Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 18:40, курсовая работа
Цель дипломной работы: выявить причину отсутствия комплексной политики развития туризма в Российской Федерации. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
-изучить историю развития туризма и гостеприимства в РФ в историческом и правовом аспекте;
- рассмотреть систему государственного регулирования туризма и гостеприимства в РФ;
- определить роль государства в развитии туризма;
- выявить основные средства, методы и инструменты государственного регулирования развития туризма;
- предложить свои рекомендации по совершенствованию законодательного обеспечения государственной политики РФ в области туризма и гостеприимства.
Введение
Глава 1. История развития мирового туризма и гостеприимства …………..
1.1 Развитие туризма и  гостеприимства в Российской  Федерации:     исторический  аспект …………………………………………………………..
1.2 Основные этапы развития  туризма и гостеприимства в  Российской Федерации ……………………………………………………………………..
Правовой аспект развития туризма и гостеприимства в Российской Федерации ………………………………………………………………….
Глава 2. Система государственного регулирования туризма и гостеприимства в Российской  Федерации ………………………………….
2.1 Процесс государственного  регулирования российской рыночной  модели развития туризма на  федеральном и региональном уровне  ……………………
2.2 Основные функции, методы  и инструменты государственного  регулирования развития туризма  ………………………………………………..
Глава 3. Современная государственная политика развития туризма и гостеприимства ……………………………………………………………………
3.1 Рекомендации по совершенствованию  законодательного обеспечения государственной  политики Российской Федерации  в области туризма
Заключение………………………………………………………………………
Список используемой литературы ........
         
В условиях нарастания психологической 
нагрузки, интенсификации жизни людей 
в индустриальных странах туризм действует 
как эффективное средство рекреации. Из 
предмета роскоши он становится потребностью 
населения высокоразвитых индустриальных 
стран. Формируется индустрия отдыха со 
своими институтами, продуктом (услугами), 
производственным циклом, методами организации 
и управления производством. 
         Необходимость 
постоянных международных контактов в 
целях развития и координации туристских 
обменов, согласования политических, экономических, 
социальных и культурных аспектов деятельности 
стала причиной реорганизации в 1969 г. согласно 
резолюции Генеральной ассамблеи ООН 
неправительственной организации МСОТО 
в межправительственную Всемирную туристскую 
организацию (ВТО).  
50-60-е гг. - период интенсивного создания 
инфраструктуры туризма (гостиниц, кемпингов, 
ресторанов, туристских фирм и т. д.) и начала 
систематического сбора данных по туризму 
в мировом масштабе. Европейский въездной 
туризм 50-х гг. был ориентирован преимущественно 
на американских туристов и являлся для 
принимающих стран источником валютных 
поступлений. В это десятилетие в развитых 
странах, несмотря на интенсивность труда, 
благосостояние большинства населения 
оставалось сравнительно невысоким, поэтому 
в туризме превалировал спрос на недорогие 
путешествия, связанные с отдыхом. В 50-е 
гг. и до середины 70-х наблюдается экстенсивный 
рост как въездного, так и выездного туризма. 
(1950 г. - 25 млн прибытий туристов, 1970 г. - 
160 млн). В связи с увеличением сегментов 
потребления туристский рынок становится 
все более дифференцированным. В 80-е гг. 
темпы роста замедлились (1991 г. - 450 млн 
прибытий туристов), но остались устойчивыми 
при высоком уровне объемов производства. 
На развитие международного туризма в 
период 60-90-х гг. оказывали отрицательное 
влияние следующие факторы: противостояние 
двух политико-экономических систем - 
социалистического блока стран и капиталистического; 
экономические кризисы 1974-1975 гг. и 1980-1982 
гг., так как они охватили почти одновременно 
все развитые капиталистические страны, 
в том числе США, Японию и страны Западной 
Европы. Еще сильнее сказывались на развитии 
международного туризма ухудшение международных 
отношений и, как следствие, военные расходы, 
связанные с гонкой вооружений. Например, 
колониальные войны во Вьетнаме (Франция, 
1945-1954; США, 1964-1973 гг.); англо-аргентинский 
конфликт (1952 г.); шестидесятидневная война 
на Ближнем Востоке (1967 г.), когда израильские 
войска вторглись на территорию Египта, 
Сирии, Иордании; афганская война (1979-1989 
гг.); иракские войны против Кувейта за 
раздел нефтяных месторождений, трагические 
события в Югославии (1998 г.) и др. При общемировом 
распространении туризма как сферы обслуживания 
и отрасли экономики уровень его развития 
в разных странах существенно отличался. 
Лидерами выездного туризма стали Япония 
и Австралия. По въездному туризму лидировали 
страны Средиземноморья, а также Азии 
и Северной Африки. 
        Суммарные показатели 
развития международного туризма по двум 
группам стран-лидеров приведены в табл. 
2.1.
Таблица 2.1.
Суммарная доля "пятерок" стран в глобальном туристском потоке20
| 
   № п/п  | 
  1950 г.  | 
  1970 г.  | 
  1991 г.  | 
  1995 г.  | ||||
Страны  | 
  Доля, %  | 
  Страны  | 
  Доля, %  | 
  Страны  | 
  Доля, %  | 
  Страны  | 
  Доля, %  | |
1-я группа  | ||||||||
1  | 
  США  | 
  74  | 
  Италия  | 
  43  | 
  Франция  | 
  41  | 
  Франция  | 
  35  | 
2  | 
  Канада  | 
  Канада  | 
  США  | 
  США  | ||||
3  | 
  Италия  | 
  Франция  | 
  Испания  | 
  Испания  | ||||
4  | 
  Франция  | 
  Испания  | 
  Италия  | 
  Италия  | ||||
5  | 
  Швейцария  | 
  США  | 
  Венгрия  | 
  Великобритания  | ||||
2-я группа  | ||||||||
6  | 
  Ирландия  | 
  17  | 
  Австрия  | 
  22  | 
  Австрия  | 
  18  | 
  Китай  | 
  18  | 
7  | 
  Австрия  | 
  ФРГ  | 
  Великобритания  | 
  Венгрия  | ||||
8  | 
  Испания  | 
  Швейцария  | 
  Мексика  | 
  Мексика  | ||||
9  | 
  ФРГ  | 
  СФРЮ  | 
  Германия  | 
  Польша  | ||||
10  | 
  Англия  | 
  Англия  | 
  Канада  | 
  Австрия  | ||||
 
            Развитие 
техники и технологий производства в индустриально 
развитых странах способствовало повышению 
благосостояния населения, увеличению 
времени отпусков, что в свою очередь положительно 
влияло на развитие туризма. Характерными 
тенденциями туризма 80-90-х гг. стало увеличение 
спроса на туристские услуги среди людей 
среднего и ниже среднего достатка. Это 
еще в большей степени дифференцировало 
туристский рынок, привело к многообразию 
туристского продукта, рассчитанного 
на людей с разным материальным достатком, 
различными интересами, целями и требованиями 
к уровню сервиса. Вместе с тем дифференциация 
туристского рынка не исключила стандартизации 
и унификации туристского продукта, наряду 
с которыми все заметнее стали процессы 
его специализации для разных сегментов 
потребителя и диверсификации (расширения) 
набора туристских услуг, в том числе как 
сопутствующих, так и ранее не свойственных 
туристскому рынку (например, организация 
выставок, ярмарок, командировок, обучения), 
а также предложение наряду с услугами 
сопутствующих товаров. 
         Исходя из анализа 
тенденций развития туризма за период 
50-90-х гг., сделанного Всемирной туристской 
организацией, можно выделить следующие 
причины, определившие основные направления 
в истории развития  международного  туризма:  
- 50-е гг. - период восстановления послевоенной 
Европы и Юго-Восточной Азии, развития 
авто- и авиатранспорта, начала систематизации 
сбора данных по туризму  в мировом  масштабе; 
- 70-е гг. - период устоявшихся тенденций 
к миру и стабильности в большей части 
государств, разрешения социально-политических 
конфликтов, поисков новых форм взаимоотношений 
стран социалистической и капиталистической 
направленности, начала неуклонного развития 
туристских контактов этих стран; 
- 90-е гг. - период высоких технологий индустрии 
туризма, развития крупных транснациональных 
корпораций, гостиничных цепей и предприятий 
питания в странах с благоприятной для 
развития туризма обстановкой.  
           Таким 
образом, развитию международного туризма 
XX в. способствовали политические, экономические, 
технические, культурологические и социальные 
факторы (как внутренние, так и внешние). 
Интенсивное развитие туризма отмечалось 
в странах с благоприятной внутренней 
и внешней политикой, устойчивым экономическим 
потенциалом, достаточным уровнем культуры 
и социальной поддержки граждан. Следует 
отметить, что существенное положительное 
влияние на рост международных туристских 
обменов оказали развитие транспорта, 
повышение его комфортабельности при 
доступных ценах, а также развитие средств 
информации и коммуникации.
1.1. 
Развитие туризма и 
Возникновение 
туризма на обширной территории нашей 
страны уходит корнями в древние 
времена и средневековье. Историю 
развития туризма в России вполне 
можно соотнести с 
Географическое положение России, расположенной в центре пересечения торговых путей между Западом и Востоком, с древнейших времен обеспечивало устойчивые международные связи, являвшиеся основой различного рода контактов. С принятием христианства эти контакты еще больше укреплялись за счет приезжавших из Византии представителей церкви, переводчиков, переписчиков книг и т.д., расширялись торговые связи. Русские купцы имели свои торговые ряды в самых разных странах. Многочисленные паломники совершали путешествия к святым местам.
В 1422-1472годах состоялись знаменитые путешествия Никитина “ хождения за три моря”, для нахождения новых рынков сбыта. Прошли Персию, Индию, а на обратном пути Сомали, Африканский берег. Никитин все записывал, все замечал.
Огромное значение в развитии российских путешествий сыграл Пётр I. Пётр I отправлял людей не только в деловые поездки, но и с познавательной целью. Петр наказывал: ”смотреть, видеть и записывать”. Петр ездил в Италию, Англию, Голландию, ездил не только сам с познавательной и оздоровительной целью, но и заставлял других ездить и лечиться. Петр стал основоположником бальнеологического туризма. Первый курорт, который создал Петр был назван в честь бога войны и железа Марса, “Марциальные воды”. В XVIII веке путешествия становятся важной частью жизни светского общества. Дворяне путешествовали по всему свету. В те времена было престижным побывать в Европе и на Востоке. Путешествия являлись средством для того, что бы вырвать человека из его повседневной жизни, расширить кругозор, освоить язык21.
До середины XIX века в Европе и России путешествия не являлись самоцелью. Путешествия преследовали торговые, образовательные, лечебные, познавательные, миссионерские и религиозные цели. В начале XIX века было положено начало экскурсионной деятельности.
Туризм игостиничная база превратились в «индустрию услуг», которая в сочетании с «индустрией развлечений» стала источником крупных доходов, получения прибыли. Современная «индустрия гостеприимства» включает в себя отели, рестораны, бары, курорты, игорные дома, казино, оздоровительные комплексы.
На Руси постоялые дворы, предшественники первых гостиниц, появляются в XII—XIII вв. В них гонцы отдыхали и меняли лошадей. Эти постоялые дворы — «ямы», как их называли, располагались один от другого на расстоянии конного перехода.
В связи с ростом промышленного производства и расширением торговых связей в XVIII —XIX вв. растет население городов, открываются новые гостиницы. В 1818 г. в Москве функционирует 7 гостиниц. В Петербурге в 1900 г. насчитывалось уже 325 гостиниц.
Туризм в 19 в. в целом не являлся массовым, как в Европе, потому что в стране после отмены крепостного права в 1861г. уровень прожиточного минимума для основной массы населения был очень низок, при этом низшие слои населения были абсолютно безграмотными.В 1900 году возникло ”Русское горное общество”. Его учредителями были знаменитые ученые: В.И. Вернадский, П.П. Семенов-Тян-Шанский, Н.М. Пржевальский и другие.
В 1910 г. в России было 4685 гостиниц, не считая постоялых дворов и трактиров с номерами. Все они принадлежали частным лицам и были чисто коммерческими предприятиями. Великая Октябрьская социалистическая революция положила начало развитию туризма нового типа. Именно в советский период туризм приобрел значимость массового социального явления, стал успешно содействовать решению многих воспитательных, образовательных и оздоровительных задач.
В 1921 году принимается декрет об организации домов отдыха. Начинается активное строительство турбаз, санаториев, курортных баз, пионерских лагерей и др.Под дома отдыха отдавались церкви, загородные дома, усадьбы помещиков и другие дома богатых людей, которые на сегодняшний день считаются памятниками архитектуры. Туризм вводится в спортивную классификацию, присваиваются спортивные разряды и звания. Он становится самостоятельным и полноправным видом спорта. В этот период в словарях и энциклопедиях напишут: туризм - вид спорта - групповые походы...22
Постепенно 
улучшается и методическая обеспеченность 
туризма.Можно сделать вывод, что 
к началу 40-х годов в советском 
физкультурном движении произошло 
окончательное становление и 
утверждение туризма как 
К 1940 г. гостиницы были построены в 669 городах. В годы Великой Отечественной войны был нанесен огромный ущерб всему народному хозяйству, в том числе и гостиничному.
В послевоенные годы развернулись большие работы по восстановлению, реконструкции и строительству новых гостиниц. Встала задача по восстановлению подорванного войной здоровья народа, туристские мероприятия осуществлялись в большей степени в оздоровительных целях. Возрастала роль туризма в проведении общественно-политических мероприятий.
Уже к 1960 г. в 1364 городах Советского Союза гостей обслуживали в1476 гостиницах. Дальнейший рост материальной и технической гостиничнойбазы в стране определили следующие факторы: развитие существующих городов и появление новых; рост промышленности, науки, культуры и искусства; увеличение материального благосостояния людей. Это создало предпосылки для развития внутреннего туризма, обмена делегациями, увеличения числа командированных и отпускников.
Многие 
граждане иностранных государств считали 
за честь быть представленными к 
российскому императорскому двору, 
побывать в Санкт-Петербурге, открывавшем 
для них гораздо более 
Открытие 
и научное признание лечебных 
свойств уникальных вод района Кавказских 
Минеральных Вод дало толчок развитию 
лечебно-оздоровительного туризма 
в Пятигорске, Кисловодске и Железноводске. 
Ранее неспокойный и 
К сожалению, в 1990-е гг. из-за экономической и политическойситуации в стране произошел значительный спад спроса на гостиничные услуги, но государство в те годы
Бурное 
развитие гостиничного хозяйства продолжалось 
в XX в. Этому способствовало резкое 
качественное и количественное увеличение 
автомобильного, авиационного ижелезнодорожного 
транспорта, оживление торговых, культурных, 
научно-технических и 
1.2 Основные этапы развития туризма и гостеприимства в России
Для начала следует сказать, что вистории развития туризма нет плавного течения.
Отличительными чертами первого этапа развития туризма в России являлись: а) примитивизм средств передвижения; б) путешествие не самоцель, а необходимое условие и средство достижения собственно цели, как-то: торговые дела, расширение образовательного кругозора, лечение, паломничество; в) элитарность путешествия. Важнейшую роль в развитии туризма на втором этапе сыграло развитие транспорта. Развитие туризма на этом этапе связано в значительной степени с расширяющимся экскурсионным движением. Идея организации экскурсий для молодежи была настолько популярна, что нашла свое отражение в школьных уставах. Дальнейшее развитие туризма связано с созданием своего рода досуговых объединений – «Тифлисский альпинистский клуб», «Крымский горный клуб», «Общество велосипедистов-туристов», «Российское общество туристов» и т.д., значительно развивших туристический бизнес в России. Третий этап – начало становления массового туризма. Международная и внутриполитическая обстановка в этот период (1-я мировая война, экономическая депрессия, 2-я мировая война, а внутри России – февральская и Октябрьская революции, гражданская война) оказала негативное влияние на развитие туризма, но именно в этот период происходит мощный расцвет массового туризма в России.
Информация о работе Современная государственная политика развития туризма и гостеприимства