство размещения, состоящее из определенного количества номеров, имеющее единое руководство, предоставляющее набор услуг (минимум - заправку постелей, уборку номера и  санузла) и сгруппированное в  классы и категории в соответствии с предоставляемыми услугами и оборудованием  номеров.

Гостиницы обладают следующими признаками:

  • состоят из номеров, число которых превышает определенный минимум, имеют единое руководство;
  • предоставляют разнообразные гостиничные услуги, перечень которых не ограничивается ежедневной заправкой постелей, уборкой номера и санузла;
  • сгруппированы в классы и категории в соответствии с предоставляемыми услугами, имеющимся оборудованием и стандартами страны;
  • не входят в категорию специализированных заведений;
  • ориентированы на свой сегмент путешественников;
  • могут быть независимыми или входить в специализированные объединения (цепи).Все средства размещения классифицированы по отдельным группам. Группа "Гостиницы и аналогичные предприятия" включает гостиницы, гостиницы квартирного типа, мотели, придорожные и пляжные гостиницы, клубы с проживанием, пансионаты, меблированные комнаты, туристские общежития. Группа "Специализированные предприятия" состоит из санаториев, лагерей труда и отдыха, размещения в коллективных средствах транспорта (поездах, морских и речных судах и яхтах), а также конгресс-центрах. Группа "Прочие коллективные средства размещения" включает комплексы домов и бунгало, организованные в качестве жилища, предназначенного для отдыха, огороженные площадки для палаток, автоприцепов, домов на колесах, бухты для малых судов, а также молодежные общежития и т. д.

Аналогичные заведения включают пансионаты и меблированные комнаты, туристские общежития и другие средства размещения, которые состоят из номеров, и предоставляют ограниченные гостиничные  услуги, включая ежедневную заправку постелей, уборку номера и санузла. Специализированные предприятия, помимо предоставления услуг размещения, выполняют  еще какую-либо другую специализированную функцию, например организацию конференций, лечение и т. д. К числу предприятий  данного вида относятся оздоровительные  заведения, лагеря труда и отдыха, конгресс-центры и т. д.

Прочие коллективные средства размещения предоставляют ограниченные гостиничные услуги, исключая ежедневную заправку постелей и уборку жилых  помещений. Они могут состоять не из номеров, а представлять собой  единицы типа "жилище", "площадки для кемпинга" или "коллективные спальные помещения (общежития)".

К индивидуальным средствам  размещения относятся собственные  жилища - квартиры, виллы, особняки, коттеджи, используемые посетителями-резидентами (в том числе и апартаменты  таймшера), комнаты, арендуемые у частных  лиц или агентств, помещения, предоставляемые  бесплатно родственниками и знакомыми.

Категорийность гостиницы, где будет размещен турист, должна быть указана на бланке туристской путевки, там же указывается и  вид размещения: одноместный номер - ОДН (SGL); двухместный номер - ДВМ (DBL); трехместный номер - ТРМ (TRP); четырехместный номер - ЧТМ (QUATR) и т. д.

В международной практике принята Стандартная классификация  средств размещения туристов, разработанная  экспертами ВТО (табл. 3.1.). В России на основе указанной выше классификации  разработан Государственный стандарт "Средства размещения", введенный  в действие в 1999 г. В 2007 г. в России была принята "Система классификации  гостиниц и других средств размещения".

Таблица 1.1. Стандартная классификация средств размещения туристов

 

Коллективные  средства размещения туристов

1

Гостиницы и аналогичные  средства размещения

1.1

Гостиницы – объекты, состоящие  из номеров, число которых превышает  некоторый минимум (7-10), сгруппированные  в классы и категории в соответствии с услугами и стандартами страны, имеющие единое руководство и  предоставляющие разнообразные  гостиничные услуги (отели, мотели, гостиницы квартирного типа, клубы-отели, пляжные и курортные гостиницы, пансионаты и т. д.). 

 

В публикуемых статистических данных имеются различия: а) по размеру: меньше 100 номеров, от 100 до 300 номеров, свыше 300 номеров; б) по уровню и качеству обслуживания и комфорту: отели класса «люкс», первого класса, эконом-класса; в) по управлению: независимые, принадлежащие  цепям

1.2

Аналогичные средства размещения (туристские общежития, меблированные  комнаты и другие заведения, которые  предоставляют ограниченные услуги, например проживание, включая уборку номера)

2

Специализированные  заведения. Кроме услуг размещения выполняют еще какую-либо другую специализированную функцию

2.1

Оздоровительные заведения

2.2

Лагеря труда и отдыха

2.3

Общественные средства транспорта (поезда, морские и речные суда и  т. д.)

2.4

Конгресс-центры

3

Прочие коллективные заведения

3.1

Жилища, предназначенные  для отдыха

3.2

Кемпинги и др.

4

Индивидуальные  средства размещения

4.1

Собственные жилища

4.2

Арендуемые комнаты

4.3

Арендуемые жилища

4.4

Размещение у родственников  и знакомых (бесплатно)

4.5

Прочие


По уровню услуг отели  делятся на несколько типов, причем общей основной услугой является предоставление размещение, а все  прочие так или иначе способствуют повышению качества этой основной услуги и могут предоставляться в  том или ином наборе.

Отель "люкс": 100-400 номеров; центр города; обслуживание на высоком уровне хорошо обученным персоналом, который выполняет различные пожелания клиентов; цена очень высокая; потребитель - руководители крупных организаций, профессионалы высокого уровня, участники конференций на высоком уровне; условия элитарные, дорогая отделка помещений.

Отель высокого класса: размер большой - 400-2000 номеров; в пределах города; широкий набор услуг, предоставляемый обученным персоналом; цена выше среднего; потребитель - бизнесмены, индивидуальные туристы, участники конференций; дорогая мебель и оборудование, большой холл, рестораны.

Отель среднего уровня: стремится максимально использовать современные технологии и снизить эксплуатационные расходы и, следовательно, цены, в том числе путем сокращения рабочей силы, и за счет автоматизации. Цены на среднем уровне по региону или несколько выше среднего.

Апарт-отель: 100-400 номеров; чаще всего самообслуживание; цена зависит от времени размещения; потребитель - бизнесмены и семейные туристы, останавливающиеся на длительный срок; условия аналогичны полностью меблированной квартире.

Отель экономического класса: гостиница с ограниченным набором услуг; 10-150 номеров; окраина или средняя часть города; ограниченное число персонала; цена невысокая, на 25-30% ниже средней по региону, из-за чего пользуются спросом; потребители - экономные туристы, не нуждающиеся в полном пансионе; условия - современный, хорошо оборудованный номерной фонд, но, как правило, питание в этих отелях не предоставляется.

По  российскому стандарту гостиница  классифицируется как предприятие  временного проживания вместимостью не менее 10 номеров. Категорийность гостиниц обозначают символом * (звезда). Количество звезд увеличивается в соответствии с повышением качества обслуживания и оборудованием гостиницы. Для гостиниц установлены категории от одной до пяти звезд, для мотелей - от одной до четырех звезд. Классификация услуг проживания и терминология, представленные в нормативных документах России и Стандартной международной классификации видов деятельности в туризме (СИКТА), принятой Евростатом и ВТО, существенно отличаются.

В различных странах мира для обозначения категорийности гостиниц и других средств размещения применяются различные символы - от звезд во Франции и России до корон - в Великобритании. Попытки  введения унифицированной международной  классификации гостиниц до настоящего времени не увенчались успехом.

В зависимости от размеров и видов жилых и служебных  помещений, оборудования предприятий, уровня комфортности номеров и общественных помещений, предоставляемых услуг  и других факторов, производится классификация  гостиниц по разрядам. В зависимости  от разрядности устанавливается  оплата номеров и других услуг. В  зарубежных странах действует около 30 классификаций гостиниц. Их можно  разделить на две группы:

1. "европейская" система,  на основе французской национальной  классификации, распространенная  в большинстве стран (разряд  устанавливается присвоением определенного  количества звезд - от одной  до пяти);

2. "балльная" или индийская  система, в основе которой лежит  оценка гостиницы экспертной  комиссией.

Количеству звезд в  европейской гостинице соответствует  определенный термин в американском варианте классификации.

Европейская классификация

Американская  классификация

*****

Super deluxe

****

Deluxe

***

Expensive

**

Moderate

*

Inexpensive


 

Гостиницы делятся на три категории: высший класс (люкс) - 4-5 звезд; туристский класс (средний) - 2-3 звезды; экономический класс - 1-2 звезды. Практически во всех классификациях оцениваются следующие основные параметры гостиницы: характеристика номерного фонда: площадь номеров, наличие коммунальных удобств в номерах и на этажах, комфортность номеров; оборудование и оформление интерьера; информационное обеспечение, в том числе связь; наличие лифта; характеристика общественных помещений; наличие и характеристика предприятий питания; обеспечение возможности дополнительных услуг бытового обслуживания и других; характеристик здания, подъездных путей, развитие инфраструктуры, обустройство прилегающей территории.

Различают большие и малые гостиницы. ВТО рекомендует считать под малой гостиницей - гостиницу с количеством номеров до 30. Другая точка зрения заключается в том, что малая гостиница - это такая гостиница, которая может обслуживаться и управляться членами одной семьи. В большинстве своем малые гостиницы, как правило, независимые гостиницы, не входящие в гостиничные цепи.

Потребности в стандартах и контроле качества в индустрии  гостеприимства особенно ощущаются  в странах, которые находятся  в стадии перехода к современному уровню туризма. Бурное развитие туризма, рост инвестиций в гостиничный бизнес, появление новых мест туризма  привело к тому, что требуется  более определенная классификация  гостиниц и некий универсальный  стандарт для путешественников и  для туристского бизнеса.

Система универсальных стандартов до сих пор не существует, но с 1980 г. ощущается явная в ней потребность. Гостиничная индустрия, как и  всякая другая индустрия сервиса  претерпела большие изменения во времена информатики и автоматизации. Теперь, когда туристы имеют большой  доступ к информации, они становятся более требовательными к качеству предоставляемых услуг.

Система классификации для гостиниц должна удовлетворять нескольким целям:

  • Стандартизация: установить унифицированную систему качества услуг и продуктов, что поможет создать структурированную систему дистрибуции на туристском рынке;
  • Маркетинг: давать советы путешественникам относительно класса и типа гостиниц в местах их пребывания, что создаст здоровую конкуренцию;
  • Защита потребителя: удостовериться, что гостиница отвечает минимальным стандартам размещения и услуг в соответствии с ее классификацией;
  • Источник дохода: получать доход от лицензирования, продажи справочников и др.;
  • Контроль: обеспечить систему контроля общего качества индустрии. 

На  практике, система гостиничной классификации  хорошо работает, если она включает в себя следующие восемь элементов:

1. Установка категорий  ("степени звездности");

2. Описание критериев  для каждой категории;

3. Условия для специальных  видов размещения (например, мотели, дома для гостей, кондоминимумы  и апартаменты);

4. Установление методов  проверки и классификации;

5. Специальные стандарты  по оценке кухни;

6. Установка штрафов;

7. Независимость системы  классификации гостиниц от налоговой  системы страны;

8. Средства обращения  к высшим инстанциям в случае  споров.

Большинство систем классификации  гостиниц базируются на критериях, которые  включают все или некоторые из следующих элементов: размер, оборудование, персонал, цена, комфорт, удобства или  красивый вид, качество услуг, кухня. Классификационные  символы должны быть значимыми и  простыми, особенно если их нужно показывать на названии гостиницы. Большинство  систем использует звезды в качестве степени категории гостиницы.

При таком большом разнообразии гостиниц, не имея чутких измеримых  стандартов, очень сложно определить к какому конкретному классу относится  определенная гостиница. Когда одновременно существуют официальная и коммерческая классификация гостиниц может возникнуть проблема противоречия между категориями  и классификациями гостиниц. Коммерческая классификация в основном делает акцент на качестве услуг, еды, напитков и уровне комфорта. Государственная  сертификация уделяет внимание физическим характеристикам здания и оборудования. Сложности в классификации гостиниц возникают, когда гостиница выходит  на международный уровень.

Информация о работе Стандартные классификации средств размещения туристов