Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 14:41, реферат
Славянофи́льство — литературно-философское течение общественной мысли, оформившееся в 40—х годах XIX века, представители которого утверждали о существовании особого типа культуры, возникшего на духовной почве православия, а также отвергали тезис представителей западничества о том, что Пётр Первый возвратил Россию в лоно европейских стран и она должна пройти этот путь в политическом, экономическом и культурном развитии.
Славянофи́льство — 
литературно-философское течение общественной 
мысли, оформившееся в 40—х годах XIX века, 
представители которого утверждали о 
существовании особого типа культуры, 
возникшего на духовной почве православия, 
а также отвергали тезис представителей 
западничества о том, что Пётр Первый возвратил 
Россию в лоно европейских стран и она 
должна пройти этот путь в политическом, 
экономическом и культурном развитии. 
Течение возникло как антипод западничества, 
сторонники которого выступали за ориентацию 
России на западноевропейские культурные 
и идеологические ценности. Как писал 
Ю. М. Лотман, «Отношение к западному миру 
было одним из основных вопросов русской 
культуры на всем протяжении послепетровской 
эпохи. Можно сказать, что чужая цивилизация 
выступает для русской культуры как своеобразное 
зеркало и точка отсчёта, и основной смысл 
интереса к „чужому“ в России традиционно 
является методом самопознания». В то 
же время Ю. М. Лотман категорически отвергал 
утверждение, что русские славянофилы — 
носители «подлинно русских начал», «противостоящие 
западной цивилизации». По его мнению, 
истинное славянофильство первой половины 
XIX века представляло собой «русское отражение 
идей немецкого романтизма», что, однако, 
«ни в коей мере не унижает его оригинальности 
и органичности для России» 
Славянофильство представляло собой мощное 
общественное и интеллектуальное движение, 
выступившее своеобразной реакцией на 
начавшееся ещё в эпоху Петра I внедрение 
в России западных ценностей. Славянофилы 
стремились показать, что западные ценности 
не могут в полной мере прижиться на российской 
почве и как минимум нуждаются в некоторой 
адаптации. Призывая людей обратиться 
к своим историческим основам, традициям 
и идеалам, славянофилы способствовали 
пробуждению национального сознания. 
Многое ими было сделано для собирания 
и сохранения памятников русской культуры 
и языка (Собрание народных песен П. В. Киреевского, 
Словарь живого великорусского языка 
В. И. Даля). Славянофилы-историки (Беляев, 
Самарин и др.) заложили основу научного 
изучения русского крестьянства, в том 
числе его духовных основ. Огромный вклад 
славянофилы внесли в развитие общеславянских 
связей и славянское единство. Именно 
им принадлежала главная роль в создании 
и деятельности славянских комитетов 
в России в 1858—1878 гг. 
Киреевский философски обосновывает идею 
о самобытности исторического пути русского 
народа и самобытности русской культуры. 
А. Хомяков в своих богословских сочинениях 
поднимает православное богословие на 
высшую ступень, философски обосновывает 
идею соборности православной церкви 
и соборности русского народа. Эти идеи, 
так же как и многие другие, развиваемые 
славянофилами, не что иное как древние 
русские идеи, забытые после Петровской 
революции. Изучение истории у славянофилов 
было направлено на поиск устойчивых факторов, 
влияющих на исторической процесс. Такими 
факторами, по мысли славянофилов, не могли 
быть ни природно-климатические условия, 
ни сильная личность, а только сам народ 
как единственный и постоянный действователь 
в истории. Славянофилы считали, что экономические, 
политические и другие факторы вторичны 
и сами определяются более глубоким духовным 
фактором верою, обусловливающей историческую 
деятельность народов. Народ и вера соотносятся 
так, что не только вера создает народ, 
но и народ создает веру, причем именно 
такую, которая соответствует творческим 
возможностям его духа. И.В.Киреевский 
критика западного рационализма и философия 
цельного духа Киреевский и Хомяков понимали, 
что русская мысль более глубоко укорененная 
в христианстве, чем западная, способна 
выдвинуть новые начала в философии и 
других областях умственной деятельности. 
Спасение России в развитии православного 
просвещения и православной культуры, 
а не в подражании культуре европейской. 
России необходимо, чтобы православное 
просвещение овладело всем умственным 
движением современного мира, чтобы, обогатившись 
мирской мудростью, истина христианская 
тем полнее и торжественнее явила свое 
господство над относительными истинами 
человеческого разума. Блестящий анализ 
противоречивости русских и европейских 
принципов дан И. В. Киреевским в статье 
О характере просвещения Европы и его 
отношения к просвещению России. И.В. Киреевский 
раскрыл внутреннюю связь протестантизма 
с католицизмом, которая выразилась в 
том, что в ходе Реформации в протестантизме 
односторонне усилились рассудочные начала, 
заложенные еще в схоластике Средневековья. 
Это привело к полному господству рационализма. 
По этой причине европейская культура 
пришла к недооценке духовных основ жизни 
и атеизму, отрицающему религиозную веру, 
то есть саму движущую силу истории. И 
католицизм, и протестантизм, по мнению 
славянофилов, противопоставив единство 
и свободу, исказили дух первоначального 
христианства, которое в полноте своего 
божественного учения представляло идеи 
единства и свободы неразрывно соединенными 
в нравственном законе взаимной любви. 
Склад ума, находимый Киреевским у Восточных 
Отцов Церкви безмятежная внутренняя 
целость духа как основа всего поведения 
и мышления. Вместе с христианством этот 
тип духовной культуры был усвоен русским 
народом, культура которого была чрезвычайно 
высока в XII-XIII веках. Целостность и разумность 
- основные черты ее, а на Западе - раздвоение 
и рассудочность. Во множестве проявлений 
жизни ярко выражено это различие 1 в Западной 
Европе - рассудочно-отвлеченное богословие, 
обоснование истины путем логического 
сцепления понятий на Руси - стремление 
к истине посредством внутреннего возвышения 
самосознания к сердечной целостности 
и средоточию разума 2 на Западе - государственность 
из насилий завоевания, на Руси - из естественного 
развития народного быта 3 на Западе - враждебная 
разграниченность сословий в Древней 
Руси их единодушная совокупность 4 на 
Западе - поземельная собственность - первое 
отношение гражданских отношений, на Руси 
- собственность только случайное выражение 
отношений личных 5 на Западе - законность 
формально-логическая, на Руси - выходящая 
из быта. Вообще на Западе раздвоение духа, 
наук, государства, сословий, семейных 
прав и обязанностей в России - стремление 
к цельности бытия внутреннего и внешнего 
постоянная память об отношении всего 
временного к вечному и человеческого 
к Божественному - такова древнерусская 
жизнь, следы которой сохранились и теперь 
в народе.